Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Дёмина Елена Юрьевна

Рабочая программа по географии 9 класс (УМК "Полярная звезда")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_.docx67.08 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ» № 2

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

                «СОГЛАСОВАНО»            

Руководитель ГМО

_________________ Савченко Н.И.

Протокол № ____

от «___» сентября 2014 года

                «СОГЛАСОВАНО»            

                                                                                               Заместитель директора                                                                                                          

           по УВР _______________ Л.А. Бувина                                                                          

«___» сентября 2014 года

«УТВЕРЖДАЮ»

   Директор КУВК                                

«школа-лицей» № 2________________

                                        М.Г. Калашникова

Приказ № ____

от «___» сентября 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

9 КЛАСС

2014-2015 учебный год

Дёмина Елена Юрьевна

учитель высшей квалификационной категории,

«Старший учитель»

Срок реализации программы – 1 год

г.Красноперекопск

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012г. Рабочей программы предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

        1. Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ от 01.09.2013г. "Об образовании в Российской Федерации".

        2. Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

        3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МИН РФ от 17.05.2012г. № 413.

        4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

        5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

        6. Приказ Управления образования Красноперекопского городского совета от 05.09.2014г. № 488 об утверждении Положения «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)».

        7. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, утвержденная педагогическим советом Красноперекопского учебно-воспитательного комплекса «школа-лицей» № 2.

        8. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).

        9. Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011.

        10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Цели:

• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

         • овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

         • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

         • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

         • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Преподавание ведётся по УМК Учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2014.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования  направлены  на  реализацию  деятельного, практико- ориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающей среде, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Межпредметные связи:

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами географии 5- 7 классы, истории России, биологии, химии, математики.

Формы организации образовательного процесса:

- общеклассные: урок, собеседование, консультация, практическая работа, смотр знаний, конференция, урок-игра, зачётный урок.

- групповые: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

- индивидуальные: работа с литературой или электронными источниками информации письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером, работа с тетрадями на печатной основе для практических работ.

Методы обучения:

Организация учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа, учебная лекция), наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

оценивать

  • географическое положение России, своей области (республики, края);
  • природно-ресурсный потенциал страны;
  • климатические ресурсы России;
  • водные ресурсы России и своей местности;
  • влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
  • тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
  • современные проблемы России.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Практические работы:

№1 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

№2 Комплексная характеристика населения своего населенного пункта.

№3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№5 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№6 Анализ разных видов районирования России.

№7 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№8 Выявление и анализ условий для развития  хозяйства региона (Центральной России)

№9 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

  • Методически оправданная цель интеграции в школьной географии – помочь учащимся в обобщении, интегрировании знаний и умений;
  • Настоящее овладение географической культурой невозможно на основе специальных знаний, без целостного понимания мира, без формирования целостной картины природы, общества, взаимоотношений между ними;
  • Формирование личностных качеств и метапредметных знаний и умений

  • сохранение традиционной последовательности изучения основных содержательных разделов курса: географическое положение – природа – население – хозяйство – регионы;
  • естественное перераспределение учебного материала между классами (в 8-ом классе вместо характеристики природных районов, изучается тема «Население России»; в 9-ом после общей характеристики хозяйства, рассматривается природа-население-хозяйство  географических районов);
  • преемственность с ранее изученными курсами географии, развитие систем географических знаний;

                          Календарно-тематическое планирование 9 класс

урока

Содержание материала

Кол-во часов

Дата

Вид учебной деятельности

Приме-

чание

Введение – 1 час

1.

Что изучает география России. Предмет изучения географии России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Тема I: Россия в мире – 3 часа

2.

Географическое положение. Территория и акватория России. Особенности и виды ГП России. 

Практическая работа №1: «Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России».

Определение места России на карте мира, в Европе и Азии.

3.

Границы России. Государственные границы, их виды.

Практическая работа №2: «Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран». Учимся с «Полярной звездой».

Характеризовать географическое положение страны, анализ карт, уметь сравнивать положение страны с другими странами. Знать крупные природные объекты России, на какие районы и субъекты делится.

4.

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа №3: «Решение задач по определению поясного времени регионов России».

Тема II: Россияне -11 часов

5.

История освоения и изучения территории России.

Знать как формировалась, заселялась и осваивалась территория России, уметь анализировать и обобщать .

6.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.

Знать современное административно-территориальное деление России

7.

Численность населения России и причины изменения. Особенности воспроизводства.

Знать численность населения, что такое «демографический кризис», естественное движение населения, уметь анализировать графики, статистические материалы. Знать, как менялось воспроизводство, типы воспроизводства, уметь работать со статистическим материалом.

8.

Половой и возрастной состав населения. Практическая работа №4: «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава, и урбанизации (в ходе изучения темы)». Учимся с «Полярной звездой»

Знать о демографической ситуации, уметь анализировать половозрастные пирамиды. Уметь сравнивать половозрастные пирамиды разных регионов России, делать выводы.

9.

Мозаика народов. Народы и религии России.

Знать, что такое «этнос», какие народы самые многочисленные, уметь работать с различными источниками информации.

10.

Размещение населения.

Знать факторы, влияющие на размещение населения, зоны сплошного и очагового заселения, роль крупных городов, уметь анализировать карты, текст учебника.

11.

Города и сельские поселения. Урбанизация

Знать типы поселений, что такое «урбанизация», «агломерация», функции и людность городов, функции сельской местности, уметь определять отличия города от села.

12.

Миграции населения.

Знать, что такое миграции, основные виды, направления, уметь объяснить значение миграций.

13.

Россияне на рынке труда.

Знать, что такое экономически активное население, состав трудовых ресурсов России, уметь использовать различные источники информации

14.

Наше национальное богатство и наследие.

Знать памятники культуры и природы, уметь характеризовать и показывать на карте.

15.

Урок–обобщение темы «Россияне». 

Тема III :Природа – 12 часов

16.

История развития земной коры. Рельеф: тектоническая основа.

Знать основные формы рельефа страны, уметь объяснить его связь с тектоническим строением.

17.

Рельеф: скульптура поверхности. 

Практическая работа №5: «Нанесение на к/к основных форм рельефа страны».

Знать какие внешние силы влияют на рельеф России, уметь анализировать  карты и схемы.

18.

Ресурсы земной коры. 

Практическая работа №6: «Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми». Учимся с «Полярной звездой».

Знать, что такое минеральные ресурсы, их  виды, уметь установить  взаимосвязь со строением земной коры, стихийные явления. Уметь определять зависимость между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

19.

Рельеф своей местности: Крым.

Знать рельеф своей местности, историю его формирования.

20.

Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция.

Знать, что такое солнечная радиация, ее распределение по территории страны, изменение по сезонам года, уметь анализировать карты и схемы. Знать какие воздушные массы влияют на климат России, что такое «циклон», «антициклон», «атмосферный  фронт».

21.

Зима и лето в нашей северной стране. Учимся с «Полярной звездой»

Знать влияние на климат географического положения, особенности зимы и лета, уметь анализировать тематические карты. Уметь работать с картами, диаграммами, графиками. Знать климатические пояса и области.

22.

Как мы живём и работаем в нашем климате. Практическая работа №7: «Составление описания климата одного из районов территории России».

Знать, что такое агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, неблагоприятные явления, уметь оценивать влияние его на развитие хозяйства и жизнь людей.

23.

Наши моря.

Знать моря России, их особенности, уметь оценить их значение.

24.

Наши реки. 

Практическая работа №8: «Нанесение на к/к основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек». Где спрятана вода.

Знать реки, их особенности, уметь определять основные показатели реки, тип питания, значение. Знать крупнейшие озёра, их размещение, размещение болот, уметь объяснить значение их для природы хозяйства.

25.

Водные дороги и перекрёстки. Учимся с «Полярной звездой»: решаем проблему преобразования рек.

Знать значение рек, морских путей в жизни общества, Уметь собрать информацию, выделить главное, сравнить разные мнения, выработать собственное решение.

26.

Почва – особое природное тело. Почвообразующие факторы. Типы почв. Почвы своего края.

Практическая работа №9: «Обозначение на к/к главных типов почв. Описание почв своей местности».

Знать основные типы почв, их строение, уметь определить их по карте. Знать почвы своей местности, их значение.

27.

Урок–обобщение по темам «Рельеф», «Климат», «Почвы», «Моря» и «Внутренние воды»

Тема IV: Природно-хозяйственные зоны – 5 часов

28.

Cеверные безлесные зоны.

Знать особенности зоны тайги, уметь определять отличие смешанных и широколиственных лесов.

29.

Лесные  зоны.

Знать отличительные особенности степи и лесостепи, уметь характеризовать причины их.

30.

Степи и лесостепи.

Знать, что такое пустыня и полупустыня, уметь выделять отличия.

31.

Южные безлесные зоны.

Знать где в России расположены субтропики, уметь определять по схемам количество поясов в горах, сравнивать горы с различным географическим положением и высотой.

32.

Субтропики. Высотная поясность в горах. Учимся с «Полярной звездой». 

Практическая работа №10: «Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон».

Уметь, используя различные информационные ресурсы сравнить и оценить природные зоны для жизни и деятельности человека. Знать необходимые ресурсы для хозяйства, территориальную, отраслевую и функциональную структуру.

Тема V: Хозяйство – 20 часов

33.

Развитие хозяйства.

Знать необходимые ресурсы для хозяйства, территориальную, отраслевую и функциональную структуру.

34.

Особенности экономики России. Учимся с «Полярной звездой».

Практическая работа №11: «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».                                                             

Знать, как определить уровень экономического развития, уметь объяснить исторический фактор в развитии. Знать формы собственности, виды предприятий, уметь пользоваться различными источниками информации

35.

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

Знать состав ТЭК, уметь характеризовать отрасли по плану.

36.

Нефтяная промышленность.  Газовая промышленность.

Знать особенности нефтяной промышленности, уметь по картам составлять характеристику бассейнов.  

37.

Учимся с «Полярной звездой».

Практическая работа №12: «Сравнительная характеристика одного из топливных бассейнов, нанесение на к\к основных районов добычи угля, нефти, газа».

Знать особенности газовой промышленности, меть по картам составлять характеристику бассейнов. Уметь сравнивать, работать с к/к.

38.

Электроэнергетика.

Знать, что такое электроэнергетика, типы электростанций, уметь объяснять их размещение.

39.

Чёрная металлургия.

Знать особенности металлургического комплекса, типы предприятий, размещение, уметь анализировать карту.

40.

Цветная металлургия. 

Практическая работа №13: «Обозначение на к/к главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов».

Особенности цветной металлургии, размещение предприятий.

41.

Машиностроение.

Практическая работа №14: «Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России».

Знать отраслевой состав, специфику развития, уметь определять основные центры.

42.

Химическая промышленность. 

Место химической промышленности в современном мире, отраслевой состав и размещение, уметь составлять схемы.

43.

Лесопромышленный комплекс. 

Практическая работа №15: «Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности».

Знать отраслевой состав, размещение, уметь проводить сравнение.

44.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.

Знать отраслевой состав с/х, его значение, уметь составлять характеристику, работать с к/к.

45.

Пищевая и лёгкая промышленность.

Знать особенности животноводства, характеристика основных отраслей.

46.

Учимся с «Полярной звездой»  Агропромышленный комплекс.

Знать отраслевой состав, значение отраслей, уметь работать по тематическим картам. Выяснить, что такое агропромышленный комплекс, какие проблемы АПК необходимо решать.

47.

Транспортная инфраструктура: железнодорожный, автомобильный, водный и авиационный транспорт.

Практическая работа № 17: «Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России». 

Знать основные виды транспорта, задачи и значение, уметь составлять характеристику.

Уметь определять особенности разных видов транспорта.

48.

Транспортная инфраструктура:

Отраслевой состав сферы услуг, значение.

49.

Социальная инфраструктура.

Знать особенности хозяйства, уметь дать оценку.

50.

Хозяйство Крыма. Учимся с «Полярной звездой». Изучаем сферу услуг своего района.

Выяснить, как развита сфера услуг нашего города.

51.

Информационная инфраструктура.

Значение информации, формирование информационного пространства, уметь пользоваться различными источниками.

52.

Обобщение по теме «Хозяйство»

Раздел I. Районы России

Тема 1. Географическое районирование - 3 ч.

53.

Географическое районирование.

Практическая работа №18:  Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.).

Географическое районирование, административно-территориальное устройство, приводить примеры разных субъектов РФ,

выделять и показывать на карте географические районы страны.

 54.-55.

Знакомимся с регионами России.

приводить примеры (и показывать на карте) районы с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.

Тема 2. Районы России – 15ч.

56.

Центральная Россия: ГП, освоение территории и население.

Называть и показывать на карте: границы района, древние города,

объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России

57.

Центральный район: особенности населения

Практическая работа № 19: Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов).

Показывать на карте состав и границы Центрального района;

перечислять факторы, определяющие ЭГП района;

особенности населения и трудовых ресурсов Центрального района.

называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;

объяснять сложившуюся специализацию района.

58.

Волго-Вятский район.

Единый глубоководный путь европейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;

называть экологические проблемы.

59.

Центрально-Черноземный район.

показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья.

60.

Москва и Подмосковье. Учимся с «Полярной звездой»

называть главные направления хозяйственного развития города;

объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;.

61.

Северо-Запад

Показывать состав и границы территории, основные природные объекты;

называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП

62.

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России 

Объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации;

называть отрасли специализации:

машиностроение, химия, легкая промышленность.

называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

63.

Европейский Север

Называть состав территории,

объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;

объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.

новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.

называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;

объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

64.

Европейский Юг

определять показатель специализации по статистическим данным;

объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.

приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.

показывать моря на карте; называть природные особенности морей; показывать пограничные государства; объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

65.

Поволжье.

объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;

66.

Урал.

показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;

объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий;

давать оценку ЭГП района. изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. Сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по условиям и хозяйственному развитию; называть и объяснять экологические проблемы Урала;

оценивать перспективы развития Урала.

67.

Сибирь.

Выделять на карте природные районы на востоке страны;

называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России; Показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района; объяснять важность сохранения природного равновесия горных ландшафтов,

68.

Дальний Восток.

особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей;

объяснять специфику природных условий Дальнего Востока;

69.

Россия в мире

объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; объяснять характер взаимоотношений с определенными странами.

70.

Обобщение по курсу «География России»

Учебно-методическое обеспечение:

Для учителей:

1.Рабочие программы. Под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого. 8-9 классы. Линия «Полярная звезда», М.: Просвещение, 2011.

2. Рабочая тетрадь «География 9 класс. Мой тренажер», пособие для учащихся, авт. В.В. Николина, М.: Просвещение,2013.

3.«География .9класс. Методические рекомендации» пособие для учителя. В.В. Николина,М.: Просвещение, 2008.

4.Тетрадь – тренажёр для 8 класса. География. Россия: природа, население, хозяйство. Часть I. Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр, С.В. Банников. Издательство «Просвещение. Сферы». 2010.

5.Тетрадь – тренажёр для 9 класса. География. Россия: природа, население, хозяйство. Часть II. Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр. Издательство «Просвещение. Сферы». 2010.

Для учащихся:

Учебник: География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. Москва, Просвещение, («Полярная звезда»), 2014. 

2.Атлас по географии для 8 класса ,М.АСТ-ПРЕССС,2013.

3.Учебник: География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. Москва, Просвещение, («Полярная звезда»), 2014.

4 А. В. Супрычёв. тетрадь для практических работ. География. 9 класс. изд. «Наша школа», 2014.

4. А. В. Супрычёв. Зачётная тетрадь. География. 9класс. Изд. «Наша школа», 2014.

5.Мультимедийное обеспечение: СД-диски

Интернетресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...