Мастер Класс Литературная география
план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему

Дородницына Людмила Евгеньевна

Литература и география неразрывно связаны. Данный мастер класс  посвящен творчеству великих русских поэтов А.С. Пушкину и М.Ю . Лермонтову, в их произведениях можно  увидеть ту красоту природных объектов, которая не отражается в сухих научных отчетах исследователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_geografiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  проведения мастер класса «Литературная география»

Пушкин в Болдине (Тихонова Нина Григорьевна)

Болдино… Золото и синь,
Тонкий мостик, теплый листопад,
Болдино – святыня всей Руси,
Дом старинный, яблоневый сад.

Над прудами стелется листва,
Слышен говор, легкий шум шагов,
И туристов пёстрая толпа
К Пушкину стремится вновь и вновь.

Он встречает лаской и теплом,
Он нетороплив и рад гостям:
« Вот мой дом, вот стол, лежат на нем
Повести, что здесь я написал.

Там ещё стоит моя свеча
И висят портреты на стене,
Этот лист я скомкал сгоряча –
Всё напоминает обо мне.

Я в саду гуляю иногда,
На горбатом мостике стою,
Помечтаю с няней у пруда,
Отдохнуть присяду на скамью

И пишу. Закончил я роман
И простился с юностью своей,
Впереди любовь – или обман,
Жизнь сложна, не станет веселей.

А пока холера, осень, дождь,
Но проглянет солнышко опять –
И приходит муза, ее ждёшь,
И перо само начнет писать.


И выходит вдруг из-под пера
Сказка про попа и про Балду.
Но пришла, пришла уже пора
Прозе ясной. Знать не пропаду,

Напишу о предках и друзьях,
Окунусь в историю страны,
Расскажу о бунтах и царях,
О слепых превратностях судьбы,

Что возносит человека вдруг,
А потом низвергнет с вышины.
Много, много есть сюжетов, друг,
Знай, пиши, да только не ленись».

С ветки слышен птичий пересвист,
На воде от ветра легкий след,
На плечо слетает жёлтый лист,
И опять задумался поэт.

Он не знает, что сулит судьба,
Но душа его «в заветной лире»
В Болдине осталась навсегда,
Навсегда живет «в подлунном мире».

Литературная география – это путешествие с помощью литературных произведений и сегодня нашими путеводными звездами станут произведения великих русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Путешествие наше мы начинаем

На корабликах разных сейчас поплывем

И в разные бухты мы с вами заглянем,

О многом узнаем, получим урок

Уважаемые участники сегодняшнего  мероприятия у моих помощников  в руках звездочки  выберите себе ту которая вам больше всего понравиться и подойдите к тому  помощнику у которого звездочка такого же цвета прикреплена на груди.

Вот команды наших кораблей в сборе и мы отправляемся в путь.

Но куда нам плыть , у нас же нет карты

Конечно же карту нашу разорвал ветер и нам её нужно собрать

Уважаемые команды ваше 1  задание

У Вас в конвертах лежат частицы карт, соберите их и определите что, это за территория.

На всю работу 5 минут, как только команда выполнит задание,  помощник поднимает шарик, этой команде присуждается дополнительный балл.

Ответы участников

Слайд с картой.

Путешествуя наши главные герои  замечались и восторгались всем увиденным красотам природы, а сумеете ли вы  уважаемые команды найти географические объекты в   произведениях М.Ю Лермонтова и А.С. Пушкина, а так же определить  кто автор вашего произведения

Подведение итогов значок  мудрой совы

Мы собрали карту, угадали стиха, а теперь обратимся к заморской культуре синквейна

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например:

Пушкин Александр Сергеевич
величайший русский
творил, писал, восхищал
еще при жизни стали именовать гением
поэт

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Сейчас в течении 5 минут каждой команде будет предложено составить свой синквейн на заданную тему:

1. М.Ю. Лермонтов

2. Болдино

3. Михалковский фестиваль

4. Наша школа

5.Путешествие

6. География

7. Литература

Синквейны ваши

Необычные, удивительные

Покоряли, восхищали, поражали

Сподвигнули мыслительный процесс

Молодцы!

А теперь конкурс «Рекламный»

Придумайте рекламу для нашего путешествия она может быть звуковой в виде лозунга, например « Во глубине земли Нижегородской, есть необычное село, для  изученья пушкинской эпохи, нам с вами всем оно дано»

 Или в виде пантомимы, песни.

Дерзайте!

Подведение итогов. Вручение сертификатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Гимн географии"

Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...

Мастер-класс "Гимн географии"

Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Мастер - класс «Литературное краеведение. Татары на Волге».

Мастер - класс по курсу "Культура народов Поволжья. 5 класс"...

Мастер - класс по географии "Извержение Вулкана" 2022 г 5 класс

Я плююсь огнем и лавой,Я – опасный великан,Славен я недоброй славой,Как зовут меня?( вулкан) Ссылка на Информационный плакат и Видеоролик https://disk.yandex.ru/d/ogE6LFpGbWpF3g...