Внеклассное мероприятие по географии с туристско-краеведческой направленностью
план-конспект занятия (география) на тему

Пушкина Елена Афанасьевна

Данная разработка, содержит конспект внеклассного мероприятия по географии с туристско-краеведческой направленностью (в формате  Word)  и соответствующий наглядный материал (презентация в формате Power Point в шести частях) . Предназначена для детей 10-11 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Внеклассное мероприятие по географии с туристcко-краеведческой направленностью

Возраст детей 10-11 лет.

Цель: знакомство с программой «Туристы-краеведы» через вовлечение детей в игровую деятельность.

Задачи:

  1. Обучающие: познакомить детей с основами деятельности туристов-краеведов.
  2. Развивающие: развивать память, любознательность, познавательный интерес.
  3. Воспитательные: побуждать интерес к культуре родного края, воспитывать доброжелательность, готовность сотрудничать; формировать умение работать в команде, выслушивать мнения других

Оборудование: столы, стулья, экран, ноутбук, мультимедийный проектор, листы бумаги, карандаши, линейки, цветная бумага, игры: «Трансформер» «Собери рюкзачок», «Приготовь сам»

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!»

А.С. Пушкин

«Кто шагает с рюкзаком?

Мы, туристы!

Кто со сказкой не знаком?

Мы, туристы!

Нас вперёд ведут дороги.

Наш девиз: «Всегда вперёд!»

Наши лучшие предлоги:

Через, сквозь и поперёк»

Этап занятия

Содержание занятия

Наглядный дидактический

материал

Организующий момент

Подготовительный этап

Постановка цели

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Афанасьевна Пушкина, я - педагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Станция юных туристов» г. Котлас. Будем знакомы!

Когда говорят о туризме, то сразу в памяти возникают цветные палатки на лесной опушке, вечерний костёр, чай с дымком и многое другое…

А можно ли совершить поход прямо в классе? Я говорю – да, и мы отправляемся в поход прямо сейчас по тропе доверия.

Разделимся на 2 команды, встаем в круг и берём в руки верёвочку. Верёвочка – это символ дружбы, которой связаны туристы в походе.

Сейчас вы без слов из веревки делаете определенные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, ромб, трапеция и т.д.). Молодцы!

Вот мы и готовы в поход!

Давайте узнаем, что должны уметь и знать туристы?

Собираемся в дорогу! А что нужно взять с собой вы сейчас мне покажите. Нужно из 20 карточек, на которых изображены предметы, выбрать только те, которые  необходимы туристу в путешествии. Каждый участник выбирает карточку и кладет в рюкзачок конверт, затем передаёт старт следующему.

Подводим итоги.

Представим прошли 5 км., проголодались и решили сделать привал. Нужно приготовить обед.

  Команды получают листок с новым заданием. Ребята должны написать названия продуктов, которые обычно употребляются в походах, и составить меню обеда.

Кроме этого, интересно раздать каждой команде предварительно подготовленные и пронумерованные целлофановые пакеты или бутылочки с набором различных круп. Ребятам предлагается написать их названия. Выполненное задание сдается руководителю.

Пообедали, отдохнули, пошли. Тропинка вьётся по смешанному лесу. Проговорим вместе.

«Кто шагает с рюкзаком?

Мы, туристы!

Кто со сказкой не знаком?

Мы, туристы!

Нас вперёд ведут дороги.

Наш девиз: «Всегда вперёд!»

Наши лучшие предлоги:

Через, сквозь и поперёк»

(Переодеваюсь.)

Баба-Яга: «Алло, алло, Доктор Диагностикус, чрезвычайное происшествие. Не отвечает. Да я и сама закончила курсы милосердия, медпомощи и гуманизма. Помолодела! Еще бы! Я ведь здоровый образ жизни веду: правильное питание, физкультура, никаких вредных привычек….

Ребята, а вы знаете волшебные лечебные травы? Сейчас мы это и проверим»

1. Ягоды этого растения, а также варенье из них, используют в качестве жаропонижающего средства.

2. Это дерево – настоящий зелёный целитель: в медицине применяют его листья, почки, кору, сок.

3. Это жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах, можно использовать в пищу.

4. Лекарственное растение с освежающим вкусом; его добавляют в чай, применяют как успокаивающее средство.

5. Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из них готовят настои и сиропы.

6. Ёе цветы используются как успокаивающее, противовоспалительное средство, по ней принято гадать о любви.

Молодцы! Многое уже знаете, а мы ещё на занятиях научимся и неотложную помощь оказывать.

Мы так увлеклись, что сбились с пути и заблудились. Как нам узнать, где мы находимся?

Каждая команда получает чистый лист белой бумаги, на нем надо сделать набросок карты-плана своего класса, вообразив себя птицами, которые смотрят на классную комнату сверху. Что надо делать дальше, расскажем по порядку.

Оглядеть класс. Что характерно? Все ли стены одинаковой длины?

Уяснив, как выглядит класс, нарисовать стены, не жалея места на листе. Можно пользоваться линейкой.

Осмотрим класс еще раз. Где сидит ваша команда? Обозначаете эти парты или колонку на карте. Где место руководителя? Укажите. Нарисуйте двери, шкафы и другую классную мебель. Теперь самое трудное — парты. Сначала лучше сделать набросок. Обведите его, пользуясь линейкой. Пометьте парты вашей команды.

Вы хорошо справились! Какие-то геометрические фигуры вы уже использовали.

Всё очень просто – это условные знаки.

Геометрические фигуры на плане обозначают строения, линии плотного чёрного цвета обозначает шоссе, имитация елочки и лиственного дерева обозначает смешанный лес, голубая полоса обозначает речку, а стрелка на ней – направление её течения. Значок, перегораживающий голубую полосу, обозначает мост. Наша Баба Яга не дождалась и улетела на ступе, а мы её путь покажем условными знаками и повторим их.

Прежде чем пойти дальше, проведём физкультминутку:

Ветер дует нам в лицо (вращают руками)

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны)

Ветерок всё тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).

Сейчас закроем глаза. Представим любое средство телепортации. Раз, два, три.

Мы успешно вышли и вот наш город Котлас.

«Мой Котлас вобрал от характеров рек

Приметы людские навеки.

Всю силу свою подарила Двина,

От Вычегды гордой – осанка,

От Лимендки – речки улыбка видна,

А скромность дала Котлашанка»

(А. Яишницин)

Котлас – впервые это название упоминается в летописи 1379 г., когда Святой Стефаний Великопермский пришел в селение Котлас (Пырас) в 62 верстах от Устюга по реке Двине. В то далёкое время в районе междуречья жили зыряне. Это было местом куда стремились русские люди. Все лучшие земли были заняты монастырями. И у нас в Котласе есть Стефановская церковь, которая стоит на улице Виноградова.

Викторина-диалог «Проверь себя»

А что есть у вас в городе Архангельске, связанное с первым российским учёным мирового значения, которому исполняется 300 лет?

 В Котласе  есть улица Ломоносова.

Проверим как вы меня услышали. На какой улице стоит церковь в Котласе? Ему есть и памятник в вашем городе? Чем он знаменит?

Назовите последний памятник, установленный к 65 – летию со дня Победы.

 

В Котласе тоже есть памятник Адмиралу Советского Союза Н.Г. Кузнецову

Изучение своего края, природы невозможно без туристической деятельности. Какие качества необходимы?

Перед вами карточки разных цветов и таблица, в которой записаны слова. Подберите каждому слову свой цвет.

Я вижу, что на вашей «радуге чувств» преобладают солнечные, яркие света. Я уверена, что вы именно такие.

Спасибо за участие! Сюрприз.

Игра «Трансформер».

Ответы детей

Основной этап

Работа в командах

Работа в командах

Речевая минутка

Работа в микрогруппах

Знакомство с топографическими знаками

Физкультминутка

Основной этап

Итоговый этап

Рефлексия

Игра «Собери рюкзачок»

Игра «Приготовь сам»

Викторина

План класса

Условные знаки

На фоне музыки слайды, слова стихотворения

Слайды с фотографиями

Ответы детей (памятник Ломоносова)

Слайд

Ответы детей (П.Ф. Виноградов)

Ответы детей (Н.Г. Кузнецов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие по географии с турист c ко-краеведческой направленностью Пушкина Елена Афанасьевна 2010 год

Слайд 3

Игра «Трансформер»

Слайд 4

Игра «Собери рюкзачок»

Слайд 5

аптечка спички палатка компас карта Спальный мешок КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) котелок коврик Накидка от дождя

Слайд 6

Игра «приготовь сам»

Слайд 7

«Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы! Кто со сказкой не знаком? Мы, туристы! Нас вперёд ведут дороги. Наш девиз: «Всегда вперёд!» Наши лучшие предлоги: Через, сквозь и поперёк»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Условные топографические знаки

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЗДОРОВЬЕ ЛЕНЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ВРЕДНОСТЬ ТРУСОСТЬ УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 6-х классов «Путешествие в страну География»

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 6-х классов...

Внеклассное мероприятие по географии "География +"

Данное мероприятие представлено в виде занимательной викторины (плюс презентация), раскрывающей связь географии с другими школьными предметами.Возможно использовать в рамках недели географии....

Внеклассное мероприятие по географии "Знатоки географии"

Особенности изучениягеографии по вопросам разной степени сложности и направленности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Внеклассное мероприятие по географии в 7 классе "Знатоки географии"

Разработка мероприятия включает в себя план-конспект  игры. Игра состоит из 3-х туров. На первый тур представлена презентация в форме "Своей игры" ....

Внеклассное мероприятие по географии. Интеллектуальный турнир «Знатоки географии» для 7-8 классов.

Целью данного мероприятия является расширение кругозора, развитие творческих способностей обучающихся и повышение интереса к изучению географии.Сценарий мероприятия можно использовать при проведении ш...

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме "Географического КВН", среди учащихся 7х-8х классов, провела : учитель географии- Магомедова Д.М. (11.03.2014г.)

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме  Среди  учащихся 7х-8х классовПровела : учитель географии-Магомедова Д.М.(11.03.2014г.)...