" Жизнь возле свалки"
творческая работа учащихся по географии (6 класс) на тему

Друзина Галина Владимировна

Проектная работа " Жизнь возле свалки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_vozle_svalki.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение ……..……………………………………………………………………………….2

  1. Общие сведения
  1. Что такое мусор? ……………………………………………………………….……3
  2. Характеристики основных типов бытового  мусора. …………………………….4

1.3 Технологии захоронения, переработки и утилизации отходов…………………... 5

1.4 Борьба с мусором за границей ………………………………………………………6

2. Практическая часть

2.1. Результаты наблюдений и социологического опроса………………… ……….…6

2.2. Результаты экспериментальной работы…………………………………………... 7

3. Заключение…………………………………………………………………………….… 10

4. Ресурсы……………………………………………………………………………………11

5. Приложение……………………………………………………………………………..I-X


Жизнь возле свалки

Галкина Елена Александровна

МБОУ «СОШ №43», 9акласс

НАУЧНАЯ  СТАТЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

Мы очень любим свой город Нижневартовск. Гордимся, когда о нем говорят с экранов телевизоров, пишут в газетах. Здесь живут и трудятся замечательные люди. В городе много красивых мест, где приятно встретиться с друзьями, отдохнуть в кругу родных.

Но, к сожалению, нам приходится часто видеть и другой Нижневартовск, который мы не любим. Возвращаясь домой, после занятий в школе, возле подъездов наблюдаем скопившиеся за день тазы, ванны и коробки,  заполненные мусором. Горы мусора! И во всём этом роются бродячие собаки, птицы и даже люди. Рядом на скамейках отдыхают старики, мамы гуляют с малышами. И нам становиться очень обидно за свой город. Почему в нашем городе прижилась мода собирать мусор возле подъездов в тазики, корзины, ванны? Почему взрослые, умные и достойные люди, каждый день, проходя мимо этих груд мусора, ничего не предпринимают? Неужели ничего нельзя сделать, чтоб во дворах было чище?

Актуальность этой проблемы очевидна. Я решила внести свой посильный вклад в решение этой проблемы. Эта работа призвана поднять и осветить проблему скопления мусора возле подъездов домов, найти пути решения этой сложной и, безусловно, важной задачи.

Проблема:

Открытое складирование мусора возле подъездов приводит к ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу, к различным социальным проблемам.

Цель работы: изучить проблему скопления мусора возле подъездов домов. Найти пути решения проблемы.

Задачи:

  • исследовать территорию  микрорайонов города с целью  изучения свалок  мусора возле подъездов;
  • изучить литературу о влияние бытовых отходов  на окружающую среду.
  • провести социологический опрос населения;
  • провести исследование возможных путей уничтожения мусора;
  • спланировать просветительскую работу (выпуск листовок)
  • предложить пути решения проблемы.

Объект исследования: возможность ликвидации мусора от подъездов наших домов.

Предмет исследования: мусор.

Методы исследования:

 - изучение литературных источников;

- эксперимент;

 - социологический  опрос;

 - наблюдение.

Гипотеза: мы предположили, что скопление мусора возле подъездов во многом зависит от безразличия жильцов и работников ЖЭУ к данной проблеме и что количество мусора можно сделать меньше.

1  Общие сведения.

1.1 Что такое мусор?

Мусор - это  предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Мусор бывает промышленным, бытовым. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО) искусственного или естественного происхождения.

На долю России приходится примерно3,8 млрд. тонн всех видов отходов в год. Одна семья из 4 человек за год производит более 2 тонн мусора. Это огромные и страшные цифры. Наша страна, как и большинство стран мира, завалена горами мусора. В среднем перерабатывается 10%— 15% мусора. В основном мусор свозится на свалки— их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов.

Проблема очень важная и требующая незамедлительного решения.

Отходы опасны, так как содержат большое количество влажных органических веществ, которые, разлагаясь, выделяют гнилостные запахи и фильтрат. В результате происходит интенсивное загрязнение воздуха, почв, поверхностных и грунтовых почв. Разносчиками патогенных микроорганизмов являются мухи, крысы, птицы, бездомные собаки и кошки.

1.2. Характеристики основных типов бытового мусора. 

Обойдя с фотоаппаратом несколько микрорайонов города, я увидела огромное количество мусора именно возле подъездов.  И особенно это характерно для  московских шестнадцатиэтажек и девятиэтажек ДСК.  Мы живем на мусорных свалках!!!

Визуально изучив эти свалки, можно видеть, что по количеству в них преобладает упаковочный материал, много старой одежды и обуви,  мебели, газет и журналов, старых книг, материала после ремонта квартир. Заинтересовало, насколько опасен этот мусор. Поработав с разными источниками информации, была найдена следующая информация.

Пластик. Примерно 50 лет прошло с тех пор, как люди стали широко применять в повседневной жизни пластик. Изделия из пластмасс наносят большой ущерб природе, не разлагаются сотнями лет, накапливаются в почве, препятствует газообмену в почвах и водоёмах. Пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества, что опасно для человека. Сжигать  их вредно – образуются токсические отходы, которые вместе с дымом и пылью попадают в легкие, в природе разлагается сотни лет. Сегодня пластик уничтожают с помощью перолизных установок – останется зола весом не более 12 % от начальной массы. Можно уничтожать (процесс несколько месяцев) с помощью грибка белой гнили. В тропических лесах Эквадора найден гриб, который так же с удовольствием питается пластиковыми вещами. Но есть и более удачное решение проблемы – использование его как вторичное сырье для производства различных полезных вещей.

Пищевые отходы. Наравне с упаковочным материалом это главная доля мусора. Отбросы – рассадник микробов. Категорически запрещается бросать их в огонь, так как могут образоваться диоксиды. Разлагаются 2-3 года. Частично пищевые отходы используют для производства компоста, комбикорм для животных, биотоплива. С середины прошлого столетия  пищевые отходы и некоторый бытовой мусор используют для получения микробиологического удобрения с помощью червей. Так в Англии и США с помощью этого процесса за сутки перерабатывается более 150 т. отходов.

Существуют различные методики и технологии использования червей для переработки отходов. И методика Баррета, и методика А. М. Игонина, и методика М. М. Исаковой- Кео в принципе очень похожи и сводятся к двум способам переработки отходов с помощью червей: ящичный и траншейный способы. Проблема является на сегодняшний день актуальной для нашего общества, так как необходимо остановить процесс снижения плодородия почвы, повысить долю экологически чистых пищевых продуктов и решить проблему с бытовыми отходами. Технология использования дождевых червей – одна из естественных технологий обогащения почвы, созданных самой природой, одна из составляющих экологического земледелия.

Ткани. На свалках это одежда и обивка мебели. Ткани бывают синтетические и натуральные. Натуральные ткани ущерб природе не наносят, в отличие, от синтетических. Натуральные ткани могут использоваться в пищу некоторыми микроорганизмами. Синтетические дольше по времени разлагаются (десятки лет), при горении выделяют вредные для здоровья вещества.

Макулатура. Это и книги, и журналы, и школьные тетради, и упаковочный материал. Ущерб природе не наносит. Однако краска, которой бывает покрыта бумага, может выделять ядовитые газы. Разлагается бумага десятки лет. Деревянные изделия, на свалке представлены чаще домашней мебелью, не наносят ущерб природе. При разложении используются в пищу некоторыми микроорганизмами. Разлагается также десятки лет.

Металлолом. Соединения железа ядовиты для многих организмов. Много на свалке консервных банок. Они травмируют животных и людей. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих. Разлагаются они несколько десятков лет.

Стекла на свалке не много. Но и оно может вызывать ранения животных и людей. В них также накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых. Время разложенияна земле – несколько сотен лет.

Батарейки - очень ядовитый мусор для многих организмов. Время разложения  на земле – около 10 лет. В среднем по стране один человек ежегодно выбрасывает от 15 до 30 батареек. А это РТУТЬ, НИКЕЛЬ, КАДМИЙ, СВИНЕЦ и другие опасные вещества и тяжелые металлы, которые оказываются в почве и водоемах, а затем на нашем столе.

Ртутные лампы также относятся к опасным отходам. Пары ртути, содержащиеся в стеклянном баллоне лампы, относятся к веществам, имеющим первый класс опасности, они обладают токсичными свойствами различного характера. Отравление ртутью может привести даже к летальному исходу.

Человек создал такие соединения, которые в природе не разрушаются – это синтетические полимеры, красители, моющие средства, контейнеры для хранения жидкостей, лавсан, резину, упаковочные материалы, число их сильно увеличилось.

1.3.Технологии захоронения, переработки и утилизации отходов

Сейчас наиболее остро стоит проблема утилизации мусора. В нашем городе мусор отвозится на свалки и полигон, разросшиеся до невероятных размеров. Важно при захоронении строго соблюдать санитарно-гигиенических требований, но они часто не соблюдаются. Это создает новые экологические, экономические и социальные проблемы.

Наиболее удачным решением утилизации отходов является их переработка. Большую часть мусорной массы можно переработать в новые полезные материалы и вещества. Этим процессом занимаются обычно мусороперерабатывающие заводы. В нашей стране и в нашем городе не приживается раздельный сбор мусора. А ведь многие страны мира благодаря вторичной переработке мусора, сделали свои города и села чище и безопаснее.

Существует технология сжигания мусора с последующим захоронением образующейся золы на специальном полигоне. Метод обладает серьёзными недостатками- образует ядовитые химические соединения. Для их нейтрализации требуется так называемое «дожигание». Наиболее опасным с экологической точки зрения является низкотемпературное сжигание в котлах.

  1.  Борьба с мусором за границей.

Я заинтересовалась, а как за границей ведут борьбу с мусором. Из разных источников информации узнала, что в Германии давно налажена технология переработки бытового мусора. Переработка отходов это хороший бизнес при правильной постановке дела. Жители Германии сортируют мусор по пакетам и хранят его на балконах или гаражах. В определенный день недели приезжает машина за определенным мусором. Во дворах мусор хранить запрещено. Большие штрафы. Продукты, с истекшим сроком годности, утилизируют, закапывая в почву, делая ее более плодородной.

В Китае люди в семьях сортировать мусор не хотят. Это делают специальные люди за хорошую заработную плату на городских свалках. И в Стокгольме, и в Амстердаме, и в Париже, и в других мегаполисах улицы моют с мылом и люди с «пылесосами», постоянно подбирают мусор. В Финляндии в супермаркетах установлены автоматы по приёму пластиковых бутылок. В Египте, в Греции, в Италии на крыше почти каждого дома солнечные батареи. Уже и в Германии каждый строящийся дом должен иметь на крыше солнечную батарею. В Стокгольме есть здание, которое отапливаются  дыханием находящихся в нём людей. На природоохранные и восстановительные мероприятия Америка тратит 24% от своего бюджета, а в России 1%.

Да, нам нужно многому учиться у других стран в борьбе с мусором.

2 Практическая часть

2.1. Результаты наблюдений  и социологического опроса.

Пройдя с фотоаппаратом по дворам 10Б, 10В и 10Г микрорайонов, было насчитано более 70 свалок. Визуально изучив мусор, мы пришли к выводу, что в огромном количестве присутствуют различные упаковочные материалы (целлофановые пакеты, коробки, бутылки стеклянные и пластиковые, жестяные), пищевых отходов, старых вещей.

Были провели анкеты среди жильцов этих микрорайонов с целью узнать, как часто скапливается мусор возле подъездов и делается ли что либо, чтобы убрать мусор от подъездов. (Приложение 1).

Мы решили поговорить с работниками ЖЭУ. Дворники не дали ответа, сказали, что б «обращались к начальству». На наши вопросы нам ответили по телефону. (Приложение 2).

Зная, что в свалках много упаковочного материала, мы пошли в магазины, чтобы узнать у продавцов, почему они так много используют упаковочного материала, буквально каждую купленную вещь пакуют в целлофановый пакет. (Приложение 3).

Было решено провести опыт в моей семье и семье моей подруги, чтобы посмотреть, насколько уменьшится количество мусора, если контролировать количество упаковочного материала. (Приложение 4 и 5). Результат хороший. Мусора заметно меньше.

Был проведен опрос и среди своих сверстников на параллели 8-9 классов. В семьях учеников нашей школы в мусорные мешки чаще отправляются пищевые отходы и различная упаковка. (Приложение 6).

Во время опроса преподавателей нашей школы мы выяснили, что все учителя понимают важность раздельного сбора мусора и его вторичной переработки и готовы на своих уроках это пропагандировать. (Приложение 7).

2.2. Результаты экспериментальной работы.

Опыт №1 «Изменение пластика под действием химических реактивов и при нагревании.»

Цель эксперимента: выяснить, изменит ли щелочь и кислота свойства пластмассы. Возможно ли полное уничтожение предметов из пластика с помощью солей и кислот.

Оборудование:  пробирки, держатель, горелка, вещи из пластика- целлофановый пакет для  мусора, упаковка от йогурта и майонеза, бутылка от кефира.

Ход эксперимента:

От пластиковых вещей отрезаем небольшие кусочки и помещаем каждый в отдельную пробирку. Добавляем в каждую пробирку кислоту. Кислота не меняет свойства пластика. Затем так же помещаем в пробирки кусочки пластика и добавляем в них щелочь. Результат: щелочь не меняет свойства пластика.

Вывод: химические вещества не могут изменить свойства пластика и тем более уничтожить его.

Помещаем кусочки пластика в пробирки и нагреваем их поочередно над горелкой. Пакет расплавился за 30 секунда. Кусочки упаковки от йогурта, майонеза и кефира плавились около 3 минут. При этом они изменили цвет до желто - зеленого, выделялась вода и запах. Пластик превратился в каплю.

Предмет

Раствор серной кислоты

Гидроксид натрия (щёлочь)

нагревание

Пластиковая бутылка

Полиэтиленовый пакет

Упаковка из-под йогурта

Упаковка из-под сметаны

Упаковка из-под печенья

Бутылка от кефира

Мусорный пакет

Нет никакой реакции

-

Нет никакой реакции

-плавление с выделением неприятного запаха.

Пластмасс менял цвет до желто - зеленого и, на стенках пробирки оседал пар, пенопласт пузырился, и превращался в комочек.

Вывод: Уничтожить пластик с помощью химических реагентов нельзя, а сжигание опасно для окружающей среды.

Опыт№2  Производство гумуса из пищевых отходов с помощью дождевых червей.

Цель эксперимента: выяснить, возможно ли в домашних условиях уничтожение пищевого мусора, получение из него гумуса с помощью дождевых червей.

Оборудование: пластиковый контейнер, пищевые отходы, черви, картонная коробка.

Ход эксперимента:

 Измеряем с помощью комнатного термометра температуру в кабинете, оптимально она должна быть 18- 26 градусов.

Дата

 Действие

Результат

14 января

В пластиковом контейнере на дне и на крышке сделали небольшие отверстия для поступления кислорода и удаления излишек воды. На дно положили картонную бумагу. Поставили контейнер на поддон. В контейнер насыпали для подготовки компоста 200г земли,50г оливье салат, 30г. мясной котлеты, 10г. хлеба, 20г. банана (черви любят сладкое). Полили обильно отстоенной водой (черви не любят хлорку). Перемешали для обогащения кислородом. Контейнер с компостом поместили в картонный ящик, его поставили в шкаф, т. к. черви не любят солнечный свет.

16 января

Визуальное наблюдение.

Слегка чувствовался от субстрата кислый запах. На поддоне была видна вода из субстрата

20 января

Внесение в компост червей, 300 г.. Взвешивание.

Общий вес примерно 610 г.

23 января

Визуальное наблюдение. Анализируем результат и делаем вывод, что присутствие кислых отходов (баночные огурцы и майонез из оливье), могло  спровоцировать гибель червей и заплесневение субстрата.

Все покрылось  большим количеством плесени. Опыт прерван.

10 февраля

Опять в пластиковом контейнере на дне и на крышке сделали небольшие отверстия для поступления кислорода и удаления излишек воды. На дно положили картонную бумагу. Поставили контейнер на поддон. Приготовили новый  субстрат. Отходы хорошо измельчили. Кислые исключили. Количество пищевых отходов уменьшили. На 200г. земли мы внесли  46г. печенья, 20г. котлеты мясной, 10г. бумаги,5г. чайный пакет с заваркой. Полили отстоенной  водой. Перемешали. Взвесили.

14  февраля

Внесли в субстрат червей. Взвесили.

Общий вес  примерно 576 г.

21 февраля

Визуальное наблюдение. Субстрат оросили водой.

Цвет субстрат не поменял. Запаха гниющих отходов нет

27 февраля

Визуальное наблюдение. Обильно полили водой субстрат.

Цвет субстрат не поменял. Запаха гниющих отходов нет. Черви ведут себя спокойно

4  марта

Визуальное наблюдение.

Все покрылось налетом плесени.

Вывод: Возможно, опыт частично не удался из-за импровизаций с составляющими частями компоста. (не было навоза, сухой травы) Но пищевые отходы можно и нужно перерабатывать в домашних условиях с помощью дождевых червей. Процесс идет очень медленно, большого количества перегноя не дает, но для подкормки домашних цветов перегноя хватит.

Так как пластик уничтожить нельзя (проверили экспериментально), его количество нужно уменьшить. Нужно дать вторую жизнь ненужным вещам.

Пищевые отходы так же можно не выбрасывать, а отдавать бездомным животным, птицам, знакомым, имеющим за городом хозяйство, а разумнее всего контролировать свои гастрономические потребности.

Бумагу собирать и сдавать в центры сбора макулатуры. Ежегодно в Нижневартовске утилизируют 4.000 тонн макулатуры. Сдать ее можно на специализированные предприятия по ул. Интернациональной и Индустриальной, в западном промышленном узле города. Так вы спасете много деревьев(100 кг макулатуры спасают одно дерево), а из переработанной бумаги сделают новые книги, журналы.

Металл сдавать в пункты сбора металлолома.

Старую одежду, обувь, игрушки, книги, бытовую технику, мебель отдавать нуждающимся в них людям.

Так же пластик в нашем городе принимают на пунктах сдачи макулатуры. Только сдают его на переработку очень мало.

Что можно произвести из пластика?

Можно изготовить украшения, сумку, лампу, цветы. Две литровые пластиковые бутылки наполнил песком – вот и гантели. Стаканчики из-под йогурта и сметаны, одноразовые контейнеры из-под пирожных, пакеты из-под молочных продуктов, они пригодятся ей для выращивания рассады цветов и овощей. Из пакета из-под сока можно смастерить кормушку для птиц. Много различных поделок и малых архитектурных форм можно сделать на дачу или украсить двор.

3. Заключение:

В данной работе показано, какую серьезную опасность таит в себе на первый взгляд безобидный мусор. Как сложно решить проблему его уничтожения. Как важно всем осознать и начать действовать по его уничтожению.

Мусора возле подъездов очень много. Жители могут уменьшить его количество и не оставлять возле подъездов. Работники ЖЭУ могут поставить контейнера и чаще вывозить мусор. Школы могут активно пропагандировать правильное отношение к мусору. Важное, что мы поняли из бесед с людьми, узнали из разных источников информации, что виноваты в сложившейся ситуации мы сами. Мы не любим Нижневартовск, когда он грязный. Но ведь он грязный, потому, что мы его не любим.

Были создали листовки, расклеили их в микрорайоне. Разработаны рекомендации по уменьшению количества выбрасываемого мусора.(Приложение 9) Главная из них - необходимость сортировать мусор. И это совсем нетрудно, просто необходимо привыкнуть. Вышли с предложением к завучу по воспитательной работе провести ряд мероприятий посвященных борьбе с мусором. Если мы сортировать мусор будем с детства, то станем экологически грамотными, и во взрослом возрасте это будет делать не так сложно.

Гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи выполнены. Перспективы по продолжению работы над исследованием есть. По результатам исследования наметили следующие шаги:

1. Выступить с результатами исследования перед учащимися нашего класса.

2. Написать статью в  школьную газету, чтобы ещё раз обратить внимание учеников на проблему мусора в нашем городе и напомнить, что «Чисто не там, где хорошо убирают, а там, где не мусорят».

4. Использованные ресурсы:

1. День Земли // Большая книга научных развлечений /Ванклив Дж.; пер. с англ. И.М. Песковой. – М.:АСТ: Астрель, 2009. – (Наука в удовольствие). – С.74-77.

2. Дождевые черви и экология. Часть 1. А.М.  Игонин, Приусадебное Хозяйство №2, 1990 г., с. 68-69.

3. Дождевые черви и экология. Часть 2 А.М. Игонин, Приусадебное Хозяйство №3, 1990 г., с. 71-72.

4. Дождевые черви: как повысить плодородие почв в десятки раз, используя дождевого червя-«старателя» / А. М. Игонин. – Ковров: ООО НПО Маштекс, 2002. – 192с.

5.  Мир вокруг тебя: Энциклопедия экологии для детей / Пер. с англ. М.Я. Беньковкой и др. – М.: Махаон, 2005.

6. Новая жизнь отходов // Иллюстрированная энциклопедия для любознательных / Пер. с англ.И.Я.Дихтер. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007. – С.56.

7Хворостухина С.А. Как повысить плодородие почвы. - М.: Рипол Классик, 2011.- 256 с. 8. http://musor.net/articles/article15.php

9. http://www.ronl.ru/puti_resheniya_ekologicheskih_problem/15386.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Жизнь возле свалки"

Приложение к проекту" Жизнь возле свалки"...

жизнь возле свалки

презентация к проекту "Жизнь возле свалки"...

Наведение порядка возле могилы неизвестного солдата

Приближается знаменательная дата для нашего народа - 70 летие победы в Великой Отечественной Войне. На территории нашего района находятся несколько могил неизвестному солдату. Ни одна из могил не оста...

Сценарий "Возле елки не скучай"

Материал для подготовки и проведения новогоднего утренника для младшего школьного возраста (1-4 классы)....

исследовательская работа "Белые березы возле школы моей"

Исследовательская работа на тему" Белые березки возле школы моей", целью которой было определить возраст берез, произрастающих на территории школы. В работе описаны методы определения возраста деревье...

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ВОЗЛЕ ВОДОЕМА

    Если вы собрались искупаться в незнакомом вам месте, то постарайтесь выбрать место, где просматривается дно. Оно должно быть песочным или гравийным, глубиной не более 2м, а также ...