рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по географии (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по географии:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
- Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Брянской области, утверждённый приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области.
- Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015 год.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии для 6 класса, (Сборник нормативных документов. География. Примерные программы по географии. . – М.: Дрофа, 2008).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рабочая программа по географии для 6 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура рабочей программы для 6 класса полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических работ.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своей области, изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели:
Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «География» в VI классе — 70 часов. Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает обучение географии в объеме – 68 учебных часов в год, из расчёта 2 учебных часа в неделю (всего – 68 час, практических работ – 10, из них оценочных – 7).
Оценочные практические работы:
- Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.
- Топографический диктант.
- Ориентирование на местности.
- Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
- Определение по картам географических координат и обозначение на к/к местоположения Брянска
- Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
- Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки », который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
Содержание программы
Тема 1. Введение (3 часа)
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Выдающиеся географические открытия и исследования. Современные научные исследования. Наблюдения в природе.
Земля- планета Солнечной системы.
Раздел 1. Изображение поверхности Земли. (15 часов)
Тема 2. План местности (7 часов)
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Масштаб и его виды. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение плана. Составление плана местности.
Тема 3. Географическая карта (8 часов)
Форма и размеры Земли. Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта и долгота. Географические координаты. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Изображение высот и глубин на физических картах. Определение абсолютных высот по карте. Значение планов местности и географических карт.
Практические работы
Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.
Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.
Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.
Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.
Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.
Раздел 2.Строение Земли. Земные оболочки.( 41 час)
Тема 4. Литосфера (9 часов)
Литосфера, строение земной коры. Внутреннее строение Земли. Изучение земной коры. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.
Движения земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Горячие источники, гейзеры.
Главные формы рельефа. Различие равнин и гор по высоте. Изменение гор и равнин во времени. Рельеф дна Мирового океана. Человек и земная кора. Геологическое строение и рельеф Брянской области.
Тема 5. Гидросфера (13 часов)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Мировой круговорот воды. Части гидросферы: Мировой океан, воды суши. Части Мирового океана. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане: ветровые волны, цунами, приливы и отливы. Океанические течения. Изучение Мирового океана.
Воды суши. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Речная система. Бассейн реки, водораздел. Питание и режим реки. Половодье, паводок. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады.
Озера. Озерные котловины. Хозяйственное значение озер, водохранилищ.
Ледники горные и покровные. Многолетняя мерзлота. Значение ледников. Загрязнение вод суши и Мирового океана. Охрана вод гидросферы от загрязнения. Внутренние воды Брянской области.
Тема 6. Атмосфера (13 часов)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изучение атмосферы.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.
Ветер. Направление и сила ветра. Виды ветров: бризы, муссоны. Роза ветров. Водяной пар в атмосфере. Насыщенный и ненасыщенный воздух. Влажность воздуха абсолбтная и относительная. Облачность, ее влияние на погоду. Виды облаков. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека.
Погода и причины ее изменения. Воздушные массы. Прогнозы погоды.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Тропики, полярные круги, пояса освещенности.
Климат, его характеристика, влияние на природу и жизнь человека. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Климат Брянской области.
Практические работы
Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте» и т. д.
Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, а также описание погоды и климата.
Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.
Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых. Организация наблюдений за погодой;
Построение графика температуры и облачности, розы ветров, диаграммы облачности, выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.
Тема 7. Биосфера (5 часов)
Биосфера: разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения растений и животных на Земле. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Организмы в Океане. Распространение организмов в Мировом океане. Воздействие организмов на другие оболочки Земли. Почва как особое природное образование. Плодородие почвы. Почвы, растения и животные Брянской области.
Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек (1 час)
Понятие «природный комплекс». Особенности взаимодействия компонентов природы. Географическая оболочка.
Раздел 3. Население.( 4 часа)
Тема 9. Население Земли (4 часа)
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.
Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (2 час)
Влияние природы на жизнь людей. Стихийные природные явления.
Изучение Брянской области (17 уроков)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Особенности физико-географического положения. Особенности геологического строения. Рельеф и полезные ископаемые Брянской области. Внутренние воды. Хозяйственное использование вод. Погода и климат. Растительный и животный мир. Почвы. Воздействие человека на природный комплекс. Современная экологическая обстановка. Охрана природы. Население и населённые пункты области.
Тема урока | № урока |
1. Наблюдения в природе | 5 |
2. Физико-географическое положение Брянской области | 17 |
3.Особенности геологического строения. | 22 |
4. Рельеф и полезные ископаемые | 28 |
5. Особенности рек. | 37 |
6. Озёра, болота, подземные воды | 40 |
7.Особеннсти погоды. | 49 |
8. Особенности климата. | 50 |
9. Сезоны года | 53 |
10. Растительный и животный мир Брянской области | 58 |
11. Почвы | 59 |
12. Растительный мир | 56 |
13. Животный мир. | 57 |
14. Естественные и антропогенные ландшафты. | 60 |
15 Население | 64 |
16. Охраняемые природные территории и объекты. | 67 |
17. Современная экологическая обстановка. | 68 |
Учебно-тематическое планирование
«Начальный курс физической географии»
тема | Кол-во часов | Кол-во практических работ |
Введение. География как наука. | 3 | 1 |
План местности | 7 | 1 |
Географическая карта | 8 | 1 |
Литосфера | 9 | 2 |
Гидросфера | 13 | 2 |
Атмосфера | 13 | 5 |
Биосфера | 5 | 1 |
Население Земли | 4 | 2 |
Влияние природы на жизнь и здоровье людей | 1 | |
Повторение и обобщение основного материала | 3 | |
Итого | 66 | 15 |
Итоговый контроль | 2 | - |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по масштабу, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Т.П. Герасимова ,Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 кл, учебник для общеобразовательной школы. М.: Дрофа 2009 -2014
- Атлас.Физическая география. Начальный курс 6 кл.
- Контурные карты для 6 класса.
- Ю.П.Пармузин, Г.В.Карпов. Словарь по физической географии. М- Просвещение, 1994 г
- Энциклопедия География.,М- Аванта+ ,2004
- Энциклопедия «Я познаю мир» География М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»1998 г.
- Ресурсы ИНТЕРНЕТ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6 кл, учебник для общеобразовательной школы, М.: Дрофа 2009-2014
- Лиознер В.Л. Митрофанова И.Б.Тесты по географии.:6класс. К учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии.6 класс.»-М.: «Экзамен», 2011.
- ресурсы ИНТЕРНЕТ
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практические работы | |||||
Введение (3) | ||||||||||
1. | География как наука. Пр.р. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезон-ными изменениями сос-тояния растительности и водоемов. | Развитие географии-ческих знаний о Земле. Представле-ние о мире в древ-ности. Эпоха Вели-ких географических открытий. Выдаю-щиеся географичес-кие открытия и ис-следования в России и в мире. Современ-ные научные иссле-дования космичес-кого пространства. | Знать: предмет изучения географии Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности | Наблюдение за по-годой, высотой солнца над горизон-том, сезонными из-менениями состоя-ния растительности и водоемов. Нанесе-ние на контурную карту маршрутов путешествий Ф.Ма-геллана. Х.Колумба. Надписать названия материков и океанов. | ||||||
2. | Путешествия и географические открытия. | |||||||||
3. | Земля – планета Солнечной системы. | |||||||||
Виды изображений поверхности Земли (13) План местности(6) | ||||||||||
4. | Понятие о плане местности. | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План Местности. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Знать: содержание понятий: план местности, масштаб; особенности различных видов изображения местности. Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, солнцу; направления, расстояния; читать план местности. | Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты. | ||||||
5. | Масштаб. Пр.р. Топографический диктант | |||||||||
6. | Стороны горизонта. Ориентирование. | |||||||||
7. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | |||||||||
8. | Составление простейших планов местности. Пр.р. Ориентирование на местности | |||||||||
9. | Пр.р. Составление пла-на школьного двора. (Определение объектов местности по плану, направлений, расстоя-ний между ними.) | |||||||||
Географическая карта(8) | ||||||||||
10. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Форма и размеры Земли. Изображение поверхности земли на глобусе и карте. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Географические координаты. Изображение высот и глубин на физических картах. Физико-географическое положение Брянской области. | Знать: форму и раз-меры Земли; содержа-ние понятий: карта, меридиан, параллель, географическая дол-гота, географическая широта, классифика-цию карт. Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направлении, показывать полюса и экватор, линии градусной сетки; определять географические координаты; владеть приемом овладения по шкале высот и глубин, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности. | Обучение приемам: показ объекта по карте, оформление контурной карты. Надписи названий объектов. Обучение определению направлений по картам. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам. Проведение на контурной карте параллелей и меридианов. Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование. | ||||||
11. | Градусная сеть на глобусах и картах. | |||||||||
12. | Географическая широта. | |||||||||
13. | Географическая долго-та. Географические координаты. Пр.р. Определение гео-графических координат по глобусу и карте | |||||||||
14. | Физико-географическое положение Брянской области. | |||||||||
15. | Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт. | |||||||||
16. | Обобщение материала по теме: «План и карта». | |||||||||
Строение Земли. Земные оболочки (41) Литосфера(9) | ||||||||||
17. | Земля и ее строение. Горные породы и минералы | Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменная оболочка Земли. Разнообразие форм рельефа. Движение земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Брянской области. | Называть и показы-вать: основные фор-мы рельефа, крупней-шие горные системы и равнины земного шара. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, равнина, гора, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образо-вание гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать: горы, равнины по плану. Уметь: правильно подписывать объекты литосферы в контурной карте. | Изучение свойств горных пород и ми-нералов (по образ-цам). Определение по карте географи-ческого положения и высоты гор, рав-нин. Изучение ре-льефа своей мест-ности. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. | ||||||
18. | Особенности геологического строения Брянской области. | |||||||||
19. | Движения земной коры | |||||||||
20. | Вулканы, горячие источники, гейзеры | |||||||||
21. | Рельеф суши. Горы | |||||||||
22. | Равнины суши. Пр.р. Обозначение на к.к. объектов рельефа | |||||||||
23. | Рельеф дна Мирового океана | |||||||||
24. | Рельеф и полезные ископаемые Брянской области. | |||||||||
25. | Обобщение знаний и умений по теме: «Литосфера» | |||||||||
Гидросфера (12) | ||||||||||
26. | Вода на Земле | Гидросфера: океан, море, озеро, река, ледники, подземные воды. Мировой круговорот воды, движение вод в океане. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Человек и гидросфера. Реки, озера, подземные воды, болота Брянской области. | Знать: состав гидро-сферы, составные час-ти Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа Мирового океана, состав вод суши, ос0бенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Уметь: определять географическое поло-жение объектов гид-росферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависи-мость направления и характера течения рек от рельефа, опреде-лять по форме озер-ной котловины ее происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера. | Характеристика карты океанов. Оп-ределение географического положе-ния объектов: океа-на, моря, залива, по-луострова, реки, озера, водохранили-ща по выбору), обозначение их на контурной карте. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближай-шего моря (прибли-зительно). Изучение подземных и повер-хностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в приро-де. | ||||||
27. | Части Мирового океана | |||||||||
28. | Свойства океанических вод | |||||||||
29. | Волны в океане. Океанические течения | |||||||||
30. | Подземные воды | |||||||||
31. | Реки. Пр.р. Определение географического положения реки | |||||||||
32. | Особенности рек Брянской области. | |||||||||
33. | Озера. Ледники | |||||||||
34. | Озера Брянской области | |||||||||
35. | Искусственные водое-мы. Загрязнение гидросферы | |||||||||
36 | Болота, подземные воды Брянской области. | |||||||||
37. | Обобщение материала по теме: «Гидросфера» | |||||||||
Атмосфера (14) | ||||||||||
38. | Атмосфера. Строение, значение, изучение | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Особенности погоды, климата Брянской области. | Называть и показы-вать: пояса освещен-ности, тепловые пояса Земли, основные при-чины, влияющие на климат (климатообра-зующие факторы). Объяснять: распре-деление солнечного света и тепла по зем-ной поверхности, сме-ну времен года, дня и ночи, причины обра-зования ветра, атмосферных осадков. Определять: темпе-ратуру воздуха, ат-мосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, сред-ние температуры воз-духа за сутки и за ме-сяц, годовые ампли-туды температур. Описывать: погоду и климат своей местности | Наблюдение за по-годой и обработка собранных материа-лов (составление графиков, диа-грамм). Построение диаграммы осадков для Брянска. Описание климата своей местности. | ||||||
39. | Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха | |||||||||
40. | Атмосферное давление | |||||||||
41. | Ветер | |||||||||
42. | Водяной пар в атмосфере. Облака | |||||||||
43. | Атмосферные осадки | |||||||||
44. | Особенности погоды Брянской области. | |||||||||
45. | Погода | |||||||||
46. | Климат | |||||||||
47. | Климат Брянской области. | |||||||||
48. | Распределение солнечного света и тепла на Земле | |||||||||
49. | Причины, влияющие на климат | |||||||||
50. | Сезоны года в Брянской области | |||||||||
51. | Обобщение материала по теме: «Атмосфера» | |||||||||
Биосфера (8) | ||||||||||
52. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны. | Биосфера – распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Особенности взаимодействия компонентов природы в природных комплексах. Растительный и животный мир, почвы, естественные и антропогенные ландшафты Брянской области. | Знать: разнообразие и распространение организмов на Земле. Уметь: объяснять причины неравномер-ного распределения организмов на Земле; воздействие организ-мов на земные оболочки. Объяснять: понятие «природный комп-лекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах. | Наблюдение за природой: установ-ление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комп-лексы, созданные человеком. Наблюдение и описа-ние отдельных при-родных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов. | ||||||
53. | Растительный мир Брянской области. | |||||||||
54. | Животный мир Брянской области | |||||||||
55. | Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки | |||||||||
56. | Почвы Брянской области | |||||||||
57. | Природные комплексы | |||||||||
58. | Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области. | |||||||||
59. | Обобщение материала по теме: «Биосфера» | |||||||||
Население Земли (4) | ||||||||||
60. | Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли | Человечество – единый биологический вид. Основные биологические Расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. Население Брянской области. | Знать: численность населения Земли, основные расы. Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее рас-пространенных язы-ков, религий, круп-нейших по численности и населению стран. | Характеристика своего населенного пункта | ||||||
61. | Население Брянской области. | |||||||||
62. | Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы | |||||||||
63. | Населенные пункты Брянской области. | |||||||||
Влияние природы на жизнь и здоровье человека (2час) | ||||||||||
64. | Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления | Стихийные природные явления. Охраняемые территории и объекты Брянской области. | Знать: стихийные природные явления, охраняемые территории родного края. Уметь: приводить примеры стихийных природных явлений, давать им характеристику | |||||||
65. | Охраняемые территории и объекты Брянской области. | |||||||||
66. | Обобщение материала по теме: «Население земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека» | |||||||||
67. | Итоговый урок по курсу | Проверить знания и умения по курсу | ||||||||
68. | Повторение и обобщение. Географическая игра «Геошанс» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...