Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии 5 класса составлена в сооветствии с ФГОС к учебнику Климанова, Ким и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rab_prod_5_klass_geo.doc122.5 КБ
Файл moya_rab_pr_geo_5_kl._d.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по географии 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)

п\п

         Дата

 Раздел, тема урока

             Содержание

Планируемые образовательные результаты

Практическая часть

Домашнее задание

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Раздел I. Как устроен мир (11 часов)

Тема 1. Земля во Вселенной (6 часов)

1

Представление об устройстве мира.

Как менялось представление об устройстве мира? Как задолго до первого космического полёта учёные установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Объяснять значение понятий"геоцентрическая и гелиоцентрическая модель "

Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами.

Сравнивать две модели устройства мира,

привести свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца. Поиск  информации об ученых, упомянутых в параграфе

Формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе, развитие личностной рефлексии

§1, в.3 с14

2

Звёзды  и Галактики

Что такое звезда? Как определили расстояние до звёзд? Какие бывают звёзды? сколько всего звёзд.

Объяснять значение слов"звезда", "Галактика"

Работать с текстом, таблицами.

Учебно-познавательный интерес к географии

§2, с14-20

3

Солнечная система

Какие две группы планет выделяют ученные? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла  Солнечная система? Почему Земля обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Называть и показывать  планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет -гигантов, объяснять значение"астероид",метеорит","комета"

Работа с текстом, таблицами, фото.

Выдвижение версий на проблему "Почему Земля - обитаемая планета?" и  "Как человек исследует Солнечную систему?"

 

Формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе, развитие личностной рефлексии, осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

§3, в.2 с26

4

Луна-спутник Земли.

Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Описывать уникальные особенности Луны как спутника планеты Земля

Самостоятельно сформировать вопросы к тексту параграфа,

продолжить обучение в  эвристической беседе.

Учебно-познавательный интерес к географии

§4, в.1 с30

5-6

Земля-планета Солнечной системы.

Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли  вокруг оси. Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия.

Работа с текстом, таблицами, фото.

Выявление причин и следствий простых явлений, решение практических и познавательных задач.

Формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе, развитие личностной рефлексии, понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

§5, в.1,2 с34

Тема 2. Облик Земли. (5 часов)

7

Облик земного шара.

Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Объяснять значение  ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показывать географические объекты на карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

§6, в.1,2 с38

8

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом.

Выделять главную мысль в тексте  параграфа (смысловое чтение)

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

§7, в.2,3 с43

9

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы;   объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа  

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

§8, в.4,5 с45

10

Урок-практикум.

Глобус как источник географической информации

Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Определение расстояний и направлений по глобусу.

Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Глобус как источник географической информации

§9

11

Обобщающий урок по теме: «Как устроен мир».

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов)

Тема 3. Изображение Земли (2 часа)

12

Способы изображения земной поверхности.

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Использовать различные источники информации для поиска и извлечения  информации формирование основ экологической культуры, необходимой для решения задач.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимать ценность географической информации для человечества.

§10, в.1,2 с52

13

История географической карты.

Как появились и какими были первые  карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

Находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; уметь работать с картой.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимать ценность географической информации для человечества

§11, в.2 с56

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 часов)

14

Географические открытия древности.

Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям.

§12, в.2 с61

15

Географические открытия Средневековья

Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

§13, в.3 с64

16

Великие географические открытия.

Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

§14, в.3,4 с70

17

В поисках Южной Земли

Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

§15, в.2 с75

18

Исследование океана и внутренних частей материков.

Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям.

§16, в.1 с81

19

Урок-практикум Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

§17, в.5 с84

Раздел III.  Как устроена наша планета (14 часов)

Тема 5. Литосфера (5 часов)

20

Внутреннее строение Земли

Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Объяснение ключевых слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой.

Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления

• выявлять причины и следствия простых явлений

• составлять тезисы, различные виды планов

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли 

§18, в.3 с88

21

Горные породы и их значение для человека

Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

 Объяснение ключевых слов "литосфера,  горные породы, полезные ископаемые"

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Формирование ответственного отношения

к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

§19, в.3 с92

22

Урок-практикум Работа с коллекцией горных пород и минералов

Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Сравнивать свойства горных пород разного происхождения

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

Формирование ответственного отношения

к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Определение горных пород и полезных ископаемых

§20

23

Рельеф и его значение для человека

Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека

Распознавать на физических картах различные  формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.

связей

Работать по плану, сверять свои действия, и при  необходимости исправлять ошибки.

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных

Понимание значения знаний о рельефе Земли

 §21, зад.2 с98

24

Основные формы рельефа

Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

Распознавать на физических картах различные  формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.

Работать по плану, сверять свои действия, и при  необходимости исправлять ошибки.

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных

Понимание значения знаний о реьефе Земли

§22, в.1,2 с101

Тема 6. Гидросфера (3 часа)

25

Мировой круговорот воды.

Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Знать и объяснять значение новых слов "гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды".

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей.

§23, в.3 с105

26

Мировой океан и его части

Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Знать и объяснять значение новых слов "гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды", "море", "залив", "пролив", "лиман"

Показ на карте частей Мирового океана.

Осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов.

Осознание роли Мирового океана для природы и человека

§24, зад.3 с108

27

Гидросфера-кровеносная система Земли

Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Знать и объяснять значение ключевых слов "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы"

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод.

§25, зад.3 с112

Тема 7. Атмосфера (3 часа)

28

Атмосфера Земли и её значение для человека.

Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Значение  ключевых слов атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология.

Самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формирование основ экологической культуры

§26, в.3,4 с115

29

Погода

Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Значение  ключевых слов: погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр

Уметь вести простейшие наблюдения  элементов погоды.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Формирование основ экологической культуры

§27, зад.4 с118

30

Урок-практикум.

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

С помощью, каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами.

Самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь вести простейшие наблюдения  элементов погоды.

Формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения  атмосфере в дополнительной литературе.

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

§28, зад.3 с14

Тема 8.Биосфера (2 часа)

31

Биосфера - живая оболочка Земли

Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Значение новых слов: биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт

Самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений

Формирование основ экологической культуры

§20, в.3 с127

32

Урок-практикум.

Экскурсия  в природу.

Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Формирование основ экологической культуры

Экскурсия в природу

§30, в.1

с130

Тема 9. Природа и человек (1 час)

33

Воздействие человека на природу.

Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?  

Приводить примеры загрязнения окружающей среды человеком, объяснять необходимость охраны природы

Умение работать с различными источниками информации, структурировать

 учебный материал. Готовить сообщения и презентации 

Формирование основ экологической культуры

§31, в.1,2 с134

34

Обобщающий урок по разделу: «Как устроена наша планета».

§30, в.3 с130

35

Повторение по курсу

      Итого: 35 часов




Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Рабочая программа составлена  на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  2. Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).
  3. Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев.

«География. Землеведение» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Целями изучения дисциплины являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России имира;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей  практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Основные задачи данного курса:

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
  • создание образа своего родного края.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Изучение «Географии. Землеведение» осуществляется в 5 и 6 классах.

География 5 класс -  35 часов (1 час в неделю), из них 4 часа – резервное время.

Распределение резервного времени:

Раздел I.  Как устроен мир 9 ч + 2 ч                                  

Раздел III.  Как устроена наша планета 14 ч + 1 ч

1 час – повторение по всему курсу

           Планируемые результаты обучения

Предметные  результаты обучения:

- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления,  расстояния  на глобусе;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,

  объяснять их особенности;

- объяснять понятия и термины, выражения: "путь из варяг в греки", Великий  шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее  время и наиболее                                                                                                                                      выдающиеся результаты географических открытий и  путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

объяснять понятия и термины: Литосфера,  горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.

Мировой  круговорот, океан, море, заливы, проливы.  

Гидросфера, речная система (и ее части). Озёра, болота, подземные воды, ледники.

 Атмосфера, атмосферный воздух, погода, воздушная масса, метеорология, синоптическая карта.

Биосфера, биологический круговорот.
- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление   ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

 - описывать погоду  своей местности;

- уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- уметь вести полевой дневник.

Метапредметные  результаты обучения:

- ставить учебную задачу под руководством  учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в  совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- осуществлять поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

 - работать  с текстом и  нетекстовыми компонентами:

 - составлять  план изучения или описания объекта;

 - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами;

 -  оценивать работу одноклассников;

 - выявлять причинно-следственные связи;

 - анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами      объекта;

 -  составлять вопросы  к текстам, логической цепочки по тексту, таблицы,  схемы     по  содержанию текста.  

 Личностные результаты обучения:

    - Формирование ответственного отношения к учению, 

     - развития опыта участия в социально значимом труде;

     - формирование целостного мировоззрения;

     - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

     - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

      - формирование основ экологической культуры.

        Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу  и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Практических работ

Раздел I. Как устроен наш мир

11

Тема 1. Земля во вселенной

6

Тема  2. Облик Земли

5

1

Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности

8

Тема 3. Изображение Земли

3

Тема 4. История открытия и освоения Земли

6

1

Раздел III. Как устроена наша планета

14

Тема 5. Литосфера

5

1

Тема 6. Гидросфера

3

Тема7. Атмосфера

3

1

Тема 8. Биосфера

2

1

Тема 9. Природа и человек

1

Обобщение знаний

2

ИТОГО:

35

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Как устроен наш мир (11 ч).                

Тема 1. Земля во вселенной (6 ч).

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Тема  2. Облик Земли (5 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум №1 Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч) 

Тема 3. Изображение Земли (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты.  Как появились и какими были первые  карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум№2. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.

 Раздел III. Как устроена наша планета (14)

Тема 5. Литосфера (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

 Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум№3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

Тема 6. Гидросфера (3)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

 Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Тема7. Атмосфера (3ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум№4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью, каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Тема 8. Биосфера (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум№5. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Тема 9. Природа и человек (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?  

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (по ред. О. А. Климановой) – М.: Дрофа, 2014

2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова) - М.: Дрофа, 2014

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова) - М.: Дрофа, 2014

4. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.

Адреса электронных ресурсов

     1.http://geoman.ru География. Планета Земля

2. http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия

     3.http://ru.wikipedia.org/wiki/reon^Ha География.ру: клуб путешествий

4.http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии

5.http://geo-tur.narod.ru Планета Земля

6.http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог «EconRus»

7.http://geopub.narod.ru  Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»

8.http://geo.metodist.ru Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга

9.http://afromberg.narod.ru География для школьников

10.http://www.litle-geography.ru Словарь современных географических названий

11.http://slovari.yandex.ru/dict/geography Где? В Караганде (словарь географических названий)

12.http://gde-eto.narod.ru  Национальное географическое общество

13.http://www.rusngo.ru Мир приключений и путешествий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...