Главные вкладки
Бондарева Елена Федоровна
Сайт учителя географии
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: Работа с одаренными детьми. Проектная и исследовательская деятельность.
Увлечения: Сценарии, переделываю песни, сочиняю тематические стихи. Пою.
Регион: Алтайский край
Населенный пункт: с. Екатерининское, Третьяковский район
Место работы: МКОУ "Екатерининская СОШ"
Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования Российской Федерации
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bondareva-elena-fedorovnaЛучше жалеть о сделанном, чем о не сделанном.
О себе
Жизнь удивительна и непредсказуема. Так же как и память. Возьмет и окунет человека в его прошлое. Высветит картинкой, да так ясно словно наяву. Вот так и со мной случается. На краю оврага стоит группа ребят с учительницей. Это мой класс и это моя учительница и классный руководитель Валентина Яковлевна Малькова. Мы на уроке географии. Изучаем почвенный профиль. Дует легкий ветерок, пьянит терпким запахом степной полыни. Это ее веточки брали космонавты с собой, чтобы не забыть запах родной земли. Этот запах прошел со мной через все детство, и кажется, я его чувствую сейчас. Не знаю тогда ли или во время других уроков, слушая рассказы о природе далеких стран, о народах и их обычаях, мне захотелось стать учителем географии. Мне все было интересно и я, наверное, очень докучала своими вопросами, поэтому Валентина Яковлевна постоянно давала мне карточки. А мне это нравилось. Нравилось рыться в атласе, искать ответы на вопросы, находить интересные названия. У моей бабушки перед столом висела карта. Видимо не трудно догадаться, сколько времени я проводила у нее в гостях за столом.
Но шло время. И в 8 классе к нам пришел новый классный руководитель, так как Валентина Яковлевна стала директором школы. Мы, конечно, обиделись, но ненадолго, ведь она продолжала вести географию. Да и новый классный руководитель Манкова Нина Николаевна покорила нас. Она была доброжелательной, всегда находила время посекретничать с нами. А какой модницей она была! Сама шила и вязала. Мы, деревенские девчонки, смотрели на нее, как на модель из модного журнала. Нам всем захотелось стать как она. Нина Николаевна вела у нас русский язык и литературу, хотя по специальности она была учителем начальных классов. Она много рассказывала нам о Барнаульском педагогическом училище, которое она окончила, что почти все девчонки решили поступать в него. И я в том числе. Нет, я не забыла про географию. Но в нашем селе была 8-летняя школа и чтобы получить среднее образование, нужно было два года учиться в соседнем селе, неделями жить в интернате. А поступление в педучилище давало возможность получить и профессию, и среднее образование. Вот это и перевесило, а выучиться на географа я планировала заочно. Поступили в училище мы по собеседованию, так как в аттестатах у нас были одни «пятерки». Спасибо нашим учителям. Из 13 человек нашего класса у четверых был аттестат с «5». И все мы стали учителями.
Все годы учебы в школе я старалась и в учёбе, и в общешкольной деятельности. Пела, читала стихи, про таких в наше время говорили - активистка. А еще я была председателем совета дружины. Как я любила и готовилась к пионерским сборам. Кому-то покажется это смешным, а я испытываю ностальгию по пионерским галстукам, горну и барабанам. Мне не хотелось уходить после уроков домой, и о, как мне не хотелось вообще уходить из школы. Старшая пионервожатая устроила нам удивительный и незабываемый последний звонок, которого в нашей школе еще не было.
И вот я первокурсница. Как-то сразу меня выбрали старостой, и я была ею все четыре года. Четыре года мы познавали искусство быть учителем: пробные уроки, практика в школах, пионерском лагере. Именно в училище я поняла, что правильно выбрала профессию. Мне нравилось вращаться во всей этой беспокойной атмосфере, быть причастной к процессу обучения и воспитания будущего поколения. Да, да, именно так я чувствовала, думала, ощущала в те годы, и ничего не изменилось сейчас! Четыре года в училище пролетели незаметно. Но не смогли незаметно пройти те знания, умения, которые передали нам наши педагоги. И пусть приходилось по нескольку раз переписывать планы пробных уроков, краснеть и лить слезы после неудачно данного урока, я благодарна моим педагогам, особенно Любовь Абрамовне Крейндель и Татьяне Георгиевне Блиновой. Многое делая в своей работе, я ловлю себя на мысли – а что сказали бы они, как оценили бы.
Дальше моя жизнь складывалась более чем прозаично. После окончания педучилища я уехала с мужем в его родное село, так как он был колхозный стипендиат. Вакансий в школе не было, и я стала работать в детском саду воспитателем. Не скажу, что работа не нравилась. Нравилась. Нравилось заплетать косички, помогать одеваться, что-то мастерить с малышами, но особое удовольствие я испытывала от занятий с детьми. Ведь это же почти урок, пусть коротенький, не сложный, но урок! А какое счастье, когда ребенок обхватывает тебя ручонками и шепчет на ухо: «Я тебя любу!»
Возможно, я и проработала всю жизнь воспитателем, но в мою судьбу вмешался счастливый случай. Учитель начальных классов уезжала в санаторий и попросила меня поработать за нее. И я с утра учила третьеклашек, а с обеда бежала к своим малышам. Никакой усталости, только сплошное счастье, которое длилось всего три недели. И все.
Но ведь жизнь удивительна и непредсказуема. И, о счастье, меня зовут в школу вести географию. Ура!!! Нет, постойте, какое ура! Я же не специалист. После школы прошло 12 лет. Я же ничего не помню. Как не помню? Помню. И я согласилась. Вы когда-нибудь спали полгода подряд по два часа в сутки? Я у меня сон был с 4 до 6 утра. Я похудела на 12 килограммов. Днем я нужна своим детям, а вот когда они засыпали, я шла учить географию. Я обкладывалась книгами, атласами, справочниками и читала, читала, читала. А потом писала планы, писала так, как меня учили в училище от «Здравствуйте, дети» до «До свидания, дети». Меня выручила и продолжает выручать привычка ничего не выбрасывать. Вырезки из газет, журналов, иллюстрации, коробочки. Я как своеобразный Плюшкин, как меня собственно и называет муж. И это в век ИКТ. У меня в классе и дома есть компьютер, я многое умею делать на нем, есть выход в Интернет, но старая привычка осталась. Многие мои запасы уже стали раритетами, по ним можно изучать историю страны постсоциалистического периода. Не буду писать о том, как было трудно первые дни в школе, ведь некоторые дети были моими воспитанниками в детском саду, и воспринимать меня в качестве учителя было сложно. А что говорить о старшеклассниках! Но я понимала, что принять меня дети смогут, если увидят мой профессионализм, мою заинтересованность в них как соучастниках образовательного и воспитательного процесса. Детям нужно доверять и они помогут. Тем более если рядом коллеги, всегда готовые прийти на помощь. Особенно я благодарна нашему завучу Раченковой Тамаре Сергеевне (сейчас она уже на пенсии). Это благодаря ей, я преодолела психологический барьер, да и другие барьеры тоже, придя и детского сада в школу.
Вот уже 22 года я веду уроки географии. Сколько сделано за эти годы. Сколько ребят познало мою любимую науку географию. А еще я очень хочу, чтобы мои дети любили свою Родину. Вводный урок я всегда посвящаю теме Родины - большой и малой. Понимая, что любовь и бережное отношение к природе малой Родины – залог любви к Родине большой, особое внимание я уделяю изучению географии нашего села и его окрестностей. Результатом такой работы является «учебничек» - «Екатерининское и его окрестности», к созданию которого причастны сами ученики, что позволяет вызвать интерес, сформировать серьезное отношение к изучению географии своей малой Родины. Ведь по географии села есть учебник, хоть и маленький. Чтобы его создать, сколько сопок мы исходили, рек и речушек, измеряли, изучали, очищали… Я думаю, у таких ребят не поднимется рука бездумно сломать ветку, вырвать с корнем цветы, разорить гнездо.
Многому, что делает учитель, в книжках не научишься. Конечно же, я должна быть профессионалом, методически самосовершенствоваться, но главнее всего мой внутренний мир и человеческие качества. Можно обладать глубокими знаниями, но дети не будут любить твой предмет. Значит нужно ежедневно работать над собой и никогда не останавливаться на достигнутом. А может быть секрет прост – нужно просто любить и понимать детей. Конечно, и я, и мои ученики участвуют и побеждают в конкурсах, олимпиадах. Признана моя работа и педагогическим сообществом – победа в конкурсе лучших учителей России в 2008 году. Но для меня самое главное – это признание детьми, самыми главными нашими судьями и самыми главными нашими учителями. Которые и через годы будут нам дороги, судьбы которых будут нас волновать. А пока мы радуемся редким встречам со своими выпускниками, их СМС (как жизнь изменилась), поздравлениям, их удачам, тревожимся, если не все ладно. А нахлынет грусть - переберу свои «плюшкинские» архивы и грусть станет светлой. Кто-то сказал по поводу счастья: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером домой». Сельский учитель прежде, чем уйти на работу должен угомонить свое мычаще-хрюкающее хозяйство, истопить печь, (а ведь когда-то учительский труд ценился иначе) и вот уже нет сил, а нужно на работу. Но вот идешь по школе, а тебе навстречу многократное разноголосое «Здравствуйте, Елена Федоровна», а уходишь – «До свидания, Елена Федоровна». Это же музыка. Да я горы сверну, только вы верьте мне, милые мои дети.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Моё портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты