Курс «Мой край, моя семья в годы ВОВ»
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
В настоящее время в связи с переходом на федеральные государственные стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Данный курс создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Цель курса: сохранение связи времён и поколений, воспитание гражданских чувств через сопричастность к судьбе своего Отечества, формирование уважительного отношения к родителям, старшему поколению.
Задачи курса:
- вовлечь учеников и их родителей в творческую проектно - исследовательскую работу;
- пробудить интерес к событиям страны, истории своего города, своей семьи
Результатом работы станет
изготовление штендера с фотографией члена своей семьи, принимавшего участие в боях Великой Отечественной войны;
участие в акции «Бессмертный полк»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на федеральные государственные стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Данный курс создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Курс педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Сегодня проблема изучения истории своего города, своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, а также наш город в 2015 году отмечает 60-летний юбилей, а вся страна будет праздновать 70-летие победы в ВОВ. Изучение истории города, семьи в годы ВОВ способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории города, своей семьи в годы ВОВ содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к данным событиям; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Цель курса: сохранение связи времён и поколений, воспитание гражданских чувств через сопричастность к судьбе своего Отечества, формирование уважительного отношения к родителям, старшему поколению.
Задачи курса:
- вовлечь учеников и их родителей в творческую проектно - исследовательскую работу;
- пробудить интерес к событиям страны, истории своего города, своей семьи
Общая характеристика курса
Курс носит теоретико-практический характер: в первый раздел - теоретический материал кто, что, где, когда, как…; второй раздел – практическая самостоятельна исследовательская деятельность детей и родителей: сбор сведений, работа с архивным материалом и фото, составление и заполнение автобиографических сведений об членах семьи, участвовавших в ВОВ.
Этот вид поисковой работы достаточно сложен, но чрезвычайно важен. Поиск предполагает несколько этапов:
- выявление всех родственных связей у старших членов семьи; запись в рабочей тетради максимальной информации о представителях рода;
- систематизация полученной информации (по годам), составление очерков жизни о каждом родственнике участвовавшим в ВОВ;
- сбор фотографий членов семьи и рода участвовавших в ВОВ;
- описание места проживания представителей рода с возможной фиксацией времени (с какого, по какой год жили в том или ином месте); описание места службы в годы ВОВ;
- изготовление штендера с фотографией члена своей семьи, принимавшего участие в боях Великой Отечественной войны
Основные принципы курса
- Включение обучающихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Результатом работы станет
изготовление штендера с фотографией члена своей семьи, принимавшего участие в боях Великой Отечественной войны;
участие в акции «Бессмертный полк»
Описание места курса в учебном плане
Курс «Мой край, моя семья в годы ВОВ» представляет систему занятий для обучающихся 6 классов
Курс включает 17 занятия (рассчитан на одно полугодие).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В ходе реализация курса на всех этапах происходит развитие коммуникативных УУД. Происходит развитие задатков и творческого потенциала личности, создаются условия для личностного самоопределения и самовыражения, формируется положительно-активное отношение к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности), формируется эмоциональная и мотивационная готовность личности к процессу воспитания и самовоспитания.
При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели
В результате изучения данного курса получат возможность формирования следующих результатов:
Личностные:
- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;
- выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
– определять и формулировать цель деятельности;
– проговаривать последовательность действий;
– высказывать свое предположение (версию);
– работать по составленному плану;
– совместно с педагогом и другими членами группы давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников;
–развивать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– развивать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– развивать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– развивать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные универсальные учебные действия:
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
–добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, полученную информацию и используя учебную литературу;
–овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
– соблюдать нормы этики этикета;
– развивать логические действия анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– выражать свои мысли;
– объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
– развивать навыки сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
– выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
– аргументировать, доказывать;
– вести дискуссию.
Содержание курса
№ п.п. | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Кузбасс в годы ВОВ | 6 |
3 | История моей семьи в годы ВОВ | 3 |
4 | Война в лицах моей семьи | 6 |
Итого: | 17 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формы контроля | ||||
1 | Введение | 1 | . Сбор информации из разных источников | |||||
2. | Введение | 1 | Определение способа оформления и составление алгоритма действий. | Макет штендера | ||||
Кузбасс в годы ВОВ | ||||||||
3 | Коренные народы Кузбасса в ВОВ | 1 | Посещение ГКМ, изучение архивных материалов | Сообщение | ||||
4 | Города Кузбасса в годы ВОВ | 1 | Работа с информацией о предприятиях. «Все для фронта» | Сообщение | ||||
5 | Судьба Междуреченска в военной судьбе России | 1 | Сбор информации из разных источников. Посещение ГКМ | Сообщение | ||||
6 | Ветераны ВОВ нашего города | 1 | Встреча с ветераном | Сообщение | ||||
7 | Война в назнаниях улиц Междуреченска | 2 | Опрелелить улицы города, названные в честь героев ВОВ | Презентация | ||||
История моей семьи в годы ВОВ | ||||||||
9 | Мои прабабушка и прадедушка. | 1 | Сбор информации | Презентация | ||||
10 | Родственники моей семьи | 1 | Определение степени родства в семье, | Составление схемы «Моя семья» | ||||
11 | Ветераны ВОВ в моей семье | 1 | Составление сообщений | Сообщение | ||||
Война в лицах моей семьи | ||||||||
12 | Семейный фото архив | 1 | Подбор фотографий | фотоколлаж | ||||
13 | изготовлению штендера | 1 | Изображение подписи с краткой информацией о ветеране | Защита презентации | ||||
14-17 | Рекомендации по изготовлению штендера | 4 | изготовление штендера с фотографией члена своей семьи, принимавшего участие в боях Великой Отечественной войны | защита презентации |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических исследований, М., Наука, 1977.
- Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983.
- Шуранов Н.П. Основные этапы развития Кузбасса // Кемеровской области 60 лет: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области. 15 мая 2003 года, г. Кемерово. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
Снегирева Л.И. Помощь Кузбасса районам страны, пострадавшим от фашистской оккупации // Кемеровской области 60 лет: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области. 15 мая 2003 года, г. Кемерово. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
- Непомнящих С.П. Вклад кузбассовцев в завоевание Победы // Кемеровской области 60 лет: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области. 15 мая 2003 года, г. Кемерово. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
- Егорова С.В. К вопросу о решении проблемы кадров на Кузнецком металлургическом комбинате в годы войны // Кемеровской области 60 лет: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области. 15 мая 2003 года, г. Кемерово. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
- Ведьмин О.П. Комсомольцы и молодежь Прокопьевского рудника в 1941-1945 годах // Кемеровской области 60 лет: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области. 15 мая 2003 года, г. Кемерово. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
- Статистика призыва Беловского райвоенкомата за годы Великой Отечественной войны // Бловский вестник.- 2005.-9 мая – с.10
- Подвиг на все времена / Ред. и сост. Л.В. Лезина. – Белово, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Мой край Шолоховская земля"
Программа предназначена для изучения краеведческого материала Шолоховского района....
Программа элективного курса "Родной край"
Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...
Рабочая тетрадь по курсу "Родной край Хакасия" 6 класс
Печатное пособие, рабочая тетрадь по курсу «Родной край – Хакасия» 6 класс....
Рабочая программа по учебному курсу"Наш край. География"
Курс «Географическое краеведение» введён в учебный план 8 класса школ Ненецкого автономного округа в качестве составной части предмета «Наш край» согласно приказу Управления о...
Саратовский край в 1907-1914 годах.
Саратовский край в 1907-1914 годах.(презентация)....
Исследовательская работа "История немецких спецпереселенцев в Нарымском крае в 1941 - 1945 годах"
Эту работу выполнил учащийся 7 класса под моим руководством. В Томской области проживает большое количество народов разных национальностей. Второе место по численности занимают немцы. В этой работе по...
Курс «Мой край, моя семья в годы ВОВ»
В настоящее время в связи с переходом на федеральные государственные стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.Данный курс создает условия для социал...