"Транспорт России"
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Сидорова Татьяна Анатольевна

Конспект урока по географии 9 класса "Транспорт России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9-м классе

Тема: "Транспорт России. Виды транспорта"

Цели урока

Образовательные:  1.способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте,  как отрасли материального производства;

                                     2. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»;                       3.  показать реальную действительность развития транспортной системы России;

Развивающие:      1. содействовать формированию УУД: работе с учебником, работе с картой, классификации и систематизации информации;

                                        2. обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала;

Воспитывающие:        1.  содействовать воспитанию любви к «большой и малой» Родине.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы:

- Словесные: объяснения, сообщения учащихся, рассказ с элементами беседы.

- Наглядные: демонстрация карт, анализ  карт «Атласа», презентация.

- Работа в «Технологической карте урока»

Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

1. карты России - физическая, экономическая, политико-административная,

2. мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)

3. «Атлас» 8-9 класс, «Сферы»

4. «Технологическая карта»

5. Учебник « География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс»

Этапы урока

Действия учителя

Действия  ученика

Примечание

I

Мотивация учащихся.

II

Актуализация знаний

III

 Поиск решения

III

Организация осмысления

нового материала.

IV

Итог урока.  Домашнее задание

Организационный момент.

Мотивация учащихся.

— Добрый день, ребята. Сегодня вы будете работать в парах. Надеюсь, все необходимое для урока у вас есть: атласы, учебники, «Технологическая карта урока».

Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.

- На протяжении ряда уроков  мы изучали хозяйство России.

- С какими отраслями хозяйства мы познакомились?

- К какой сфере производства они относятся?

 

- Сегодня мы начинаем изучать сферу услуг, которая относится,  к какому сектору экономики?

Работа с учебником

- Откройте учебник  на с. 64. Выпишите в «Технологическую карту» урока, что относится к сфере услуг.

Осмысление учащимися нового материала.

- А что позволяет отраслям промышленности эффективно работать, ведь, порой, они удалены на сотни и тысячи километров друг от друга? Как вы думаете, какая тема урока?

Роль транспорта в развитии хозяйства, в удовлетворении личных интересов населения трудно переоценить. Для чего же нужен транспорт?

Работа с учебником

- Основная функция транспорта.

- Главная задача транспорта.

- Что является главным показателем работы транспорта?

- Какие виды транспорта  вы знаете?

- Понятие «транспорт» включает в себя следующие компоненты:

средства передвижения, пути сообщения, вспомогательные устройства (порты, вокзалы, аэродромы и т.д.), специалистов- транспортников, управленческий аппарат. Все это формирует транспортную систему страны. Как  называют самые важные направления движения транспорта?

-Как Вы думаете? Приведите примеры крупнейших российских магистралей.

Например:  железнодорожная Байкало-Амурская магистраль, воздушная магистраль Москва-Хабаровск, «Дорога жизни»  связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)).

Работа с картами «Атласа»

-Проанализируйте карты атласа и выявите географические различия в уровне развития транспорта в разных районах страны. На основании анализа  заполните таблицу.

- По всей территории России равномерно протянулись транспортные магистрали?

- Под влиянием каких факторов сложилась современная транспортная сеть страны? С чем связана конфигурация транспортной сети России и почему?

- Сегодня 5 субъектов России не имеют железных дорог.

- Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения действительно образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы. Приведите примеры транспортных узлов в России. Запишите в «ТК»  урока.

 Организация самостоятельной работы учащихся в малых группах ( парами)

- Как работают все виды транспорта?  Могут ли они существовать в такой большой стране изолированно? Но почему мы используем и более дорогие по себестоимости виды транспорта? И менее быстрые?

В городах развит общественный транспорт.

-Каковы перспективы развития транспорта в нашей стране?

- Новейший вид связи «ГЛОНАСС».

 

Параграф 20, разобраться в диаграммах и таблице на стр.65, заполнить таблицу  «Влияние транспорт на условия работы человека»

- А на следующем уроке мы познакомимся с транспортом, о котором речь идет в рекламе

 

- Промышленностью, сельским хозяйством.

- Материальной.

- Первичный и вторичный сектор экономики.

-Третичному, нематериальному сектору экономики.

Работа с учебником.

Заполнение «Технологической карты».

- Транспорт

Работа с учебником

- Перемещение в пространстве грузов и пассажиров.

-Обеспечивать связи между предприятиями, потребителями и районами страны.

- Грузооборот и пассажирооборот                        (произведение массы груза или числа пассажиров на расстояние). Измеряются в тонно-километрах (т/км), пассажиро - километрах (пасс./км.)

Автомобильный, морской, речной, воздушный, железнодорожный, трубопроводный, ЛЭП

- Самые важные, основные направления перевозок грузов или главные дороги принято называть магистралями.

Например: автомагистраль Москва-Санкт-Петербург, магистральные   нефте- и газопроводы, крупные реки – это водные магистрали.

Работа с картами «Атласа»

- Нет. Где-то густая сеть, а где-то практически нет.

- Географическое положение  (климат ), площадь, рельеф, исторический,  многолетняя мерзлота, заболоченность, порожистость рек и т.д.

- Санкт-Петербург, Москва, … . КАД

Самостоятельная работа

 в малых группах по классификации и систематизации новой информации «Определите вид транспорта по его преимуществам и недостаткам»

- Все виды транспорта работают согласовано, дополняя друг друга.

- Наверное, у каждого вида есть такие преимущества, которые делают его незаменимым.

-Транспорт будет развиваться, совершенствоваться, т.к. от этого зависит развитие страны.

На партах:

атласы, учебники, «Технологическая карта урока» для каждого ученика.

Фронтальный опрос

2 минуты

Транспорт (лат. от лат. trans — «через» и portare — «нести») -переношу, перемещаю.

Презентация

Слайд 1-2

с.64

Слайд 3

Слайд  4

Презентация

5-13 слайд.

+ сообщения учащихся

(опережающее задание)

Слайд  14-16

Слайд 17

Работа с учебником

и «Атласом»

Учебник

Слайд 18-20

Работа с учебником

Учебник, «ТК», материал презентации

Слайд 21

Слайд 22

Анализ схемы слайда

Просмотр рекламы ЖД России

«Россия живет дорогами»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ГЕОГРАФИЯ

02.12 2014г.                             _________________________________________       9-Б класс

  1. Сфера услуг - __________________  сектор экономики, производит  ____________ .

Примеры:_________________________________________________________________________________________________________________________________________  .

 Тема урока                   ________________________________________________________________

2._______________________________________                 ________________________________________

________________________________________                   ________________________________________

3.Проанализируйте карты атласа и выявите географические различия в уровне развития транспорта в разных районах станы. Заполни таблицу.

Районы

Плотность дорог,  км  на 1000 км²

Части районов, где значительная  доля грузов перевозится речным транспортом

Аэропорты, по концепции аэродромной сети  2020 г.

Европейский Север

железных

автомобильных , с твердым покрытием

Европейский Северо-Запад

Центральная Россия

Европейский Юг

Поволжье

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

     

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________

Транспортные узлы- __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

4. Определите вид транспорта по его преимуществам и недостаткам

Особенности

        

                                Преимущества                        Недостатки

 Возможность доставки грузов в труднодоступные  районы    

Значительная стоимость перевозок

Возможность быстрой транспортировки.                          

Зависимость от погодных условий.

Относительно небольшое количество грузов

Это-___________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

5.  Транспортная система

Рассчитайте, какую долю от общего количества времени, которое ваши родители затрачивают на дорогу от дома до места работы и обратно, исходя из показателей:

* рабочий день- 8 часов; количество рабочих дней в месяц- 20.

* Доля времени, затраченного на дорогу от общего количества рабочих часов в месяц: ___________________________________________________________________________________

Влияние транспорта

Решающее

Существенное

Незначительное

Доля времени, затраченного на дорогу,%

более 25

10-25

      менее  10

Число родителей

Доля родителей от общего числа родителей в классе

Проанализируй полученные данные,  и сделайте выводы о роли транспорта в жизни человека. Приведите  другие примеры влияния транспорта на жизнь человека.                

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»

Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...

Тема: Транспорт России. Роль и значение сухопутного транспорта.

Цели урока: изучить транспортную систему РФ, выявить влияние различных видов транспорта на окружающую среду,выявить достоинства инедостатки каждлго вида транспорта....

Транспорт России

презентация по структуре транспортной сети России. Эта презентация составлена для уроков географии в 9 классе....

Транспорт России

В презентации показаны виды транспорта России....

Урок географии "Транспорт России", 9 класс

Разработка урока географии в 9 классе по ФГОС с описанием основных этапов урока, задач (целей обучения), деятельности учителя и учащихся на уроке....

Урок географии в 9 классе Транспорт России

Тема урока " Транспорт России "...

Разработка урока по географии России "Транспорт России" 9 класс

Разработка урока по географии в 9 классе по теме "Транспорт".Предлагается презентация, опорный конспект, а также сценарий урока.Тема урока является одной из значимых в курсе экономической географии. В...