РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 10 КЛАССА
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Согласована Утверждаю
«___» _______2014г. «____» _____________ 2014г.
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №2
МБОУ СОШ №2 с.Октябрьское с. Октябрьское
_____________ Есиева Э.С. _______________ Датиева И.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ НА 2014-15 УЧЕБНЫЙ ГОД
Класс - 10
По курсу - География
Количество часов по программе - 34 ч.
Количество часов неделю - 1
Количество контрольных работ - 5
Количество практических работ - 7
Учитель - Мулдарова С.Г.
- Учебник: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2014. - Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2014 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета) и авторская программа по географии для 6-10 классов под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа, 2006).
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа адресована для исполнения в 10 классах общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа и является частью рабочей программы по географии для 10-11 классов.
Программа должна быть реализована в течение одного учебного года.
Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
усвоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- приобретение компетентности в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Нормативные документы
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
– определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;
– выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;
– осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;
– конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;
– владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.
Тематическое планирование
по курсу «экономическая и социальная география мира»
10 класс.
№ п/п |
Название раздела, темы уроков. |
Кол-во часов |
Практические работы ТЕСТИРОВАНИЕ | Сроки | |||||
По плану | Фактически | ||||||||
I – полугодие I – четверть. | |||||||||
1 | Введение. Что изучает социально-экономическая география Мира. | 1 | |||||||
Раздел I.Освоение человеком планеты Земля. | |||||||||
2 | От древности до наших дней. | 1 | |||||||
3 | Современные масштабы освоения планеты. | 1 | |||||||
4 | Контрольная работа. | 1 | тестирование | ||||||
Раздел II. Природные ресурсы. | |||||||||
5 | Природные ресурсы и экономическое развитие | 1 | |||||||
6 | Минеральные ресурсы. | 1 | практич. работа | ||||||
7 | Земельные ресурсы. | 1 |
| ||||||
8 | Ресурсы пресной воды. | 1 | |||||||
Итого: 8 I – полугодие I – четверть. | |||||||||
№ п/п |
Название раздела, темы уроков. |
Кол-во часов |
Практические работы ТЕСТИРОВАНИЕ | Сроки | |||||
По плану | Фактически | ||||||||
I – полугодие II – четверть.
| |||||||||
9 | Лесные ресурсы. | 1 |
| ||||||
10 | Ресурсы Мирового океана. | 1 |
| ||||||
11 | Другие виды ресурсов. | 1 |
| ||||||
12 | Обобщающее повторение. Контрольная работа. | 1 | тестирование | ||||||
Раздел III. Население. | |||||||||
13 | Численность населения и его воспроизводство. | 1 |
| ||||||
14 | Расовый и этнический состав. | 1 | |||||||
15 | Трудовые ресурсы и занятость. | 1 |
| ||||||
16 | Размещение населения и формы расселения. | 1 | практич. работа | ||||||
Итого: 8 I – полугодие II – четверть. |
№ пп/п |
Название раздела, темы уроков. |
Кол-во часов |
Практические работы ТЕСТИРОВАНИЕ | Сроки | |
По плану | Фактически | ||||
17 | Миграции населения. | 1 |
| ||
18 | Контрольная работа | 1 | тестирование | ||
Раздел IV. География культуры, религий, цивилизаций. | |||||
19 | Мировые религии. | 1 |
| ||
20 | Национальные религии. | 1 |
| ||
21 | Цивилизации Востока. Цивилизации Запада. | 1 | |||
22 | Формирование политической карты мира. | 1 | практич. работа | ||
23 | Типология стран. | 1 | практич. работа | ||
24 | Территория государства, государственный строй. | 1 | практич. работа | ||
25 | Международные организации. | 1 | практич. работа | ||
26 | Обобщающее повторение. Контрольная работа | 1 | тестирование | ||
Итого: 10 II – полугодие III – четверть. |
№ п/п |
Название раздела, темы уроков. |
Кол-во часов |
Практические работ ТЕСТИИРОВАНИЕ | Сроки | |
По плану | Фактически | ||||
II - полугодие IV – четверть. | |||||
Раздел V. Мировое хозяйство. | |||||
27 | Международное разделение труда и мировое хозяйство. | 1 |
| ||
28 | . Научно-техническая революция и размещение производительных сил. | 1 |
| ||
29 | Энергетика. | 1 | практич. работа | . | |
30 | Обрабатывающая промышленность | 1 |
| ||
31 | Сельское хозяйство. | 1 | |||
32 | Транспорт. | 1 | |||
33 | Международные экономические связи. | 1 |
| ||
34 | Обобщающее повторение. | 1 | ТЕСТИРОВАНИЕ | ||
Итого: 8 II - полугодие IV – четверть. |
Содержание тем учебного курса
10 класс. (1 ч. в неделю; всего 35 ч.)
Плановых контрольных уроков – 5 ч., тестов - 6 ч., оценочных практических работ - 7.
Последовательность разделов и тем в учебнике обусловлена историко-географической целесообразностью и эффективностью оправдавшей себя дидактической конструкции «общее-частное-общее». Курс открывается разделом «Природа и цивилизация», в котором речь идет о том, какой была наша планета на заре человеческой цивилизации и какой она стала сегодня, как расширялись географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой. От этого раздела логичен переход к изучению разделов «Природные ресурсы» и «Население». Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географическим регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом в котором рассматриваются глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и др.
Основное содержание курса
Последовательность разделов и тем в учебнике обусловлена историко-географической целесообразностью и эффективностью оправдавшей себя дидактической конструкции «общее-частное-общее». Курс открывается разделом «Природа и цивилизация», в котором речь идет о том, какой была наша планета на заре человеческой цивилизации и какой она стала сегодня, как расширялись географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой. От этого раздела логичен переход к изучению разделов «Природные ресурсы» и «Население». Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географическим регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом в котором рассматриваются глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и др.
Первый раздел посвящен освоению человеком нашей планеты. Он ориентирует на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хорошо знать прошлое. Распространение на Земле основных рас, народов, языков, религий
рост народонаселения Земли: естественное и механическое движение населения
демографическая политика
Раздел. Природные ресурсы.
Раскрывает взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел. Население мира.
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения (внешние и внутренние миграции; их основные причины и последствия), влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира:
- Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира;
- плотность населения;
- главные ареалы повышенного скопления населения на Земле;
- причины развития городов;
- функции городов;
- формы городских поселений: город, агломерация, мегалополис;
- система городов – опорный каркас территории;
- роль городов различной людности.
Практические работы:
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел «География культуры, религий и цивилизаций», рассматривает взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Знакомит учащихся с географией культур, религий и цивилизаций, их влиянием на сложные процессы освоения и развития человеческого общества. Формирует понятия «цивилизация» (выявляет отличительные черты цивилизаций Востока и Запада), католицизм, православие, протестантизм, шариат, ламаизм. Определяет ареалы распространения мировых религий.
- эпоха «Великих географических открытий»;
- эпоха «Великого переселения народов;
- исторические особенности формирования наций, их влияние на бытовые особенности жизни населения, разнообразие диалектов, фольклора, обрядов, жилища, одежды, пищи;
- формирование культурных регионов мира;
Раздел. Политическая карта мира.
Выявляет особенности влияния различных исторических эпох на формирование политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги. Формирует представление о разнообразии современного мира, дает знания о классификации стран, показывает место России в мире. Знакомит с формами государственного правления и административно-территориального устройства. Расширяет знания о классификации стран мира и закрепляет знания номенклатуры. Показывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Дает представление о политической географии и геополитике. Учит обучающихся давать оценку политико-географического положения страны.
Раздел. География мирового хозяйства.
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Формирование современной структуры хозяйства:
- развитие постиндустриальной (или информационной) структуры;
- рост влияния науки, техники и технологии на хозяйство и его размещение;
- производство и управление;
- изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, между промышленностью и сельским хозяйством, между добывающей и обрабатывающей отраслями;
- формирование единых энергетических, транспортных, информационных систем.
Практические работы:
Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Оценочные практические работы:
1 . «Классификация и география минеральных ресурсов мира».
2 . «Определение по карте регионов с высокой плотностью населения и объяснение причин их возникновения. Обозначение на к/к стран с высоким уровнем и высокими темпами урбанизации.
3 . «Обозначение на к/к типологической классификации стран мира».
4 . «Определение гос. строя стран мира на основе классификационной таблицы с примерами стран».
5 . «Характеристика ПГП страны по плану».
6 . «Обозначение на к/к международных экономических группировок».
7 . «ЭГХ отраслей топливной промышленности по типовому плану».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (результаты обучения)
в результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Перечень учебно- методического обеспечения:
- Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина «География. Современный мир»- М: Просвещение, 2010г.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
- Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
- В.П. Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.
- Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...