Публичное представление собственного инновационного опыта.
статья (география) по теме
Публичное представление собственного инновационного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_khlebinskoy_g.i.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя географии МБОУ «Дмитриево-Усадская основная общеобразовательная школа»
Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия
Хлебинской Галины Ивановны
Педагогическая проблема, над которой я работаю «Компетентность как новое качество личности школьника на уроках географии».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющем мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
На мой взгляд, под компетенцией понимается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Компетенция становится результатом нового качества образования. Новое направление этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстро меняющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:
во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ее, т.е. ориентироваться в информационном пространстве, во-вторых, создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Наиболее перспективным методом развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является проектная деятельность.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно проектное обучение способствует формированию с учащимися в урочное и внеурочное время, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных технологий.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованным и успешным.
2. Условия формирования опыта
Своеобразие:
Во-первых, использование исследовательской деятельности на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную активность учащихся.
Во-вторых, обеспечивает наглядность(презентации, фотоальбомы), привлечение большого количества дополнительного материала.
В-третьих, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
Новизна опыта:
Данный опыт имеет репродуктивно- творческий характер. Новизна опыта состоит в том, что:
Определены этапы исследовательской деятельности, способствующие развитию познавательной и творческой активности у учащихся в образовательном процессе;
Подобраны и апробированы на практике творческие задания, коллективные и индивидуальные исследовательские работы, способствующие развитию умения и желания учиться. Всегда помню, что надо развивать ребенка, а не развлекать, не опускаться до уровня ребенка, а поднимать ребенка до своего уровня. Всегда уважительно отношусь к личности ребенка. Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающий собственными интересами. Педагог создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
3. Теоретическая база опыта.
Русский педагог, методист, профессор Б.В.Всесвятский отмечал, что в исследовательском методе в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. В классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков» и мечтателей. Проектная и исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.
4. Технология опыта
В своей педагогической деятельности использую элементы развивающего обучения:
- учитываю и опираюсь на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- так организую учебный процесс, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникла потребность в овладении новыми знаниями;
- стараюсь, чтобы обучение несколько опережало допустимый уровень развития.
Формирую у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда. Вся моя педагогическая деятельность была направлена на решение следующих задач:
Уйти от проблемы перегрузки, особенно в старших классах;
Усилить практическую ориентацию школьных знаний;
Готовить школьников к жизни в семье и к работе в коллективе;
Приобщить их к здоровому образу жизни.
Мне, как учителю географии приходится постоянно углублять свои знания, особенно при подготовке ребят к сдаче ГИА. Изучаю специальную и методическую литературу, опыт своих коллег, учителей района и республики.
5. Результативность опыта.
Итак передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие проектно – исследовательской деятельности учащихся. Многие учащиеся с удовольствием участвуют и часто побеждают в различных школьных, муниципальных и республиканских олимпиадах.
6. Трудоемкость
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно- следственные связи. Кроме того, метод проектов- это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию- умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования
7. Адресность
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах, на районных методических объединениях учителей географии.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях МО учителей школы и района.
-В августе 2014 г. выступала на районном МО учителей географии по теме:
« Назначение и функции ФГОС ООО. Основные элементы научного знания по географии в основной школе. Новые подходы к организации и результатам обучения».
Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом.
8. Наглядные приложения.
Урок по географии в 6 классе по теме «Что изучает география» Конспект и видеозапись (фрагмент) урока, фотографии.
Адрес фрагмента видеозаписи урока - http://nsportal.ru/user/513855/video
Адрес конспекта к уроку - http://nsportal.ru/node/1527311
Адрес фотографий - http://nsportal.ru/node/1522775
Учитель ________________ /Г.И. Хлебинская/
Директор школы _______________ /Е.А.Тишкина/
Руководитель районного методического
объединения учителей математики _______________ /Е.П.Артюшкина/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта
В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Из материалов к аттестации -2013...
Публичное представление собственного инновационного опыта
Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Публичное представление собственного инновационного опыта
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...
Публичное представление собственного инновационного опыта
Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....