Рабочая программа по географии 10-11
календарно-тематическое планирование по географии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 5
_________Селиванова С.Ю.
Рабочая программа
по географии
для 10 – 11 классов.
Срок реализации программы 2 года.
Разработана
учителем географии высшей категории
Затолокиной М.В.
Рассмотрена на заседании
кафедры учителей
естественно-математического
цикла. Протокол № _________
от _________2012 года
Принята на заседании
педагогического совета.
Протокол № _________
от _________2012 года
Донской, 2012
Пояснительная записка.
Общая характеристика предмета. География – особый учебный предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, то есть естественнонаучный и обществоведческий блоки. В этой связи резервное время перераспределятся между отдельными модулями содержания для более глубокого их изучения.
Программа рассчитана на 70 учебных часов, предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.
Календарно – тематическое планирование для 10-11 классов составлено в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ФБУП – 2004 года. Основано на Примерной программе основного (полного) общего образования по географии и авторской программе по географии В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» М., «Дрофа», 2009.
Отличие рабочей программы в том, что место темы «Глобальные проблемы человечества» изменено и она изучается после темы
Содержание программы для старшей (10-11 классы) ступени образования построено на основе комплексного географического подхода, синтезируя общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей экономической и социальной географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на Земле.
Такой подход позволяет наиболее полно представить проблему «окружающая среда - общество - человек» и рассмотреть ее на примере разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Межпредметные связи реализуются в виде содержательных «мостиков» предмета с курсами начальной, основной и старшей школы – курсами природоведения, окружающим миром, историей, обществоведением, экономикой. При этом проведена некоторая разгрузка учебного материала по географии от исторического и обществоведческого материала и рассматриваются исключительно географические аспекты смежных с историей и обществоведением проблем.
Такой подход создает определенные предпосылки для установления межпредметных связей с этими предметами, например, в темах: «Этапы формирования политической карты мира», «Глобальные проблемы человечества» и другие.
Содержание программы направлено не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, но и формирование умений правильно ориентироваться в нем - осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также вносит свой вклад в формирование комплекса общеучебных умений, необходимых:
- для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; их моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
- определения собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции, формулирования своих мировоззренческих взглядов;
- выполнения в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивания и корректировки своей деятельности в окружающей среде;
- осуществления осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;
- конструктивного восприятия определенных явлений современной жизни, выявления своих возможностей и своего вклада в общий результат;
- владения навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.
Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:
- переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
- переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
- вариативностью образования;
- приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов в практической деятельности и повседневной жизни.
Разделы «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» - универсальны, поэтому в курсе «Экономическая и социальная география мира» запланированы темы, которые включают вопросы этих универсальных блоков.
На старшей ступени общего образования учащиеся должны сделать не только свой социальный выбор, но и профессиональную ориентацию.
Программа направлена, прежде всего, на формирование общей культуры школьников и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными задачами предмета.
В ее основе лежит курс географии мира. Однако, заключительный курс географического образования в старшей школе не может завершать географическое образование учащихся без раздела «Россия в современном мире».
Кроме того, учебный географический материал о России включён в содержание других разделов курса:
- Природа и человек в современном мире;
- Население мира;
- География мирового хозяйства;
- Регионы и страны мира;
- Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Раздел «Современные методы географических исследований и источники географической информации», обобщает картографические, статистические, геоинформационные и другие умения и навыки учащихся, доводит их до уровня практического применения.
Цели. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, включающих освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.
- усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- в развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10 и 11 классах.
Общеучебные умения. Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения. Требования к уровню подготовки выпускников среднего общего образования по географии представляют собой установленные стандартом результаты освоения выпускниками федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать (требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять):
- основные географические понятия и термины;
- традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
- географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения):
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
- правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Основное содержание курса.
Раздел 1. Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
Раздел 2. Природные ресурсы. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
Раздел 3. Население Земли. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
Раздел 4. География мирового хозяйства. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
Раздел 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
Раздел 6. Регионы и страны мира. Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Раздел 7. Россия в современном мире. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
Учебно-методический комплекс.
Курс | Класс | УМК учителя | УМК учащихся |
Экономическая и социальная география мира | 10-11 | Примерная программа основного общего образования по географии. М., «Дрофа», 2009 Программа: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М., «Просвещение», 2009 Атлас: География 10 класс, М., Дрофа. | Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М., «Просвещение», 2009 Атлас: География 10 класс, М., Дрофа. Контурные карты: География 10 класс, М., Дрофа. Рабочая тетрадь: И.И.Баринова, В.Г.Суслов Россия: хозяйство и географические регионы, ФГУП, М., «Экзамен», 2013 |
Тематическое планирование на учебный период 2012-2014 г.г.
Раздел, тема | Практические работы | Колич. часов |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |
Раздел I ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА | Практическая работа №1 Характеристика политико-географического положения страны (по выбору). Практическая работа №2 Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов. Практическая работа №3 с картографическими и статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран, направлений миграций в современном мире. Практическая работа №4 Выделение на картах основных промышленных районов мира, крупнейших старопромышленных районов и районов нового освоения, объяснение принципов размещения основных производств. Практическая работа №5 Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей. | 18 |
Раздел II РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ | 41 | |
ТЕМА 1. Европа | Практическая работа №6 Выделение главных промышленных районов Европы. Практическая работа №7 Определение специализации главных сельскохозяйственных районов Европы. Практические работы к урокам 8-11. Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы, отражение результатов в реферативной форме. | 13 |
ТЕМА 2. Зарубежная Азия | Практическая работа №12 Выделение на контурной карте ресурсов мирового ранга. Практическая работа №13 Отбор картографического материала, анализ его для объяснения особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии. Практическая работа №14 Объяснение внутренних различий стран на основе использования учебника, графических и картографических материалов. Практическая работа №15 Выделение на карте Тихоокеанского промышленного пояса, крупнейших городов. Практическая работа №16 Составление экономико-географической характеристики одной из новых индустриальных стран Азии. | 10 |
ТЕМА 3. Северная Америка | 6 | |
ТЕМА 4. Латинская Америка | Практическая работа №17 Сравнение ЭГП и ПГП стран (регионов) Латинской Америки. Практическая работа №18 Анализ статистических и графических материалов с целью выявления изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве. Практическая работа №19 Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства отдельных стран (на выбор). | 5 |
ТЕМА 5. Африка | 4 | |
ТЕМА 6. Австралия и Океания | 3 | |
Раздел III ГЕОГРАФИЯ РОССИИ | 6 | |
Раздел IV ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ | 3 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 5
_________ Селиванова С.Ю.
Календарно – тематическое планирование курса
«Экономическая и социальная география мира» для 10 – 11 классов.
Срок реализации 2 года (2012-2014).
10 класс | 11 класс | Итого по программе | |
Количество часов в неделю, согласно учебному плану | 1 | 1 | - |
Количество часов в год, согласно учебному плану | 35 | 35 | 70 |
Количество практических работ | 11 | 9 | 20 |
Из них оценочных | 11 | 9 | 20 |
Разработано
учителем географии высшей категории
Затолокиной М.В.
Рассмотрено на заседании кафедры учителей естественно-математического цикла. Протокол № _________ от _________2012 года | Принято на заседании педагогического совета. Протокол № _________ от _________2012 года |
Донской, 2012
№ урока | Дата урока | Тема урока | Колич. часов | Примечания |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |||
Раздел I ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 18 часов | ||||
Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники географической информации. Современная политическая карта мира. Этапы формирования. | 1 | |||
Разнообразие стран мира. Различные подходы к их типологии. Практическая работа №1 Характеристика политико-географического положения страны (по выбору). | 1 | |||
Географическая среда. Проблемы взаимодействия природы и человека в окружающей среде. География мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность и рациональное природопользование. | 1 | |||
Основные виды природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические). Практическая работа №2 Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов. | 1 | |||
Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы. | 1 | |||
Загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, возможные пути их решения. | 1 | |||
Численность и движение населения. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Международные миграции. Практическая работа №3 с картографическими и статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран, направлений миграций в современном мире. | 1 | |||
Состав населения планеты (половой, возрастной, социальный, этнический, религиозный). Трудовые ресурсы. Практическая работа. С картографическими и статистическими материалами: выделение районов размещения наиболее крупных народов, распространения мировых религий. | 1 | |||
Размещение и плотность населения. Урбанизация как всемирный процесс. Практическая работа. Выявление различий в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий на основе использования нескольких источников информации. | 1 | |||
Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. НТР и мировое хозяйство. Изменение роли науки. | 1 | |||
Структура и размещение мирового хозяйства, факторы размещения. | 1 | |||
География важнейших отраслей промышленности. Практическая работа №4 Выделение на картах основных промышленных районов мира, крупнейших старопромышленных районов и районов нового освоения, объяснение принципов размещения основных производств. | 1 | |||
География сельского хозяйства. | 1 | |||
География нематериальной сферы. Формирование научно-информационных, финансовых, торговых и рекреационных центров мира. | 1 | |||
География транспорта. Виды транспорта, основные транспортные потоки. | 1 | |||
Международные экономические связи и их формы. Практическая работа №5 Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей. | 1 | |||
Главные центры мирового хозяйства (обобщение знаний). Экономические интеграции. Важнейшие интеграционные союзы мира. | 1 | |||
Итоговый контроль и коррекция знаний по I разделу. | 1 | |||
Раздел II РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ 41 час | ||||
ТЕМА 1. Европа (13 часов) | ||||
Региональный подход в изучении экономической и социальной географии мира. Страноведение и региональная география. Историко-географические регионы мира. Региональные контрасты современного мира. | 1 | |||
Зарубежная Европа. Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. | 1 | |||
Население Европы. Численность, национальный и религиозный состав, структура занятости, основные черты размещения. Миграции. Высокий уровень урбанизации. Культурно-исторические центры. | 1 | |||
Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли. Практическая работа №6 Выделение главных промышленных районов Европы. | 1 | |||
География сельского хозяйства и транспорта. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства, основные черты географии. Транспортный комплекс. Практическая работа №7 Определение специализации главных сельскохозяйственных районов Европы. | 1 | |||
География нематериальной сферы. География науки, культуры, образования. Рекреационное хозяйство Европы. | 1 | |||
Регионы Европы. Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа. Экономико- и социально-географические отличия. Экономическое объединение европейских стран. | 1 | |||
Северная Европа. Изучение 1-2 модельных стран. | 1 | |||
Средняя Европа. Изучение 1-2 модельных стран. | 1 | |||
Южная Европа. Изучение 1-2 модельных стран. | 1 | |||
Восточная Европа. Изучение 1-2 модельных стран. Практические работы к урокам 8-11. Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы, отражение результатов в реферативной форме. | 1 | |||
Европа один из ведущих центров мирового хозяйства (обобщение знаний). | 1 | |||
Тематический контроль и коррекция знаний. | 1 | |||
ТЕМА 2. Зарубежная Азия (10 часов) | ||||
Политическая карта. Современная Азия в зарубежном мире. Хозяйственная оценка природноресурсного потенциала. Практическая работа №12 Выделение на контурной карте ресурсов мирового ранга. | 1 | |||
Население Азии.Практическая работа. Объяснение размещения основных густонаселенных районов Азии, сопоставление ее по этому показателю с Европой. | 1 | |||
Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Практическая работа №13 Отбор картографического материала, анализ его для объяснения особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии. | 1 | |||
Региональные различия. Юго-Западная Азия. Особенности географического положения. Культурно-исторические памятники. Разнообразие и контрастность стран. Основные черты географии населения и хозяйства. Нефтедобывающие страны. | 1 | |||
Южная Азия. Разнообразие и контрастность стран. Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира. Природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы. Практическая работа №14 Объяснение внутренних различий стран на основе использования учебника, графических и картографических материалов. | 1 | |||
Восточная Азия, Китай, ЭГП и ПГП. Самая большая по населению страна мира. Характер размещения населения и хозяйства. Внутренние различия между Восточным и Западным Китаем. Роль страны в мировой хозяйственной системе. | 1 | |||
Япония. Специфика ЭГП и ПГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Одна из ведущих в мире стран по промышленному производству. Высокий уровень науки, техники и технологии. Практическая работа №15 Выделение на карте Тихоокеанского промышленного пояса, крупнейших городов. | 1 | |||
Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны. Практическая работа №16 Составление экономико-географической характеристики одной из новых индустриальных стран Азии. | 1 | |||
Тематический контроль. | 1 | |||
Коррекция и обобщение знаний по теме Азия. | 1 | |||
ТЕМА 3. Северная Америка (6 часов) | ||||
Состав, ЭГП и ПГП США и Канады как факторы развития. Природно-ресурсный потенциал. | 1 | |||
Население региона. Историко-географические особенности формирования государства. Пестрота этнического состава. Значение иммиграции. Структура занятости. Размещение населения, внутренние миграции. Особенности урбанизации. | 1 | |||
Северная Америка как интеграционный регион. Роль США и Канады в международном географическом разделении труда. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства. | 1 | |||
Северная Америка как интеграционный регион. Роль США и Канады в международном географическом разделении труда. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства. | 1 | |||
Ведущие отрасли хозяйства США и Канады, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт. | 1 | |||
Экономико-географическое районирование США. Север, Юг, Запад. | 1 | |||
Канада. Социально-экономическая характеристика. | 1 | |||
ТЕМА 4. Латинская Америка (5 часов) | ||||
Принципы выделения региона. Его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Политическая карта. Практическая работа №17 Сравнение ЭГП и ПГП стран (регионов) Латинской Америки. | 1 | |||
Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского населения. | 1 | |||
Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный потенциал. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. | 1 | |||
Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. Интеграционные объединения. Практическая работа №18 Анализ статистических и графических материалов с целью выявления изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве. | 1 | |||
Географическая специфика. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия, Аргентина, Мексика - страны интенсивного развития рыночной экономики. Практическая работа №19 Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства отдельных стран (на выбор). | 1 | |||
ТЕМА 5. Африка (4 часа) | ||||
Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. | 1 | |||
Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение. | 1 | |||
Общая характеристика хозяйства. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Место Африки в мировом хозяйстве. Практическая работа №20 Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения. | 1 | |||
Региональные различия. Характеристика отдельных регионов. ЮАР. | 1 | |||
ТЕМА 6. Австралия и Океания (3 часа) | ||||
Общий экономико-географический обзор Австралии. | 1 | |||
Островной мир Океании. Изменение роли в мировом хозяйстве. | 1 | |||
Обобщение и коррекция знаний по разделу "Региональная география". Современный мир сквозь призму слагающих его регионов. Региональные контрасты современного мира. Факторы, влияющие на степень различия и единства регионов. Типологии районов. | 1 | |||
Раздел III ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 6 часов | ||||
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. | 1 | |||
Природно-ресурсный потенциал страны, его структура, изменение акцентов на использование. Организация рационального природопользования. | 1 | |||
Население России. Количественные и качественные характеристики населения. ИРЧП и его значение для оценки качества жизни населения. | 1 | |||
Место России в мировом хозяйстве, проблемы связанные с ее интеграцией в мировую экономику. | 1 | |||
Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменение в условиях становления рыночных отношений. | 1 | |||
Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. | 1 | |||
Раздел IV ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 3 часа | ||||
Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависимость. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы. | 1 | |||
Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира. Экономическая отсталость стран - общемировая проблема. | 1 | |||
Международное сотрудничество для решения глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем. Мир на пороге XXI в. Новые модели цивилизации. | 1 |
Тематическое планирование на учебный период 2013-2015 г.г.
Раздел, тема | Практические работы | Колич. часов |
Раздел 1. Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. | Практическая работа № 1 Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических процессов и явлений. Практическая работа № 2 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме. | 4 |
Раздел 2. Природные ресурсы. | Практическая работа № 3 Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. | 6 |
Раздел 3. Население Земли. | Практическая работа № 4 Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. | 5 |
Раздел 4. География мирового хозяйства. | Практическая работа № 5 Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Практическая работа № 6 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Практическая работа № 7 Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. | 15 |
Раздел 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Практическая работа № 8 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» Практическая работа № 9 Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. | 5 |
Раздел 6. Регионы и страны мира | Практическая работа № 10 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями Канады и Мексики. Практическая работа № 11 Составление комплексной характеристики Бразилии и Аргентины, определение их географической специфики. | 26 |
Раздел 7. Россия в современном мире 9 часов | Практическая работа № 12 Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Практическая работа № 13 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. | 9 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 5
_________ Селиванова С.Ю.
Календарно – тематическое планирование курса
«Экономическая и социальная география мира» для 10 – 11 классов.
Срок реализации 2 года (2013-2015).
10 класс | 11 класс | Итого по программе | |
Количество часов в неделю, согласно учебному плану | 1 | 1 | - |
Количество часов в год, согласно учебному плану | 35 | 35 | 70 |
Количество практических работ | 9 | 4 | 13 |
Из них оценочных | 9 | 4 | 13 |
Разработано
учителем географии высшей категории
Затолокиной М.В.
Рассмотрено на заседании
кафедры учителей
естественно-математического
цикла. Протокол № _________
от _________2013 года
Принято на заседании
педагогического совета.
Протокол № _________
от _________2013 года
Донской, 2013
№ урока | Дата урока | Тема урока | Колич. часов | Примечания |
10 класс | ||||
Раздел 1. Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. 4 часа | ||||
География как наука. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации и действительности. Географическая номенклатура. Виды, географической информации, её роль и использование в жизни людей. Практическая работа № 1 Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических процессов и явлений. | 1 | |||
Статистический метод. Виды статистических материалов. Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Практическая работа № 2 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме. | 1 | |||
Способы и формы получения географической информации. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, опыты, моделирование и т.д. | 1 | |||
Геоинформационные системы. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | 1 | |||
Раздел 2. Природные ресурсы. 6 часов | ||||
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Географическая среда. | 1 | |||
Природные ресурсы Земли, основные виды. Особенности использования разных видов природных ресурсов. | 1 | |||
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. | 1 | |||
Территориальные сочетания природных ресурсов Земли. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Крупнейшие месторождения. | 1 | |||
Основные виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование. Источники загрязнения. Международный характер проблемы «дестабилизации окружающей среды». Пути решения природоохранных проблем в мире. Геоэкология. | 1 | |||
Практическая работа № 3 Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. | 1 | |||
Раздел 3. Население Земли. 5 часов | ||||
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Численность населения мира и динамика её изменения. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Географические особенности размещения населения. Миграции населения мира. Основные направления и типы миграций в мире. | 1 | |||
Состав и структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Состав и структура населения мира (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). География религий мира. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. | 1 | |||
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения мира. | 1 | |||
Расселение населения. Специфика сельских и городских поселений. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. | 1 | |||
Практическая работа № 4 Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. | 1 | |||
Раздел 4. География мирового хозяйства. 15 часов | ||||
Мировое хозяйство, основные этапы развития. НТР и мировое хозяйство. Научно - техническая революция. | 1 | |||
Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Практическая работа № 5 Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. | 1 | |||
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК) | 1 | |||
Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Практическая работа № 6 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. | 1 | |||
Воздействие НТР на мировое хозяйство. Практическая работа № 7 Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. | 1 | |||
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование. | 1 | |||
География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. | 1 | |||
Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии. | 1 | |||
Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы. | 1 | |||
Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция». | 1 | |||
Основные международные магистрали и транспортные узлы. География транспорта. Мировая транспортная система. | 1 | |||
Внешние экономические связи. | 1 | |||
География мировых валютно-финансовых отношений. | 1 | |||
Ведущие страны – экспортеры основных видов продукции. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Мировая торговля и туризм. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли | 1 | |||
Практическая работа № 8 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» | 1 | |||
Раздел 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 5 часов | ||||
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. | 1 | |||
Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. | 1 | |||
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. | 1 | |||
Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | |||
Обобщающий урок Практическая работа № 9 Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. | 1 | |||
11 класс | ||||
Раздел 6. Регионы и страны мира 26 часов | ||||
Многообразие стран мира, типы стран. Современная политическая карта мира. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. | 1 | |||
Государственный строй стран современного мира. Основные формы правления. | 1 | |||
Современная политическая карта мира. Международные отношения на политической карте мира. Современный этап формирования политической карты мира и международные отношения. Достижения и нерешенные вопросы в международных отношениях. Геополитическое положение стран. | 1 | |||
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 1 | |||
Особенности географического положения, истории открытия и освоения и природно-ресурсного потенциала и населения Зарубежной Европы. | 1 | |||
Особенности хозяйства, культуры и современных проблем развития Зарубежной Европы. | 1 | |||
Великобритания, Германия. | 1 | |||
Франция, Италия. | 1 | |||
Польша, Югославия. | 1 | |||
Особенности географического положения, истории открытия и освоения и природно-ресурсного потенциала и населения Зарубежной Азии. | 1 | |||
Особенности хозяйства, культуры и современных проблем развития Зарубежной Азии. | 1 | |||
Япония. | 1 | |||
Китай. | 1 | |||
Индия. | 1 | |||
Особенности географического положения, истории открытия и освоения и природно-ресурсного потенциала и населения стран Африки. | 1 | |||
Особенности хозяйства, культуры и современных проблем развития стран Африки. | 1 | |||
Южно-Африканская республика. Алжир. | 1 | |||
Алжир. | 1 | |||
Особенности географического положения, истории открытия и освоения и природно-ресурсного потенциала и населения стран Северной Америки. | 1 | |||
Особенности хозяйства, культуры и современных проблем развития стран Северной Америки. | 1 | |||
США. | 1 | |||
Канада. Мексика. Практическая работа № 10 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями Канады и Мексики. | 1 | |||
Особенности географического положения, истории открытия и освоения и природно-ресурсного потенциала и населения стран Латинской Америки. | 1 | |||
Особенности хозяйства, культуры и современных проблем развития стран Латинской Америки. | 1 | |||
Бразилия, Аргентина. Практическая работа № 11 Составление комплексной характеристики Бразилии и Аргентины, определение их географической специфики. | 1 | |||
Австралийский Союз. | 1 | |||
Раздел 7. Россия в современном мире 9 часов | ||||
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ России. Современное геополитическое положение Российской Федерации. | 1 | |||
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России. Основные формы внешних экономических связей. | 1 | |||
Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. | 1 | |||
Россия в системе международных финансово – экономических и политических отношений. Структура внешнеторгового баланса. Особенности географии экономических связей России. Крупнейшие торговые партнёры России. Практическая работа № 12 Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. | 1 | |||
Практическая работа № 13 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. | 1 | |||
Особенности политических и культурных связей России. | 1 | |||
Россия и страны Содружества (СНГ). | 1 | |||
Географические аспекты важнейших социально – экономических проблем России. | 1 | |||
Итоговый урок по курсу «Экономическая и социальная география мира» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...