Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_5_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Языковский филиал ГБОУ СОШ с.Петровка                                                                                                                                  География 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников,  учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

 «География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения - 34 (1 час в неделю).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Что изучает география

5

5

-

2

Как люди открывали Землю

5

4

1

3

Земля во Вселенной

9

9

-

4

Виды изображения поверхности Земли

4

2

2

5

Природа Земли

11

8

3

                                                                 ИТОГО:

34

28

6

  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.; 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.  Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (10ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5.  Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

                                               ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающийся  научиться:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

                                                                                       

КОНТРОЛЬ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Тематика

Вид

Форма

1

Что изучает география

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

2

Как люди открывали Землю

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

3

Земля во Вселенной

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

4

Виды изображения поверхности Земли

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

5

Природа Земли

Итоговый контроль

Тестирование по опросному листу

6

Итоговое обобщение

Итоговый контроль

Тестирование по опросному листу

                                                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС

п/п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые  результаты

Используемые ЭОР  и оборудование

Дата проведения

Предметные

УУД

Раздел 1  

1

Что изучает география

Мир,  в котором мы живем.

Урок изучения нового материала

1

- приводить примеры живой и неживой природы;

-объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

- осознание себя как члена общества;

- формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов

Электронное приложение к учебнику, глобус, атлас, конт.карты

2

Науки о природе.

Урок обучения умениям и навыкам

1

- называть основные естественные науки и знать, что они изучают

- формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов

Электронное приложение к учебнику, авторская презентация, атлас

3

География  - наука о Земле.

Комбинированный

1

- объяснять значение выражений «рельеф», «Мировой океан», «горные породы»;

- приводить примеры географических наук

- формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов

Электронное приложение к учебнику

4

Методы географических исследований.

Комбинированный

1

-приводить примеры методов географических исследований

-овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор  информации, её преобразование, сохранение

Электронное приложение к учебнику

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Урок повторения и обобщения

1

Электронное приложение к учебнику

Раздел 2

6

Как люди открывали Землю.

Географические открытия древности и Средневековья.

Урок изучения нового материала

1

-знать географические открытия древности и Средневековья

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-формирование и развитие познавательных интересов

Электронное приложение к учебнику, атлас, конт.карты

7

Важнейшие географические открытия.

Урок повторения

1

-знать великих путешественников и географические объекты, названные в их честь

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-способность к самостоятельному приобретению знаний и умений с помощью географических карт

Электронное приложение к учебнику

8,9

Открытия русских путешественников.

Комбинированный

2

-знать русских путешественников и географические объекты, названные в их честь

- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;                        -способность к самостоятельному приобретению знаний и умений с помощью географических карт

Электронное приложение к учебнику, атлас

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Урок обобщения

1

Электронное приложение к учебнику

Раздел 3

11

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Урок изучения нового материала

1

-знать великих учёных и представления людей о Вселенной древних народов

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-участвовать в совместной деятельности

Электронное приложение к учебнику

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Комбинированный

1

- объяснить значение понятий «Галактика», «Вселенная»

-уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- участвовать в совместной деятельности

Электронное приложение к учебнику

13

Соседи Солнца.

Комбинированный

1

- знать особенности планет Солнечной системы

-работать в соответствии с предложенным планом;

- обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве

Электронное приложение к учебнику, авторская презентация, атлас

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон

Комбинированный

1

- уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

-составлять описание объектов, выделять главное, существенные признаки понятий;

-обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве

Электронное приложение к учебнику

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «небесные тела», «метеоры», «метеориты»;

-уметь называть малые небесные тела

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

- обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве

Электронное приложение к учебнику

16

Мир звёзд

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «звезда», «созвездие»

-знать группы звёзд

-работать в соответствии с поставленной задачей

Электронное приложение к учебнику

17

Уникальная планета Земля

Комбинированный

1

-знать особенности планеты Земля, отличие её от других планет

-сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям;

-обладать основами экологической культуры

Электронное приложение к учебнику, авторская презентация

18

Современные исследования космоса.

Комбинированный

1

-знать вклад отечественных учёных в развитие космонавтики

-высказывать суждения, классифицировать информацию по заданным признакам

Электронное приложение к учебнику

19

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Электронное приложение к учебнику

Раздел 4

20

Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта

Урок изучения нового материала

1

-объяснять значение понятий «горизонт», «линия горизонта», «основные  и промежуточные стороны горизонта»

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-уметь взаимодействовать с людьми, вырабатывая общее решение

Электронное приложение к учебнику, атлас, компас

21

Ориентирование

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «ориентирование», «компас»;

-знать способы ориентирования на местности

-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

-обладать коммуникативной компетентностью

Электронное приложение к учебнику, компас

22

План местности и географическая карта

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «план местности», «масштаб», «географическая карта», «градусная сеть», «параллели, меридианы», «экватор»

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию

Атлас,  электронное приложение к учебнику

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Урок обобщения

1

Электронное приложение к учебнику

Раздел 5

24

Природа Земли

Как возникла Земля

Урок повторения

1

-знать различные гипотезы возникновения Земли

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-обладать основами экологической культуры

Электронное приложение к учебнику

25

Внутреннее строение Земли

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «земная кора», «мантия», «ядро», «горные породы», «минералы», «рельеф», «литосфера», «полезные ископаемые»

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-обладать основами экологической культуры

Электронное приложение к учебнику, атлас, глобус

26

Землетрясения и вулканы

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр», «кратер», «магма», «жерло»;

-называть и показывать на карте зоны землетрясений,   крупнейшие вулканы

-составлять описания объектов;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами

Электронное приложение к учебнику, атлас, конт.карты

27

Путешествия по материкам

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «материк», «часть Света»

-работать в соответствии с предложенным планом;

-обладать основами экологической культуры

Электронное приложение к учебнику, авторская презентация

28

Вода на Земле

Урок изучения нового материала

1

-объяснять значение понятий «гидросфера», «океан», «море»

-планировать свою деятельность под руководством учителя, высказывать суждения

Электронное приложение к учебнику, атлас

29

Воздушная одежда Земли

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «атмосфера», «погода»

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-оценивать работу одноклассников

Электронное приложение к учебнику

30

Живая оболочка Земли

Комбинированный

1

-объяснять значение понятий «биосфера»

-составлять простой план;

-обладать основами экологической культуры

Электронное приложение к учебнику

31

Почва – особое природное тело

Комбинированный

1

-объяснять особенности строения почвы

-составлять описание объектов, работать с текстом;

-обладать коммуникативной компетентностью

Электронное приложение к учебнику

32

Человек и природа

Комбинированный

1

-показывать на карте основные географические объекты, наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-классифицировать информацию

Авторская презентация, атлас, конт.карты

33,34

Обобщающее повторение

Обобщающий урок

2

-работать в соответствии с предложенным планом, объяснять значение  географической номенклатуры

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-оценивать свою работу и работу одноклассников

Электронное приложение к учебнику

Итого

34

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УМК «География. Начальный курс. 5 класс»

1. Плешаков А.А., Сонин В.И.,. Баринова И.И.. География. начальный курс: учебник  5 класс. М.:Дрофа, 2013

2. Баринова И.И. Введение в географию. 5 класс: методическое пособие 3. 

3. Сонин В.И., Курчина С.В.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.-М.Дрофа Дик, 2013

4. Введение в географию. 5 класс: электронное мультимедийное издание.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

Оснащение кабинета:

Учебно-методический комплект (УМК);

Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, копировально-множительная техника);

цифровые образовательные ресурсы;

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Лабораторное и демонстрационное оборудование;

Комплект географических карт;

Комплект тематических таблиц;

Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 1997.
  3. Петрова Н.Н.  – Темы школьного  курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
  4. Петрова Н.Н. – Темы школьного  курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
  5. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2006.
  7. Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...