Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена по УМК А.И.Алексеева (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnogo_kursa_geografii_dlya_6_klassa_sostavlena_na_osnove.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Беркутская средняя общеобразовательная школа»
627032, Тюменская область, Ялуторовский район, с.Беркут ул.Первомайская 29 тел. 91-1-70
Berkutskajschkola@yandex.ru ОКПО 45782164, ОГРН 1027201463695, ИНН/КПП 7228002294/720701001
«Принять и рекомендовать «Утверждено» приказом
к утверждению» №78-ОД от 29.08.2014
протокол
педагогического совета
№2 от «29» августа 2014 года
Рабочая программа
по географии
для обучающихся 6 класса
Учитель:
Летунова Светлана Леонидовна
(первая квалификационная категория)
2014-2015
Рабочая программа учебного курса географии для 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.);
- авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011;
Авторская рабочая программа на изучение географии в 6 классе отводит 34 часов (1 час в неделю, из них 1 ч. – резервное время), согласно действующему учебному плану МАОУ «Беркутская СОШ».
В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.
Программы направлены на развитие и формирование универсальных учебных действий, а так же на духовно-нравственное развитие и воспитания личности.
Вклад географии как учебного предмета в достижении целей основного общего образования трудно переоценить.
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся :
- комплексного представления о географической среде как о среде (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно–общественных территориальных систем, формирующих и развивающихся по определенным законам;
-умение ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств( план ,карта и т. д.),а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими ,экологическими ,демографическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей ,об основных закономерностях развития природы ,о размещении населения и хозяйства ,об особенностях и о динамики главных природных ,экологических ,социально- экономических ,политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания ,о географических подходах к устойчивому развитию территории.
ЦЕЛЯМИ изучения географии в основной школе являются:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях ( планета в целом, территории материков ,России, своего региона)
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов
-понимание основных природных ,социально- экономических ,экологических геополитических процессов и закономерностей ,происходящих в географическом пространстве России и мира
-формирование системы интеллектуальных ,практических ,универсальных ,учебных ,оценочных, коммуникативных умений, ,обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде
-формирование общечеловеческих ценностей ,связанных с пониманием значимости географического пространства для человека ,с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, наблюдения путешествия ,традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов ,проектов
-формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы .карты, компьютерные программы. презентации)
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными ,социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи ,ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков ,сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях ,а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс .На изучение географии отводится
5-6 класс -35 часов (1 час в неделю). По учебному плану Беркутской СОШ 5-6 класс 34 часа (1 час в неделю)
7-8-9 классах по 68 часов (2 часа в неделю)
В соответствии с базисным учебным (образовательным ) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающая среда», включающий определенные географические сведения ,по отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей ,теорий ,законов ,гипотез для старшей школы. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТЫ),ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание программы курса "География Земли" 6 класс. 34 часа (1 час в неделю)
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (12 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Их соотношение. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы. Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой.
Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Методы изучения океанских глубин. Свойства воды. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Волны.
Океанические течения, приливы, отливы. Жизнь в океане. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система. Речной бассейн, водораздел. Питание рек. Режим рек его зависимость от климата. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площадей водосборных бассейнов, направления течения рек. Озера их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа.
Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте. Подземные воды. Их происхождение и виды, возможности использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.
3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.
4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды.
Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура и её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха. Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам. Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление
ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние на жизнь и деятельность человека.
Метеорологические приборы и инструменты. Погода. Элементы и явления погоды. Воздушные массы. Типы воздушных
масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; условия их формирования и свойства. Климат и климатические факторы. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы. Влияние погодных и климатических
условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.
2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.
3. Построение и анализ розы ветров.
4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы. Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Типы почв. Условия образования разных типов
почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы. Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние
человека на биосферу. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.
2. Описание одного растения или животного своей местности.
Тема 4. Географическая оболочка Земли (5 ч)
Понятие «географическая оболочка». Состав, границы, строение географической оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Широтная зональность и высотная
поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон Земли. Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Природное
наследие. Положительное и отрицательное влияние человека на ландшафт.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».
2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
34 часа из них контрольных работ – 4, практических работ – 4.
Календарно-тематическое планирование
уроков географии в 6 классе (34 часа, 1 час в неделю, из них 1 ч. – резервное время)
№ | Тема | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Срок проведения | Коррекция | |||||||
личностные | предметные | метапредметные | |||||||||
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (12 ч) | |||||||||||
1. | Состав и строение гидросферы | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - гармонично развитые социальные чувства и качества: - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» | Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | |||||||
2. | Мировой океан | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте | Регулятивные Работа с картой Систематизировать информацию о океанах Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого | ||||||||
3. | Входной контроль | ||||||||||
4. | Решение практических задач по карте | Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы | Познавательные обозначение на контурной карте Поиск информации по атласу коммуникативные Обсуждение значения открытий Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях | ||||||||
5. | Воды Океана | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице | Познавательные Поиск информации о океанах Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом коммуникативные Обсуждение значения географической науки в парах, группах | ||||||||
6 | Реки Земли | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); | Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста | Познавательные | |||||||
7 | Реки Земли | ||||||||||
8 | Озёра, подземные воды и ледники | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр мира и России. Составлять описание озёр по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников | Познавательные | ||||||||
9 | Озёра, подземные воды и ледники | ||||||||||
10 | Гидросфера и Человек | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; | Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека | Познавательные Иметь представления о понятиях Знать определение «Гидросфера» Коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | |||||||
11 | Решение практических задач по карте Практическая работа 1 Описание реки и озера по плану. | Выполнять практическое задание самостоятельно. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы | Познавательные умение описывать реки и озера | ||||||||
12 | Контрольная работа №2 по теме «Гидросфера – водная оболочка земли» | ||||||||||
Атмосфера — воздушная оболочка Земли - 10 ч. | |||||||||||
13 | Состав и строение атмосферы | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — кухня погоды» | Познавательные Иметь представления о понятиях. Регулятивные Умение работать с учебником и картами | |||||||
14 | Тепло в атмосфере | Вычерчивать и анализировать графики 1 изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам | Познавательные Иметь представления о понятиях. | ||||||||
15-16 | Атмосферное давление. Ветер | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды | Познавательные Знать понятия атмосферное давление и ветер | ||||||||
17-18 | Влага в атмосфере | Решать задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику | Познавательные научиться определять относительную влажность Регулятивные абсолютная и относительная влажность воздуха. Коммуникативные | ||||||||
19 | Погода и климат | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов. | Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами | Познавательные Наблюдение за погодой Регулятивные Определение температуры. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы | |||||||
20 | Наблюдение за погодой. Карты погоды | Познавательные Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. | |||||||||
21 | Атмосфера и человек | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений | Познавательные Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Регулятивные Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Коммуникативные | ||||||||
22 | Контрольная работа №3 по разделу «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» | ||||||||||
Биосфера — живая оболочка Земли - 3 ч. | |||||||||||
23 | Биосфера — живая оболочка Земли Практическая работа №3. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота | Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником Коммуникативные | |||||||
24 | Почва как особое природное образование | Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв | Познавательные Почва — особый природный слой. Плодородие — важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. типы почв Умение слушать товарища | ||||||||
25 | Биосфера — сфера жизни | Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата). Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды | Коммуникативные Работа в группах Умение работать с картой мира и сравнивать наиболее известные страны. Устанавливать основные приемы работы с учебником | ||||||||
Географическая оболочка Земли - 5 ч. | |||||||||||
26 | Географическая оболочка Земли. Свойства и закономерности географической оболочки. Природные зоны Земли и культурные ландшафты | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу | Познавательные Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Широтная зональность и высотная поясность. Понятие «природная зона». Выяснять причины возникновения внутренних и внешних сил Земли Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. Коммуникативные Оценить действия партнеров | |||||||
27 | Природные зоны Земли. | ||||||||||
28 | Культурные ландшафты | ||||||||||
29 | Влияние человека на ландшафт | ||||||||||
30 | Обобщение по разделам «Биосфера – живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка» | ||||||||||
31 | Обобщение по разделу «География Земли» за курс 6 класса | ||||||||||
32 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. | ||||||||||
33 | Резерв | ||||||||||
34 | Резерв |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение
1. В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы.
2. А.И. Алексеев. Учебник географии 5-6 класс.
3.Географический атлас. 6 кл. - М.: Дрофа, 2014.
4.Контурная карта. 6 кл.-М.: Дрофа, 2014.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
- кабинет
- компьютер,
- цифровой проектор
- большой экран
-цифровой микроскоп
-таблицы
- электронные средства обучения
- макеты
- глобусы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...