Гидросфера. Мировой круговорот воды.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Вишневская Елена Николаевна

Cоздание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.

  Задачи:

- обучающие:

§   сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды; 

§  доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

§   расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

- развивающие:

§  развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

§  развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

§   продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации;

§  развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

§  создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

- воспитательные:

§  воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

§  воспитывать информационную культуру;

§  воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

§  формировать  научное мировоззрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_eor.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Гидросфера.  Мировой круговорот воды.

ФИО (полностью)

Вишневская  Елена Николаевна

Место работы

ГБОУ СОШ с.Новодевичье

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Гидросфера. Мировой круговорот воды.

Урок № 1.

Базовый учебник

Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2013.

  1. Цель  урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.

  9. Задачи:

- обучающие:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;  
  • доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
  • расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
  • развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  •  продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации;
  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

- воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
  • воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
  • формировать  научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения: 

    Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды».
  • Учащиеся самостоятельно определяют состав гидросферы.
  • Учащиеся оценивают значение гидросферы в жизни человека и природы.

Метапредметные:

  • Умеют  определять понятия (гидросфера) по существенным признакам.
  • Умеют  находить причины и следствия (на примере анализа круговорота воды в природе).
  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Личностные:

  • Осознают  ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.
  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий.

  1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

  1. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий,  компьютер, проектор, Интернет, учебник,  ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕКЦОР http://scool-collection.edu.ru.
  2. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный

Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке.

Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.

1 мин

2.

Целеполагание и мотивация

Чтение высказываний о воде и её роли, отгадывают загадку о воде, цель - повышение познавательного интереса, подготовка к восприятию материала.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют

цели урока.

4 мин

3.

Изучение нового материала

 

30 мин

1.Понятие «гидросфера»

Дает задание: вспомнить или в тексте учебника найти понятие «гидросфера», выяснить соотношение воды и суши на планете, ответив на вопрос: «Почему Землю называют «Голубой планетой»?

Работа с текстом учебника и физической картой полушарий, отвечают на вопросы, записывают тему урока и определение «гидросфера» в тетрадь.

2. Три состояния воды

ЭОР № 1, слайд 2.

Дает задание учащимся: используя текст слайда 1, назвать агрегатные  состояния воды.

Работают с ЭОР (слайд 1), отвечают на вопрос.

3.Состав гидросферы

ЭОР № 1, слайд 3.

Используя слайд 2, начертите схему «Состав гидросферы» в тетради, сравните её с  текстом учебника, сделайте выводы. Задает проблемный вопрос: Какие части гидросферы мы можем увидеть на карте,  а какие нельзя увидеть?

Работают с ЭОР (слайд 2), заполняют схему в тетради, отвечают на вопросы.

4. Мировой круговорот воды в природе

ЭОР №5

Читает стихотворение Ю. Дитриха, спрашивает,   о каком процессе идет речь.

Повторение Мирового круговорота воды в природе, используя анимированную схему.

Смотрят  ЭОР №2, делают  выводы о большом и малом круговороте воды в природе.

ЭОР №1

Дает задание изучить текст,  выяснить, какие компоненты связывает Мировой круговорот воды, сформулировать определение «Мировой круговорот воды».

Работают с ЭОР №3, зарисовывают схему, сравнивают определение Мирового круговорота воды с текстом учебника, записывают определение в тетрадь.

5.Загрязнение гидросферы

ЭОР №4, слайд 6.

Обсуждает с учащимися экологические проблемы гидросферы

Дает задание: используя слайд №2, выписать в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы.

Работают с ЭОР №4 (слайд 2), читают и выписывают в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы.

6.Значение гидросферы.

ЭОР № 1, слайд 4.

Задание учащимся: изучить схему и ответить на вопрос: Почему «Мать водица» - всему царица? Учитель подводит учащихся к выводу, о том что, вода необходима для жизнедеятельности планеты.

Изучают схему в  ЭОР (слайд 3),  рассказывают о роли воды в природе и в жизни человека.

4.

Проверка уровня усвоения материала

ЭОР №7

Задание учащимся: расставить слова на соответствующие места на схеме. Проводит анализ выполнения задания.

Выполняют  практическое

задание ЭОР №5.

5 мин

5.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Выставление оценок.

Предлагает определить уровень своих достижений,

ответив  на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение.

2 мин

6.

Домашнее задание

Предлагает выполнить практическую работу:

«Путешествие капельки по большому круговороту воды» в виде эссе, мини-сочинения, рисунка, используя схему учебника.

Ответить на проблемный вопрос: «Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно встретить в нашей местности?»

Записывают д/з (§19, ответить на вопросы №1-7), получают образцы для выполнения практической работы.

3 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Гидросфера.  Мировой круговорот воды.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гидросфера - водная оболочка Земли. Гидросфера.

информационный

текст, схемы

http://fcior.edu.ru/card/7654/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-gidrosfera-i1.html

2.

Круговорот воды в природе.

информационный

анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f4-1000-4ddd-0791-470047fe0afc/view/

3.

Круговорот воды в природе

информационный

текст, схема, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/22555/krugovorot-vody-v-prirode.html

4.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Человек и гидросфера.

информационный

текст, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/1625/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-chelovek-i-gidrosfera-i1.html

5.

Практикум: Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей (со специальными возможностями)

практический

схема, текст

http://fcior.edu.ru/card/5849/praktikum-vzaimodeystvie-mirovogo-okeana-s-atmosferoy-i-sushey-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок с ЭОР: Гидросфера. Мировой круговорот воды.

Конспект  первого урока по теме "Гидросфера" с применением ЭОР....

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

Конспект "Беседа о волшебнице воде. Круговорот воды в природе"

Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды....

Вода на Земле. Круговорот воды в природе

География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...

Разработка урока по теме "Гидросфера. Мировой круговорот воды"

Данный  урок  в образовательной программе 6 класса по географии входит  в  раздел «Гидросфера» и  является  первым  уроком. На данном этапе у у...