Атмосферное давление. Урок по географии 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Разработка урока по географии (6 класс). Тема "Атмосферное давление". Цель урока познакомить учащихся с новыми понятиями «атмосферное давление», «изобара», «барометр»; раскрыть сущность атмосферного давления и установить закономерности его изменения и влияния на организм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfernoe_davlenie._6_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Атмосферное давление
Сдержикова В.И. учитель географии
МОУ «СОШ № 13 с УИОП»
Цели и задачи урока
Образовательные: продолжить формирование целостного знания об атмосфере, особенностях ее изучения; познакомить учащихся с новыми понятиями «атмосферное давление», «изобара», «барометр»; раскрыть сущность атмосферного давления и установить закономерности его изменения и влияния на организм;
Развивающие: развивать умение самостоятельно определять атмосферное давление с изменением высоты; устанавливать значения атмосферного давления в определенной географической точке и определять высоту местности по давлению; показать связь науки географии с математикой, физикой и биологией
Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, уважительного отношения к мнению других учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего материала (фронтальный опрос, работа по карточкам):
- Что такое влажность воздуха?
- От чего она зависит?
- Как образуются туман и облака?
- Какие виды облаков вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Как образуются осадки?
- Какие виды осадков вы знаете?
- Как осадки распределяются по земной поверхности?
- Изучение нового материала.
Воздух очень легкий. Он состоит из газов, поэтому по сравнению с водой и горными породами, его вес очень мал. Но и он оказывает давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней. Мы живем на дне воздушного океана, поэтому испытываем на себе вес всей толщи атмосферы. Сколько весит воздух? Почему люди не чувствуют давление атмосферы?
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы.
На уровне моря 1 куб. м воздуха весит всего 1 кг 300 г.
На 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг.
Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1.5 кв. м, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.
Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?
Мы не ощущаем его, т.к. давление внутри нашего организма равно атмосферному.
Прибор для измерения атмосферного давления называется барометр.
Первый прибор для измерения атмосферного давления изобрел ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 году — ртутный барометр. В ртутном используется трубка с ртутью. (сообщение об открытии Торричелли)
В настоящее время используется барометр-анероид. Главная часть барометра-анероида – специальная коробочка с выкаченным воздухом.
Давление зависит от разного нагрева и охлаждения поверхности, и от перемещения воздуха. Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.).
В ежедневном прогнозе погоды по телевидению, радио, в газетах наряду с температурой, осадками, ветром, указывается и атмосферное давление. На климатической и синоптической картах атмосферное давление указывается в единицах СИ — гектопаскалях (гПа): 1 гПа=0,75 мм рт.ст. На картах давление показано изобарами – линии, соединяющие на карте точки с одинаковым давлением. С помощью атмосферного давления можно предсказать погоду:
Понижение АД предвещает осадки, пасмурную погоду
Повышение АД к сухой ясной погоде
Организм человека приспособился к атмосферному давлению и не только приспособился, но и использует его. Механизм дыхания человека заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха. При выдыхании происходит обратный процесс. Наш дыхательный аппарат действует то, как разрежающий насос, то, как нагнетательный. Чем больше жизненная ёмкость лёгких, тем дышаться свободнее, улучшается самочувствие, болезни нас покидают, так как клетки повышают свой потенциал и куда успешнее противостоят недугу. А для этого мы сейчас выполним комплекс дыхательной гимнастики:
- Глубоко вдохнуть, задержать дыхание на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.
- Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.
- Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и выдохнуть воздух небольшими выдохами. Это упражнение повторить 3 раза.
- Вдохнуть воздух через нос, а выдохнуть через рот. Повторить 3 раза.
- Зажать правую ноздрю, вдохнуть воздух. Затем левую ноздрю выдохнуть. Повторить 3 раза.
- Подышать медленно 1 минуту.
Воздух может быть лекарем. При сильном кашле врач часто прописывает больному банки. Вносится в банку горящая ватка, смоченную спиртом, воздух в банке нагревается, расширяется и частично выходит наружу, внутри образуется разрежение. В этот момент банку быстро прижимают к телу. Атмосферное давление вдавливает внутрь банки часть кожи с прилегающими к ней тканями. При этом создается усиленный приток крови именно к данному участку, что и является важнейшим лечебным фактором. Когда банки снимают с тела, слышится характерный хлопок: это наружный атмосферный воздух врывается в нее.
Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме на высокие горы многие люди чувствуют себя плохо, появляются приступы «горной болезни», становится трудно дышать, как бы не хватает воздуха, из ушей и носа нередко идет кровь, можно даже потерять сознание.
Нормальное атмосферное давление считается 760 мм рт. ст. на уровне моря при температуре 0°С. Давление на Земле постоянно меняется. Например, в Москве (145 м над уровнем моря) самое высокое давление достигало 777мм рт.ст., а самое низкое — 708 мм рт.ст.
При подъеме атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5 м.
Зная как изменяется атмосферное давление с высотой, мы можем рассчитать и давление, и высоту. Решим задачи:
- Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм рт.ст.?
Объяснение решения задачи.
Решение: 1) 2000:10,5=194 м;
2) 750-194=556.мм рт. ст.
Ответ: 556 мм рт.ст.
- Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.?
Решение: 1) 765-720=45 мм;
2) 45х10,5=472,5 м.
Ответ: 472,5 м.
Представьте себе, что мы летим на самолете. Нам известно, что атмосферное давление у подножия -760 мм ртутного столба; на высоте, на которой находится наш самолет, - 560 мм ртутного столба. Ваша задача - определить высоту на которой летит самолет. (2100 м)
Белгородская область расположена на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности со средней высотой над уровнем моря 200 м. Одна из самых высоких точек 277 м над уровнем моря — находится в Прохоровском районе. Рассчитайте давление для нашей территории. (741 мм рт. ст., 734 мм рт. ст.)
4. Закрепление изученного материала (выполнение теста)
1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?
А) остается неизменным;
Б) увеличивается;
В) уменьшается.
2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?
А) уровень моря, +20°С;
Б) уровень моря, 0°С;
В) высота Москвы, 0°С
3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на высоту 200 м?
А) увеличится на 20 мм рт.ст.;
Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.;
В) не изменится.
4. С помощью, каких приборов измеряется атмосферное давление?
А) ртутный барометр;
Б) барометр-анероид;
В) термометр;
Г) компас.
5. Что такое атмосферное давление?
А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность;
Б) масса всего воздуха атмосферы;
В) давление, оказываемое воздухом на земную поверхность.
6. Что такое изобара?
А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой;
Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным давлением.
7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?
А) человек обладает прочным скелетом;
Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним;
В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли.
8. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?
9. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.
Взаимопроверка. 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – а,б, 5 – в, 6 – б, 7 – б, 8 - 771,05 мм рт.ст., 9 - 210м
Оценка «5» – 0-1 ошибка, «4» - 2-3 ошибки, «3» - 4-6 ошибок, «2» - более 7 ошибок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
давление (урок для 7 класса)
Конспект урока посвящён изучению давления в 7 классе. В процессе урока обучающиеся изучают новый учебный материал. На уроке использованы такие активные формы обучения, как: взаимопроверка, работа...
Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....
Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....
"Вес воздуха. Атмосферное давление". Урок в квест-технологии. Физика, 7 класс.
Сценарий урока и презентация к уроку в квест-технологии для "открытия" и первичной обработки новых знаний по теме "Вес воздуха. атмосферное давление" в 7 классе....
Вес воздуха .Атмосферное давление. Урок физики в 7 классе.
Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы.Человек не чувствует то высокое давление, с которой воздух давит на него, т.к. оно ур...
Конспект урока " Атмосферное давление. Вес воздуха" 7 класс
Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы. Задачи: – образовательные: из курс...
«Атмосферное давление» урок по географии в 6 классе
Тип урока: изучение нового материала. На уроке была использована работа в парах, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы....