Подземные воды. Урок географии в 6 классе.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondareva_e.f._podzemnye_vody._urok_geografii_v_6_klasse.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарева Е.Ф., учитель географии высшей категории
МКОУ «Екатерининская СОШ» Третьяковского района Алтайского края
Класс: 6
Тема: Подземные воды
Образовательные результаты:
Личностные: сформированность социально-ответственного поведения по отношению к одному из источников жизни – воде на примере подземных вод;
Метапредметные: - формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- формирование умения взаимодействовать с людьми, вести дискуссию;
Предметные: - формирование представлений о происхождении подземных вод, их видах, значении, использовании, охране.
Методы: эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая практическая работа.
Средства обучения: учебник, атласы, физическая карта России, горные породы в воронках (песок, глина, галька, поваренная соль), емкость с водой, бутылки с минеральной водой, презентация к уроку «Подземные воды».
УМК: учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, атлас.
Этап урока (в логике организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
Организация начала учебной деятельности | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Доброе утро, ребята! Садитесь. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Регулятивные: волевая саморегуляция | |
Целеполагание | С помощью цепочки проблемных вопросов создаю готовность к предстоящей деятельности. -Вы сегодня все умывались? Какой водой? А откуда берется вода в водопроводе? А разве можно такой водой умываться пить, ведь она же в земле, наверное, грязная. -Так, что еще вы мне расскажите о подземных водах? Исходя из полученных ответов определяем границы известного? Задаю ряд вопросов для выяснения неизвестного: -На какой глубине могут залегать подземные воды? Как их добывают? Везде ли встречаются подземные воды? Все ли подземные воды одинакового качества? -Я думаю, вы догадались какой будет тема нашего урока. | Вступают в диалог. Объясняют, откуда вода в водопроводе, какого она качества. Озвучивают имеющиеся знания о подземных водах. Высказывают предположения. Называют тему урока. | Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: вступают в диалог Познават/общеуч. строят речевое высказывание Познав./ логич. Анализ объектов, выдвижение гипотез Позн./ логич. Синтез | |
Планирование | -Итак, ребята, вы многое знаете о подземных водах, что-то нам неизвестно. Я, думаю вы согласитесь со мной, что определенно требуется порядок в наших знаниях. Попробуйте, объединившись в группы по 4 человека (2 парты) составить план изучения подземных вод. Что нам может помочь в изучении нового материала? | Обсуждают и составляют план изучения темы, желающие группы его озвучивают. Выбирают лучший или создают общий и записывают на доске:
Определяем средства обучения | Регулятивн.целеполагание, планирование, прогнозирование Коммуникативн. Участие в коллект. обсуждении Познават: выбор средств информации | |
Реализация | 1. -Итак, как вы сформулируете определение подземных вод. Только не перемудрите. 2. Теперь выясним, как они там образовались. Какие условия этому способствовали? В каком виде выпадают осадки? Куда впитываются? Благодаря чему? Подвожу к знакомству с понятием «поры». 3 -Ребята, внимание «черный ящик». Достаю из ящика пакеты с горными породами (песок, глина, галька, соль), воронка. -Что это такое? Где мы их можем встретить? Значит, это через них просачиваются осадки? А через какие г/п лучше будет просачиваться вода? Как это доказать опытным путем? Какие же горные породы хорошо пропускают воду? Как их можно назвать? Так если будут залегать такие породы как песок и галька, вода будет уходить глубоко до самой мантии. Что-то должно быть у нее на пути, чтобы она задержалась и накапливалась? Что? Какая из исследованных нами пород плохо пропускает воду? Как назовем такую породу? Какие еще горные породы не пропустят воду? Запишите в тетради полученные знания в виде схемы. В какой же последовательности должны залегать водопроницаемые и водоупорные слои, чтобы образовались подземные воды? Могут ли слои чередоваться? Работа на компьютере – закрасьте голубым цветом тот слой в котором будут накапливаться подземные воды. Как можно назвать слой, насыщенный водой? Работа с рисунками 55, 56 в учебнике. 3.Рассмотрите рисунки, скажите какие виды вод выделяют в зависимости от расположения в земной коре? Какие из них чище? Какие используем мы? Знак-во с понятием «Артезианский бассейн». Можно ли использовать грунтовые воды? Люди издавна рыли колодцы и пили воду. Найдите колодец на рис.55. Скажите, правильно ли он вырыт? Попробуйте и вы вырыть колодец. (На слайде основа нужно расположить правильно колодец. А что произошло с солью? Какой стала вода? В воде, которую пьем мы, есть соли? Как докажите? Внимание «черный ящик». В сказках героев посылали за мертвой и живой водой, угадайте, что у меня в ящике. От болезней помогаю, под землею залегаю. Достаю бутылки с минеральной водой. Знакомство с понятием минеральная вода. Ребята, давайте сверим план с тем, что узнали. Вычертите схему «Виды подземных вод». По какому признаку можно разделить? 4.А если в земной коре будут залежи соли или других растворимых пород, то какая участь может их постичь? Что в результате этого останется в земной коре? Знакомство с карстовыми пещерами, сталактитами, сталагмитами. Рассматривание на слайдах. Ребята. Вот мы все говорим о себе, как мы используем подземную воду. А какую роль они играют в природе? 5.У русского народа есть пословица: «Не плюй в колодец пригодится воды напиться». Как вы понимаете эту пословицу? Подвожу к необходимости охранять от загрязнения подземные воды. Вспомните с чего я начала урок? А у всех ли у вас исправный кран? Как вы думаете, много воды вытечет из сломанного крана даже по капельке за 1 час? Проверьте свои предположения дома. | Исходя из названия формулируют определение, сверяют с определением в учебнике и записывают его в тетрадь. Высказываются предположения: «Выпадают осадки, впитываются и накапливаются» Любые. Рассматривают рис.53 на с. 83. Звучит ответ: «Горные породы» В почве, земной коре. Предлагают проверить с помощью эксперимента- насыпать породу в воронку и наливать воду. Проводят эксперимент. Звучат ответы- песок,галька. Водопроницаемые Глина Водонепрницаемая Твердые, например гранит, без трещин. Вычерчивают в тетради схему ГП Водопр.. Водонепрон. Песок глина Галька Или ГП
Песок глина Галька гранит Высказывают предположения. 1 ученик работает у компьютера. Остальные оценивают правильность работы Называют виды вод: грунтовые, межпластовые? Звучат ответы: межпластовые. Звучат предположения Высказывают предположения. 3 ученика располагают колодцы – определяем, кто правильно. Звучит ответ – растворилась. Ответ –соленой. Да Ответ: накипь на спирали чайника. Высказывают предположения. Предложения: - по глубине залегания (грунтовые, межпластовые); - по солености (пресные, минеральные) Высказывают предположения Высказывают предположения: - родники дают начало рекам, питают их и др. Высказывают свое мнение. Умывались ли вы сегодня? Высказывают предположения В ходе беседы приходим к выводу о том, что воду нужно экономить. | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки и объяснения происхождения подземных вод Овладевание исслед. умениями Формирование представлений о водопроницаемости горных пород Формирование представлений о последовательности залегания горных пород Овладение навыками нахождения информации Формирование представлений о видах подземных вод Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки использования подземных вод Формирование представлений о видах подземных вод Формирование умений и навыков безопасного и экологического поведения в окружающей среде | Познават: синтез, Умение строить речевое Высказывание Познават. Анализ, выдвижение гипотез Познават/общ Поиск и выделение необх. информации Позн. Речевое высказывание Познав. выбор способов действия, Познават: анализ, , речевое высказывание Познават: выведение следствий, установление причинно-следственных связей Познават:знаковосимволические Познавательные: Выдвижение гипотез, выведение следствий Регулятивные: Волевая саморегуляция Познават: анализ, речевое высказывание Познават/общ Поиск и выделение необх. информации Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: Волевая саморегуляция Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: Контроль и коррекция Познават.: общ. Знаковосимволические, Логич: синтез Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала |
Контроль и оценка | А сейчас проверим, как вы усвоили изученную тему. 1.Работа у компьютера. На схеме «Подземные воды» расставить правильно названия слоев, видов вод, родник. Расставьте правильно термины на схеме. 2. «Корзина знаний» Добавьте в корзину знаний новые термины. 3.Напишите синквейн 4. Найдите на плане местности подземные воды. | 1 человек работает у компьютера. 1 человек пишет термины на доске. 3-5 человек по желанию пишут синквейн Остальные. | Регулятивные: контроль, оценка Познават: составление письменного речевого высказывания | |
Рефлексия | Ребята, мы реализовали план, который ставили пред собой? У вас на столах лежат смайлики: желтый – сложность, красный интерес, зеленый значимость. Оцените знания, полученные вами по указанным параметрам и прикрепите на доску. Подведем итог. «Хочу спросить» | Работают индивидуально в тетради. Анализирует свое отношение к теме. Выясняем непонятное | Регулятивные: оценка | |
Домашнее задание | Ребята, у нас не получилось найти на плане и карте подземные воды. Почему? Есть ли специальные карты? Подсчитайте за сколько наберется стакан воды, если кран не закрутить до конца (по капле), сколько в среднем тратит воды ваша семья за день. Узнайте у родителей, сколько платит ваша семья в месяц за воду. | Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс
Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....
"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс
Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, разв...
Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.
Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...
Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"
Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...
УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"
технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле" с использованием технологии позиционного обучения...
Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.
Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб...
Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...