рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Терехова Татьяна Николаевна

Рабочая программа содержит:

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Цель и задачи  курса

Форма организации образовательного процесса

Методы  обучения

Форма контроля

Методическая литература

 Учебно – тематический план                      

Содержание программы

Требования к уровню подготовки учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo_6_kl.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа

                          ( МКОУ «Дракинская СОШ»)

                             

Рассмотрено

на заседании   методического объединения учителей………………………………. Протокол № ___  

от «         »  __________ 20… г.,

Руководитель:   ________     /.............................../

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/________________/

        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 20… г

Утверждено:                

 Директор школы:

_________    /_________ /

«_____» «__________ » 20… г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

Класс     6

                                                                   

                                                      2013-2014 учебный год

                                                                                  Ф. И.О. учителя:   Терехова Т. Н.

с. Дракино

2013 г

 1.    Пояснительная записка

           Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Также внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и  последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

2.     Нормативно-правовая база

Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы).

 3. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 35 часа.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

Цель курса:  заложить основы географического образования учащихся.

Задачи: 

-Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

-Сформировать представление о природе своего края;

-Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые

 пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в

окружающем ребенка мире;

-Познакомить с географической картой  как уникальным и наглядным

источником знаний и средством обучения;

-Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

-А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. 

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса  является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.

Методы  обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение) способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты. В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

  Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

                                    Основная литература: 

1. Учебник: Т.П. Герасимова,   Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2009.

      2.    Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. – М.: Просвещение, 2007.

      3 Атлас.  География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2011.

     4. Программа по географии для образовательных учреждений. Под редакцией И. В. Душиной.

 Методическая литература:

Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии.


                                  Учебно – тематический план                      

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы, зачеты

уроки

лабораторно-практические работы, экскурсии

1

Введение

3

1

2

-

2

Раздел 1 «Виды изображений поверхности Земли»

Тема 1 «План местности»

3

1

2

             -

3

Тема 1 Географическая карта

4

2

           2

            -

4

Раздел 2 «Строение Земли. Земные оболочки»

Тема 1

Литосфера

5

3

2

             -

5

Тема 2

Гидросфера

7

4

3

            -

6

Тема 3

Атмосфера

6

4

2

           -

Тема 4

Биосфера

3

3

-

     -

7

Раздел 3«Население Земли»

Тема 1 Население Земли

4

3

1

           -

Итого:

35

21

14

-


                  Содержание программы.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ   (3 часа)

Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей.  Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии;

- основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

Уметь:

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

                                                      (7 часов)

Тема 1. План местности (3 часа)

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

Уметь:

- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

- определять направления, расстояния;

- читать план местности.

 

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе. Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

Уметь:

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

РАЗДЕЛ   III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБЛОЧКИ (21 часов)

Тема 1. Литосфера     (5 часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;

Объяснять понятия:

- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;

Объяснять:

- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь:

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- работать с контурной картой

 

                            Тема 2. Гидросфера   (7 часов)

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь:

- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.

Называть и показывать:

- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.

 

Тема 3. Атмосфера (6 часов)

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточно го хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образо вания. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмо сферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказаниепогоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхнос ти земного шара в зависимости от географической широты. Суточ ное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народ ном творчестве и фольклоре.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);

Уметь:

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

 

Тема 4. Биосфера    (3 часа)

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и расти тельных организмов. Охрана органического мира. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь:

- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле,  приводить примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

                 РАЗДЕЛ  IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (4 часа)

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

 численность населения Земли, основные расы.

Уметь:

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

Календарно – тематическое планирование.

№ в теме

Тема урока

Практические работы.

                Дата

план

факт

Введение (3 часа)

1

1

Что изучает география. Практическая работа № 1

№1 «Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов».

4.09.12

2

2

Развитие географических знаний о Земле.

11.09.12

3

3

Земля – планета Солнечной системы.

Практическая работа № 2

№2 « Изучение форм поверхности, характеристика залегания пород, ознакомление с водоёмами, их использованием и охраной».

18.09.12

 

Раздел 1 «Виды изображений поверхности Земли» (7 ч)

Тема 1 «План местности» (3 ч)

4

1

Понятие о плане местности. Условные знаки.

25.09.12

5

2

Масштаб. Виды масштаба. Ориентирование на местности

2.10.12

6

6

Съёмка местности. Практическая работа №3, 4

« Ориентирование на местности. Глазомерная съёмка местности»

9.10.12

Тема 2 «Географическая карта» (4 ч)

7

1

Форма и размер Земли.

16.10.12

8

2

Географическая карта.

23.10.12

9

3

Градусная сетка на глобусе и карте.

30.10.12

10

5

Географические координаты. Практическая работа N5,6.

«Определение расстояний, направлений и географических координат. Обозначение на контурной карте России местонахождение своего населённого пункта».

13.11.12

Раздел 2 «Строение Земли. Земные оболочки» (21)

Тема 1 «Литосфера» (5 ч).

11

1

Земля. Её внутреннее строение.

20.11.12

12

2

Горные породы и минералы.

27.11.12

13

4

Движение земной коры

4.12.12

14

6

Рельеф суши. Горы. Практическая работа №7

« Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин».

11.12.12

15

7

Равнины суши.

Практическая работа №8

Обозначение на к/к гор, равнин».

18.12.12

Тема 2 «Гидросфера» (7 ч)

16

1

Состав и строение гидросферы. Мировой океан.

25.12.12

17

3

Части Мирового океана

15.01.13

18

4

Свойства океанических вод.  Волны в океане.

22.01.13

19

6

Океанические течения.

Практическая работа №9

«Определение по карте России расстояние от своего населённого пункта до ближайшего моря».

29.01.13

20

10

Реки и подземные воды

5.02.13

21

11

Озёра, ледники.

12.02.13

22

15

Практическая работа № 10,11

«Выявление изменений глубины океанов вдоль одной из параллелей». «Определение географического положения и глубины морей, географического положения проливов, островов, рек, озёр. Обозначение на к/к.

19.02.13

Тема 3 «Атмосфера» (6 ч)

23

1

Атмосфера, её состав и строение.

26.02.13

24

2

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

5.03.13

25

4

Атмосферное давление и ветер.

12.03.13

26

6

Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки.

19.03.13

27

8

Погода и климат. Практическая работа №12.

«Наблюдение за погодой, обработка собранных материалов».

2.04.13

28

9

Распределение света и тепла на Земле

9.04.13

Тема 4 «Биосфера» (3 ч)

29

1

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

16.04.13

30

2

Природные зоны Земли.

23.04.13

31

3

Организмы в Мировом океане.

Практическая работа №13.

30.04.13

Раздел 3 «Население Земли» (4 ч)

32

1

Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. 

7.05.13

33

2

Основные типы населенных пунктов.

14.05.13

34

3

Изображение государств на политической карте мира. Практическая работа № 14

«Определение положения государства на материке»

21.05.13

35

4

Закрепление изученного материала.

28.05.13

   

                  Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии; основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

 численность населения Земли, основные расы.

влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;

Уметь:

- называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

- определять направления, расстояния;

- читать план местности.

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины его происхождение.

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле,  приводить примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...