Географические координаты
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Конспекты двух уроков. На первом изучаем широту, на втором долготу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки по теме «Географические координаты»
Продолжительность: 90 минут (2 урока).
Тип: комплексное применение знаний.
Вид: урок изучения нового материала с элементами практикума.
Цели урока:
а) образовательная: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;
б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;
в) воспитательные: формирование познавательного интереса в форме сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения успешности.
Задачи урока: в результате урока учащиеся научаться определять: географическую широту, географическую долготу, географические координаты.
Методы: репродуктивный (беседа), частично-поисковый (работа по карте).
Средства обучения: физическая карта полушарий, учебник Т.П. Герасимова, «Начальный курс географии» 6-й класс. –М.: «Просвещение», 2009г, атласы «Физическая география. Начальный курс» 6-й класс, презентация к уроку, мультимедиапроектор.
Ход первого урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Слайд1 | Демонстрируют готовность к уроку. |
| Для проверки ваших знаний по подготовке д\з ответим на вопросы теста, но сначала отгадаем загадки: Слайд 2 --Эта линия, то черная, то синяя. Он очень нужен нам: Он делит Землю пополам, Чтобы нам не спутать вдруг,- Где же север, где же юг! (Экватор) --Смотри – они перед тобой Все длинные-предлинные, И словно делят шар земной На дольки апельсинные. (Меридианы) --Посмотри – у ………………… Ни начала, ни конца. ………… на самом деле В виде тонкого кольца. (Параллель) Далее выполнение теста Слайд3 | Отгадывают загадки. Выполняют тестовое задание |
| Сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомнить! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс? Узнать! Что такое долгота, широта? Научится делать! определять географические координаты. Слайд 4 Тема сегодняшнего урока «Географические координаты» -Откройте тетради и запишите тему урока. Цель: Сформировать представление о географической широте; научиться определять географическую широту; подготовиться к практической работе. Слайд 5 | Записать тему урока в тетрадь |
| Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам поможет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретной меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты. Слайд6 - Географические координаты – это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота(восточная и западная)- является географическим адресом объекта на глобусе или карте.(слайд 7) - Первая часть адреса начинается с географической широты. - Что значить определить географическую широту? Откройте учебник на странице 30 рисунок 18. - Какая параллель находится в центре? - На какие полушария она делит? Параллельно экватору, на расстоянии 10 друг от друга, проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту, а расположенные к югу от экватора – южную широту. Слайд 8 -Параллель 23,5c.ш. - это Северный тропик; -Параллель 23,5 ю.ш. – это Южный тропик; - Параллель 66,5с.ш. – это Северный полярный круг; - Параллель 66,5 ю.ш.- это Южный полярный круг. Слайд 9 Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель на которой расположен географический объект) - Запомните, что параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария. Прежде чем приступить к тренингу, давайте рассмотрим алгоритм нахождения широты. Слайд 9
ПОМНИТЕ! Отчёт всегда от экватора. Северная широта обозначатся с.ш.; южная широта – ю.ш. | Записать определение в тетрадь Экватор На северное и южное Записать в тетрадь Записать определение в тетрадь Записать в тетрадь |
5 Физкультминутка (2мин) | Слайд 10 | |
6 Отработка умений находить географическую широту (5мин) | Продолжаем работать по учебнику с рисунком 18 на странице 30. - Определите широту городов Лондона, Санкт – Петербурга, Москвы, Владивостока и мыс Челюскин и мыс Игольный. Определите широту точек: посёлка Мирный в Антарктиде - Самое большое значение широты? - Чему равна широта Северного и Южного полюсов? | 52 с.ш., 60с.ш.,56 с.ш., 43с.ш., 78 с.ш.,35ю.ш. 69 ю.ш 90 90с.ш. и 90ю.ш. |
7 Самостоятельная работа (5мин) | Пользуясь картой полушарий в атласе, определите широту городов Каира , Парижа, Кейптауна, Мехико и Берлин. | Учащиеся работают самостоятельно, результаты работы отдают учителю. |
8 Закрепление (2мин) | Вопросы для закрепления: -Что называют географической широтой? -Как правильно определить широту? Какие действия при этом необходимо выполнять? | Отвечают на вопросы учителя. |
9 Рефлексия (2мин) | И в заключение первого урока, посмотрите на слайд и закончите предложения: Слайд 10 «А у меня сегодня получилось …… «Я и не подозревал(а) ……………….. Всем спасибо за работу на уроке. | Дети заканчивают предложения |
10 Подведение итогов (1мин) | А наиболее удачные ответы учеников: ………… будут отмечены хорошими и отличными отметками в журнале. | |
11 Домашнее задание (1мин) | Параграф 11 | В дневниках записывают домашнее задание. |
Ход второго урока | ||
1 Организационный момент (1мин) | Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Слайд 1 | Демонстрируют готовность к уроку |
2 Определение темы урока и задач урока (3мин) | Вопросы проблемного характера: -Что изучали на прошлом уроке? -Как вы думаете, для чего необходимо уметь определять географические координаты? Как вы думаете достаточно найти только одну широту? -Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке? Тема сегодняшнего урока «Географическая долгота» Слайд1 Цель: сформировать представление о географической долготе, научиться определять её и продолжить подготовку к проверочной работе . Слайд 2 | Отвечая на вопросы должны выйти на тему урока; записывают её в тетрадь. Сами определяют главную задачу |
3 Повторение. Проверка домашнего задания (5мин) | 1.Фронтальный опрос Слайд3 --Что называют географической широтой объекта? --Как определить широту объекта, расположенного на параллели? --Как определить широту объекта, расположенного между параллелями? | Ученики отвечают на вопросы. |
4 Изучение нового материала (15мин) | Слайд 4 -Что такое меридиан? -Где они пронумерованы? На следующий вопрос ответьте с помощью учебника. Слайд5 -Что такое географическая долгота? -Вспомните, какой меридиан является начальный? -На какие полушария он делит? Слайд5 Алгоритм нахождения долготы:
| Линии, которые проходят через оба полюса, равные между собой, показывают направление север – юг. По экватору на карте полушарий. -Это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу и востоку до заданной точки. Ученики записывают определение в тетрадь -Нулевой меридиан или гринвичский. -На западное и восточное. Записать в тетрадь |
5 Физкультминутка(2мин) | Слайд 6 | |
6 Отработка умений находить географическую долготу(4мин) | -Определить долготу Санкт –Петербурга, Владивостока, Москвы, Сиднея, Вашингтона и Нью-Йорка. Запомните! Восточная долгота обозначается -в.д., западная долгота – з.д. | 600с.ш., 300в.д.; 560с.ш.,380в.д.; 340ю.ш.,1510в.д.; 380с.ш.,780з.д.; 410с.ш., 740з.д. |
7 Закрепление (12мин) | Объяснить опорный конспект (приложение в конце конспекта) Слайд 7 | Записать конспект в тетрадь |
8 Рефлексия(1мин) | При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята для себя ответили на вопрос: «Необходимы ли знания о географических координатах». Каждому ученику выдаётся листок бумаги, на котором написаны две фразы, одну из них необходимо закончить:
| Ребята заканчивают одну из понравившихся фраз. |
9 Подведение итогов (1мин) | Наиболее удачные ответы учеников будут отмечены хорошими отметками | |
10 Домашнее задание (1мин) | Параграф 12 | В дневниках записывают домашнее задание |
Приложение
Опорный конспект по теме «Географические координаты»
Адрес точки Географические координаты
(точка пересечения
параллелей и меридианов)
•
по параллелям по меридианам
Г Е О Г Р А Ф И Ч Е С К А Я
Ш И Р О Т А ДОЛГОТА
расстояние в градусах
от экватора от начального
до 90° широты (полюс) меридиана
до 180° долготы
•
северн. З В
0 экв. западная восточная
южн.
• 0°
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...
Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.
Работа направлена на усвоение материала по теме "Географические координаты"....
Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.
Шаг за шагом определяем географические координаты...
Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс
Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...
Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ).
Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ). 2 варианта....
Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».
Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...