10-11 класс
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
География. Современный мир 10-11 класс
Составитель: учитель географии
первой категории
Кадацкая Н.В.
2013--2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «География. Современный мир» 10-11 класс соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений География 10-11 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2009г.
Курс рассчитан на 68 ч; 1 ч в неделю; 8 ч – резервное время. С учетом рабочего плана школы в 10 классе – 34 ч; в 11 классе – 33 ч.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Особенностью данной программы является: в 10 классе раздел политическая карта мира вынесена в 11 класс, так как этой темой логичней начинать заключающий курс «Современный мир» и 2 практические работы по этой теме.
В 11 классе количество часов сокращенно на 2 (из резервного времени), так как количество рабочих недель 33.
Школьный курс географии 10 класс
Название раздела | Часы по программе | Резервные часы | Новое количество часов |
Человек и ресурсы Земли | 10 | 10 | |
География населения | 5 | 1 | 6 |
География культуры, религий, цивилизаций | 4 | 4 | |
География мировой экономики | 11 | 3 | 14 |
Итого | 30 | 4 | 34 |
Теория – 28ч
Оценочных практических работ – 4ч
Обобщающих тестовых работ – 2ч
Текущий контроль имеет разноуровневые формы: устный опрос (собеседование) и письменный (практические и тестовые работы)
Школьный курс географии 11 класс
Название раздела | Часы по программе | Резервные часы | Новое количество часов |
Политическая карта мира | 4 | 4 | |
Регионы и страны | 21 | 3 | 24 |
Глобальные проблемы человечества | 4 | 1 | 5 |
Итого | 29 | 4 | 33 |
Теория – 26ч
Оценочных практических работ – 7ч
Обобщающих тестовых работ – 1ч
Текущий контроль имеет разноуровневые формы: устный опрос (собеседование) и письменный (практические и тестовые работы)
Перечень практических работ
10 класс
1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.
2. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
3. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
4. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.
11 класс
1.Составление систематизирующей таблицы « Государственный
строй мира»
2 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
4. Составление характеристики Канады.
5. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологической проблемы.
6. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
7 Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученных результатов.
Учебно-тематический план
№ | № Раздела/темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Контроль | ||||
10 класс | ||||||
1 | Человек и ресурсы Земли | 10 | 9 | 1 | ||
1 | 1.1 | От древности до наших дней | 1 | 1 | ||
2 | 1.2 | Современное освоение планеты | 1 | 1 | ||
3 | 1.3 | Природные ресурсы и экономическое развитие | 1 | 1 | ||
4 | 1.4 | Ископаемые ресурсы | 1 | 1 | ||
5 | 1.5 | Земельные ресурсы | 1 | 1 | ||
6 | 1.6 | Водные ресурсы | 1 | 1 | ||
7 | 1.7 | Лесные ресурсы | 1 | 1 | ||
8 | 1.8 | Ресурсы Мирового океана | 1 | 1 | ||
9 | 1.9 | Другие виды ресурсов | 1 | 1 | ||
10 | 1.10 | Природопользование и устойчивое развитие | 1 | 1 | ||
2 | География населения | 6 | 5 | 1 | ||
11 | 2.1 | Рост населения Земли | 1 | 1 | ||
12 | 2.2 | Этническая и языковая мозаика | 1 | 1 | ||
13 | 2.3 | Расовый и половозрастной состав населения | 1 | 1 | ||
14 | 2.4 | Занятость населения | 1 | 1 | ||
15 | 2.5 | Расселение: жители городов и деревень | 1 | 1 | ||
16 | 2.6 | Миграция населения | 1 | 1 | ||
3 | География культуры, религий, цивилизаций | 4 | 4 | |||
17 | 3.1 | Что изучает география культуры? | 1 | 1 | ||
18 | 3.2 | География религий | 1 | 1 | ||
19 | 3.3 | Цивилизация Востока | 1 | 1 | ||
20 | 3.4 | Цивилизация Запада | 1 | 1 | ||
4 | География мировой экономики | 14 | 12 | 2 | ||
21 | 4.1 | Мировая экономика | 1 | 1 | ||
22 | 4.2 | Научно-техническая революция | 1 | 1 | ||
23 | 4.3 | Международное разделение труда | 1 | 1 | ||
24 | 4.4 | Топливно-энергетическая промышленность | 1 | 1 | ||
25 | 4.5 | Металлургия | 1 | 1 | ||
26 | 4.6 | Машиностроение | 1 | 1 | ||
27 | 4.7 | Химическая и лесная промышленность | 1 | 1 | ||
28 | 4.8 | Лёгкая и пищевая промышленность | 1 | 1 | ||
29 | 4.9 | Сельское хозяйство | 1 | 1 | ||
30 | 4.10 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран. | 1 | 1 | ||
31 | 4.11 | Виды транспорта | 1 | 1 | ||
32 | 4.12 | Транспорт и мировое хозяйство | 1 | 1 | ||
33 | 4.13 | Сфера услуг | 1 | 1 | ||
34 | 4.14 | Международные экономические отношения | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 30 | 4 | |||
11 класс | ||||||
5 | Политическая карта мира | 4 | 2 | 2 | ||
1 | 5.1 | Формирование политической карты мира | 1 | 1 | ||
2 | 5.2 | Государство – главный объект карты | 1 | 1 | ||
3 | 5.3 | Типы государств и политическая география | 1 | 1 | ||
4 | 5.4 | Политическая география и геополитика | 1 | 1 | ||
6 | Регионы и страны | 24 | 18 | 5 | 1 | |
5 | 6.1 | Как поделить земное пространство? | 1 | 1 | ||
6 | 6.2 | Центры экономической мощи и «полюсы» бедности | 1 | 1 | ||
Англоязычная Америка | 3 | 1 | 2 | |||
7 | 6.3 | США | 1 | 1 | ||
8 | 6.4 | Экономика США | 1 | 1 | ||
9 | 6.5 | Канада | 1 | 1 | ||
Латинская Америка | 2 | 2 | ||||
10 | 6.6 | Латинская Америка | 1 | 1 | ||
11 | 6.7 | Регионы Латинской Америки | 1 | 1 | ||
Зарубежная Европа | 7 | 6 | 1 | |||
12 | 6.8 | Западная Европа | 1 | 1 | ||
13 | 6.9 | Германия | 1 | 1 | ||
14 | 6.10 | Великобритания | 1 | 1 | ||
15 | 6.11 | Франция | 1 | 1 | ||
16 | 6.12 | Италия | 1 | 1 | ||
17 | 6.13 | Центрально – Восточная Европа | 1 | 1 | ||
18 | 6.14 | Постсоветский регион | 1 | 1 | ||
Зарубежная Азия | 5 | 4 | 1 | |||
19 | 6.15 | Зарубежная Азия | 1 | 1 | ||
20 | 6.16 | Китайская Народная Республика | 1 | 1 | ||
21 | 6.17 | КНР – уровень экономического развития | 1 | 1 | ||
22 | 6.18 | Япония | 1 | 1 | ||
23 | 6.19 | Юго-Восточная Азия | 1 | 1 | ||
24 | 6.20 | Южная Азия | 1 | 1 | ||
Африка | 2 | 2 | ||||
25 | 6.21 | Юго-Западная Азия и Северная Африка | 1 | 1 | ||
26 | 6.22 | Тропическая Африка и ЮАР | 1 | 1 | ||
27 | 6.23 | Австралия и Океания | 1 | 1 | ||
28 | 6.24 | Обобщение по теме Регионы и страны | 1 | 1 | ||
7 | Глобальные проблемы человечества | 5 | 5 | |||
29 | 7.1 | Глобальные проблемы | 1 | 1 | ||
30 | 7.2 | Отсталость, голод, болезни | 1 | 1 | ||
31 | 7.3 | Энергетическая и сырьевая проблемы | 1 | 1 | ||
32 | 7.4 | Экологическая проблема | 1 | 1 | ||
33 | 7.5 | География современного мира | 1 | 1 | ||
Итого | 33 | 25 | 7 | 1 | ||
Итого | 67 | 55 | 11 | 1 |
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
- Знать/понимать:
Этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой. Важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования. Необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду. Особенности НТР. Понятие «природопользование», виды природопользования. Идеи устойчивого развития общества. Особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира. Этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения. Занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли, районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения. Крупнейшие города и агломерации мира. Причины и виды миграций. Культурно-исторические центры мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. Секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производственных сил в эпоху НТР. Особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике. Понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции. Крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики. Географическую номенклатуру, указанную в учебнике.
- Уметь:
Анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации. Определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов. Определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения. Определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира. Характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства. Определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности. Составлять ЭГ характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран. Уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире. Выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества. Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов. Составлять развернутый план доклада, сообщения. Составлять картосхемы связей географических процессов и явлений. Строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы. Составлять и презентовать реферат. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию. Работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.
- Оценивать: Обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами. Рекреационные ресурсы мира. Современное геополитическое положение стран и регионов. Положение России в современном мире. Влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Экологические ситуации в отдельных странах и регионах. Тенденции и пути развития современного мира
Учебно-методическое обеспечение
Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2008.
Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2008.
Дополнительная литература:
Гдалин Д.А. Гладкий Ю.Н. Конструктор текущего контроля. М., «Просвещение». 2009
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 .
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 .
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 .
Максаковский В.П. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.
Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.
Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.:Дрофа, 2004.
Мультимедийные обучающие программы:
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....