Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Горлова Юлия Александровна

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2011 г.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2011 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm_9kl.docx63.19 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2011 г.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2011 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2011 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Количество часов

                                в неделю: 2 часа

                                в год: 68 часов

Учебники: А.И. Алексеев и др. «География России: хозяйство и географические районы» (издательство «Дрофа» 2009г.)

Методическая литература: универсальные поурочные разработки по географии России 9 класс ( составитель Е.А. Жижина, издательство «ВАКО» Москва 2011 г.)

Изучение географии  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
  • Рабочая  программа на основе нормативных документов:

- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый Приказом министерства образования и науки РФ, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- учебный план МБОУ СОШ № 5  г. Тайшета на 2014- 2015 учебный год;

- примерная программа  для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2011 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2011 г. Учебники: А.И. Алексеев и др. «География России: хозяйство и географические районы» (издательство «Дрофа» 2009г.)

  - письмо службы по контролю и надзору в сфере образования  Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-05410\11.

Содержание разделов и тем учебного курса

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ.

ХОЗЯЙСТВО И  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ. 9 класс.

Введение

(1час)

1

Раздел I «Хозяйство России»

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

(3часа)

Тема 2. Главные отросли и межотраслевые комплексы.

(14 часов)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Ведущая отрасль скотоводства. География основных отраслей животноводства;

Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК.

Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики.

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭС. ТЭК и охрана окружающей среды.

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России.

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы.

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии;

ВПК, его состав место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы.

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации.

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития.

Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике страны и проблемы его развития.

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России.

Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы

2

Раздел II «Районы России»

Тема 1. Европейская часть России

(29 часов)

Тема 2. Азиатская часть России

(16часов)

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Центральная Россия. Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР.

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы

Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.

Москва – столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России.

Города Центрального района.

Центрально-Черноземный район. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. проблемы и перспективы развития

Волго-Вятский район. Состав территории. преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. изменение геополитического положения района после распада СССР

Северо-Западный район. Состав района. Особенности географического, экономико-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. Специфика природы района. Действие оледенения. природные ресурсы, их размещение и использование

Северо-Запад – район древнего заселения. Города, качество жизни населения

Санкт-Петербург – северная столица России, история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград

Европейский Север. Состав района. Специфика геополитического и эколого-географического положения и его влияние на формирование района

Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского севера

Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС- важная база российского ВПК

Поволжье. Состав района. основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны

Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни

Европейский Юг. Определение географического положения (ГП) территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства

Характеристика внутренних различий районов и городов. Особенности развития АПК района

Административный центр. Особенности ЭГП, экономики

Социально-экономические проблемы и пути их решения

Урал. Определение географического положения, основных этапов освоения. Оценка природных ресурсов и их использование

Основные историко-географические этапы формирования района

География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Проблемы района

Основные историко-географические этапы формирования региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения

Сибирь. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Специфика природы гор Южной Сибири: рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. Специфика природы Арктических морей: рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. основные историко-географические этапы формирования района

Западная Сибирь. Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации

Восточная Сибирь. Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы

Особенности географического положения Байкала. Зависимость строения озерной котловины от строения земной коры

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. географические аспекты основных экономических проблем района

Дальний Восток. Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения. Основные факторы формирования района

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные  ресурсы

Специфика природы морей Тихого океана: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы

Численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Традиции и культура

Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства

Основные историко-географические этапы формирования Азиатской части России. Население: численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения Азиатской части России

Раздел III  «Россия в мире»

(3часа)

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА (2часа)

ИТОГО 68 часов,       2часа  в неделю

Место России среди стран

Основные историко-географические этапы формирования территории России. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения России  

Самостоятельные и практические работы выполняемые учащимися

Практическая работа 1. «Характеристика основных нефтяных баз России»

Практическая работа 2. «Сравнительная характеристика двух металлургических баз России»

Практическая работа 3. «Характеристика факторов размещения и центров  отраслей машиностроения»

Практическая работа 4. «Характеристика основных районов страны с развитой химической промышленностью»

Практическая работа 5. «Описание основных особенностей различных видов транспорта»

Практическая работа 6 «Обозначение на контурной карте территориальной структуры хозяйства ЦЭР»

Практическая работа 7. «Сравнение природы двух частей Европейского Севера»

Практическая работа 8. «Сравнительная характеристика природы разных частей Северного Кавказа»

Практическая работа 9. «Комплексная характеристика Уральского экономического района»

Практическая работа 10. «Характеристика специфики хозяйства главной топливной базы Западной Сибири»

Практическая работа 11. «Оценка специфики географического положения региона»

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

природные ресурсы;

периоды формирования хозяйства России;

особенности отраслей;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний :

                   Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебники: 1. «География России». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений  под редакцией А.И.Алексеева. Книга вторая «Хозяйство и географические районы». - М.: Дрофа, 2009

Атлас: «Экономическая и социальная география России, 9 класс».

Рабочая тетрадь для учащихся:

1. Баринова И.И., В.Г.Суслов «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Россия: хозяйство и экономические районы – М.: Экзамен, 2009

2. Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. В 2 частях. Часть вторая. – М.: Изд-во МГУ, 2008

Методическое пособиедля учителя: Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004

Хрестоматия:  «За страницами учебника географии, 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997

Календарно-тематическое планирование

Количество часов: всего- 68 часов, 2 часа в неделю

п/п

Раздел, тема, подтема

Календарные сроки

МПС

Тип урока, приёмы и методы, используемые на уроке

Практические работы

Контроль знаний

Использование ИТ

Учебно-наглядный комплекс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

  38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

 58

59

60

61

62

63

64

65

66

Понятие хозяйства.

Этапы развития хозяйства.

Географическое районирование.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Животноводство.

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.

Лесной комплекс.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность.

Газовая промышленность.

Угольная промышленность.

Электроэнергетика.

Чёрная металургия

Металлургический комплекс. Цветная, металлургия.

Машиностроительный комплекс

ВПК.

Химическая промышленность.

Транспорт. Сухопутный транспорт.

Транспорт. Водный и воздушный транспорт.

Информационная инфраструктура.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное разделение труда.

Обобщающее повторение.

Восточно-Европейская равнина.

Волга.

Центральная Россия: состав, природа.

Центральный район: население.

Хозяйство Центрального района.

Города Центрального района. Москва –столица России

Центрально-Чернозёмный район: состав, население.

Центрально-Чернозёмный район: хозяйство.

Волго-Вятский район: состав, население.

Волго-Вятский район: хозяйство.

Северо-Западный район: географическое положение и природа.

Население и хозяйство Северо-Западного района.

Города Северо-Запада.

Санкт-Петербург – «хозяйственный узел»,

Санкт-Петербург - «вторая столица».

Калининградская область.

Европейский Север: географическое положение и природа.

Население и хозяйство Европейского севера.

Европейский Север в развитии русской культуры.

Поволжье: состав, природа.

Население Поволжья.

Хозяйство Поволжья.

Северный Кавказ: природа.

Хозяйство Северного Кавказа.

Народы Северного Кавказа.

Южные моря России.

Урал: географическое положение и природа.

Население и хозяйство Урала.

Города Урала. Проблемы района.

Обобщение знаний по теме “Европейская часть России”

Природа Сибири и гор юга Сибири. Природные ресурсы.

Арктические моря.

Население Сибири.

Хозяйственное освоение Сибири.

Западная Сибирь: состав, природные условия и ресурсы.

Население и хозяйство Западной Сибири.

Восточная Сибирь: природа, состав, ресурсы.

Население и хозяйство

Восточной Сибири

Байкал.

Дальний Восток: формирование территории, природные условия и ресурсы.

Моря Тихого океана.

Население района.

Хозяйство Дальнего Востока.

Обобщающее повторение.

Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России"

Россия в мире

Подведение итогов

Резерв времени 2 часа

Экономика

История, экономика

История

экономика

экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

Экономика

История, обществознание, экономика

История, экономика

Физическая география

Экономика

Экономика

Экономика

История, экономика

экономика

экономика

экономика

экономика

экономика

экономика

История, экономика экология

История, экономика экология

История, экономика экология

История, экономика экология

История, экономика экология

Обществознание

История, экономика экология

Обществознание

История, экономика экология

Обществознание

История, экономика экология

Обществознание

История, экономика экология

Обществознание

История, экономика экология

Обществознание

Урок-лекция

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Тестовые задания

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

   Урок-лекция

Комбинированный

урок Тестовые задания

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок проверки знаний, умений и навыков, Тестовые задания

Урок-лекция

Комбинированный

урок

Урок-практикум

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Урок-практикум

Урок-лекция

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Урок-лекция

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный. урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Урок-лекция

Комбинированный

урок

Урок проверки знаний, умений и навыков

Урок-практикум

Комбинированный урок

Урок-практикум

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок Тестовые задания

Комбинированный

урок

Урок-лекция Тестовые задания

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Урок- практикум

Урок проверки знаний, умений и навыков

Практическая работа 1. «Характеристика основных нефтяных баз России»

 Практическая работа 2. «Сравнительная характеристика двух металлургических баз России»

Практическая работа 3. «Характеристика факторов размещения и центров  отраслей машиностроения»

Практическая работа 4. «Характеристика основных районов страны с развитой химической промышленностью»

Практическая работа 5. «Описание основных особенностей различных видов транспорта»

Практическая работа 6 «Обозначение на контурной карте территориальной структуры хозяйства ЦЭР»

Практическая работа 7.«Сравнение природы двух частей Европейского Севера»

Практическая работа 8. «Сравнительная характеристика природы разных частей Северного Кавказа»

Практическая работа 9. «Комплексная характеристика Уральского экономического района»

Практическая работа 10. «Характеристика специфики хозяйства главной топливной базы Западной Сибири»

Практическая работа 11. «Оценка специфики географического положения региона»

Работа с картой

Фронтальный и индивидуальный опрос, текущее тестирование на всех уроках в течении года

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Компьютер, мультимедийный проектор

Компьютер, мультимедийный проектор презентация

Компьютер, мультимедийный проектор презентация

Компьютер, мультимедийный проектор презентация

Компьютер, мультимедийный проектор презентация

Географические карты, атласы, учебники, дополнительная литература
и презентации на каждом уроке в течении учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...