Программа доп. образования. Туризм
рабочая программа по географии на тему
Программа доп. образованя "Мир туризма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turizm._programma_dop._obrazovaniya.docx | 12.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Радченко У. А., учитель географии, Крснодар, МБОУ СОШ № 22
Программа дополнительного образования по географии
"Мир туризма"
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Мир туризма»предназначена для учащихся 8-9 классов.
Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).
ТРС – сложные системы, предназначенные для обслуживания людей во время отдыха (рекреация – от лат. recreatio – восстановление, синоним термина «отдых» – восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.
Для изучения ТРС требуются совместные усилия медико-, экономико- и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований. Особенно актуально содержание программы в преддверии зимней Олимпиады в 2014 г.
Особенностью преподавания является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т.д.
Цели программы: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.
Задачи программы:
· Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
· Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.
· Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения рекреационных объектов.
· Оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.
· Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
Врезультате изучения курса учащиеся должны знать:
– соотношение понятий «отдыха» и «рекреация»;
– виды рекреационной деятельности;
– соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;
– ТРС и методы изучения ТРС;
– главные рекреационные районы мира.
Учащиеся должны уметь:
– использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
– давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Колич. часов | В том чисе | Форма контроля | ||
Лекц. | Практ. | Семин. | ||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки | 8 | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа, участие в семинаре |
Рекреационная география России | 3 | 1 | 1 | 1 | Самостоятельная работа, участие в семинаре | |
3 | Региональные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии | 18 | 5 | 4 | 9 | Самостоятельная работа, участие в семинаре |
4 | Итоговые занятия | 1 | 1 | 2 | 1 | Самостоятельная работа, участие в семинаре |
Итого 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Введение (1 час).
Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (8 часов).
Лекция: Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (1 час).
Лекция: Понятие о рекреационной географии. (1 час).
Семинар: Отдых и рекреация (1 час).
Лекция: Виды рекреационной деятельности (1ч.)
Лекция: Классификация туризма (1 ч.)
Семинар: Лидеры международного туризма (1 ч.)
Урок-практикум: Деловая игра «Новые уголки» (1 ч.)
Семинар: Список Всемирного наследия(1 ч.)
Тема 2. Рекреационная география России (3 часа)
Лекция: Рекреационная география России (1 ч.)
Семинар: Рекреационная география России. Деловая игра. (1 ч.)
Урок-практикум: Игра-путешествие. «Неизвестными дорогами России» (1 ч. )
Тема 3. Региональные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (18 часов).
Лекция: Туризм в Краснодарском крае(1 ч.)
Семинар: Туристическая привлекательность региона. Туристические районы, выделяемые в крае. (1 ч.)
Лекция: Краснодар, как центр туристического региона. Рекреационные ресурсы города(1 ч.)
Семинар: Развитие туризма на степных реках края. (1 ч.)
Лекция: Туризм на побережье Азовского моря. (1 ч.)
Семинар: Перспективы развития побережья Азовского моря. (1 ч.)
Лекция: Объекты Таманского полуострова(1 ч.)
Семинар: Туристическая привлекательность Черноморского побережья(1 ч.)
Практикум: Составление комплексной характеристики одного из курортов Черноморского побережья. (1 ч.)
Семинар: Дорогами ВОВ. (1 ч.)
Практикум: Курорт Большой Сочи. Туристическая привлекательность города и окрестностей. (1 ч.)
Семинар: Сочи-2014(1 ч.)
Семинар: Олимпийские резервы(1 ч.)
Практикум: Деловая игра. «Привлекаем туристов» (1 ч.)
Лекция: Туризм в предгорной зоне края. (1 ч.)
Семинар: Перспективы развития туризма в предгорной зоне Краснодарского края(1 ч.)
Семинар: Горные туристические объекты республики Адыгея. (1 ч.)
Практикум: Деловая игра. «Инвестирование туризма в горных районах» (1 ч.)
Тема 3. Итоговые занятия (3 часа)
Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). (1 ч.)
Практикум: Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской. (1 ч.)
Практикум: Итоговое занятие. Тестирование(1 ч.)
Литература
1. Александрова, А. Ю. География международного туризма // География в школе. – 2003. – № 4.
2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс. – М., 2002.
3. Веденин, Ю. А. Рекреационная деятельность и экология человека. – М., 1988.
4. Герасимова, И. П., Преображенский, B. C. Основы конструктивной географии. – М., 1986.
5. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе. – 2001. – № 6.
6. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. – 1994. – № 2.
7. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. – М., 2002.
8. Максаковский, В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира». – М., 2002.
9. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационная география. – М., 1981.
10. Мироненко, Н. С., Бочкарева, М. М. Рекреационные системы. – М., 1986.
11. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбасе // География в школе. – 2001. – № 3.
12. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе. – 2003. – № 6.
13. Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе. – 2003. – № 4.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Колич. часов | В том числе | |||
Лекц. | Практ. | Семин. | ||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки | 1 | 1 | |||
3 | Понятие о рекреационной географии. | 1 | 1 | |||
4 | Отдых и рекреация | 1 | 1 | |||
5 | Виды рекреационной деятельности | 1 | 1 | |||
6 | Классификация туризма | 1 | 1 | |||
7 | Лидеры международного туризма | 1 | 1 | |||
8 | Деловая игра «Новые уголки» | 1 | 1 | |||
9 | Список Всемирного наследия | 1 | 1 | |||
10 | Рекреационная география России | 1 | 1 | |||
11 | Рекреационная география России. Деловая игра. | 1 | 1 | |||
12 | Игра-путешествие. «Неизвестными дорогами России» | 1 | 1 | |||
13 | Туризм в Краснодарском крае | 1 | 1 | |||
14 | Туристическая привлекательность региона. Туристические районы, выделяемые в крае. | 1 | 1 | |||
15 | Краснодар, как центр туристического региона. Рекреационные ресурсы города | 1 | 1 | |||
16 | Развитие туризма на степных реках края. | 1 | 1 | |||
17 | Туризм на побережье Азовского моря. | 1 | 1 | |||
18 | Перспективы развития побережья Азовского моря. | 1 | 1 | |||
19 | Объекты Таманского полуострова | 1 | 1 | |||
20 | Туристическая привлекательность Черноморского побережья | 1 | 1 | |||
21 | Составление комплексной характеристики одного из курортов Черноморского побережья. | 1 | 1 | |||
22 | Дорогами ВОВ. | 1 | 1 | |||
23 | Курорт Большой Сочи. Туристическая привлекательность города и окрестностей. | 1 | 1 | |||
24 | Сочи-2014 | 1 | 1 | |||
25 | Олимпийские резервы | 1 | 1 | |||
26 | Деловая игра. «Привлекаем туристов» | 1 | 1 | |||
27 | Туризм в предгорной зоне края. | 1 | 1 | |||
28 | Перспективы развития туризма в предгорной зоне Краснодарского края | 1 | 1 | |||
29 | Горные туристические объекты республики Адыгея. | 1 | 1 | |||
30 | Деловая игра. «Инвестирование туризма в горных районах» | 1 | 1 | |||
31 | Территориальные рекреационные системы (ТРС). | 1 | 1 | |||
32 | Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС | 1 | ||||
33 | Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской. | 1 | ||||
34 | Итоговое занятие. Тестирование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"
Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационн...
Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» по специальности среднего профессионального образования Туризм.
Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального о...
Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»
Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже, реализуется по физкультурно-спортивной направленности....
Краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма
В статье рассмотрены проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся через краеведческую деятельность...
Программа дополнительного образования "Туризм и путешествия"
Программа по краеведческому туризму для школьников...
Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и ...
Учебная образовательная программа дополнительного образования по туризму.
Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, сп...