Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа по географии 8 класс (УМК "Полярная звезда")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_avtosokhranennyy.docx | 469.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ» № 2
КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель ГМО _________________ Савченко Н.И. Протокол № ____ от «___» сентября 2014 года | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _______________ Л.А. Бувина «___» сентября 2014 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор КУВК «школа-лицей» № 2________________ М.Г. Калашникова Приказ № ____ от «___» сентября 2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
2014-2015 учебный год
Дёмина Елена Юрьевна
учитель высшей квалификационной категории,
«Старший учитель»
Срок реализации программы – 1 год
г.Красноперекопск
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012г. Рабочей программы предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ от 01.09.2013г. "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МИН РФ от 17.05.2012г. № 413.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
6. Приказ Управления образования Красноперекопского городского совета от 05.09.2014г. № 488 об утверждении Положения «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)».
7. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, утвержденная педагогическим советом Красноперекопского учебно-воспитательного комплекса «школа-лицей» № 2.
8. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
9. Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011.
10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Обоснование выбора программы
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень практических работ.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным, богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Место и роль учебного курса
Учебный курс «География России» - интегрированный курс физико-географического и социально- экономического содержания. Цель интеграции в школьной географии – помочь учащимся в обобщении, интегрировании знаний и умений. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Именно при изучении этого курса формируется географическая культура и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Главная цель курса географии России заключается в изучении компонентов природы, рассматривая следующие аспекты: главные особенности, факторы формирования, закономерности распространения по территории страны, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека, основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию.
Задачи курса
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
● проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения курса географии в 8-м классе основной школы из расчета учебного часа в неделю.
Изменения в количестве часов
Изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ на 2014/2015 год.
Учебник: География. 8 класс: учебн. Для общеобразовательных организаций с прил. На электрон. носителе. А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, М., Просвещение, 2014, - 255 с. («Полярная звезда»)
Планируемые результаты обучения
Метапредметные умения и навыки:
- учебно-организационные: определять учебную задачу, сотрудничать при решении учебных задач, планировать собственную деятельность.
- Учебно-информационные: различать научный и художественный текст, создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение, составлять на основе текста графики, схемы, таблицы, задавать вопросы разного вида.
- Учебно-логические: определять понятие по существенным признакам, выявлять свойства объекта, выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнении, систематизировать информацию, формулировать вывод.
- Учебно-коммуникативные: продолжить и развить мысль собеседника, соотносить собственную деятельность с деятельностью других, вести диалог, кратко формулировать свои мысли.
Предметные результаты освоения программы
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать/понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- положение России на карте часовых поясов;
- административно-территориальное деление России;
- историю формирования и заселения территории России;
- вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России;
- особенности естественного движения населения; основные направления миграций;
- состав трудовых ресурсов;
- национальный и религиозный состав населения России;
- особенности размещения населения; типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением;
- закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России;
- основные климатические пояса и типы климата России;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
- меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- особенности морей, омывающих берега России;
- ресурсы морей и их использование человеком;
- крупнейшие речные системы и озера страны;
границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, их размещение по территории страны;
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
состав и структуру хозяйства России;
основные факторы размещения отраслей хозяйства;
важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
изменения в экономике России и своей области;
природные зоны России;
особенности природно-хозяйственных зон;
влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества;
что такое Всемирное наследие;
объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества; - 2) уметь:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
определять поясное время;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
объяснять структуру экспорта и импорта в России;
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;- 3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны;
климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
современные проблемы России.
Личностные результаты
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Содержание программы
Введение (1 ч) Мы и наша страна на карте мира
Тема 1:Россия в мире (4 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран.
Тема 2:Россияне (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава и урбанизации (в ходе изучения темы).
Тема 3: Природа (20 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум. 1.Ннесение на к/к основных форм рельефа страны. 2. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум. Описание климата одного из районов территории России.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практикум. 1. Обозначение на к/ к главных типов почв. 2. Описание почв своей местности.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (6ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.
Тема 5: Хозяйство (24 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.
Тема 6: Наше наследие (1 ч)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа №1: «Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России».
Практическая работа №2: «Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран».
Практическая работа №3: «Решение задач по определению поясного времени регионов России».
Практическая работа №4: «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава, и урбанизации (в ходе изучения темы)».
Практическая работа №5: «Нанесение на к/к основных форм рельефа страны».
Практическая работа №6: «Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми».
Практическая работа №7: «Составление описания климата одного из районов территории России».
Практическая работа №8: «Нанесение на к/к основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек».
Практическая работа №9: «Обозначение на к/к главных типов почв. Описание почв своей местности».
Практическая работа №10: «Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон».
Практическая работа №11: «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности». Практическая работа №12: «Сравнительная характеристика одного из топливных бассейнов, нанесение на к\к основных районов добычи угля, нефти, газа.»
Практическая работа №13: «Обозначение на к/к главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов».
Практическая работа №14: «Определение основных районов факторов размещения отраслей машиностроения России».
Практическая работа №15: «Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности». Практическая работа №16: «Нанесение на к/к размещения посевов зерновых и технических культур».
Практическая работа № 17: «Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России».
Формы организации образовательного процесса:
- общеклассные: урок, собеседование, консультация, практическая работа, смотр знаний, урок-игра, зачетный урок.
- групповые: групповая работ на уроке, групповой практикум.
- индивидуальные: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа с обучающими программами за компьютером, работа с тетрадями на печатной основе.
Методы обучения:
1.Методы организации осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации и презентации), практические, проблемно-поисковые самостоятельно и под руководством учителя.
2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.
3.Мтоды контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, работа с зачётными тетрадями, письменные работы.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения, классно-урочная, групповая, игровая.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), презентации.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
НОМЕНКЛАТУРА 8-9 КЛАСС
Тема "Географическое положение России": мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, горная система Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнёва, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив; проливы: Лаперуза, Кунаширский, Татарский Берингов; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское , Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля, остров Сахалин, Курильские о-ва, полуостров Камчатка, полуостров Ямал; Пенжинская губа
- Тема "Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы": Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), ье, Западный и Восточный Саяны, Становое хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.
- Нефтегазоносные бассейны: шельф Баренцева моря, Печорский, Волго-Уральский, Западно-Сибирский с шельфом Баренцева моря.
- Каменноугольные бассейны: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.
- Месторождения железных руд: КМА(Курская Магнитная Аномалия), Урал(Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.
- Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана и Северо-Восток Сибири, Сихотэ-Алинь.
- Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.
- Месторождения солей: Прикаспий( озёра Эльтон, Баскунчак), Предуралье (Соликамск и Березняки), юг Западной Сибири.
- Тема "Климат": Оймякон, Верхоянск
- Тема "Внутренние воды и водные ресурсы":
- Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур
- Озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал
- Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское
- Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианский бассейн
- Тема "Растительный и животный мир. Биологические ресурсы": заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья гора
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Дата | Вид учебной деятельности | Приме- чание | ||||||||
Введение – 1 час | |||||||||||||
1. | Мы и наша страна на карте мира. | Определение места России на карте мира, в Европе и Азии. . | |||||||||||
Тема I: Россия в мире – 4 часа | |||||||||||||
2. | Географическое положение России. Практическая работа №1: «Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России». Практическая работа №2: «Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран». | Характеризовать географическое положение страны, анализ карт, уметь сравнивать положение страны с другими странами | |||||||||||
3. | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №3: «Решение задач по определению поясного времени регионов России». | ||||||||||||
4. | Как ориентироваться по карте России. | Знать крупные природные объекты России, на какие районы и субъекты делится. | |||||||||||
Тема II: Россияне -10 часов | |||||||||||||
5. | Формирование территории России | Знать как формировалась, заселялась и осваивалась территория России, уметь анализировать и обобщать . | |||||||||||
6. | Наше национальное богатство и наследие. | ||||||||||||
7. | Численность населения. Практическая работа №4: «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава, и урбанизации (в ходе изучения темы)». | Знать численность населения, что такое «демографический кризис», естественное движение населения, уметь анализировать графики, статистические материалы. | |||||||||||
8. | Воспроизводство населения. | Знать, как менялось воспроизводство, типы воспроизводства, уметь работать со статистическим материалом. | |||||||||||
9. | Наш «демографический портрет» | Знать о демографической ситуации, уметь анализировать половозрастные пирамиды. | |||||||||||
10. | Учимся с «Полярной звездой» | Уметь сравнивать половозрастные пирамиды разных регионов России, делать выводы. | |||||||||||
11. | Мозаика народов. | Знать, что такое «этнос», какие народы самые многочисленные, уметь работать с различными источниками информации. | |||||||||||
12. | Размещение населения.. | Знать факторы, влияющие на размещение населения, зоны сплошного и очагового заселения, роль крупных городов, уметь анализировать карты, текст учебника. | |||||||||||
13. | Города и сельские поселения. Урбанизация. | Знать типы поселений, что такое «урбанизация», «агломерация», функции и людность городов, функции сельской местности, уметь определять отличия города от села. | |||||||||||
14. | Миграции населения. | Знать, что такое миграции, основные виды, направления, уметь объяснить значение миграций. | |||||||||||
15. | Россияне на рынке труда. | Знать, что такое экономически активное население, состав трудовых ресурсов России, уметь использовать различные источники информации | |||||||||||
16. | Урок–обобщение темы «Россияне». Контрольное тестирование № 1. | ||||||||||||
Тема III :Природа – 20 часов | Знать историю развития земной коры, уметь работать с геохронологической таблицей. | ||||||||||||
17. | История развития земной коры. | Знать основные формы рельефа страны, уметь объяснить его связь с тектоническим строением. | |||||||||||
18. | Рельеф: тектоническая основа. | Знать какие внешние силы влияют на рельеф России, уметь анализировать карты и схемы. | |||||||||||
19. | Рельеф: скульптура поверхности. Практическая работа №5: «Нанесение на к/к основных форм рельефа страны». | Знать, что такое минеральные ресурсы, их виды, уметь установить взаимосвязь со строением земной коры, стихийные явления. | |||||||||||
20. | Ресурсы земной коры. Практическая работа №6: «Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми». | Уметь определять зависимость между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. | |||||||||||
21. | Учимся с «Полярной звездой». | Знать рельеф своей местности, историю его формирования. | |||||||||||
22. | Рельеф своей местности: Крым. | Знать, что такое солнечная радиация, ее распределение по территории страны, изменение по сезонам года, уметь анализировать карты и схемы. | |||||||||||
23. | Солнечная радиация | Знать, что такое солнечная радиация, ее распределение по территории страны, изменение по сезонам года, уметь анализировать карты и схемы. | |||||||||||
24. | Атмосферная циркуляция. | Знать какие воздушные массы влияют на климат России, что такое «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт». | |||||||||||
25. | Зима и лето в нашей северной стране. | Знать влияние на климат географического положения, особенности зимы и лета, уметь анализировать тематические карты. | |||||||||||
26. | Учимся с «Полярной звездой» | Уметь работать с картами, диаграммами, графиками. Знать климатические пояса и области. | |||||||||||
27. | Как мы живём и работаем в нашем климате. Практическая работа №7: «Составление описания климата одного из районов территории России». | Знать, что такое агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, неблагоприятные явления, уметь оценивать влияние его на развитие хозяйства и жизнь людей. | |||||||||||
28. | Урок–обобщение по темам «Рельеф» и «Климат». Контрольное тестирование № 2. | ||||||||||||
29. | Наши моря. | Знать моря России, их особенности, уметь оценить их значение. | |||||||||||
30. | Наши реки. Практическая работа №8: «Нанесение на к/к основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек». | Знать реки, их особенности, уметь определять основные показатели реки, тип питания, значение. | |||||||||||
31. | Где спрятана вода. | Знать крупнейшие озёра, их размещение, размещение болот, уметь объяснить значение их для природы хозяйства. | |||||||||||
32. | Водные дороги и перекрёстки. | Знать значение рек, морских путей в жизни общества, | |||||||||||
33. | Учимся с «Полярной звездой»: решаем проблему преобразования рек. | Уметь собрать информацию, выделить главное, сравнить разные мнения, выработать собственное решение. | |||||||||||
34. | Почва – особое природное тело. Почвообразующие факторы. | Знать основные типы почв, их строение, уметь определить их по карте. | |||||||||||
35. | Типы почв. Почвы своего края. Практическая работа №9: «Обозначение на к/к главных типов почв. Описание почв своей местности». | Знать почвы своей местности, их значение. | |||||||||||
36. | Урок-обобщение по темам «Моря» и «Внутренние воды». Контрольная работа № 1. | ||||||||||||
Тема IV: Природно-хозяйственные зоны – 6 часов | Знать, что такое тундра, лесотундра, уметь характеризовать природные условия. | ||||||||||||
37. | Cеверные безлесные зоны. | Знать особенности зоны тайги, уметь определять отличие смешанных и широколиственных лесов. | |||||||||||
38. | Лесные зоны. | Знать отличительные особенности степи и лесостепи, уметь характеризовать причины их. | |||||||||||
39. | Степи и лесостепи. | Знать, что такое пустыня и полупустыня, уметь выделять отличия. | |||||||||||
40. | Южные безлесные зоны. | Знать где в России расположены субтропики, уметь определять по схемам количество поясов в горах, сравнивать горы с различным географическим положением и высотой. | |||||||||||
41. | Субтропики. Высотная поясность в горах. | Уметь, используя различные информационные ресурсы сравнить и оценить природные зоны для жизни и деятельности человека. | |||||||||||
42. | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №10: «Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон». | Знать необходимые ресурсы для хозяйства, территориальную, отраслевую и функциональную структуру. | |||||||||||
Тема V: Хозяйство – 24 часа | Знать как определить уровень экономического развития, уметь объяснить исторический фактор в развитии. | ||||||||||||
43. | Развитие хозяйства. | Знать необходимые ресурсы для хозяйства, территориальную, отраслевую и функциональную структуру. | |||||||||||
44. | Особенности экономики России. | Знать, как определить уровень экономического развития, уметь объяснить исторический фактор в развитии. | |||||||||||
45. | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №11: «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности». | Знать формы собственности, виды предприятий, уметь пользоваться различными источниками информации | |||||||||||
46. | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | Знать состав ТЭК, уметь характеризовать отрасли по плану. | |||||||||||
47. | Нефтяная промышленность. | Знать особенности нефтяной промышленности, уметь по картам составлять характеристику бассейнов. | |||||||||||
48. | Газовая промышленность. | Знать особенности газовой промышленности, меть по картам составлять характеристику бассейнов. | |||||||||||
49. | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №12: «Сравнительная характеристика одного из топливных бассейнов, нанесение на к\к основных районов добычи угля, нефти, газа.» | Уметь сравнивать, работать с к/к. | |||||||||||
50. | Электроэнергетика. | Знать, что такое электроэнергетика, типы электростанций, уметь объяснять их размещение. | |||||||||||
51. | Чёрная металлургия. | Знать особенности металлургического комплекса, типы предприятий, размещение, уметь анализировать карту. | |||||||||||
52. | Цветная металлургия. Практическая работа №13: «Обозначение на к/к главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов». | Особенности цветной металлургии, размещение предприятий. | |||||||||||
53. | Машиностроение. Практическая работа №14: «Определение основных районов факторов размещения отраслей машиностроения России». | Знать отраслевой состав, специфику развития, уметь определять основные центры. | |||||||||||
54. | Химическая промышленность. | Место химической промышленности в современном мире, отраслевой состав и размещение, уметь составлять схемы. | |||||||||||
55. | Лесопромышленный комплекс. Практическая работа №15: «Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности». | Знать отраслевой состав, размещение, уметь проводить сравнение. | |||||||||||
56. | Урок-обобщение по теме «Промышленность России». Контрольная работа №1. | ||||||||||||
57. | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Знать отраслевой состав с/х, его значение, уметь составлять характеристику, работать с к/к. | |||||||||||
58. | Сельское хозяйство. Животноводство. | Знать особенности животноводства, характеристика основных отраслей. | |||||||||||
59. | Пищевая и лёгкая промышленность. | Знать отраслевой состав, значение отраслей, уметь работать по тематическим картам. | |||||||||||
60. | Учимся с «Полярной звездой» Агропромышленный комплекс. | Выяснить, что такое агропромышленный комплекс, какие проблемы АПК необходимо решать. | |||||||||||
61. | Транспортная инфраструктура: железнодорожный, автомобильный транспорт. Практическая работа № 17: «Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России». | Знать основные виды транспорта, задачи и значение, уметь составлять характеристику. | |||||||||||
62. | Транспортная инфраструктура: водный и авиационный транспорт. | Уметь определять особенности разных видов транспорта. | |||||||||||
63. | Социальная инфраструктура. | Отраслевой состав сферы услуг, значение. | |||||||||||
64. | Хозяйство Крыма. | Знать особенности хозяйства, уметь дать оценку. | |||||||||||
65. | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем сферу услуг своего района. | Выяснить, как развита сфера услуг нашего города. | |||||||||||
66. | Информационная инфраструктура. | Значение информации, формирование информационного пространства, уметь пользоваться различными источниками. | |||||||||||
67. | Наше национальное богатство и наследие. | Знать о национальном богатстве, природном и культурном наследии. | |||||||||||
68. | Итоговый урок. Контрольная работа №2. | ||||||||||||
69. | Анализ контрольной работы | ||||||||||||
70. |
Контрольно – измерительные материалы
Итоговая проверочная работа за курс географии 8 класса
«Россия: природа, население, хозяйство».
Тест.
Время выполнения работы 30 минут.
1. По какому из перечисленных показателей Россия занимает первое место в мире?
1) численность населения 2) разведанные запасы нефти
3) площадь пахотных земель 4) площадь территории
2. Какое утверждение о территории и географическом положении России является верным?
1) Часть территории России расположена в Западном полушарии.
2) Территория России расположена в трёх частях света.
3) Территорию России омывают воды четырёх океанов.
4) Более половины территории страны находится за Северным полярным кругом.
3. На территории какой области расположена крайняя западная точка России?
1) Мурманская 2) Ленинградская 3) Калининградская 4) Воронежская
4. Какой из перечисленных городов России расположен в сейсмоопасной зоне?
1) Астрахань 2) Новосибирск 3) Пермь 4) Иркутск
5. Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины разделяет (-ют):
1) река Обь 2) Уральские горы 3) река Енисей 4) горы Алтай
6. Какое из перечисленных морей омывает восточные берега России?
1) Азовское 2) Баренцево 3) Охотское 4) Лаптевых
7. Огромные валуны, встречающиеся на территории северо-запада России –это результат:
1) деятельности текучих вод 2) деятельности ветра
3) деятельности древнего ледника 4) извержений древних вулканов
8. Определите, какой из перечисленных городов России может наиболее пострадать в случае повышения уровня Мирового океана, вызванного глобальным потеплением климата.
1) Новосибирск 2) Санкт-Петербург 3) Москва 4) Казань
9. Какая прородно-хозяйственная зона занимает наибольшую часть территорию России?
1) лесостепь 2) тайга 3) смешанные и широколиственные леса 4) тундра и лесотундра
10. Какая из обозначенных на карте буквами территорий имеет наиболее благоприятные условия для ведения сельского хозяйства?
11. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по численности населения?
1) Калининград 2) Тюмень 3) Нижний Новгород 4) Ярославль
12. Какой из перечисленных народов компактно проживает в азиатской части России?
1) коми 2) башкиры 3) карелы 4) тувинцы
13. Оленеводство и рыболовство являются традиционными занятиями:
1) башкир 2) ненцев 3) калмыков 4) кабардинцев
14. Расположите субъекты Российской Федерации в последовательности, в которой их жители встречают Новый год.
А) Красноярский край Б) Краснодарский край В) Приморский край
наблюдается естественный прирост населения?
1. Омская область 2. Псковская область 15. Расположите города в порядке понижения значений средних температур января на их территории.
А) Санкт-Петербург Б) Красноярск В) Екатеринбург
16. Город Владивосток расположен примерно на одинаковой широте с городом Сочи. Но зимы во Владивостоке более суровые. Объясните такое различие в климате этих городов.
17. Приведите пример исчерпаемых невозобновимых природных ресурсов и назовите мероприятие по их рациональному использованию.
Тест: Население России. 8 класс.
Время выполнения работы 15 минут.
1. Численность населения России в настоящее время составляет приблизительно:
1. 132 млн чел. 2. 152 млн чел. 3. 142 млн чел. 4. 162 млн чел.
2. Что из перечисленного характерно для современной демографической ситуации в России?
А. механическая убыль населения
Б. высокая средняя продолжительность жизни
В. естественная убыль населения
Г. преобладание мужчин в общей численности населения
3. В каком из перечисленных субъектов Российской Федерации
3. Республика Дагестан 4. Республика Башкортостан
4. К какой языковой семье относится русский язык?
1. алтайской 2. северокавказской 3. индоевропейской 4. уральской
5. Какой из перечисленных субъектов России имеет наибольшую плотность населения?
1. Архангельская область 2. Ханты-Мансийский автономный округ
3. Волгоградская область 4. Республика Бурятия
6. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по численности населения?
1. Архангельск 2. Новосибирск 3. Мурманск 4. Владивосток
7. Какое из следующих высказываний характеризует процесс урбанизации в России?
1. На размещение населения влияют природные, исторические и экономические факторы
2. В европейской части России проживает около 80% населения страны
3. Доля горожан в общей численности населения России за последние сто лет увеличилась более чем в 3 раза
8. Расположите страны в порядке возрастания значения численности их населения.
А. Россия Б. Германия В. США
9. Объясните, почему средний возраст россиян растет, несмотря на сокращение средней продолжительности жизни.
10. Приведите по одному примеру народов России, большинство верующих которых исповедуют ислам и буддизм.
Критерии оценки тематической проверочной работы за курс географии 8 класса
«Россия: природа, население, хозяйство».
Тема «Население России».
Проверочная работа составлена на основе тетради–экзаменатора УМК «Сферы» по географии.
Ключи к тестовой работе.
1. 3) – 1 балл
2. В. – 1 балл
3. 3) – 1 балл
4. 3) – 1 балл
5. 3) – 1 балл
6. 2) – 1 балл
7. 3) – 1 балл
8. Б, А, В – 2 балла
9. Резкое снижение рождаемости вызвало «старение» российского населения, а следовательно, средний возраст россиян вырос – 2 балла
10. Ислам – татары, буддизм – калмыки – по 1 баллу за каждый пример (2 балла)
Максимальное количество баллов 13.
Критерии выставления отметок: Ученикам, набравшим 13 – 12 баллов выставляется отметка «5» (отлично), если работа выполнена на 11 – 9 баллов, то выставляется отметка «4» (хорошо), за работу, набравшую 8 - 7 баллов, выставляется отметка «3» (удовлетворительно). Если работа выполнена на 6 баллов и менее, то выставляется неудовлетворительная отметка («2»).
Тест: Природа России. Рельеф и недра. 8 класс.
Время выполнения работы 15 минут.
1.Какая из перечисленных горных систем расположена в области герцинской складчатости?
1.Урал 2. Саванны 3. Кавказ 4. Верхоянский хребет
2.В каких горах расположена самая высокая точка России?
1. Алтай 2. Урал 3. Кавказ 4. Саяны
3.В пределах какой из перечисленных территорий земная кора наиболее древняя?
1.Западно-Сибирская равнина 2. Кавказские горы
3.Уральские горы 4. Восточно-Европейская равнина
4.Какие из перечисленных форм рельефа связаны с деятельностью ветра?
1.балки 2. карьеры 3. дюны 4. Овраги
5.В пределах какой из перечисленных территорий России имеются действующие вулканы?
1.Уральские горы 2. горы Алтай 3. Кольский полуостров 4. полуостров Камчатка
6.В пределах какой из перечисленных территорий России находится крупнейшее месторождение нефти и газа?
1.полуостров Камчатка 2. Кольский полуостров
2.Западно-Сибирская равнина 4. Восточно-Европейская равнина
7.Какое утверждение о рельефе России является верным?
А. Средне-Сибирское плоскогорье расположено между Западно-Сибирской равниной и Уральскими горами.
Б. Западно-Сибирская равнина – наиболее приподнятая равнина в России.
В. Уральские горы отделяют Восточно-Европейскую равнину от Западно-Сибирской.
Г. Горы Южной Сибири – область современного вулканизма.
8.На побережье какого из перечисленных морей расположена самая низкая точка России?
1.Азовское 2. Черное 3. Балтийское 4. Каспийское.
9.Приведите по одному примеру формы рельефа антропогенного происхождения и формы рельефа, возникшей в результате деятельности текучих вод.
10.На современной территории Восточно-Европейской равнины в далеком геологическом прошлом существовали горно-складчатые области. Какая особенность строения территории является подтверждением этого факта?
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1.Учебник: География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. Москва, Просвещение, «Полярная звезда». 2014. 2.Атлас по географии для 8 класса, М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014. 3. А. В. Супрычёв. Тетрадь для практических работ. География. 8 класс. Изд. «Наша школа», 2014. 4. А. В. Супрычёв. Зачётная тетрадь. География. 8 класс. Изд. «Наша школа», 2014. 5. Мультимедийное обеспечение: СД-диски.
Для учителей:
1.Рабочие программы. Под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого. 8-9 классы. Линия «Полярная звезда», М, Просвещение, 2010.
2. Рабочая тетрадь «География 9 класс. Мой тренажер», пособие для учащихся; В.В. Николина, М.: «Просвещение»,2013.
3.«География .9класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя, В.В. Николина, М.: «Просвещение», 2008.
4.Тетрадь–тренажёр для 8 класса. География. Россия: природа, население, хозяйство. Часть I. Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр, С.В. Банников. Издательство «Просвещение. Сферы». 2010.
5.Тетрадь–тренажёр для 9 класса. География. Россия: природа, население, хозяйство. Часть II. Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр. Издательство «Просвещение. Сферы». 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...