Мое выступление на школьном МО
опыты и эксперименты по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, хочу попросить вас высказаться, буквально по одному предложению, каким с вашей точки зрения должен быть урок?
Мнения разные. Если спросить учеников, то они бы , наверное, сказали, что урок должен быть интересным, не перегруженным информацией, зрелищным. У родителей возможно бы оказалось свое мнение. Мы все участники учебного процесса. Мнения разные. Спорят по этому вопросу и в высших инстанциях. Вот и тема моего выступления « Что такое современный урок». Тема актуальная сегодня и достаточно спорная. Надеюсь, что вместе мы выясним, каким же должен быть современный урок.
Слайд2
Нам всем известен традиционный урок. Это и урок самостоятельной работы, и урок практической работы, контрольный урок, повторительно-обобщающий, вводный, комбинированный и т.д. Ориентация в обучении на таких уроках в формировании у обучающихся знаний, умений, навыков. Результат работы- в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». Хочу напомнить, что благодаря школе памяти в свое время образование в нашей стране было лучшим в мире.
Но сегодня другое время, другие дети и мы имеем другой социальный заказ страны. Мы его обязаны выполнять. Сегодня мы говорим о школе "развития", которая должна ориентироваться на личность обучаемого. Развитие личности –это овладение обучающимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у обучающихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.
Читать слайд 3 «Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребёнка и его самодеятельности» Ж.Ж.Руссо
Читать слайд 4 «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому– и я научусь.» Китайская мудрость
Какие же современные (нетрадиционные) уроки научат детей действовать в жизни самостоятельно, используя в нестандартных ситуациях школьные знания?
Слайд 5 Это- Урок-соревнование .Урок фантазирования .Урок открытых мыслей
Урок-турнир .Урок-диспут .Урок-эврика . Урок творчества .Урок спектакль
Урок конкурс . Урок конференция .Урок-игра .Урок-КВН .Урок-путешествие .Аукцион знаний и др
- Слайд 6 Каким бы урок не был- традиционным или нетрадиционным, главное в уроке видеть и знать его основные законы. Сила урока в его консервативности, в традиционных методах и приёмах. Культура преподавания требует изучать историю педагогики, дидактику, педагогическую технику.
Зная основные законы урока можно «обрастать» новыми приёмами и методами.
Слайд 7 Что может помочь учителю современно преподавать?
Постоянное повышение своего мастерства. Жизнь заставляет это делать!
Чему учиться учителю? ( По М.М.Поташнику)
Расширению кругозора и развитию интеллекта,
Формированию мировоззренческой культуры,
Совершенствованию дидактической ,психологической, методической подготовки. Подготовке к использованию ИКТ, Интернета,технике, ораторству, актёрскому мастерству и т.д.
С чего начать? С выявлений и анализа затруднений. Нужно Определить плюсы. Поразмышляйте о минусах. Главная помеха - консерватизм педагога. Сила привычек. Отсутствие критического взгляда на себя….
Важно понять каждому , Что он хочет получить от урока.
На основе понимания основ традиционного урока – составить свое представление о современном уроке. Продвинуться в овладении ИКТ, интернета. Овладевать продуктивными методиками. И т.д.
Слайд 8 Как же может быть организован образовательный процесс современного типа? При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного процесса современного типа. Определены современные методики. Вы их хорошо знаете, они показаны на слайде 8 и их суть раскрыта на слайде 9.
все дружно
Слайд 10 и слайд 11
Рассмотрим некоторые из них- Коллективная творческая деятельность и технология проблемно – поисковая (исследовательская).
Коллективная творческая деятельность, эта технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик, работая в коллективе, микрогруппе, в учебном процессе осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Класс разбивается на группы. Каждая группа получает свои вопросы из материала. Изучает их и предъявляет на всеобщее обсуждение.
Так 4 и 5 декабря в 8 классах я провела урок по теме» Особенности почв и их разнообразие. Закономерности распределения почв в России.» Класс был соответственно подготовлен – пять сдвоенных парт. Обучающиеся были поделены на 5 групп в каждом классе.. В каждой группе были определенные задания по теме. Вопросов в каждой группе было по количеству ребят, но они были принципиально сложные, чтобы понадобилась при их выполнении помощь и консультация моя или товарища по группе. Первый час распределяли задания в группе и работали над ними. Помогали друг другу, проверяли друг у друга выполнение задания. Моя роль сводилась к консультированию и наблюдению за тем, чтобы в работу были вовлечены все. На следующий день ребята представили свою работу, кто в виде презентаций( они преобладали во всех классах), кто то оформил на ватмане сводную таблицу, кто-то подготовил сообщения.. Результатами работы остались довольны многие.
Подготовка к такому уроку занимает много времени. Нужно обеспечить учащихся всем необходимым для их поисковой деятельности в каждой группе. По особому должна стоять мебель. Провести инструктажи по порядку работы. При этом обучающиеся должны знать основные законы коллективной деятельности. Такие, как «закон круга», «не перебивай говорящего», и т. д.
При проведении таких уроков у учителей, как правило, возникает много вопросов.
По какому принципу можно формировать группы? Может ли кто-то быть вне групп? Как учитывать уровень подготовки детей при делении на группы? Каждому ли можно давать слово в группе? Идёт ли взаимообучение в группах? Нужен ли лидер в группе? Как поощрять группы и отличившихся? Нужно ли скупиться на похвалу? И др. Я думаю, что эти вопросы волнуют и вас. Я такие уроки с большими группами провожу не часто. Не считаю их более результативными, чем другие. От нас же требуется результат.
Чаще на уроках дети работают в малых группах, в паре.
Слайд 12, 13, 14. Следующая технология проблемно – поисковая (исследовательская) включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ" и строится на реализации принципа проблемности в обучении.
Технологические приемы организации учебного процесса.
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Результативность можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы,.),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, )
в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, "),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Мне нравиться работать с ребятами над проектами, но во внеурочной деятельности. Были хорошие результаты на город. Ребята чувствуют себя маленькими учеными. Им нравится защищать свои работы на серьезной аудитории – в школе, в колледжах, институте.
Слайд 15, 16,17. 18,19.
Давайте еще раз сравним и найдем основные отличия традиционного и нетрадиционного урока.
Я считаю , что сегодня имеют право быть и традиционные уроки и нетрадиционные. Учителю с высоты его личного опыта и образования решать, каким должен быть его урок. Если у кого то другое мнение, мы можем его обсудить.
Закончить хочу отрывком из стихотворения Р. Рождественского
Удачи Вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя –
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи Вам – дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие - как в храм!
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».
Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....
выступление президента школьной республики "Созвездие" в конкурсной программе "Символика и традиции моей республики"
Символика и традиции моей школьной республики...
Системно-деятельностный подход. Выступление на школьном педсовете.
Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?Анализ возможностей адаптации ребенка в ...
Выступление на школьном методическом объединении
«Развитие познавательной активности на уроках биологии средствами устного народного творчества»В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое обр...
Сценарий выступления на школьном этапе конкурса "Класс года"
Сценарий выступления, текст переделанной песни....
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Воспитание толерантности школьников"
В данном выступлении приводится ряд методов и приемов воспитания толерантности школьников....
выступление на школьном семинаре "Современный урок в коррекционной школе"
Выступление на школьном семинаре "Современный урок в коррекционной школе"...