Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программы предназначены для работы учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_kl_s_izmeneniyami.docx | 54.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического Зам.директора по УВР Директор МБОУСОШ №18
объединения учителей географии -------------------Федосеева Л.Н. --------------- Димитрова М.А.
Протокол №1 от «28» августа 2014г « 29 » августа 2014г
Руководитель методического объединения
---- ----------------------------
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
По географии
Для 9 классов
К учебнику: Е.М.Домогатских, Н.И.Алексеевский.
Составила: учитель первой квалификационной категории
Иванова Галина Михайловна.
2014 – 2015 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 г.)
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2004 г.);
- методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);
- программа регионального курса «География Нижегородской области»
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
, социально-экономические и экологические процессы; Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.
Главная цель: раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные
- сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
- сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
- продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.
Изменения в программе:
В соответствии со стандартом основного общего образования по географии в 9 классе рекомендовано включить в программу курса изучение краеведческого материала.
«География Нижегородской области» изучается целым блоком, состоящим из 4 уроков (с № 44по №49 урок), после изучения Волго-Вятского экономического района, так как Нижегородская область входит в состав данного экономического района.
.
Все практические работы имеют непродолжительный характер (20-25 мин), за исключением итоговой практической работы «Сравнение хозяйственной специализации Западно - Сибирского и Восточно - Сибирского экономических районов», выполнению который выделен целый урок.
Содержание учебного материала
Введение. Экономическая и социальная география (1 час)
Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.
Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (31 час-)
Тема 1. Россия на карте мира- 9 часов
Природные условия и ресурсы России
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровнивость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.
Тема 2. Население России (6 часов)
Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».
Тема 3. Хозяйство России (16 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (28 часов)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.
Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)
Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.
Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.
Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.
Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.
Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.
Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.
Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (1 час)
Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.
Резерв- 3часа
Результаты образования
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
– крупнейшие городские агломерации нашей страны;
– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
–географию народов, населяющих нашу страну.
2. Уметь:
– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Формы оценки достижения результатов
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос.
Перечень учебно-методических средств обучения
Для обучающихся:
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Рабочая тетрадь по географии для 9 класса. М.: Русское слово, 2011.
3. Дронов В.П. География: природа, население, хозяйство. Атлас. М.: Просвещение, 2011.
4. Дронов В.П., Котляр О. География: природа, население, хозяйство. Контурные карты. М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
- С. В. Банников. «Поурочные методические разработки» к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского и Н.Н. Клюева «География. 9 класс».
- Домогацких Е.М. Программа курса «География. 5-9 классы».
Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:Г.С.Кулинич, В.В.Николина География Нижегородской области. Нижний Новгород. Волго-Вятское книжное издательство.1991г.
Дополнительная литература:
1.Алексеев А.А. География России. Природа и население.-М.:Дрофа,2007
2.Дронов. В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2007
3.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс.- М.: Русское слово, 2008.
4.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003
5.Родионова И.А. Экономическая география России. М.: Московский лицей,2001.
6.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004
7.Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. В 2-х т.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
8.Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2005.
9.Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.
10. Интернет-ресурсы.
Перечень обязательной географической номенклатуры
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
Учебно-тематический план курса «География: население и хозяйство России»
Название тема/раздела | № урока | Тема урока | Тип урока, методы, приемы обучения | Элементы обязательного минимума образования | Требования у уровню подготовки обучающихся | Практические работы |
Введение (1 час) | 1 | Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс | Изучение нового материала, эвристический | Экономическая география как общественная наука. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки представления географической информации. Статистика. | Знать: основные понятия и термины по теме | |
Раздел 1. Тема 1. Россия на карте мира. ресурсы России (9 часов) | 2 | Формирование территории России | Урок актуализации знаний и умений | Основные области расселения восточных славян. Этапы формирования Российского государства. Направления российской геополитики. | Знать: основные понятия и термины по теме | |
3-4 | Экономико-географическое положение России.и политико-географическое положение | Урок изучения нового материала, практикум. | Состав государственной территории. Пространства страны. Экономически эффективная территория. Географическое положение, виды и уровни ГП. | Знать: основные особенности ГП России. | 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями. | |
5-6 | Административно-территориальное деление России и его эволюция | Урок изучения нового материала | Политико-государственное устройство. Субъекты РФ. | Знать: особенности политико-государственного устройства РФ, количество и состав национально- и государственно-территориальных образований на территории РФ, уметь : показывать на карте субъекты РФ | ||
7 | Экономическое районирование территории России | Урок изучения нового материала | ||||
8 | Природные условия России. | Урок изучения нового материала | Адаптация. Хозяйственный потенциал природных условий. | Знать: основные понятия и термины по теме | ||
9 | Природные ресурсы России | Урок изучения нового материала | Виды ресурсов. Ресурсные базы России. | Уметь: определять ресурсообеспеченность экономических районов; называть объекты Всемирного культурного и природного наследия на территории России. | ||
10 | Взаимодействие природы и населения | Урок актуализации знаний и умений | Негативные черты добывающей промышленности. Экологические проблемы | Уметь: давать оценку хозяйственной деятельности человека | ||
Тема 2. Население России (6 часов) | 11 | Численность населения России и ее динамика | Урок изучения нового материала | Численность населения РФ. Переписи населения. Естественный прирост. Динамика естественного прироста в России | Знать: основные понятия и термины по теме. Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять коэффициент ЕП. | Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. |
12 | Плотность населения. Миграции | Практикум | Плотность населения. Зоны расселения.Внутренние и внешние миграции.Причины их порождающиеОсновные направления миграционных потоков на разных этапах развития | Уметь: анализировать, извлекать нужный материал из текста, объяснять выявленные закономерности, формулировать выводы | Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. | |
13-14 | Расселение и его формы. Урбанизация | Урок актуализации знаний и умений | Городские и сельские поселения. Города пофункциям,численности населения. Города-миллионеры.Городские агломерации | Знать: крупнейшие по численности города России,городские агломерации.Уметь:показывать по карте города миллионеры | ||
15 | Народы России. Религиозный состав | Урок актуализации знаний и умений,практикум | Россия- многонациональное государство. Межнациональные проблемы Языковые семьи и группы. Основные религии. | Знать: национальный состав,географию народов и религий | Составление таблицы «Народы России,не имеющие национально-территориальных образований в составе России» | |
16 | Обобщение по теме | Урок контроля знаний | Основные понятия и термины. | Уметь: демонстрировать знания и умения по изученной теме. | ||
Тема 3. Хозяйство России (16 часов) | 17-18 | Национальная экономика | Урок изучения нового материала, практикум | Структура экономики России. Предприятия и учреждения по формам собственности. Производственная и непроизводственная сферы труда, их отраслевой состав и функции в народном хозяйстве Перечень факторов размещения. Определяющие факторы | Знать: основные понятия и термины по теме. Уметь: называть факторы, определяющие размещение производств. | Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. |
19-21 | Топливно-энергетический колекс. | Урок изучения нового материала, Практикум | Главные угольные бассейны страны. Основные грузопотоки. Эффективность эксплуатации. Перспективы развития угольной промышленности в России. | Знать: особенности основных отраслей ТЭК. Уметь: давать их характеристику, находить в разных источниках и анализировать информацию Уметь: анализировать и систематизировать статистические данные, делать выводы на основе выявленных закономерностей | Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. | |
22 | Металлургический комплекс: черная металлургия | Урок изучения нового материала. Практикум. | Состав комплекса. Комбинирование как основа производства. Черная металлургия. Металлургические базы России, их доля в общероссийском производстве стали и проката. Промышленные центры, выпускаемая продукция. Факторы размещения предприятий. | Знать: отраслевой состав. Уметь: определять главные факторы размещения, объяснять принципы размещения | Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. | |
23 | Металлургический комплекс: цветная металлургия | Практикум | Цветная металлургия. Металлургические базы России, их доля в общероссийском производстве стали и проката. Промышленные центры, выпускаемая продукция. Факторы размещения предприятий. | Уметь: определять главные факторы размещения, объяснять принципы размещения. | Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. | |
24 | Машиност роение | Урок изучения нового материала | Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав комплекса, проблемы развития, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. | Знать: отраслевой состав, уметь: определять главные факторы размещения, объяснять принципы размещения | ||
25 | Машиностроение (продолжение) | Практикум | Главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. | Уметь: работать с экономическими картами, анализировать их, обосновывать на основе анализа факторы размещения машиностроительных предприятий | Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. | |
26 | Химическая промышлен- ность | Урок изучения нового материала | Состав комплекса. Химизация. Особенности химической промышленности, отраслевой состав. Экологические проблемы и факторы размещения | Знать: отраслевой состав. Уметь: определять главные факторы размещения, объяснять принципы размещения | ||
27 | Лесная промыш- ленность | Урок актуализации знаний и умений | Лесные ресурсы России. Функции леса. Отрасли лесной промышленности. Основные центры и факторы размещения производства. | Знать: отраслевой состав. Уметь: определять главные факторы размещения, объяснять принципы размещения | ||
28-29 | Агропромышленный комплекс | Урок актуализации знаний и умений | Значение АПК в хозяйстве. Состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития. Мелиорация. Отраслевой состав и география земледелия и география животноводства в России. Состав и факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности | Знать: основные понятия и термины по теме, уметь: определять главные факторы размещения. | Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства | |
30 | Транспорт России | Урок актуализации знаний и умений | Роль и значение транспорта для хозяйства страны. Транспортный узел, транспортная система. Пассажирооборот, грузооборот. Главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей. | Знать: основные понятия и термины по теме. Уметь: давать характеристику разных видов транспорта | ||
31 | Нематериальная сфера хозяйства | Урок актуализации знаний и умений | Состав комплекса. Виды услуг. Проблемы и перспективы развития. | Знать: основные понятия и термины по теме. | ||
32. | Обобщение по теме | Урок контроля знаний | Основные понятия и термины. | Уметь: демонстрировать знания и умения по изученной теме. | ||
Раздел 2. (28 часов) | 33-34 | Северный экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. | Знать: основные понятия и термины | |
35-36 | Северо-Западный экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. | |
37 | Калининградская область | Урок изучения нового материала | Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | Экономико-географическая характеристика области по типовому плану. | |
38-39 | Центральный экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. | |
40-41 | Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧР) | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | ||
42-43 | Волго-Вятский экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | ||
44 | Экономико-географическое положение, административно-территориальное устройство Нижегородской области. | Урок изучения нового материала | Административно-территориальные единицы | Знать: особенности административно-территориального устройства, уметь : показывать на карте субъект РФ, соседей. | ||
45 | Население Нижегородской области | Урок актуализации знаний и умений | Плотность населения. Внутренние и внешние миграции: причины, их порождающие. Основные направления миграционных потоков Городские и сельские поселения. Города по функциям, численности населения | Уметь: анализировать, извлекать нужный материал из текста, объяснять выявленные закономерности, формулировать выводы Знать крупные города, уметь показывать на карте | ||
. | ||||||
46 | Общая характеристика хозяйства Нижегородской области | Урок актуализации знаний | Структура экономики . Отраслевой состав и факторы размещения производств,центры производства,отрасли специализации сельского хозяйства,виды транспорта | Уметь: давать характеристику хозяйства области, определять факторы размещения, особенности отраслевой структуры хозяйства | ||
47 | Внешнеэкономические связи. | Урок актуализации знаний и умений | Внешнеэкономические связи. | Знать: состав экспорта и импорта товаров, направления поставок | ||
48-49 | Северо-Кавказский экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. | |
50-51 | Поволжский экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | ||
52- 53 | Уральский экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | ||
54- 55 | Западно-Сибирский экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | ||
56-57 | Восточно-Сибирский экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. | |
58- 59 | Дальневосточный экономический район | Урок изучения нового материала | Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы. | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, центры производства важнейших отраслей. Уметь: составлять краткую характеристику территории на основе разных источников | ||
60 | Урок обобщения по теме «Экономические районы» | Урок обобщения и контроля знаний | Основные понятия по теме «Экономические районы» | Знать: основные понятия и термины, состав экономических районов, отрасли специализации. | ||
Раздел 3. Страны ближнего зарубежья (4 часов) | 61 | Страны Европейского Запада | Актуализация опорных знаний и умений | Определение общих черт и хозяйственной специализации стран | Уметь: составлять краткую характеристику стран на основе разных источников | |
62 | Страны Европейского Юга | Актуализация опорных знаний и умений | Определение общих черт и хозяйственной специализации стран | Уметь: составлять краткую характеристику стран на основе разных источников | ||
63 | Страны Закавказья | Актуализация опорных знаний и умений | Определение общих черт и хозяйственной специализации стран | Уметь: составлять краткую характеристику стран на основе разных источников | ||
64 | Страны Азиатского Юга | Актуализация опорных знаний и умений | Определение общих черт и хозяйственной специализации стран | Уметь: составлять краткую характеристику стран на основе разных источников | ||
. | ||||||
Заключение (1 час) | 65 | Место России в хозяйственной системе современного мира | Актуализация опорных знаний и умений | |||
Резерв (3 часа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...