Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»
статья по математике (5, 6 класс)
Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия.
Основная идея использования материалов краеведения на уроках математики в качестве приёма обучения заключается в возможности создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.
Одна из главных задач педагога сегодня – привить детям как можно раньше понимание непрерывности развития культуры народа, осознание преемственности поколений и сформировать целостное представления об окружающем нас мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование материалов краеведения на уроках математики | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»
Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия.
Основная проблема состоит в том, что в методике преподавания математики в общеобразовательной школе возможности использования историко-краеведческих сведений еще недостаточно исследованы и реализованы в практике обучения. К тому же проблема использования краеведения в школе важна и современна как для теории, так и для практики.
Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Процесс воспитания и формирования духовно-ценностных ориентаций, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребёнка, формирования всесторонне развитой личности.
Основная идея использования материалов краеведения на уроках математики в качестве приёма обучения заключается в возможности создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире. Именно в школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира.
Одна из главных задач педагога сегодня – привить детям как можно раньше понимание непрерывности развития культуры народа, осознание преемственности поколений и сформировать целостное представления об окружающем нас мире. Верный и благодатный принцип, проверенный веками, отцом педагогики Яна Амоса Коменского и великим ученым М.В. Ломоносовым.
Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы – статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.[1]
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей. Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.[2]
Обоснованность применения рассматриваемого в моей работе педагогического приема заключается в том, что вычислительные навыки на уроках математики формируются и применяются, как бы играя, на материале искусства чисел, способствуют систематизации знаний об окружающем мире, сочетая математические знания с историей и культурой родного края в воспитании детей.
Элементы истории и краеведения, гармонично вливаясь в урок математики, в комплексе решают задачи: образовательные (учащиеся лучше усвоят знания по теме), развивающие (школьники научатся разнообразным приемам познавательной действительности: сравнению, классификации, обобщению, абстрагированию и т.д.) и воспитательные (формируются такие качества личности, как пытливость, любознательность, любовь к Родине).
Объём краеведческого материала велик, поэтому я в своей работе выделяю три содержательных блока: исторический, географический и эколого-биологический.
Исторический блок дает возможность ученикам освежить ранее полученные знания об истории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также необходимо иметь в виду, что история как наука, включает в себя несколько важных функций, одна из которых оказывает существенное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности, патриотизма, сознательности и, собственно, именуется воспитательной функцией. Следовательно, исторический блок краеведения является неотъемлемой частью воспитания ученика общеобразовательной школы.
На устном счете я использую различные исторические сведения:
- Найди ключ к решению примеров, и ты узнаешь, кто это?
Автор 6 симфоний, 10 опер, 3 балетов и других произведений. Родился 7 мая 1840 г. в г. Воткинске, а умер 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге. Кто это?
1 – Мусоргский
100 – Бородин
10 – Чайковский
- Выписать из текста все числовые данные и отгадать о каком городе идёт речь.
Этот город основан 16 мая 1703 года по волеизъявлению Петра I на пустынных, холодных землях, отвоеванных у Швеции в ходе Северной войны. Город-порт, «окно в Европу», выход в Балтийское море.
В городе произошли три революции: 1905—1907 годов, Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года, Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город 872 дня находился в блокаде, в результате которой по официальным данным погибло 630 000 человек. На деле же жертв в разы больше — около 1,5 миллиона мужчин, женщин и детей, уверены историки. Город носит звание Город-герой с 1965 года. В его составе три «Города воинской славы»: Кронштадт, Колпино, Ломоносов.
Исторический центр города и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Площадь города составляет сегодня 1439 кв. км, население - 5 281 579 человек.
В настоящее время в городе– втором по величине университетском центре страны – более 90 высших учебных заведений и более 350 научных организаций, многие из которых снискали всемирную славу, это более 10% научного потенциала страны.
В этом городе интересно не только учиться и работать, здесь интересно жить. (Санкт-Петербург)
Географический блок. Использование географических сведений положительно влияет на усвоение математических знаний. География одна из древнейших наук, многие основы были заложены еще в Древней Греции и обобщены в 1 веке нашей эры Клавдием Птолемеем. Используя географические сведения о родном крае, можно отрабатывать различные вычислительные навыки, решать логические цепочки, разгадывать ребусы, проводить анализ числовых данных.
3. Соедините - трёхзначные нечетные числа
- простые числа
- двузначные четные числа
- числа, делящиеся на 5
- однозначные числа
- дробные числа
и вы узнаете какая река, через какой город Ленинградской области протекает.
123 Гатчина 11 Тихвинка
25,1 Кудрово 6 Луга
9 Луга 500 Коваши
34 Любань 549 Ижора
17 Тихвин 0,36 Оккервиль
- Сосновый Бор 62 Тигода
- Найди ключ к решению примера и ты узнаешь какой климат в городе Санкт-Петербург.
10 – резко-континентальный
10 000 – переходный от континентального к морскому
1 000 – морской
100 000 - умеренно-континентальный
Эколого-биологический блок. В наше время нельзя забывать об актуальности экологических проблем. Каждый человек должен понимать, что необходимо существовать в гармонии с природой, ибо данный фактор существенно влияет на возможность дальнейшего развития человеческой цивилизации. В связи с чем, возникает необходимость в рамках школьного воспитания, приобретения внутреннего осознания личности жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Информацию эколого-биологического характера, которая актуально для нашего края, использую при решении текстовых арифметических задач.
5. Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения (подвергнутся гниению) 2 года, а полиэтиленовый пакет в 100 раз дольше, чем бумага. Стеклянная банка будет лежать в 5 раз дольше, чем полиэтиленовый пакет. Консервная банка на 88 лет дольше, чем бумага. Узнай, сколько лет надо пролежать до полного разложения полиэтиленовому пакету, стеклянной и консервной банкам.
6. Семья скворцов за время гнездования уничтожает до 8000 майских жуков. Сколько жуков уничтожается, если каждый ученик твоего класса сделает по одному скворечнику?
7. Нельзя мыть машины и мотоциклы в водоёмах с проточной водой и источниках питьевой воды, потому что пол-литра бензина и других нефтепродуктов в состоянии испортить 5000 л питьевой воды. Сколько литров воды может испортить 8л бензина? Вырази количество воды в десятилитровых вёдрах.
8. Лесной воздух содержит меньше бактерий, чем городской. Из-за фитонцидов в одном кубическом метре воздуха в лесу количество болезнетворных бактерий не превышает 500. В городе же количество бактерий увеличивается в 72 раза. Сколько бактерий содержится в 1 кубическом метре воздуха в городе?
Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Именно поэтому многие педагоги стараются применять различные приемы на своих уроках математики, в том числе с использованием краеведческих материалов, так например, одна из учителей математики Ульяновской области Ховрина О.В. при проведении уроков алгебры в 7-8 классах активно использует краеведческий материал в качестве учебного приема.
По мнению Ховриной О.В., использованию этого приёма способствует
привлечению внимания любви к малой Родине, поскольку воспитание неотделимо от обучения и развития. Через решение задач можно заострить внимание:
-культуре своей области;
-бережливого отношения к природе;
-способствовать формированию чувства патриотизма;
-привлечь внимание к тому, что наш край – Родина многих видных ученых, артистов – край культурных традиций;
-прочувствовать важность особо охраняемых памятников природы;
-понимать важность экологии в сегодняшнее время.[3]
Представленные задания с содержанием материалов краеведения, в статье Ховриной О.В. используются в основном на уроках обобщения при применении тестов. В заданиях предложенных, данным учитель прослеживается некоторая однотипность, в связи с тем, что зашифровывается в тестовых заданиях, слово, которое ученики расшифруют, и после этого дается краеведческая справка.
Мною же предложены задания, которые отличаются своим разнообразием и высокой вариативностью формирования межпредметных связей. В моих материалах использованы различные виды заданий: ребусы, кроссворды, графические диктанты, числовые цепочки, диаграммы, текстовые арифметические задачи для устного и письменного решения, упражнения с таблицами и нумерацией чисел, математические диктанты.
В тексте задач и заданий содержится краеведческий материал: информация о животном и растительном мире нашего края, выработке продукции, достижениях, сведения из летописей и истории города, из научных открытий и жизни замечательных людей, а также экологические сведения. И в ввиду большого объема и количества имеющихся заданий, в статье представлена их малая часть.
Внедрение материалов истории, географии, экологии в уроки математики не только придает им практическую направленность, но и создает особую эмоциональную атмосферу на уроке, расширяет кругозор, повышает познавательную активность учащихся.
Наблюдения показали, что в зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах урока.
Краеведческий материал, позволяет укрепить связь обучения с жизнью, побуждает у учащихся интерес к математическим знаниям и пониманию их практического значения.
Таким образом, систематическая работа по использованию краеведческого материала на уроках математики ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, расширяет кругозор учащихся, позволяет учитывать в обучении и воспитании региональный компонент, способствует формированию национального самосознания и духовно-ценностных ориентаций.
Литература
- Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, 2013. - 256 c.
- Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
[1] Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, 2013. С. 36.
[2] Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, С. 38.
[3] Ховрина О.В. Использование краеведческого материала на уроках математики [электронный курс] // Слово педагога: всероссийское издание СМИ ЭЛ № ФС 77-67160. URL: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=392 (дата обращения: 29.11.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »
Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....
Статья по теме: « Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников.»
Концепция педагогической деятельности...
Статья на тему "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"
статья об использовании технологии проблемного обучения...
Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытст...