Рабочая программа по географии, 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Настоящая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной школы, примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов, в соответствии с требованиями программы развития МОУ лицея №29 г.Тамбова, регионального компонента.
В программе предусмотрено изучение регионального компонента «Географическое краеведение».
Используемый УМК:
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение – М.: Дрофа, 2008.
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_2014-2015.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №29
Рассмотрена на заседании протокол №______ от «_____» _________________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ лицея №29 _____________А.И. Мексичев приказ № ____от______20__ г. | |
Рекомендована к утверждению | ||
педагогическим советом протокол № __ от «_____» ____________ 20__ г. | ||
Рабочая программа по
географии
Для 6 класса
на 2014-2015 учебный год
- Пояснительная записка.
Настоящая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной школы, примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов, в соответствии с требованиями программы развития МОУ лицея №29 г.Тамбова, регионального компонента.
В программе предусмотрено изучение регионального компонента «Географическое краеведение».
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение – М.: Дрофа, 2008.
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
В рабочей программе предусмотрено следующее распределение часов:
1 | Введение. Земля во Вселенной | 2 |
2 | Географические модели Земли | 7 |
3 | Земная кора | 6 |
4 | Атмосфера | 5 |
5 | Гидросфера | 4 |
6 | Биосфера | 4 |
7 | Географическая оболочка | 2 |
8 | ОБЖ | 5 |
Перечень практических работ:
1. | Практическая работа «Составление простейших планов местности» |
2. | Практическая работа «Определение географических координат» |
3. | Практическая работа: « Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин мира Определение г. п. гор и равнин по плану». |
4. | Практическая работа: «Нанесение на к/к объектов гидросферы» |
Требования к уровню подготовки учащихся
- Введение. Земля во вселенной.
Содержание
Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.Движение Земли Форма и размеры Земли
Знать:
- длину окружности Земли и ее средний радиус;
- как изменялись представления людей о форме и природе Земли в древнем мире, путешествия Х.Колумба и Ф.Магеллана;
- состав Солнечной системы;
- причину смены времен года, дня и ночи;
- размеры Земли.
Уметь:
- ориентироваться по Солнцу, звездам;
- различать планеты земной группы и планеты-гиганты
- Географические модели Земли.
Содержание
Глобус Градусная сеть. Географические координаты. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки Географические планы и карты. Глазомерная съемка
Знать:
- как изменялись представления о форме и природе Земли в древнем мире;
- различие в изображении местности на рисунке, космическом снимке, плане;
- условные топографические знаки;
- способы изображения абсолютных высот точек (отметками и горизонталями);
- линии градусной сетки – меридианы и параллели;
- способы изображения неровностей земной поверхности.
Уметь:
- определять по плану направления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек;
- выполнять на местности элементы глазомерной съемки;
- определять направление, географические координаты и высоту точек;
- выполнять задачи на ориентирование в данной точке по плану местности, карте, на местности.
- Земная кора.
Содержание
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры Разнообразие горных пород Земная кора и литосфера – каменная оболочка Земли. Разнообразие рельефа Земли Движение земной коры Землетрясение Вулканизм Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание Работа текучих вод, ледников и ветра Главные формы рельефа суши.
Рельеф дна океанов Человек и земная кора
Знать:
- основные формы рельефа Земли;
- виды движения земной коры;
- виды выветривания;
- влияние на рельеф суши выветривания, текучих вод, ледников, ветра;
- положение на карте полушарий: влк. Ключевская сопка, Кавказских, Уральских, Скандинавских гор, Памира, Гималаев, Анд, Кордильер; в океане – хребта Ломоносова и Среднеокеанического, равнин – Восточно-Европейской с Волдайской и Среднерусской возвышенностями; Амазонской и Западно-Сибирской низменности; плоскогорий – Среднесибирского и аравийского;
- своеобразие рельефа, горных пород своей местности и причин их обусловивших;
- значение особенностей рельефа своей местности для человека.
Уметь:
- различать по внешним признакам осадочные и магматические горные породы;
- показывать по карте , определять географическое положение гор и равнин, их высоту;
- обозначать и подписывать географические объекты на контурной карте;
- определять по карте глубины океанов.
- Гидросфера
Содержание
Воды на Земле. Круговорот воды в природе .Мировой океан – основная часть гидросферы Свойства океанических вод Движение воды в океане. Волны Течения
Реки. Жизнь рек. Озера и болота
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.
Знать:
- составные части гидросферы: океаны, моря, воды суши, вода атмосферы;
- мировой круговорот воды;
- части океана;
- среднюю соленость вод океана;
- виды движения вод в океане;
- способы изображения вод суши на плане местности и на карте;
- положение на карте морей: Черного, Берингова, Средиземного, Красного; проливов – Берингова, Дрейка, Магелланова; заливов – Бискайского, Бенгальского, Гудзонов; островов – Гренландии, Гавайских; полуостровов – Камчатки, Аравийского, Индостан; впадины – Марианской; течений – Гольфстрим, Лабрадорского, Западных ветров; рек – Волги, Енисея, амазонки, Нила, Оби, Лены; озер – Каспийского, Байкала, Ладожского, Средиземного;
- особенности вод своей местности, их принадлежность к речному бассейну, зависимость от рельефа, причины изменения их состояния по временам года, хозяйственное значение, меры по бережному использованию и охране.
Уметь:
- определять по карте глубины морей и океанов;
- показывать по карте и определять географическое положение объектов;
- обозначать и подписывать географические объекты на контурной карте;
- устанавливать на местности и по картам зависимость направления и характера течения рек от рельефа.
- Атмосфера.
Содержание
Из чего состоит атмосфера и как она устроена.Нагревание воздуха и его температура
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере
Атмосферные осадки. Давление атмосферы Ветры. Погода Климат. Человек и атмосфера.
Знать:
- суточный и годовой ход температуры воздуха на разных широтах в связи с изменением высоты солнца;
- образование ветра и зависимость его скорости от разницы атмосферного давления;
- основные виды облаков, осадки;
- положение поясов освещенности на глобусе и на карте;
- причины смены времен года;
- зависимость климата от географической широты, значение атмосферы и необходимость охраны воздуха;
- типичные погоды своей местности по сезонам года;
- характеристику климата своей местности.
Уметь:
- наблюдать погоду, фиксировать данные, объяснять изменения погоды;
- измерять при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;
- вычислять среднюю температуру воздуха и строить график за месяц, год;
- строить розу ветров, диаграммы облачности и осадков;
- составлять описание погоды за сутки, месяц, приводить примеры взаимодействия компонентов природы;
- объяснять причину смены времен года своей местности.
- Биосфера. Географическая оболочка.
Содержание
Что такое биосфера. Роль биосферы в природе Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане Жизнь на поверхности суши. Леса Жизнь в безлесных пространствах Почва Человек и биосфера. Из чего состоит географическая оболочка. Территориальные комплексы ПК Тамбовской области. Меры охраны природы
»
Знать:
- строение и состав биосферы;
- особенности сфер земли, связи между ними;
- внешний облик представителей органического мира гидросферы;
- особенности приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений;
- строение и типы почв, плодородие почв, типы почв своей местности;
своеобразие природного комплекса своей местности и его причины, использование человеком, меры по охране природы.
Уметь:
- приводить примеры взаимодействия компонентов природы;
- составлять описание природного комплекса своей местности.
Краеведение
План и карта
Тамбовская область на географической карте. Путешествие по картам области
Рельеф и минеральные богатства Тамбовской области
Строение поверхности территории Тамбовской области. Основные формы рельефа. Горные породы и минеральные богатства
Погода и климат Тамбовской области
Времена года и типы погод. Распределение климатических показателей по территории области. Климат своей области. Климат и человек
Воды суши Тамбовской области.
Разнообразие вод суши тамбовской области. Роль водных ресурсов в жизни человека.
Органический мир родного края.
Растительный и животный мир. Почвы. Природные комплексы родного края Меры по охране природы.
Население Тамбовской области
Население , его численность, плотность. Основные типы населенных пунктов Тамбовской области.
Знать:
- Основные формы рельефа, горные породы и минеральные богатства
- Как распределяются климатические показатели по территории области
- Как влияет человек на климат
- Своеобразие природного комплекса своей местности и его причины
- Значение особенностей рельефа своей местности для человека.
Уметь:
- наблюдать погоду, фиксировать данные, объяснять изменения погоды соей местности;
- измерять при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;
- вычислять среднюю температуру воздуха и строить график за месяц, год свой местности;
- объяснять причину смены времен года своей местности.
- составлять описание природного комплекса своей местности.
ОБЖ
Природа и человек .Ориентирование на местности. Опасные погодные явления. Опасные ситуации в природных условиях. Акклиматизация человека в разных климатических условиях. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Акклиматизация человека в горной местности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...