Методические разработки внеклассных занятий по географии 5-8кл
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
В декаду естественных наук или недели географии проводятся внеклассные мероприятия. Предлагаю сценарии для разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografichesk.chempionat_8kl.docx | 19.42 КБ |
zov_dzhdungley7kl.docx | 17.13 КБ |
igra_morskoy_boy_5kl.doc | 49 КБ |
puteshestvie_v_mezozoy-_vremena_dinozavrov.docx | 19.83 КБ |
chto_gde_kogda_-7-8kl.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по географии для учащихся 8 класса
Географический чемпионат
Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна
Цель: прививать интерес к предмету, воспитывать чувство прекрасного, любознательность, учить выступать публично, сотрудничать в группе, воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческие способности, речь, закреплять умения работать с картой.
Оборудование: таблички для жюри, сигнальные карточки для капитанов, задания, картина И.И. Левитана «Большая вода», магнитофон, записи аргентинского танго и ламбады, секундомер.
Для команд: бумага, ручки, фломастеры, атласы, эмблемы.
Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побеждённый
Обязательно будет кто-то среди вас
Я буду рада, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Умение, знание, веселье позволит вам
Сыграть вничью.
Представляю вам жюри: биолог, океанолог, геоморфолог, гидролог (в жюри приглашены учащиеся 10-11 классов). Они выставляют оценки от 1 до 5. Так как у нас чемпионат, то будут учитываться не только правильные ответы, но и время выполнения.
1. Приветствие команд (название, эмблема)
Представление капитанов.
2.Домашнее задание:
а) стихотворение на экологическую тему.
б) любопытные явления в природе.
Чтобы стать чемпионом, необходимо тренироваться дома, а с домашним заданием вы успешно справились. Сейчас разминка её проводят члены нашего жюри.
Вопросы биолога:
- Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют белую окраску? (насекомые, опыляющие цветы, хорошо видят только белый цвет)
- Какие цветы пахнут мёдом? (алиссум)
- Какие цветы используются для приготовления лекарств? (ландыши, ноготки, ромашки)
Вопросы океанолога:
- Самая глубокая впадина в океане. (Марианский желоб, 11022м)
- Самое солёное море. (Красное)
- Какие два моря России противоположны по положению, температуре воды, названию? (Белое и Чёрное)
Вопросы гидролога:
- Когда жара иль дождь идёт,
Тебя от них всегда укрою.
Прочти меня наоборот-
Узнаешь озеро большое. (Навес – Севан)
- Первый слог мой – нота,
Буква – слог второй,
Целое – широко
Разлилось рекой. (До- н)
- Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени-
Стану спутником Земли. (Лена – Луна)
Вопросы геоморфолога:
- Второе название Восточно-Европейской равнины. ( Русская)
- Какие горы являются границей между Европой и Азией? (Уральские)
- Огромная, сильно заболоченная равнина России. (Западно-Сибирская)
Показ на карте всех географических объектов.
Объявляются итоги «разминки»
Чемпионат.
Задания даются всем командам одинаковые. Учитывается время и правильность ответа
- Опишите картину И.И. Левитана «Большая вода»
Какое природное явление описал художник?
- Произнесите на одном дыхании несколько индейских слов правильно: Аконкагуа -
Поопо – Титикака – пирарука.
Какие объекты они обозначают? (гора - озеро-озеро-рыба)
- Найдите ошибки.
Рассказ бывалого моряка.
По небу плыли белые кучевые облака, вдруг полил сильный дождь. Громадная волна –цунами то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды, но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, неподалёку, мы отправились в лес, в котором нашли родник и набрали пресной воды.
- Звучит музыка. Какую природную зону вы представляете? Нарисуйте.
- Исключите лишнее слово: Алжир, Никарагуа, Египет, Конго, Ангола.
- Какие из вещей возьмёте в Турцию: плащ, пальто, зонтик, шорты, футболку, сапоги, валенки, меховую шапку, панамку.
- По музыкальному фрагменту узнайте танец и назовите его Родину. (ламбада- Бразилия, танго – Аргентина)
Жюри объявляет итоги.
Дополнительный материал.
(Можно использовать в качестве домашнего задания)
Цветной град.
Жители небольшого перуанского городка Инкильпата в Андах наблюдали, как вперемешку с обычным градом на землю падают красные и голубые льдинки. За день до града в этой местности отмечались крупные движения пластов почвы. Воздух наполнился пылью, которая попала в капельки облаков, а из них в градинки. А так как горные породы Анд отличаются разнообразными тонами, легко объяснить и цвет градин.
Озеро чернил.
Рядом с алжирским городом Сиди-Бель-Аббес находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, сто и в чернилах. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других существ. Вода его пригодна только для письма.
Реки с кислотой.
Вода некоторых притоков Ориноко и Амазонки поражает своим необычным темным цветом. Налитая в стакан, она производит впечатление крепкого кофе. Удивляет то, что даже в самую в самую сильную жару эта, казалось бы сильно загрязнённая вода не портится. Исследуя воду, химики налили в неё немного щелочи. Вода стала светлой, на дне стакана выпал осадок. Но откуда в воде взяться кислотам? По-видимому, она образуется при разложении некоторых прибрежных растений. Чем больше содержится в водах этих кислот, тем больше их растворяющая способность, тем интенсивнее протекают процессы разрушения горных пород.
Озеро.
Андрей Вознесенский
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мёртвое море - священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу - не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал – заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала,
Вечер подсвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории-
«Эти, Байкал загубили которые?»
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа –
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху,
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал:
«Мёртвое море – священный Байкал»
Роберт Рождественский
Леса топорщатся,
и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!...
Но считанные птицы
над считанными рощами летят.
Дрожит камыш
на считанных озёрах,
и считанные рыбы
ждут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин
ухает из тьмы.
Неужто внуки
Лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?!
Очень простые стихи.
МихаилДудин
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по географии для учащихся 6 – 7 классов
Зов джунглей
Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна
Цель: расширять кругозор детей в области географии и смежных дисциплин, воспитывать любознательность, любовь к природе, укреплять здоровье учащихся.
Оборудование: жетоны с изображением банана и кости, 2 верёвочки, 2 ватмана, фломастеры, 2 блюдца с молоком, 4 деревянных кирпичика, 2 бинта.
I. Вступительное слово учителя.
В клуб пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
Дорогие ребята, сегодня в этом зале пройдут состязания между командами «хищников» и «травоядных». Давайте поприветствуем команды. Похлопаем лапами, ластами, плавниками, крыльями. Болельщики «травоядных» занимают места справа, а «хищников» – слева. За каждый правильный ответ команда «хищников» получает кость, а «травоядных» – банан.
II. Игра.
Конкурсы:
- Назовите за 1 минуту как можно больше хищников.
Назовите за 1 минуту как можно больше травоядных.
- «Быстрые зайцы»
Нужно за короткое время допрыгать до финиша со связанными руками и ногами.
(Первому участнику связывают руки помощники учителя, а остальные друг другу)
Вопросы:
-Почему заяц зимой гложет осину, она ведь горькая?
( Да, горькая, но в осиновой коре содержится до 10% жира, так необходимых им)
-Известно, что новорождённых зайчат зайчиха кормит 3- 4 суток, а затем оставляет
одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует ни какой зверь?
(На теле зайчат нет потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчата подбирают под себя)
- Конкурс капитанов. Рассказы – загадки.
Платье из лепестков.
Однажды майский жук пригласил стрекозу на бал. Она очень обрадовалась, ёщё бы. Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе – гусеницы и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала мотылька на луг. А на лугу расцветали яркие маки, трепетали нежные лепестки. Мотылёк сорвал два мака и отнёс их гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить бальное платье.
- А хватит ли лепестков с двух маков? – спросила стрекоза.
- Ну, конечно, - успокоила портниха.
И, действительно, хватило. Да ещё и остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом стрекозы и спрашивали: « Сколько лепестков пошло на такое чудесное платье?» Но стрекоза не знала. А вы знаете? (9)
Муравьиные лепёшки.
Знаете ли вы, что на деревьях растут муравьиные лепёшки? Когда лепёшки созревают, муравьи переносят их в кладовые. Вот один муравьишка снял 12 лепёшек, положил их в корзину, а поднять не может. Уж он брался и так, и этак, из сил выбился, а корзина ни с места. Подошёл старый муравей, покачал головой:
- Возьми третью часть лепёшек.
Сколько лепёшек понёс муравьишка? (4)
Шуточные вопросы болельщикам.
- Где находится крыша мира? (Гималаи)
-Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля)
-У какого озера 336 сыновей и 1 дочка? (Байкал)
-К какому месту земного шара можно проехать только с севера? (К южному полюсу)
-Через какие ворота может пройти ледокол? (Карские ворота)
-Какой полуостров жалуется на свою величину? (Ямал)
4.Нарисуйте на плакате крупным планом животное:
-Верблюд – 1 команда
-Слон – 2 команда
(Звучит музыка. 1 участнику сообщается, какое животное нарисовать, а остальным- нет, рисуют отдельные части тела, например 1 – голову, 2 – туловище и т.д.)
5.Выпей молоко из блюдца без помощи рук.
(Под блюдом вопрос)
-Кто появляется весной раньше – насекомые или птицы, которые едят насекомых?
а) птицы,
б) насекомые,
в) они появляются одновременно.
- Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?
а) пройду мимо,
б) закрою ранку глиной или пластилином,
в) попью соку и пойду дальше,
г) свой вариант
Берёзка
Э. Мошковская
На заре зелёную берёзку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток
Мимоходом, в шутку, не со зла
Может быть с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой на повал,
Только кто-то ласковый и мудрый
Рану у неё забинтовал.
И ушел, оставшись безымянным,
Доброглазый этот человек
И огонь ликующий, зелёный
С той поры в ветвях её не гас
Очень уж хотелось знать спасённой,
Кто её от верной смерти спас.
- «Переправа»
-Узнай, через какую реку будешь переправляться.
Если ноту верно угадаешь,
К этой ноте звук согласный подберёшь,
То в названье этом реку ты узнаешь,
И её, конечно, назовёшь (Дон)
-Какой горный хребет и река России носят одинаковое название.
К торжественному звуку
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
С севера на юг. (Урал)
При помощи деревянных кирпичиков вся команда должна перебраться на другой берег реки, не касаясь пола)
- «Окажи помощь»
-Перевяжите пострадавшего при переправе человека. (забинтовать голову)
Вопросы:
-Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)
-Какое болотное растение можно использовать вместо ваты и йода? (сфагнум, торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество– сфагнол)
III. Итог
( по количеству жетонов определяем победителя)
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра « Морской бой»
5кл
Цель: развитие познавательного интереса к естественным наукам, формирование коммуникативных компетенций.
Оборудование: 4 игровых поля для команд, 1 поле – демонстрационное, жетоны, фломастеры
I.Сообщение правил игры
Несмотря на то, что наша игра напоминает «морской бой», этот бой интеллектуальный. Все вопросы, так или иначе, связаны с природой и экологией. Экология изучает взаимосвязи между всеми компонентами природы.
Каждая команда из 5 учащихся получает по игровому полю, в котором отмечен их квадрат. Каждый член команды рисует на нём по 2 корабля и подписывает их. Если вы бьёте мимо, то ход переходит к соперникам, если попадаете в цель, то участник, в чей корабль вы попали, отвечает на мой вопрос. Если ответ правильный, команда получает право выстрелить.
II. Разминка.
Разминка позволяет определить номера команд по числу набранных жетонов.
Загадки.
- Тает снежок, оживает лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной)
- Что верхушкой вниз растёт? (сосулька)
- Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? (летом)
- Крашеное коромысло через реку повисло. (радуга)
- Не зверь, не птица – нос как спица. (комар)
- Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (осенью)
- Сидит - зеленеет, лежит – желтеет, падает – чернеет. (лист)
- Вьётся, извивается, в небо направляется. (река)
- Снег выпадает, река замерзает, метель гуляет – когда это бывает? (зимой)
- В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)
- Не зверь, а воет. (вьюга)
- В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи)
Продолжи поговорку.
1.Лето со снопами, осень с … (пирогами)
2.За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь)
3. Лето собирает, зима… (поедает)
4. На то и щука в море, чтобы карась… (не дремал)
5. Береги нос в большой… (мороз)
III Вопросы для игроков
1.Древние славяне, создавая свой календарь, ориентировались по небесному телу:
а) Луне; б) Солнцу; в) Венере
2. В длительный поход лучше надеть такие носки:
а) синтетические;
б) шерстяные;
в) хлопчатобумажные
3.Самые большие по размеру яйца несут птицы:
а) пингвины;
б) страусы;
в) чайки
4.В трёх агрегатных состояниях может находиться вещество:
а) стекло;
б) кофе;
в) вода
5.Цветок папоротника имеет цвет:
а) красный;
б) жёлтый;
в) никакой, папоротник не цветёт
6.Назовите прибор для изучения погодных явлений:
а) мензурка;
б) барометр;
в) линейка
7. Исключительно в Африке живёт животное:
а) слон;
б) зебра;
в) волк
8.Для того, чтобы исчез полиэтиленовый пакет, брошенный в лесу, должно пройти:
а) 10 лет;
б) 50 лет;
в) 200 лет
9.В Солнечной системе такое количество планет:
а) 5;
б) 8;
в) 9
10.Гроза, ливень, град, землетрясение, вулканизм принадлежат к явлениям
а) географическим;
б) биологическим;
в) химическим
11. Детёнышей оленей называют:
а) чижик;
б) пыжик
12.После отдыха в лесу пластиковый мусор следует:
а) закопать;
б) сжечь;
в) собрать и отнести на мусорник
13.Снег быстрее тает:
а) в городе;
б) в лесу
14. Гориллы бьют себя в грудь:
а) чтобы лучше откашляться;
б) чтобы избавится от блох;
в) чтобы отогнать врага
15. Условная линия в том месте, где земля сливается с небом, и которая будет двигаться вместе с вами, куда бы вы ни пошли, называется:
а) линией горизонта;
б) линией электропередач
16.Назовите птицу, которая умеет летать:
а) фламинго;
б) пингвин;
в) страус
17. Для дыхания необходим газ:
а) азот;
б) озон;
в) кислород
18. Иногда можно заметить, что лягушки светятся в темноте. Это происходит потому, что:
а) они наелись светлячков;
б) в их организме накопилось слишком много фосфора
19.Если вы стоите лицом на север, то по правую сторону от вас будет:
а) юг;
б) восток;
в) запад
20.Направление ветра определяют с помощью прибора:
а) брюгера;
б) флюгера;
в) барометра
21.Базальт и гранит принадлежат к горным породам:
а) осадочным;
б) магматическим.
22.Редчайшие или исчезающие виды животных заносят в книгу:
а) Красную;
б) Зелёную
23.Общее название всего животного царства:
а) фауна;
б) флора;
в) экология
24.Пустыня Сахара расположена на материке:
а) Евразия;
б) Африка;
в) Австралия
25.Жуки-светлячки светятся для того, чтобы:
а) мы могли читать ночью;
б) привлечь внимание противоположного пола;
в) осветить путь другим животным
26.Определение своего местоположения на местности называется:
а) ориентирование;
б) проектирование;
в) моделирование
27.Рыба, которой не существует в природе:
а) рыба-бабочка;
б) морской ангел;
в) летающая рыба;
г) рыба-ракета
28. Ягуары прячутся на нижних ветвях деревьев и оттуда бросаются на свою жертву. Они не охотятся на верхушках деревьев. Потому что боятся: а) высоты;
б) огромных птиц- гарпий;
в) что тонкие верхние ветки сломаются под их весом.
29.Птица, не умеющая хорошо плавать:
а) пингвин;
б) буревестник;
в) топорик;
г) попугай
30. Наша область расположена в пределах крупной формы рельефа:
а) Восточно-Европейской равнины;
б) Западносибирской равнины;
в) Среднесибирского плоскогорья
IV Подведение итогов
Места распределяются по количеству оставшихся кораблей.
Приложение. Игровое поле.
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по географии для учащихся 7 – 8 классов.
Путешествие в мезозой – времена динозавров
Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна
Цель: познакомить с этапами в истории Земли, эрами и периодами, их продолжительностью, пополнить знания учащихся о динозаврах, расширять кругозор, учить выступать публично, воспитывать любознательность.
Оборудование: презентация, геохронологическая таблица, коллекция горных пород «Формы сохранности растений и животных»
I. Рассказ учителя. (демонстрация коллекции)
На гладком камне веточка папоротника с тонкими жилками. Будто нарисована, но попробуй стереть её резинкой. Она не сотрётся. Это окаменевшая веточка из древнего леса. Рядом расправил крылья жук. Тоже каменный. Когда-то он ползал по этой веточке.
Вот жёлтый прозрачный янтарь. Это окаменевшая смола древнего дерева. В янтаре комарик. Он увяз в древней смоле много миллионов лет назад.
На каменной глыбе видна тропинка. Это следы лап с тремя пальцами. Будто ворона прошла или курица. Но следы больше слоновьих. От следа до следа несколько метров. Кто же бродил здесь в далёкие времена? Ответы на подобные вопросы ищет наука палеонтология, что значит «наука о древней жизни»
( презентация)
История человечества делится на три больших этапа. История древнего мира. История средних веков и новая история. Похожие этапы выделяются в истории Земли: палеозой, мезозой, кайнозой. Палеозой – эра древней жизни. Мезозой – эра средней жизни. Кайнозой – эра новой жизни. В конце палеозойской эры растения, насекомые и рыбы начали заселять сушу.
Мезозой – время ящеров. Время непроходимых джунглей, вечного лета. Высоко в поднебесье качались громадные ветви древовидных папоротников. На хвойных деревьях шуршали кожистые широкие листья. На полянах росли саговники, похожие на пальмы и папоротники. Гинкговые деревья с веером листьев на верхушках стояли непроходимой стеной.
В ту пору не росли цветы на полянах. Странные зубастые птицы не пели и не щебетали, а шипели и квакали. И везде ящеры. На земле, на воде и в воздухе. Ящеры большие и маленькие, мирные и хищные. Покрытые кожей и волосами. Ящеры на двух и четырёх ногах. Ящеры, у которых вместо ног ласты. Словом, ящеры – хозяева Земли.
Мезозой длился около 165 миллионов лет и делится сейчас палеонтологами на три периода. Триасовый – всего 45 миллионов лет, был засушлив. Юрский период продолжался около 58 миллионов лет. Он был жарким и влажным. Последний период мезозоя – меловой. Он продолжался около 65 миллионов лет и замечателен тем, что в конце его вымирают динозавры, а растительный мир становится похожим на наш – современный.
II. Беседа.
-Что вы знаете о динозаврах?
-Почему эти животные получили такое название?
Динозавр - значит удивительный или ужасный ящер. Слово образовано от двух греческих: «дейнос» – страшный, удивительный и «заурос» - ящерица.
Так назвал этих ящеров в 1834 году знаменитый английский натуралист сэр Ричард Оуэн, который первым понял, что в руках у него оказался совершенно новый отряд ископаемых рептилий.
Учёные подразделяют динозавров на следующие группы:
- Тероподы
- Зауроподы
- Орнитоподы
- Цератопсы
- Стегозавры
- Анкилозавры
- Пахицефалозавры
III. Рассказы подготовленных учащихся
Все эти динозавры обитали на суше, а также были и другие, которые летали и плавали.
Ихтиозавр.
Ихтиозавр – водяной ящер. Прожили ихтиозавры 150 миллионов лет до самого конца мезозоя. Длина их тела достигала 16 метров.
Предки ихтиозавров – животные наземные, которых великая засуха пригнала к воде. Их ноги превратились в ласты. Кроме того, развились плавники. Питались они рыбой. Ихтиозавры рождали живых детёнышей. Новорождённый малыш – ихтиозавр сразу должен был плыть вместе с матерью, которая заботилась о его безопасности.
Ихтиозавр – не млекопитающее, как дельфин. Он – рептилия, поэтому его тело могло изгибаться только из стороны в сторону в горизонтальной плоскости, совсем как у рыб.
Листрозавр.
Листрозавр – это древний бегемот. Оказалось, что 240 миллионов лет назад Антарктиду населяли бегемоты. Все знают, что современные бегемоты – млекопитающие. А древние бегемоты южных материков были рептилиями. Родичами ящер и черепах. И назывались они листрозаврами.
Два огромных клыка в верхней челюсти, похожих на клыки моржей, были главным оружием этих животных. Длинная, опущенная вниз морда, высоко посаженные ноздри и глаза листрозавров убедили учёных в том, сто перед ними водяные рептилии, но по образу жизни, напоминающие современных бегемотов. Также как бегемоты, питались они водными растениями. Наевшись, застывали, погрузившись в тёплый ил, и только верхняя часть морды, как перископ, всегда торчала над водой. По размерам же листрозавры были не больше современных карликовых бегемотов, едва вырастая до двух метров в длину.
Диплодок.
Диплодок – значит «двудум». Палеонтологи назвали этого динозавра так потому, что в конце спины, в крестце, у него был второй мозг. Очень заманчиво было предположить, что этот мозг «командовал» хвостом. Тем более, что он даже больше головного. А головной мозг диплодока весил меньше мозга котёнка.
Птеранодоны.
Птеранодоны – летающие ящеры жили 80 миллионов лет назад, когда в воздухе уже носились птицы. Размах крыльев этих гигантских ящеров достигал 16 метров. Подобно современному альбатросу – птеранодоны были живыми планерами. Одни птеранодоны питались рыбой, другие – падалью, так как жили далеко от моря, а реки и озёра не могли прокормить такого гиганта. Скорее всего, природа возложила на него роль мусорщика и санитара.
Зауролоф.
Зауролоф – обладатель необычной зубной системы. В его челюсти развивался вертикальный ряд зубов, состоящий из 5-6 зубов, как бы насаженных друг на друга. В результате получилась высокая коронка. Вертикальные зубные ряды сливались между собой, образуя единую «батарею». Зубная система становилась более прочной. Общее же число зубов во рту переваливало за тысячу.
Лонгисквама.
Лонгисквама – самая необычная из летающих четвероногих рептилий. Её девять пар тоненьких крылышек – это не изменившиеся конечности, как у птиц, а парные спинные чешуи. Такого природа не создавала никогда.
Только боги древних греков и ангелы наделены и руками и крыльями. И вдруг животное далёкого триасового периода рассказывает нам правдивую историю о «шестикрылых серафимах», на самом деле живших на Земле 200миллионов лет назад.
Вывод: Динозавры принадлежали к классу рептилий, или пресмыкающихся, который включает в себя современных животных, как ящерицы, змеи, морские и сухопутные черепахи, крокодилы, аллигаторы.
IV. Викторина.
- Видел ли хоть один человек на Земле динозавров?
( Нет, первые люди появились 4 млн лет назад, а динозавры жили в мезозойскую эру, которая продолжалась с 228 до 64 млн лет назад.)
- Могли ли люди обнаружить останки динозавров на всех материках, включая Антарктиду?
( Да, в древности существовал 1 материк)
- В каких странах найдены останки динозавров?
( В США, Канаде, Танзании, Монголии, Китае, Австралии, Индии, многих странах Южной Америки и Европы)
- Были ли у динозавров жилища?
(Крупные отдыхали где-нибудь на опушке леса или под утёсом в излюбленном месте, а помельче отыскивали себе жилища.)
- Жили ли динозавры на одном и том же месте?
(Травоядные искали новые пастбища)
- Какой была кожа динозавров?
(Жёсткая, сухая, водонепроницаемая, состояла из мелких круглых чешуек, у некоторых был панцирь)
- Каких размеров достигали самые большие динозавры?
(Брахиозавр-12м – рост, 23м – длина, 70тонн – вес; диплодок-27м; сейсмозавр-36м, 130 тонн - обнаружен в США)
- Каких размеров достигал самый маленький динозавр?
(Компсогнат – длина тела 70см и то большая часть приходилась на хвост)
- Что ели динозавры?
(Траву, ветки, листья; травоядные съедали за 1 день до 1 тонны травы; мелкие рептилии, птицы, рыбы, насекомые, крупные хищники съедали мелких)
- Для чего служили некоторым динозаврам очень короткие передние лапы?
(Никто не знает, тираннозавр не мог даже этими лапами дотянуться до рта)
- Как размножались динозавры?
(Откладывали яйца)
- Как выглядели яйца динозавров?
(Твёрдая скорлупа, морщинистая поверхность, один тупой конец; длина яйца от 12см до 17см – 20см, примерно страусиное яйцо, в гнёздах было до 30 штук и больше.)
- Были ли динозавры хорошими родителями?
(Да, кормили родители детёнышей до тех пор, пока они не становились взрослыми)
- Какая у динозавров была кровь и сердце?
(По составу кровь мало чем отличалась от нашей, сердце огромных размеров – оно должно было перегонять кровь к голове на высоту до 25 м )
- Что погубило динозавров?
(Гипотез много: вулканы и землетрясения, резкое похолодание, метеориты, резкое потепление, хищники съели травоядных, незнакомые микроорганизмы привели к болезни.
По мнению большинства учёных - похолодание, грандиозная катастрофа: Земля столкнулась с гигантским метеоритом)
Y Подведение итогов викторины.
Заключение.
Рассказ о первой женщине – палеонтологе Мэри Эннинг. (первая находка в 12 лет)
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по географии для учащихся 7 – 8 классов.
Что? Где? Когда?
Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна
Цель: способствовать развитию познавательного интереса, расширять кругозор детей, воспитывать толерантность, умение работать в группе, быстро принимать решения.
Оборудование: нарисованный телевизор, картинки с изображением людей, задающих вопросы; барабан со стрелкой, цветные жетоны, макеты 2 скрипичных ключей, карточки с вопросами, презентация с изображением животных и правильными ответами.
I. Вступительное слово учителя.
В этом зале собрались все, кому интересна наука география, кто любознателен, любит природу, хочет больше узнать о животном мире нашей планеты. ( Представление ведущих- учеников 9-11 классов)
II. Объяснение правил игры.
Ведущий 1: Для проведения игры нам необходимо сформировать 2 команды по 5 человек.
(Среди желающих проводится жеребьёвка)
Ведущий 2 рассаживает команды друг против друга. По центру стоит стол с барабаном и карточками.
Обе команды выбирают себе вопрос при помощи барабана со стрелкой. На обдумывание даётся 2 минуты. У каждой команды есть макет скрипичного ключа. Им можно воспользоваться 2 раза за всю игру, для того чтобы продлить время на обдумывание.
Во время таких пауз зрителям и участникам предлагаются номера художественной самодеятельности, занимательные вопросы.
За каждый правильный ответ команда получает красный жетон, за частично правильный – зелёный.
III. Игра.
1. Прячет ли страус голову в песок? Зачем?
Ответ: Да, но не от страха, как уверяют легенды, а от паразитов. Погрузив голову в горячий песок и закрыв глаза, страус ждёт некоторое время, чтобы паразиты, которых много у него под перьями, от жары песка погибли или убежали. Затем сам не выдержав нагрева, вынимает голову из песка и отряхивается.
- Боятся ли дикие звери огня?
Ответ: Нет, не боятся – говорит известный зоолог Бернгард Гджимек. Врожденного страха у зверей нет. Львы, например, спокойно подходят совсем близко к огню и ложатся в ещё тёплую золу. Антилопы пасутся у самого края степного пожара, а птицы собираются здесь стаями, чтобы поохотиться на насекомых, спасающихся от огня.
- Сколько лев уничтожает за год крупных животных?
Ответ: В среднем 15 животных с общим весом чуть более 1,5 тонн. Получается, что в день лев съедает около 4,5 кг мяса.
- Для чего змеям необходим яд?
Ответ: У змей яд выделяют железы пищеварительной системы. Змеи не разрывают добычу на куски, а глотают целиком. Чтобы переварить пищу, необходимы быстродействующие, разрушающие ткани вещества. Ими и является змеиный яд. Поэтому главное назначение яда - ускорение обработки пищи. Второе значение – защитное и атакующее.
Чем токсичнее яд у змеи, тем быстрее, успешнее пищеварение и крепче здоровье.
- Плюются ли змеи?
Ответ: Да, но не все, а только 2 вида африканских кобр: ошейниковая и черношейная. Плевок отравленный: в нём 4 миллиграмма яда. Он вылетает из отверстий ядовитых зубов и летит метра 2 – 3. Бывает до 30 плевков подряд. Обычно целится кобра в глаз подошедшего зверя или человека. Попадает метко. Попадание в глаз опасно: сильная боль, воспаление глаза, временная или постоянная слепота, также опасно и попадание на кожу лица.
- Какое насекомое обращает в бегство львов и слонов?
Ответ: Бродячие муравьи. Они кочуют обычно под покровом ночи или сумерек. У некоторых видов колонны растягиваются на сотни километров. Нелегко от них убежать. Они пожирают на своём пути буквально всё живое. У солдат бродячих муравьёв острые, как ножи, челюсти. Они выгрызают ими кусочки мяса своих жертв. Даже большое животное, попавшее в их окружение, за считанные минуты бывает обглодано до костей.
- Кто сильнее – лев или тигр?
Ответ: Тигр сильнее льва. Когда подерутся лев с тигром, всегда почти достаётся больше ранений и поражений льву. Да и весовые категории разные: лев – 100-250 кг, тигр -200-350 кг, длина тела льва с хвостом 3, редко 3,5 метра, а тигра 3,5-4 метра. Самый сильный тигр сибирский (или амурский) 3,75 метра.
- У кого нос как огурец?
Ответ: У обезьяны. Живут в Китае, в горных лесах обезьяны кахау. У них нос как у клоуна – вислый огурец сантиметров 10. Чем старше самец – тем длиннее нос. И когда этот носач ест, отодвигает в сторону свой нос.
- Может ли скорпион сам себя ужалить?
Ответ: Да, нужно только окружить скорпиона горящими углями. Он бросается во все стороны, но выхода нет. И, не желая умирать в муках, убьёт себя уколом жала.
- Чем отличается удав от питона?
Ответ: Питоны – это змеи Африки, Азии, Австралии, а удавы живут в Америке и Европе. Они размножаются по-разному: питоны откладывают яйца, а удавы рождают живых детёнышей.
- Какая змея самая большая?
Ответ: Анаконда, рекордная её длина 11,43 метра. Прочие змеи, измеренные учёными, не длиннее 9 метров.
- Стреляет ли дикобраз иглами?
Ответ: Стреляет, в случае опасности.
- Чем отличается аллигатор от крокодила?
Ответ: У аллигатора самый большой зуб 4, а у крокодила 5, и при закрытой пасти он виден, а аллигатора не виден.
- Кто самый когтистый?
Ответ: Гигантский броненосец. У него самые огромные когти на земле, длиной и шириной они с ладонь. Даже у льва когти слабее.
- Растёт ли хлеб на деревьях?
Ответ: Растёт, на хлебных деревьях. Такие деревья встречаются на тихоокеанских островах. С дерева срезают готовый хлеб, правда сырой. Пекут его на раскаленных камнях.
- Какие куры откладывают яйца в кучу мусора?
Ответ: Сорные куры. Живут в Австралии. Яйца не высиживают, а откладывают в кучу мусора. При гниении выделяется тепло, и яйца лежат как в инкубаторе.
IV. Итог
Подведение итогов по количеству набранных жетонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии "Морской бой"
«Морской бой» - интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать для актуализации знаний в области географии, повышения интереса к предмету....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии «Твоя игра"
Игра рекомендована к проведению как способ проверки и углубления знаний по предмету, а также как одного из этапов подготовки к олимпиадам по географии. Возраст учащихся 12-16 лет (7-11 кл). Время пров...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 класса Игра по станциям «В поисках сокровищ»
Методическая разработкавнеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 классаИгра по станциям «В поисках сокровищ»(в рамках недели географии)Основная цель игры – развитие кругоз...