выступление на школьном семинаре "Современный урок в коррекционной школе"
статья на тему

Боровская Марина Александровна

Выступление на школьном семинаре "Современный урок в коррекционной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sovremennyy_urok_v_korrektsionnoy_shkole.zip137.28 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности современного урока в коррекционной школе.

Уже на протяжении нескольких столетий урок является основной формой обучения, как за рубежом, так и в России. На то есть целый ряд причин: передача знаний одним человеком всему классу; наличие помещения, специальных условий, материалов, пособий, учебников; возможность быть воспитанным в коллективе, живое общение с учителем и сверстниками, а главное - экономичность и возможность массовости обучения. В современной педагогике появились критические замечания в адрес этой формы обучения. Главный недостаток - это стандартная форма построения урока, ведущая к формализму знаний. Это однотипность в изучении материала, трудности сочетания различных форм работы, как следствие - психологический дискомфорт ребенка и негативизм к процессу обучения. Конечно, говорить о смене формы обучения не стоит, а вот обратить внимание на форму проведения урока смысл есть. Ведь как писал К.Д. Ушинский "Учитель живет до тех пор, пока учиться; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель".

Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.

Слайд 1

Что такое современный урок в коррекционной школе? Каким  он должен быть ? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобиться ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру? Прежде всего, учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок в школе VIII вида должен быть воспитывающим и развивающим.

На каждом уроке  должна вестись коррекционно-развивающая работа.

Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На уроке в школе VIII вида должны осуществляться межпредметные связи

Слайд 2

Современный урок – это хороший урок, на котором царит творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, каждая из которых вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат.

Слайд 3

К каждому уроку учитель должен готовиться, нельзя использовать одни и те же конспекты в течение многих лет. Меняются дети, меняются подходы, в конце концов, меняется сам педагог. На каждый урок учитель должен иметь план. Несомненно, для открытого урока учителю необходим подробный конспект. В каком виде оформлен конспект – это на усмотрение педагога, либо возможна какая-то единая форма, принятая в школе. Готовясь к уроку, зная тему урока, учитель определяется с типом урока. Существует много классификаций, описаний, типологий уроков, но главное, чтобы у каждого урока был стержень. Представленная на слайде классификация является наиболее распространенной.

Слайд 4

Существует порядка 30 видов различных нетрадиционных форм проведения урока: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п. Большинство из них не подходит для школы VIII вида. А то, что подходит, лучше использовать не как целый урок, а как этап урока.

Слайд 5

Увлекаясь нестандартными уроками, учителя подчас увлекаются игрой. Не всегда уместна игровая подача материала. Есть темы, при изучении которых игровая форма подачи материала не только не способствует активизации мыслительной деятельности, но тормозит ее. Не важно, проводите вы стандартный урок или нестандартный, урок должен быть рабочим и интересным, а на интересном уроке работает каждый и работают все.

Слайд 6

Определившись с темой и типом урока, учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие). Сформулированных к уроку задач должно быть столько, сколько действительно реально выполнить в течение урока. Как правило, готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие

Слайд 7

 Последнее время стало актуальным писать задачи для учителя и задачи, которые должны выполнить дети. Написание этого в конспекте – на усмотрение учителя. Главное, чтобы педагог четко понимал, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми.

Формулируя образовательные задачи, педагогу необходимо помнить о том, чему
нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать.

Во первых- это рассказать о..., познакомить с ...,  дать понятие о….        

Во вторых - учить решать ..., учить писать ..., вычислять, измерять, изготавливать, пользоваться, составлять и т.п. С одной стороны, в образовательные задачи закладываются и впоследствии реализуются на уроке теоретические знания, с другой – практические умения. Ведь самое главное - чему ребенок научится на уроке.

Наибольшая проблема заключается в формулировке коррекционных задач. В конспекте урока педагоги нередко пишут: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления . Это неверно. Ведь все эти понятия являются очень обширными

Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста.

Говоря о формулировке воспитывающих задач, хотелось бы отметить, что очень часто педагоги ставят «высокие» нравственные задачи, которые на уроке достаточно сложно реализовать. Бывает, что воспитывающие задачи просто «притянуты» к теме урока.

Если материал урока не позволяет сформулировать воспитывающую задачу типа: показать школьникам важность правильного поведения в лесу, то можно ограничиться задачей, прививать интерес к предмету и процессу обучения.

Слайд 8

Определившись с темой, типом урока, поставив цель и сформулировав задачи, учитель выбирает ту форму работы, которую он будет использовать на уроке. Независимо от выбранной формы работы на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Необходимо формирование правильной самооценки ребенка через оценку его работы товарищами и учителем.

Слайд 9

Очень важно для педагога определиться, с помощью каких методов предстоит решить поставленные задачи. Слово «метод» происходит от греческого «methodos» – «путь к чему-то». Проблема выбора метода обучения не проста. Все попытки найти какие-то универсальные методы окончились неудачей. Использовать один метод изолированно невозможно; как правило, при работе комбинируется несколько методов, и используются они одновременно. Главное – это то, что учитель должен умело комбинировать разные методы и четко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа урока и цели этапа.

Слайд 10

Классическая классификация методов. Как правило, именно эту классификацию активно используют учителя.

Слайд 11

Данная классификация является более интересной, т.к. в метод изначально заложено больше возможностей.

  • Объяснительно-иллюстративный – учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
  • Репродуктивный – воспроизведение и применение информации.
  • Проблемный – учитель ставит проблему и показывает путь ее решения.
  • Частично-поисковый – дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.
  • Исследовательский – учитель направляет, дети исследуют сами.

Наиболее интересным в этой классификации является создание проблемной ситуации.

Слайд 12

Наличие того или иного этапа зависит от типа урока. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности.

Что касается устного счета, словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то это не является отдельным этапом урока, это его часть. Физминутка – да, но время ее проведения определяет учитель и ей просто сложно найти место в схеме.

Слайд 13

К сожалению, данный характер обучения является наиболее распространенным в школе и имеет не самую лучшую «окраску». Например, на уроке чтения учитель задает вопросы по прочитанному дома тексту, затем читает новое произведение, проверяет восприятие, после чего читают дети, далее, учитель задает вопросы, потом дети читают опять и так далее до конца урока. Если это урок русского языка, то проверили домашнее задание, прочитали правило в учебнике, выполняем упражнения. Проведение урока в таком стиле не способствует ни познавательной активности школьников, ни формированию положительной мотивации к процессу обучения. Как правило, на таком уроке начинает «хромать» дисциплина, дети утомляются от однообразных видов деятельности, от неинтересных заданий.

Слайд 14

Данный характер обучения является наиболее продуктивным для работы школьников. При таком подходе ребятам хочется учиться, потому что каждый раз учитель предлагает что-то новое и интересное. Учитель является партнером и собеседником. Создаются ситуации живого общения, проблемные ситуации, задаются проблемные вопросы, используется частично-поисковый метод обучения и т.п.

Слайд 15

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников.

Такой подход, несомненно, заинтересует ребят, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает.

Слайд 16

Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к уроку в коррекционной школе

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII видаУчитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.Урок должен быть воспитывающим и развивающим.На каждом уроке должна ве...

Школьная агитбригада в условиях коррекционной школы VIIIвида

Дети с большим удовольствием участвуют в постановках. В условиях коррекционных школ VIII вида заучивание текста представляет большую сложность. Предлагаю вам небольшие по объёму сценки, которые станут...

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".

Тема: «Дорога в школу».Цель:    обеспечить усвоение  правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи:  1. Обобщить  правила перехода улиц ...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....