Страны Южной Африки. ЮАР.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Мостофина Елена Валентиновна

Конспект урока по географии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strany_yu.afriki._yuar._7kl.doc194.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 25.12.2013г.

Предмет  география

Класс 7

Учитель: Мостофина Е.В.

Базовый учебник  Душина И.В., Т.Л.Смоктунович География. 7класс. Материки, океаны, народы и страны. Страноведение. «Вентана-Граф», 2010

Тема урока Страны Южной Африки. ЮАР.

Цель урока: сформировать у учащихся умение характеризовать субрегион стран Южной Африки и давать географическую характеристику ЮАР по плану

Задачи урока:

Предметные результаты:

-формировать умения объяснять особенности  географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности изучаемого региона

-формировать умения понимать смысл географических терминов: географическое положение, виды хозяйственной деятельности населения

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

2.сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

3.сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД

1.сформировать умения осуществлять сравнение, анализ, описание географических объектов, климатических показателей, видов хозяйственной деятельности населения по картам атласа, учебнику и дополнительным источникам информации

Коммуникативные УУД

1.сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Необходимое оборудование: учебники географии, Атласы по географии 7класса, Энциклопедии: 50 стран мира: иллюстрированная энциклопедия под ред. А.Пантилеева.- М.: Белый город, 2010; Что такое Кто такой под ред. А.Г.Алексина и др.,-М.: Педагогика, 1999; презентация «Страны Ю.Африки. ЮАР»,  мультимедийное  оборудование, Политическая карта мира, таблицы по географии «Природные зоны Африки».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Организация и проверка готовности обучающихся к уроку

Готовят к уроку учебник, рабочую тетрадь, дневник

Приветствуют учителя

2

Мотивация учебной деятельности

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Какой материк мы изучаем? Какие  конкретно темы изучали на предыдущих уроках? На предыдущих уроках мы изучили субрегионы Северной, Западной, Центральной и Восточной Африки.

Какую тему будем изучать сегодня? Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика.

Сл.1Тема урока «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика»

Сформулируйте самостоятельно учебную проблему, гипотезу и цель урока. (Версии школьников. Выбор лучшей формулировки.)

Сл.2 Проблема: Почему страны Южной Африки выделяют в отдельный  субрегион? Ваши предположения?

Гипотеза: Возможно, это связано с географическим положением стран, особенностями природы и населения.

Как можно проверить эту гипотезу?

Изучить особенности ГП, природы и населения Ю.Африки.

Какими методами будем изучать?

Сл.3

Цель урока: Изучить характерные особенности ГП, природы и населения стран Ю.Африки

Определяют тему,

Формулирует проблему урока

Определяет цель урока

Рассказывает то, что  уже знают

РУУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

КУУД

сформировать умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3

Изучение нового материала

Совместное открытие знаний

Сл.3  Задачи? Изучить состав региона, ГП, особенности природы, население, х.д.населения  Составьте план изучения стран Ю.Африки.

План изучения

1.Состав стран региона Ю.Африки и ГП

2.Рельеф

3.Климат и внутренние воды

4.Природные зоны, растительность и животный мир

5.Население и его хозяйственная деятельность

6.Описание ЮАР

Атлас-с.10-11, учебник-с.118

Групповая работа по плану. (Учитель задает вопрос –ученики находят и формулируют  ответ. Учитель помогает, уточняет, дополняет.)

1.Состав стран Ю.Африки ? (выписать в тетрадь- проверка) Показать на Политической карте мира.

ЮАР-Прейтория

Мозамбик-Мапуту

Намибия-Виндхук

Ботсвана-Габороне

Зимбабве-Хараре

Свазиленд-Мбадане

Лесото-Масеру

Мадагаскар-Антананариву  Сл.4

2.Г.П. ?  Находятся на юге Африки и о.Мадагаскар. Северная граница региона проходит по р.Замбези. На юг территория простирается до м.Игольный. Т.о. страны занимают южную часть материка Африка.

3.Природа ? (атлас-с.14)  В рельефе? преобладают равнины. На юге- Капские и Драконовы горы. Драконовы горы высокие, резко обрываются к морю. Климат? (атл.с.15) тропический и субтропический. Температуры? изменяются с севера на юг. Температура средняя июля от +16 до +8 градусов на юге (зима). Температура средняя января от +24 до +24 на юге (не изменяется). Январь- лето. Но минимальная температура на юго-западе материка равна всего +4 градуса.  Количество осадков? Изменяется с запада на восток. На западе- менее100мм. в год (холодное течение, горы задерживают осадки). На востоке- 2000мм в год (осадки приносит юго-восточный пассат с океана, теплое течение). Природные зоны?  

Изменяются с запада на восток. На западе –пустыня Намиб. (д.м.таблицы «Пустыня Намиб») Почему? Мало осадков- тропик, холодное течение у берегов, ю-в пассат с материка не приносит осадков, тропик-высокое давление и испарение) Осадков выпадает 17-25мм в год. Почти не бывает дождей. Сухо. Жарко. Дюны из песка высотой до 12 м. Холодное Бенгальское течение приносит постоянные туманы. Часты миражи в виде озер, камышей , силуэтов гор. Здесь находится Берег Скелетов. Утром и вечером все укрывает густой туман. У берега множество подводных рифов. Часты кораблекрушения. На берегу- обломки кораблей, скелеты людей. Днем тропическое жаркое солнце, песок, соль и скалы. Ночью- холодный туман. За несколько минут температура воздуха понижается на 20 градусов. Растения ? вельвичия, древесные алоэ. Очень мало. Животные? Шакалы, грифы, грызуны, змеи.

На востоке –влажные тропические леса. (пальмы, черное дерево, хлебное дерево). На склонах гор-высотная поясность. В глубь материка- саванны и редколесья.  Растения? Баобаб, зонтичная акация, травы. Животные? леопард, носорог, жираф, слон, страусы, лев, крокодилы, бегемоты. На юге – субтропические кустарники. Растения? Скрэб, земляничное дерево, лавр, пробковый дуб, цитрусовые, дикий виноград. Животные: лиса, волк, белка, олени, птицы. Т.о. природа стран своеобразна, отличается от природы других территорий Африки.

Население? (атл.с.12)    Проживают народы бушмены и готтентоты (монголоидная раса), народы банту(негроидная раса), африканеры(потомки голландцев, буры-крестьяне), англичане. ( Краткое сообщение  об особенностях быта, традициях, национальных особенностях народов)

Хозяйственная деятельность населения? (атл.с.16 + учебник п.29)

Практическая работа №14 Определение основных видов хозяйственной деятельности  населения стран Ю.Африки.  Сл.5

Цель: Определить и выписать в тетрадь основные виды хозяйственной деятельности населения Ю.Африки (с примерами)

Виды хозяйственной деятельности народов Ю.Африки:

1.Земледелие (выращивают кукурузу, бананы, хлопчатник, сорго, цитрусовые, сахарный тростник, виноград, арахис, Мадагаскар-кофе)

2.Животноводство ( разводят крупный рогатый скот (зебу), каракулевых овец, коз)

3.Добыча полезных ископаемых (золото, алмазы, урановые, марганцевые, медные, хромитовые руды, каменный уголь)

4.Рыболовство (Кейптаун)

5.Промышленное производство (машиностроение, металлургия, химическая и пищевая промышленность)

6.Охрана природы (национальный парк Крюгера)

Проверка по эталону Сл.6  Поставьте оценки себе за П.р.

5-6 видов х.д. с примерами-«5»

3-4вида с примерами- «4»

2 с примерами – «3»

Итак – ответьте на главный вопрос урока  Почему страны Ю.Африки выделяют в отдельный регион? Сл.7  Страны Ю.Африки выделяют в отдельный регион в связи с особенностями их географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности.

Физкультминутка.   Сл.8

Руки в боки, ноги шире.

Повернулись три-четыре.

Раз- присели. Два- нагнулись.

Распрямились. Потянулись.

И к уроку вновь вернулись.

Какое еще задание, исходя из темы урока, нам нужно выполнить? Дать характеристику ЮАР. Задание: Составить краткое географическое описание ЮАР. Работаем в парах. План характеристики страны? (учебник п.29, атлас, энциклопедии)  Сл.9

1.Страна- столица

2.Г.П.

3.Природа

4.Население и его хозяйственная деятельность 13мин письменно в тетради (с последующей проверкой)

1.ЮАР- столица Прейтория

2.Г.П. –находится на юге Африки, граничит с Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбик, Свазилендом, Лесото. Имеет выходы к Атлантическому и Индийскому океанам.

3.Природа. Рельеф -равнины, Драконовы и Капские горы. Климат- тропический и субтропический, теплый. Осадков от 100 до 2000мм в год. Температуры ср. января +24, июля +16, +8 градусов. Внутренние воды- р.Оранжевая, Лимпопо. Природные зоны – пустыня Намиб, субтропические леса и кустарники, влажные тропические леса.

4.Население: бушмены и готтентоты, африканеры, англичане. Х.д.: выращивают виноград, цитрусовые, сорго. Хлопчатник; разводят к.р.с., овец, коз. Развиты промышленность, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

Экономически развитая страна.

Проверка по пунктам. Дополнения.      Сл. 10-17

Записывают в рабочую тетрадь тему урока

Формулируют задачи урока

Составляют план исследований

Определяют методы исследований

Отвечают на вопросы, используя различные источники информации

Делают краткие записи в тетради по плану

Проводят исследования

Работают с картами атласа, учебником, энциклопедиями

КУУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре

ПУУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

РУУД

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

ПУУД

формировать умения осуществлять сравнение, отбор главного материала , самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

4

Закрепление изученного материала

Самостоятельное применение знаний

Мы закончили наше исследование. Давайте закрепим те знания, которые вы приобрели сегодня на уроке   Сл.18

1.Покажите на карте страны Южной Африки

2.Дополните предложения

1.Северная граница Ю.Африки проходит по р. …(Замбези)

2.Климат и природные зоны на юге Африки изменяются в направлении… (С запада на восток)

3.Вдоль западного побережья Южной Африки находится…(Пустыня Намиб)

4.В Ю.Африке проживают…(бушмены и готтентоты, народы банту, африканеры и англичане)

5.Столица ЮАР…(Прейтория)

7.По уровню экономического развития ЮАР-…(экономически развитая страна)

По очереди дополняют предложения

Показывают страны на Политической карте мира

отвечают на вопросы

Познавательные УУД

формировать умения осуществлять отбор главного материала самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

5

Итоги урока

Подведем итоги урока. Выполнили ли мы цель урока? Задачи? Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников.

Оценки за работу на уроке

Ф.и. ученика

Сам себе

одноклассники

учитель

Оценки в журнал.

Делают выводы соответственно цели и задач урока

Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников

6

Домашнее задание

Сл.19     Д.з.  Повторить тему «Африка» п.24-29, подготовиться к проверочной работе

1.Географический диктант (повторить номенклатуру)

2.ФГП материка

3.Рельеф, климат, природные зоны (какие растения и животные в какой природной зоне)

4.Страны- столицы

Записывают д.з.

7

Рефлексия

Оцените свое личное отношение к уроку, заполните анкету

Заполняют анкету

Приложения

1. Анкета

Оцените свое личное отношение к уроку, заполните анкету :

1

На уроке я работал (а)

активно/  пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен (льна)/  не доволен(льна)

3

Урок показался мне

коротким / длинным

4

За урок я

не устал(а)/  устал(а)

5

Мое настроение

улучшилось/  ухудшилось

6

Материал урока был мне

понятным/  непонятным

интересным / скучным

легким / тяжелым

7

Домашнее задание кажется мне

интересным / неинтересным

2. Презентация «Страны Южной Африки. ЮАР.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии по теме Страны Южной Африки. ЮАР.

План-конспект урока географии по теме Страны Южной Африки. ЮАР. для 7 класса...

Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Конспект урока "Страны Южной Африки.ЮАР".7 класс

Подробный конспект урока географии в 7 классе по теме "Страны Южной Африки.ЮАР"...

Презентация к уроку географии в 7 классе "Страны Южной Африки.ЮАР"

Презентация раскрывает особенности природы,населения и хозяйства стран Южной Африки.ЮАР....

Самоанализ урока географии в 7 классе "Страны Южной Африки.ЮАР"

В самоанализе показаны основные аспекты правильного самоанализа урока....

«…и мелькают города и страны…» Интегрированный урок географии и русского языка. Страны Южной Америки. Описание действий ( на географическом материале).

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учитель сознательно формирует у учащихся интерес к получению знаний, что помогает освоить учебный материал и добиться нужных результа...