Мое выступление на школьном МО
опыты и эксперименты по географии (6 класс) на тему

Друзина Галина Владимировна
Приглащшаю в обсуждению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_moe_na_shkolnom_mo.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

   Уважаемые коллеги, хочу попросить вас высказаться, буквально по одному предложению, каким с вашей точки зрения должен быть урок?

Мнения разные.  Если спросить учеников, то они бы , наверное, сказали, что урок должен быть интересным, не перегруженным информацией, зрелищным. У родителей возможно бы оказалось свое мнение. Мы все участники учебного процесса. Мнения разные. Спорят  по этому вопросу  и в высших инстанциях. Вот и тема моего выступления « Что такое современный урок». Тема актуальная сегодня и достаточно  спорная.  Надеюсь, что  вместе мы выясним, каким же должен быть современный урок.

Слайд2

Нам всем известен традиционный урок. Это  и урок самостоятельной работы, и урок практической работы, контрольный урок, повторительно-обобщающий, вводный, комбинированный и т.д. Ориентация в обучении на таких уроках в формировании у обучающихся знаний, умений, навыков. Результат работы-  в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». Хочу напомнить, что благодаря школе памяти в свое время образование в нашей стране было лучшим в мире.

      Но сегодня другое время, другие дети и мы имеем другой социальный заказ страны. Мы его обязаны выполнять. Сегодня мы  говорим о школе "развития", которая должна  ориентироваться  на личность обучаемого. Развитие личности –это овладение обучающимися  такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у обучающихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.

Читать слайд 3      «Искусство педагога – в пробуждении природных сил    ребёнка и его самодеятельности»       Ж.Ж.Руссо

Читать слайд 4  «Скажи мне   - и я забуду. Покажи мне – и я  запомню.

Дай мне действовать самому– и я научусь.» Китайская  мудрость

Какие же современные (нетрадиционные) уроки научат детей действовать в жизни самостоятельно, используя в нестандартных ситуациях школьные знания?

Слайд 5  Это-  Урок-соревнование  .Урок фантазирования .Урок открытых мыслей

Урок-турнир .Урок-диспут .Урок-эврика . Урок творчества .Урок спектакль

Урок конкурс . Урок конференция .Урок-игра .Урок-КВН .Урок-путешествие .Аукцион знаний   и др

- Слайд 6  Каким бы урок не был- традиционным или нетрадиционным, главное в  уроке видеть и знать его основные законы. Сила урока в его консервативности,  в  традиционных методах и приёмах. Культура преподавания требует изучать историю педагогики, дидактику, педагогическую технику.

Зная основные законы урока  можно «обрастать» новыми приёмами и методами.

Слайд 7  Что может помочь учителю современно преподавать?

Постоянное повышение своего мастерства. Жизнь заставляет это делать!

Чему учиться учителю?   ( По М.М.Поташнику)

Расширению кругозора и развитию интеллекта,

      Формированию мировоззренческой культуры,

Совершенствованию дидактической ,психологической, методической  подготовки. Подготовке к использованию ИКТ, Интернета,технике, ораторству, актёрскому мастерству и т.д.

С чего начать? С выявлений  и анализа затруднений. Нужно Определить  плюсы. Поразмышляйте  о минусах. Главная помеха  -   консерватизм педагога. Сила привычек.  Отсутствие  критического взгляда на себя….

Важно понять каждому , Что он хочет получить от урока.

На основе понимания   основ традиционного урока – составить свое   представление о современном уроке. Продвинуться в овладении ИКТ, интернета.  Овладевать продуктивными методиками. И т.д.

Слайд 8   Как же может быть организован образовательный процесс современного типа? При анализе мирового опыта  выявлены подходы к организации образовательного процесса  современного типа. Определены современные методики. Вы их хорошо знаете, они показаны на слайде 8 и  их суть раскрыта на слайде 9.

все дружно

Слайд 10 и слайд 11

Рассмотрим некоторые из них- Коллективная творческая деятельность и технология проблемно – поисковая (исследовательская).

 Коллективная творческая деятельность, эта технология  в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик, работая в коллективе, микрогруппе, в учебном процессе осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает свои вопросы из материала. Изучает их и предъявляет  на всеобщее обсуждение.

Так  4 и 5 декабря в 8 классах я провела урок по теме»  Особенности почв и их разнообразие.  Закономерности распределения почв в России.» Класс был соответственно подготовлен – пять сдвоенных парт. Обучающиеся были поделены на 5 групп в каждом классе.. В каждой группе были определенные задания по теме. Вопросов в каждой группе было по количеству ребят, но они были принципиально сложные, чтобы понадобилась при их выполнении помощь и консультация моя или товарища по группе. Первый час распределяли задания в группе и работали над ними. Помогали друг другу, проверяли друг у друга выполнение задания. Моя роль сводилась к консультированию и наблюдению за тем, чтобы в работу были вовлечены все. На следующий день  ребята представили  свою работу, кто в виде презентаций( они преобладали во всех классах), кто то оформил на ватмане сводную таблицу, кто-то подготовил сообщения.. Результатами работы остались довольны многие.

Подготовка к такому уроку занимает много времени. Нужно  обеспечить  учащихся всем необходимым для их поисковой деятельности в  каждой группе. По особому должна стоять мебель.  Провести инструктажи по порядку работы. При этом обучающиеся должны знать основные законы коллективной деятельности. Такие,  как «закон круга», «не перебивай говорящего», и т. д.

При проведении таких уроков у учителей, как правило, возникает много вопросов.

 По какому принципу можно формировать группы? Может ли кто-то быть вне групп? Как учитывать уровень подготовки детей при делении на группы? Каждому ли можно давать слово в группе? Идёт ли взаимообучение в группах? Нужен ли лидер в группе? Как поощрять группы и   отличившихся? Нужно ли  скупиться на похвалу? И др. Я думаю, что эти вопросы волнуют и вас. Я такие уроки с большими группами  провожу не часто. Не считаю их более результативными, чем другие. От нас же требуется результат.

Чаще на уроках  дети работают в малых группах, в  паре.

Слайд 12, 13, 14. Следующая технология проблемно – поисковая (исследовательская) включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ" и строится на реализации принципа проблемности в обучении.

Технологические приемы организации учебного процесса.

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Результативность можно оценить с помощью критериев:

а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

 ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы,.),

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, )

в) переживание учащимися субъективного открытия:

("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, "),

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Методы обучения — проблемные:

а) проблемного изложения;

б) частично-поисковый;

в) исследовательский.

Формы организации учебного пространства  коллективные: 

а) парное взаимодействие;

б) микрогрупповое взаимодействие;

в) бригадное (групповое) взаимодействие;

г) межгрупповое взаимодействие.

Мне нравиться работать с ребятами над проектами, но во внеурочной деятельности. Были хорошие результаты на город. Ребята чувствуют себя маленькими учеными. Им нравится защищать свои работы на серьезной аудитории – в школе,  в колледжах, институте.

Слайд 15, 16,17. 18,19.

Давайте еще раз сравним и найдем  основные отличия традиционного и нетрадиционного урока.

Я считаю , что сегодня имеют право быть и традиционные уроки и нетрадиционные. Учителю с высоты его личного  опыта и образования решать, каким должен быть его урок. Если у кого то другое мнение, мы можем его обсудить.

Закончить хочу отрывком из стихотворения Р. Рождественского

Удачи Вам, сельские и городские,            

Уважаемые учителя – 
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.

Удачи Вам – дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие - как в храм!

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, - 
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя….



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Системно-деятельностный подход. Выступление на школьном педсовете.

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?Анализ возможностей адаптации ребенка в ...

Выступление на школьном методическом объединении

«Развитие познавательной активности на уроках биологии средствами устного народного творчества»В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое обр...

Сценарий выступления на школьном этапе конкурса "Класс года"

Сценарий выступления, текст переделанной песни....

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Воспитание толерантности школьников"

В данном выступлении приводится ряд методов и приемов воспитания толерантности школьников....

выступление на школьном семинаре "Современный урок в коррекционной школе"

Выступление на школьном семинаре "Современный урок в коррекционной школе"...