Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 8 класса (Алексеев А.И. География России: природа и население. М.: Дрофа, 2008)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_kl_io.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 8 класса (Алексеев А.И. География России: природа и население. М.: Дрофа, 2008).
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII—IX классы), авторской программы: Ким Э. В., Кузнецова Г.Ю., Лисенкова Г. Я., Низовцев В. А., Сиротин В. И. География России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева // География. 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа ,и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по- другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразование её природы и хозяйства.
ЦЕЛИ :
- Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.
- Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.
- Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
- Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.
ЗАДАЧИ:
- сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по биологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2014/2015 учебный год;
- примерная (авторская) программа география России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева
- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11
Содержание разделов и тем учебного курса
Введение
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Часть II ПРИРОДА
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6: Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Тема 1: Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2: Национальный состав
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3: Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4: Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Часть IV ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Учебно – тематический план
№ | МОДУЛЬ (ГЛАВА) | Примерное количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Пространства России | 6 |
3 | Природа и человек Тема 1. Природа и человек Рельеф и недра Климат Богатство внутренних вод Почвы - национальное достояние страны В природе все взаимосвязано Тема 2. Природно-хозяйственные зоны Тема 3. Природопользование и охрана природы | 41 26 5 7 6 4 4 10 5 |
4 | Население России Тема 1. Сколько нас – россиян? Тема 2. Кто мы? Тема 3. Куда и зачем едут люди? Тема 4. Человек и труд Тема 5. Народы и религии Тема 6. Где и как живут люди | 18 2 2 3 1 5 5 |
5 | Обобщение знаний | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Критерий и нормы оценки, знаний, умений, навыков
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел тема подтема | Календарные сроки | МПС | Тип урока,приемы и методы,используемые на уроке | Практическиелабораторные работы | Контроль знаний(указать вид контроля:самостоятельнаяработа,контрольная, тест, зачёт и т.д.) | Использование информационных технологий | Учебно-наглядный комплекс | ||||
1. | Введение.Зачем изучают географию России | Краеведение | Комбинированный | Анализ составленных картосхем | Физическая карта России,политическая карта мира,атлас, глобус | |||||||
2. | Пространства России. Россия на карте мира | Экология | Лекция с элементами беседы | Самостоятельная работа с контурными картами | Физическая карта России,политическая карта мира,атлас, глобус | |||||||
3. | Границы России | Урок - практикумАктуализация знаний и умений | Практическая работа №1: «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с географическим положением других стран». | Исследование карт атласа, работа с контурными картами | Физическая карта России,политическая карта мира,атлас, глобус | |||||||
4. | Россия на карте часовых поясов | Урок - практикум | Практическая работа №2: «Определение поясного времени для разных пунктов России» | Анализ рис. 8, 9 Определение часового пояса населенных пунктов | Карта полушарий,глобус,атлас | |||||||
5. | Формирование территории России | Комбинированный. Урок – исследование. | Анализ рис. 10, 12, карт атласа | Физическая карта России,атлас Портреты географов - путешественников | ||||||||
6. | Географическое изучение территории России | Урок - лекция | Заслушивание сообщений | Физическая карта России,атлас Портреты географов - путешественников | ||||||||
7. | Зачёт по теме «Пространства России» | Урок обобщения знаний | Итоговое тестирование | Физическая карта России,атлас | ||||||||
8. | Природа и человек. Строение земной коры (литосферы) на территории России | Геология | Изучение нового материала. Урок- исследование | Анализ геологической карты, рис. 17 и геохронологической таблицы на с. 44- 45 | Геологические карты,физическая карта России,атлас Геохронологическая таблица | |||||||
9. | Важнейшие особенности рельефа России | Геология | Урок – исследование, практикум | Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельеф | Заполнение таблицы | Геологические карты, физическая карта России,атлас | ||||||
10. | Современное развитие рельефа | Геология | Урок - практикум | Заполнение таблицы. Сопоставление внутренних и внешних процессов рельефообразования | Мультимедийный проектор | Геологические карты, физическая карта России,атлас | ||||||
11. | Использование недр | Геология | Комбинированный урок | Характеристика рельефа и полезных ископаемых (таблица), контурные карты | Физическая карта России,карта полезных ископаемых | |||||||
12. | Зачёт по теме: Рельеф и недра» | Урок обощения знаний | Проверочная работа, работа в парах | Физическая карта России, тектоническая карта | ||||||||
13. | Общая характеристика климата России | Экология | Урок изучения нового материала | Беседа с использованием карт атласа, анализ рис. 38-41. | Карты климатическая и физическая, атлас | |||||||
14. | Закономерности циркуляции воздушных масс | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Анализ рис. 42, 43 физической и климатической карт | Карты климатическая и физическая, атлас | ||||||||
15. | Распределение температур и осадков | Изучение нового материала | Учебное исследование синоптической карты, анализ рис. 48-50. | Карты климатическая и физическая, атлас | ||||||||
16. | Типы климата нашей страны | Урок-практикум | Практическая работа №4»Климатические пояса и типы климата России» | Заполнение таблицы, работа с контурными картами | Карты климатическая и физическая, атлас | |||||||
17. | Климат и человек | Экология | урок актуализации знаний и умений | Практическая работа №5.»Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» | Анализ физической и климатической карт, рис. 51, климатограмм на с. 87-89 в учебнике | Карты климатическая и физическая | ||||||
18. | Реки России | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний | Анализ физической карты, работа с контурными картами, рис. 62- 67 в учебнике | Мультимедийный проектор | Физическая карта, картины | |||||||
19. | Озёра, подземные воды,болота, многолетняя мерзлота и ледники | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. | Беседа | Мультимедийный проектор | Физическая карта, картины,атлас | |||||||
20. | Человек и вода | Биология | Урок комплексного применения знаний | Работа с рис.78 | Физическая карта,атлас | |||||||
21. | Почвы – «особое природное тело» | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Индивидуальный опрос, анализ рис. 83 на с. 119 ирис, 80нас. 116 | Физическая карта,атлас, таблица | ||||||||
22. | География почв России | Урок-исследование | Практическая работа №6.«Установление связей между типами почв и характером растительности» | Составление таблицы | Физическая и почвенные карты | |||||||
23. | Почвы и урожай | Урок освоения новых знаний | Анализ почвенной карты | Физическая и почвенные карты | ||||||||
24. | Рациональное использование и охрана почв | Урок закрепления знаний, их контроля и оценки | Анализ рис. 91- 96, работа в группах | почвенные карты, атлас | ||||||||
25. | География лесов России | Урок освоения новых знаний | Заполнение таблицы | Физическая карта, атлас | ||||||||
26. | Лес и окружающая среда | Биология | Урок освоения новых знаний | Заполнение таблицы | Физическая карта, атлас | |||||||
27. | Безлесные пространства России | Урок освоения новых знаний | Заполнение таблицы и схемы | Физическая карта, атлас | ||||||||
28. | Тундра и степи | Урок освоения новых знаний | Заполнение таблицы | Физическая карта, атлас | ||||||||
29. | Болота | Урок освоения новых знаний | Заполнение таблицы | Физическая карта, атлас | ||||||||
30. | Животный мир | Биология | Урок освоения новых знаний | Заполнение таблицы | Мультимедийный проектор | Зоологические карты, атлас | ||||||
31. | Зачёт по теме: «Живая природа России» | Урок обощения знаний | Географический диктант, Кроссворд, тестирование | Карты растительного и животного мира, атлас | ||||||||
32. | Природный территориальный комплекс (ПТК) | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника с.161 - 162 | Карта природных зон мира, карта полушарий, физическая карта | ||||||||
33. | Свойства природных территориальных комплексов | Урок путешествие | Анализ карты с. 164 | Карта природных зон России. физическая карта | ||||||||
34. | Человек в ландшафте | Биология | Урок практикум | Практическая работа №7. «Виды ландшафта» | Заполнение таблицы | физическая карта России | ||||||
35. | Природные зоны | Экология | Урок освоения новых знаний | Практическая работа №8. «характеристика природной зоны» | Анализ практической работы | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | ||||||
36. | «Безмолвная» Арктика | Комбинированный урок | Беседа | Мультимедийный проектор | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | |||||||
37. | «Чуткая» Субарктика | Комбинированный урок | Беседа | Мультимедийный проектор | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | |||||||
38. | Таёжная зона | Урок - путешествие | Составление конспекта | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | ||||||||
39. | Зона смешанных широколиственно – хвойных лесов | Биология | Урок освоения новых знаний | Составление конспекта | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | |||||||
40. | Лесостепи и степи | Урок освоения новых знаний | Работа с текстом учебника | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | ||||||||
41. | Полупустыни, пустыни и субтропики | Урок освоения новых знаний | Анализ видеоматериала | Мультимедийный проектор | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | |||||||
42. | Многоэтажность природы гор | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | ||||||||
43. | Человек и горы | Биология | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом учебника | Карта природных зон мира, Карта природных зон России | |||||||
44. | Зачёт по теме: «Природно – хозяйственные зоны» | Урок обощения знаний | Тестирование, работа с таблицами | Карта природных зон России, физическая карта | ||||||||
45. | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | Биология Экология | Изучение нового материала | Заполнение схем | Атлас, карта природных ресурсов России | |||||||
46. | Рациональное использование природных ресурсов | Экология | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Беседа по вопросам с. 224 – 227, заполнение таблицы | Физическая карта России | |||||||
47. | Охрана природы и охраняемые территории | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом учебника с. 229 - 231 | Физическая карта России, атлас | ||||||||
48. | История взаимоотношний человека и природы | История | Урок путешествие | Работа в группах, сообщения | Физическая карта России, картины | |||||||
49. | Население России. Численность населения России. | Урок - практикум | Практическая работа №9. «Численность населения России» | Работа с р.196, построение диаграммы и графика | Карта России, таблицы, графики, атлас | |||||||
50. | Воспроизводство населения | Биология | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Работа с текстом учебника с. 239 - 241 | Атлас, карта России | |||||||
51. | Соотношение мужчин и женщин | Комбинированный урок | Построение диаграммы, сравнение рисунков с.203, 245 | Карты, диаграммы, таблицы | ||||||||
52. | Возрастной состав населения России | Биология | Комбинированный урок | Построение и анализ графика | Карты, диаграммы, таблицы | |||||||
53. | Миграции населения | История | Урок - путешествие | Составление картограммы по р.212, с.254 - 255 | Карта России, графики, таблицы | |||||||
54. | Внешние миграции - в Россию и из неё | История | Лекция с элементами беседы | Работа с тестом учебника | Карта России, графики, таблицы, картосхемы | |||||||
55. | Территориальная подвижность населения | Лекция с элементами беседы | Составление схемы, анализ р.218 с. 264 | Карта России, графики, таблицы,диаграммы | ||||||||
56. | География рынка труда | Экономика | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Решение творческих задач | Карта России, графики, таблицы,схемы | |||||||
57. | Этнический состав населения | История | Лекция с элементами беседы | Работа с текстом с.270 - 272 | Карта «Народы мира» | |||||||
58. | Этническая мозаика России | Биология | Комбинированный урок | Анализ карты народов России | Карта народов мира, атлас, схемы | |||||||
59. | Религии народов России | История Экономика | Урок- практикум | Практическая работа № 10 «Религиозный состав населения России» | Работа с текстом учебника, заполнение таблицы | Карта религий народов России | ||||||
60. | Плотность населения | Урок комплексного применения знаний | Составление карты плотности населения России | Карта плотности населения России, таблицы | ||||||||
61. | Расселение и урбанизация | Экономика | Лекция с элементами беседы | Работа с текстом учебника | Карта России, таблицы, графики | |||||||
62. | Города России | Экономика | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Составление схем | Экономические карты, атлас | |||||||
63. | Сельская Россия | Комбинированный урок | Заполнение таблицы, анализ р.250 с.300 | Карта России,атластаблицы,графики | ||||||||
64. | Итоговый урок по теме: «Природа и население России» | Урок обощения знаний | Викторина, творческие проекты | Политическая карта мира, физическая карта России | ||||||||
65 - 68 | Обобщающее повторение курса | Урок обощения знаний | Викторина, творческие проекты |
Перечень учебно – методического обеспечения
- Алексеев А.И.. География России. Природа и население. 8 класс. – М.: Издательство «Дрофа», 2010. – 320 с.
2. Атлас. География России. 8-9 класс. – Дрофа; Издательство «ДИК», 2010
3. Тесты по географии России. 8-9 класс./ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127с.
Список литературы
- Дидактические карточки-задания по географии 8 класс./ Р.Х. Хабибуллин. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 127с.
- Современный урок географии / А.В. Солонько. – М.: Издательство «Школьная пресса», 2002. – 94с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...