Рабочая программа по географии 9 класс УМК "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Коршун Татьяна Ивановна

Рабочая программа составлена на основании  Программы для общеобразовательных учреждений. География .«Полярная звезда». Москва. Просвещение. 2009 год.  Авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина.

70 часов, 2 часа в неделю, 10 часов – резервное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_9_ab_klass.docx301.37 КБ

Предварительный просмотр:

\\srv70term1\shara$\Соц.педагог\Шапки на титульник с печатями\Шапка МО естественных и обшественных дисциплин.JPG

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

9  класс

 

Составитель Коршун Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе  программы по географии для 6-9классов.

Авторы: А.И Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2009г.

г. Дзержинск

2014 г.

       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании  Программы для общеобразовательных учреждений. География .«Полярная звезда». Москва. Просвещение. 2009 год.  Авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина.

70 часов, 2 часа в неделю, 10 часов – резервное время

Учебник: А.И.Алексеев, С.И.Болысов, Е.К.Липкина, Г.Ю.Кузнецова. География России. 9 класс. Москва. Просвещение, 2009г.

Курс «География России» занимает центральное место в географии. Особая его роль определяется тем, что помимо  научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

     Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

     Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  •    сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •    вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками
    географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также
    умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  •    развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется, и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  •    создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира

     Организация учебного процесса по географии России предполагает применение комплексного подхода к изучению территории – от изучения природы и освоения территории к изучению использования ресурсов в хозяйстве данного региона

Содержание курса

Регионы России (12 ч)

 Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (32 ч)

Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.  Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

 Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

 Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».

 Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

 Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.

 Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

 Тема 5. Поволжье (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Тема 6. Урал (5 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (16 ч)

Тема 7. Сибирь (7 ч)

 Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

 Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток (4 ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века»..

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Заключение (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13 и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате ученик 9 класса должен:

1.Называть и показывать:

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

2.Описывать

природные ресурсы;

периоды формирования хозяйства России;

особенности отраслей;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

основные грузоперевозки  и пассажиропотоки.

3.Объяснять:

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Критерии оценки знаний и умений выпускников основной школы:

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.

                   Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;  применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное  значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

 

  Оценка качества выполнения

практических  работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

 

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

               

     

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Регионы России

12

2

Европейская Россия

32

Тема 1

Европейская Россия

10

1

Тема 2

Северо – Запад

5

1

Тема 3

Европейский Север

4

2

Тема 4

Северный Кавказ

4

2

Тема 5

Поволжье

4

Тема 6

Урал

5

1

Азиатская Россия

16

Тема 7

Сибирь

7

3

Тема 8

Дальний Восток

4

2

Заключение

5

Итого:

60 + 10 резервное время

14

п/п

Тема и тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Текущий и промежуточ-ный контроль

Дата

Деятельность учащихся

Материалы к уроку

ЦОР

РЕГИОНЫ РОССИИ-12 часов.

1.

Понятие «район» и «районирование»

Урок изучения новых знаний

Районирование России

Уметь выделять географические районы

Беседа, работа с учебником, картами атласа и тематическими картами

А-

Б-

Определяют виды районирования

Анализируют текст учебника и карты атласа. Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация «Географические районы Земли»

Атлас

Тематические карты

2

Соотношение территории по населению, площади, территории.

Комбинированный

Подходы к районированию. Вклад П.П.Семенова-Тян-Шанского и Н.Н.Баранского в районирование России.

Уметь выделять географические районы Европейской и Азиатской России.

Беседа

Работа с тематическими картами и картами атласа, картой административно-территориального деления

А-

Б-

Приводят по картам примеры разных видов районирования. Анализируют диаграмму «Соотношение районов России по территории, населению, объему промышленного производства».

Карта административно-территориального деления России.

Атлас

3

Районирование и административно-территориальное деление

Комбинированный

Крупные природные и географические районы

Составлять план характеристики географических районов

Беседа Устный опрос

Работа с картой административно-территориальное деление России

А,б-

Наносят на к.к.

границы природных и географических районов

Презентация «Природные районы»

Тематические карты

Атлас

Контурные карты

4

Источники географической информации

Практикум

Изучение  изображения Земли из космоса. Отличие космического снимка от карты

Пользоваться  Интернетом

Беседа.

Работа с учебником -  знакомство с космическими снимками

Практическая работа  №1  Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ

А-

Б-

Анализируют источники географической информации

Выполняют практическую работу

Космические снимки на сайтах Интернета

Космические  снимки

5.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины

Комбинированный

Восточно – Европейская  и Западно-Сибирская  равнины. Географическое положение. Особенности природы, геол. строения и рельефа равнин, их общие черты и различия. Природных зон. Климат.

Определять географическое положение

Пользоваться  тематическими картами

Беседа.

Фронтальный опрос

Работа с тематическими картами. К.картами

 

А.б-

Выявляют особенности природы. Систематизируют знания о природных районах в таблице

Находят на карте и наносят на контурную карту географические объекты

 Подготавливают и обсуждают презентации

Презентации  об уникальности природных регионов

Атлас К.карты

Тематические карты

Презентации, Контурные карты

6

Урал и горы  Южной Сибири

Комбинированный

Образы природных регионов Урала и горы Южной Сибири

Выяснять по тем. картам влияние природных условий и ресурсов

Беседа. Устный опрос

Тест

Работа с тематическими картами Атлас

К.к.

Презентации

А-

Б-

Обсуждают презентации.

Наносят на к.к. изучаемые территории. Анализируют схемы высотной поясности и устанавливают набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири

Презентации об особо охраняемых территориях (Кунгурская пещера)

Тематические карты. Атлас.

Контурные карты.

Презентации. Контурные карты

7

Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Комбинированный

Географическое положение. Особенности природы. Траппы. Полезные ископаемые.

Особенности климата

Выяснять по тематическим картам влияние природных условий и ресурсов

Устный опрос

Работа с картами

Наносить на к.к. изучаемые объекты

А,б-

Обсуждают  и анализируют презентации

Характеризуют особенности природы региона

Составляют сравнительную характеристику изучаемых районов

Наносят на к.к. изучаемые объекты

Презентации г.Оймякон – «полюс холода» северного полушария

Атлас

Физическая карта

Презентации.

 К.карты.

Карта минеральные ресурсы

Климатическая карта

8

Северный Кавказ

Комбинированный

Особенности природы

Эльбрус – высочайшая точка России. Главные особенности природы

Устанавливать набор высотных поясов

Беседа.

Фронтальный опрос

Работа с тематическими картами и к.к.

А-

Б-

Анализируют схему высотных поясов Сев. Кавказа. Определяют черты природы

Наносят на к.к. изучаемые объекты

Презентации об уникальности Северного Кавказа

Физическая карта

Презентации, контурные .карты

Атлас  

9

Дальний Восток.

Комбинированный

Сравнение  геологического строения и рельефа Дальнего Востока, черты сходства и различия

Определять географическое положение и особенности природы по тематическим картам

 Устный опрос Работа с тематическими картами, контурными картами

Тест

А,б-

Анализируют и обсуждают презентации

Наносят на контурные карты изучаемые природные объекты

Презентации

Физическая карта, геологическая и карта строения земной коры

Атлас

10

Влияние  особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Урок изучения новых знаний

Влияние хозяйственной деятельности на природу

Приводить примеры воздействия антропогенного фактора на природу

Беседа.

Работа с иллюстрациями

Учебником, картами

А-

Б-

Анализируют иллюстрации

Характеризуют виды и приводят примеры антропогенного влияния на окружающую среду

Обсуждают

Презентации об антропогенном воздействии человека на окружающую  среду

Иллюстрации

 Атлас

11

Экологическая безопасность России

Комбинированный

Выявлять мероприятия, проводимые для обеспечения экологической безопасности в своем регионе

Выявлять противоречия в проблеме. Составлять тезисы

Устный опрос

Беседа

Работа с картами

Дискуссия

А,б-

Выявляют значение эк. безопасности для природы и жизни людей

Приводят аргументы в дискуссии. Обосновывают свою позицию

Презентации об особо охраняемых территориях

Атлас

Источники географических знаний

12

Географическая исследовательская практика.

Практикум

Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую  безопасность в России»

Анализировать текст учебника и

доп.материалы

Практическая работа № 2  «Оценка экологических ситуации в различных регионах России на основе экологической  карты», материалов периодической печати

А-

Б-

Анализируют текст учебника и дополнительный материал с помощью изучающего чтения Выполняют практическую работу

Презентация «Экологические проблемы России»

Экологическая карта

Материалы периодической печати.

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ – 32 часа

ТЕМА 1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ– 10 часов

13

Пространство ЦР

Урок изучения новых знаний

Состав территории. Своеобразие природы и географического положения

Давать характеристику экономико-географического положения района

Беседа.

 Работа с тем. картами, учебником

А,б-

Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные  стороны ГП.

Определяют состав территории.

Характеризуют черты своеобразия природы

Презентация «Центральная Россия»

Тематические карты

 Атлас

14

Особенности природы

Комбинированный

Природные ресурсы

Крупнейшие реки

Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Устный опрос

Работа с тематическими картами, учебником

А-

Б-

Проводят сопоставительный анализ  различных по содержанию физико-географических и

социально-экономических  тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических  объектов

Презентация «Природа Центральной России»

Атлас Физическая карта

15

Центральная Россия – историческое ядро Русского государства

Урок изучения новых знаний

Освоение территории и степень ее заселенности

Устанавливать характер воздействия  географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей

Беседа

Работа с тематическими картами

Работа с к.к.

А,б-

Наносят  на контурные карты изучаемые объекты. Составляют описания и характеристики, схемы, таблицы на основе источников информации, в том числе карт

Презентация «Этапы освоения территории»

Тематические карты

Атлас

Источники информации

Контурные карты

17

Центральный район. ГП. Особенности развития хозяйства. Крупные промышленные  и культурные центры

Урок изучения новых знаний

Характеристика географического положения.

Проблемы сельской местности

Отрасли специализации

Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства района.

Фронтальный опрос

Беседа.

Работа с картами атласа, контурными картами

А-

Б-

Формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.

Наносят на контурную карту изучаемые объекты

Физическая карта

Атлас

Контурные карты

18.

Москва – столица России

Комбинированный

Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье

Знать определения: городская агломерация,

 мегаполис

Беседа

Работа с иллюстрациями,

 Тематическими картами

А—

Б-

Работают с иллюстрациями, обсуждают презентацию

Определяют функции Москвы

Презентация  «Город .Москва – столица Родины»

Тематические карты

Атлас  

Иллюстрации

19

Волго – Вятский район.

Комбинированный

Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. Специфика района

Характеризовать географическое положение района.

Выделять отрасли специализации

Фронтальный опрос

Работа с тематическими картами и к.к.

А,б-

Наносят на контурные карты изучаемые объекты

Анализируют тематические карты с целью выявления специфики района

Презентация «Волго-Вятский экономический район»

Физическая карта

Атлас

Тематические карты.

Контурные карты

20

Экономико-географическое положение Нижегородской области.

Урок изучения новых знаний

Экономико-географическое положение  области

Характеризовать географическое положение Нижегородской области

Беседа

Работа с картами и картами атласа  к.к. Нижегородской области

А-

Б-

Наносят на контурные карты изучаемые объекты

Подготавливают презентацию

«Народы Нижегородской области»

Карта Нижегородской области, атлас   контурные карты Нижегородской области.

21

Народы, населяющие Нижегородскую область.

Комбинированный

Народы области, религии.

Определять  и сравнивать показатели естественного прироста населения России и Нижегородской области

Устный опрос Работа с картами и картами атласа  к.к. Нижегородской области

А,б-

Принимают участие в обсуждении презентаций

Анализируют карту «Народы и население Нижегородской области»

На к.к. наносят изучаемые объекты

Презентация «Народы Нижегородской области

Карта Нижегородской области, атлас Н.о. , контурные карты Нижегородской области.

22

Природные условия и ресурсы Нижегородской области.

Комбинированный

Климат области, природные ресурсы

Выявлять влияние географического положения  на климат и факторы влияющие на климат.  Определять особенности рельефа. Выявлять зависимость между тектоническим  строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов.

Определять  состав внутренних вод

Фронтальный опрос.

Беседа

Работа с тематическими и к.картами

А-

Б-

Наносят на контурную карту месторождения полезных ископаемых  и изучаемые объекты

Анализируют тематические карты

Презентация «Природные ресурсы родного края»

Физическая карта Нижегородской области, атлас Нижегородской области  контурные карты Нижегородской области.

23

Промышленность Нижегородской области.

Комбинированный

Машиностроение, химическая промышленность,

Металлургия

Стекольная промышленность.

Нефтеперерабатывающая промышленность, лесная и деревообрабаты-вающая,  пищевая и легкая промышленно-сти.

Выявлять районы размещения отраслей металлоемкого и трудоемкого машиностроения

Опр. основные районы и центры химической, металлургии

и других отраслей промышленности

Фронтальный опрос.

 Беседа

Работа с тематическими и к.картами

А,б-

Наносят на контурные карты центры отраслей промышленности

Карта Нижегородской области, атлас Н.о., контурные карты Нижегородской области.

24

Инфраструктурный комплекс Нижегородской области.

Комбинированный

Инфраструктурный комплекс, транс-портный комплекс, сфера услуг, рекре-ационное  хозяйство

Сравнивать различные виды ТР. по ряду показателей (пассажиро- грузооборот, степень воздействия на окружающую среду и др.).

Устанавливать долю сферы услуг в экономике Н.обл.

Выделять районы развития рекреационного хозяйства.

Фронтальный опрос.

 Беседа

Работа с тематическими и к.картами

А-

Б-

Работают с тематическими картами, анализируют и наносят на к.к изучаемые объекты

Карта Нижегородской области, атлас Н.о. , контурные карты Нижегородской области.

25

Экологические проблемы Нижегородской области.

Урок изучения новых знаний

Экологические проблемы, виды загрязнений окружающей среды

Оценивать экологическую ситуацию. Характеризовать виды экологических проблем  и ситуаций. Выявлять  пути решения экологических проблем

Фронтальный опрос

 Беседа

Работа с тематическими и к.картами

А,б-

Анализируют карту «Экологические проблемы Н.обл.», выявляют сущность и пути решения экологических проблем

Презентация: «Экологические проблемы родного края»

Экологическая карта Росси, атлас Н.о.

контурные карты Нижегородской области.

26

Нижний Новгород.

Урок изучения нового материала

«Карман городов русских», город 5 морей.

Характеризовать ГП города и его значение для России

Беседа

 Работа с тематическими картами и контурными картами

А-

Б-

 Подготавливают  и обсуждают презентации «Город Нижний Новгород – карман России» Характеризуют функции и значение НН для России

Презентация «Нижний Новгород – карман России»

контурные карты Нижегородской области.

27

Города Нижегородской области.

Комбинированный

Богородск, Балахна, Чкаловск, Павлово, Семёнов, Городец

Определять значение городов Н.области и их функции

Устный опрос Работа с тематическими картами и контурными картами

А,б-

Подготавливают  и обсуждают презентации Характеризуют функции и значение НН для России

Наносят их на к.к

Презентация

«Города Нижегородской области»

контурные карты Нижегородской области.

атлас

28

Города Нижегородской области.

Комбинированный

Большое Болдино, Дивеево, Арзамас, Перевоз и другие

Определять значение городов Н.области и их функции

Устный опрос Работа с тематическими картами и контурными картами

А-

Б-

Подготавливают  и обсуждают презентации Характеризуют функции и значение НН для России

Наносят их на к.к

Презентация «Город Дзержинск»

DVD – фильмы «Большое Болдино», «Дивеево», контурные карты Нижегородской области.

29

Народные промыслы Нижегородской области.

Урок изучения нового материала

Резьба по дереву, роспись, золотая вышивка, вышивка крестом и гладью, кружевоплетение, обработка кожи, лозоплетение и т.д.

Выделять центры развития художественных промыслов на территории края

Устный опрос Работа с тематическими картами и контурными картами

А,б-

Подготавливают  и обсуждают презентации Характеризуют функции и значение НН для России

Наносят их на к.к

Презентация «Народные промыслы Нижегородского края»

Карта Нижегородской области, атлас Н.о. контурные карты Нижегородской области.

30.

Центрально-Черноземный район

Комбинированный

Состав и ГП. Специализация хозяйства

Выделять особенности природы и хозяйства

Черты специализации района

Беседа

Работа с тематическими картами и к.к

А-

Б-

При работе в паре или группе обмениваются с партнером важной информацией, участвуют в обсуждении. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий

Презентация «Центрально-Черноземный район»

Физическая карта

Тематические карты

К.карты

31

Географическая -исследовательская практика

Частично-поисковый

«Рост Москвы – это хорошо или плохо?»

Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий

Работа  с учебником

А,б-

Работают с текстом учебника, подготавливаются к дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо». Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация «Москва –

Столица Родины»

Атлас

Иллюстрации

32

Создание образа региона

Практикум

Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации

Создавать образ региона

 Работа с текстом учебника, картами, источниками географической информации

Практическая работа № 3 «Создание образа региона на основе текста учебника, текста и карт учебника, других источников

А-

Б-

Составляют образ региона на основе карт и текста учебника, других источников информации

Карты

Дополнительные источники географической информации

ТЕМА 2. СЕВЕРО - ЗАПАД– 5 часов

33

Пространство СЗ.

Урок изучения новых знаний

ГП. Состав и соседи района. Особенности природы Отрасли специализации

Составлять характеристику ГП. Выделять крупные промышленные центры.

Крупные реки и озера.

Знать памятники Всемирного культурного наследия

Беседа

Работа с текстом учебника, тематическими картами, к.к.

Работа с иллюстрациями

Выделяют, оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района, используя карты атласа и текст учебника

Презентация «Европейский  Северо – Запад»

Физическая карта

Тематические карты. К.карты.

Иллюстрации

34.

Население.

Комбинированный

Традиции и быт населения.

Знать обычаи и традиции населения изучаемого региона

Беседа

Фронтальный опрос. Принимают участие в обсуждении презентации

Наносят на к.к. изучаемые объекты

Анализируют карту народов.

Характеризуют быт и традиции народов

Обсуждают презентации

Презентация: «Древние города СЗ. Новгород. Псков»

Атлас

К.карты

Карта народов

35

Санкт – Петербург

Практикум

СП – вторая столица России. Значение СП. в экономике, науке и культуре страны

Музеи  СП и дворцово-парковые ансамбли его пригородов

Устный опрос

Работа с иллюстрациями

Пр.р № 4. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей»

Подготавливают сообщение «СП в системе мировых культурных ценностей» и принимают участие в обсуждении

Презентация «Санкт Петербург»

Иллюстрации

Атлас

36.

Особенности ГП Калиниградской области

Урок изучения новых знаний

Калининградская область – российский анклав. ГП. Природные условия, особенности развития хозяйства. Отрасли специализации

Составлять характеристику ГП. Выделять влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области

 Беседа. Работа с картами атласа. К.картами

Наносят на к.к центры развития отраслей хозяйства

Презентация «Янтарный край»

Атлас

К.карты

Атлас

37

Географическая исследовательская практика

Создание электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица России»

Уметь составлять электронную презентацию

Создают презентацию по теме «Санкт – Петербург – вторая столица России»

Создают презентацию «СП – вторая столица России»

Принимают участие в обсуждении

Презентация «СП- вторая столица России»

ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР – 4 ЧАСА

38

Географическое положение

Урок изучения новых знаний

ГП. Состав и соседи района. Роль моря в развитии района

Выделять особенности природы

Беседа. Работа с тематическими картами и к.картами

Наносят на к.к.

пр.ресурсы, формы рельефа, кр. реки

Анализируют состав района. Выявляют роль морей в развитии района

Тематические карты

К.карты

Атлас

39.

Этапы освоения территории

Практикум

Роль моря на разных этапах развития хоз-ва.. Деревянная архитектура, художественные промыслы

Выделять этапы освоения территории

Фронтальный опрос. Беседа.

Работа с иллюстрациями

Практическая работа № 5.. Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт

Анализируют тематические карты. Работают с иллюстрациями Характеризуют народные промыслы

Выполняют пр.р.

Презентация «Народные промыслы народов Севера»

Тематические карты

Физическая карта

Атлас

40

Население

Практикум

Традиции и быт.

Особенности городов ЕС. Крупнейшие города – порты Архангельск, Мурманск. Древние русские города

Выделять особенности городов изучаемого района

Беседа

Практическая работа № 6. Составление туристического  маршрута по природным и историческим местам района

Наносят на к.к. изучаемые объекты. Работают с тематическими картами

Выделяют крупные города

Презентация «Крупнейшие портовые города»

Тематические карты. К.карты

Атлас

41

Географическая -исследовательская практика.

Составление карты

Уметь составлять карту

Решают познавательную задачу

Составляют карту на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?

Тематические карты

Атлас

ТЕМА 4. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ – 4 часа

42

Пространство Северного Кавказа

Урок изучения новых знаний

ГП. Состав и соседи района. Особенности природы. Кавказские Минеральные воды и города-курорты. Черноморское побережье Кавказа – зона рекреации

Составлять хар-ку  ГП.

Беседа

Анализ тематических карт

Наносят на к.к изучаемые объекты. Анализируют карты атласа и текст учебника с целью выявления особенностей данного региона

Презентация

«Города – курорты Черноморского побережья»

Тематические карты. К.карты

Атлас

43

Этапы освоения территории

Практикум

Густая заселенность района.. Этническая и религиозная пестрота.

Уметь характеризовать быт, традиции, занятость населения

Беседа.

Практическая работа № 7. Оценка пр.условий и ресурсов СК на основе тематических карт

Устный опрос

Наносят на к.к. изучаемые объекты

Выполняют пр.р.

Анализируют этническую и религиозную пестроту

Презентация «Народные промыслы народов Северного Кавказа»

Тематические карты

К.карты

Атлас

44.

Особенности современного хозяйства

Комбинированный

Сельской хозяйство – главная отрасль экономики  СК. АПК – главное направление

специализации района

Рекреационная зона

Выделять отрасли специализации

Беседа

Работа с тематическими картами

Практическая работа № 8.работа. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства

Анализируют тематические карты и наносить на к.к изучаемые объекты

Характеризуют рекреационные ресурсы района

Выделяют черты  современного хозяйства

Выполняют пр.р.

Карты атласа

К.карты

Физическая и экономическая карты

45.

Гео-исследовательская практика

Изучение своего края

Выделять особенности развития Нижегородской области

Фронтальный опрос

Беседа

Работают с  тематическими картами и к.картами с целью выявления особенностей родного края

Презентация «Нижегородская область»

Атлас Нижегородской области

К.карта

ТЕМА 5. ПОВОЛЖЬЕ – 4 часа

46.

Географическое положение.

Урок изучения новых знаний

Пространство Поволжья. Особенности природы. Волга – гл.хозяйственная ось района.

Характеризовать природные условия и ресурсы района

Беседа. Работа с тематическими картами и контурными картами, текстом учебника

Обсуждают презентации

Анализируют тематические карт ы и наносят изучаемые объекты на к.к.

Выявляют особенности данного региона

Определяют значение реки Волга

Презентация «Волга – главная хозяйственная ось района»

Атлас

Тематические карты.

К.карты.

Физическая карта

47

Население.

Комбинированный

Этническое  разнообразие и взаимодействие народов Поволжья.

Характеризовать этническое разнообразие

Фронтальный опрос. Беседа.

Принимают участие в обсуждении презентации

Работают  с к.к.- наносят крупные города и волжские города-миллионеры

Выделяют этническое разнообразие

Презентация «Этническое разнообразие  народов»

Атлас

К.к

Тематические карты

Карта народов

48

Этапы хоз. развития района.

Комбинированный

Влияние  природных условий на сельское хозяйство. География важнейших отраслей хозяйства.

Выявлять особенности пр.условий и ресурсов на развитие хозяйства района

Фронтальный опрос. Беседа.

Работают с тематическими картами и к.к. Выделяют крупнейшие отрасли хозяйства и их центры

Атлас. К.карты.

49.

Гео-исследовательская практика

Изучение проблем Поволжья

Уметь выделять проблемы Поволжья

Принимать участие в дискуссии

Подготавливают и обсуждают вопросы дискуссии «Экологические проблемы Поволжья»

Источники географической информации

Атлас

ТЕМА 6. УРАЛ – 5 часов

50

Своеобразие ГП.

Урок изучения новых знаний

Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Особенности природы.

1ч.

Составлять характеристику ГП.

Беседа. Анализ тематических карт и нанесение на к.к. изучаемых объектов

Анализируют тематические карт ы . Выявляют черты своеобразия Урала и наносят на к.к. изучаемые объекты

Работают с учебником

Презентация «Урал – опорный край державы»

Тематические карты

К.карты

Физическая карта

51

Население.

Комбинированный

Численность. Национальный состав, специфика расселения, быт, занятия.

Крупные города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Ижевск.

Анализировать уровень урбанизации района

Фронтальный опрос Беседа

Работа с текстом учебника и картой народов

Практическая .работа № 9. Сравнение пр.условий, ресурсов и особенностей  хозяйственного развития западной и восточной частей района

Анализируют тематические карты

Работают с текстом учебника: определяют крупные города и их значение и наносят на к.к.

Дают характеристику численности населения, определяют национальный состав и характеризуют быт и занятия населения

Презентация «Население Урала»

Карта народов

Тематические карты

Атлас  

К.к

52.

Этапы развития хозяйства

Комбинированный

Урал – старейший горнопромышленный район России. Роль Урала в создании «атомного щита» Отрасли специализации и основные центры

Выделять отрасли специализации района и основные центры

Фронтальный опрос. Беседа.

Работа с текстом учебника и картами атласа

Работают с учебником, картами атласа и к.к. Выделяют отрасли специализации и их центры

Карты атласа. К.карты.

53

Урал – экологически неблагополучный район

Комбинированный

Источники загрязнения окружающей среды.

Анализировать проблемы и перспективы развития Урала

Устный опрос. Беседа. Анализ тематических карт. Анализ ситуации «Специфика проблем Урала»

Работают с учебником, картами атласа.

Анализируют ситуации

Выделяют источники загрязнения природной среды

Презентация «Экологические проблемы Урала»

Физическая карта

Тематические карты

Атлас

54

Географическая исследовательская практика.

Оценка ресурсов региона

Уметь оценивать ресурсы данного района

Оценивают ресурсы регионов

Работают с тематическими картами, учебником

Тематические карты

Атлас

 

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ – 16 часов.

ТЕМА 7. СИБИРЬ – 7 часов

55.

Пространство Сибири.

Урок изучения новых знаний

ГП. Особенности природы. Пр. условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные черты ГП районов.

Беседа.

Анализ тематических карт и нанесение на к.к. изучаемых объектов

Работают  с тематическими и к.картами, выявляют особенности природы региона, географического положения.

Классифицируют природные ресурсы

Презентация «Освоение Сибири»

Физическая карта

Карты атласа и к.карты

56

Заселение и освоение территории.

Комбинированный

Население , национальный состав.

Хозяйство. Отрасли специализации

Сравнивать на основе тематических карт природные условия и их влияние на специализацию отраслей хозяйства

Беседа

Фронтальный опрос

Беседа

Анализ тематических карт

Работают с тематическими картами и к.к.

Работают с учебником Выделяют черты хозяйства региона и отрасли специализации,  быт и национальный состав населения

 Атлас К.карты

Физическая карта

Физическая карта

Карта народов

57

Западная Сибирь – гл.топливная база страны

Комбинированный

География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупные центры

Выделять отрасли специализации и крупные промышленные центры

Беседа. Фронтальный опрос

Работа с учебником ,картами атласа и контурными картами

Практическая работа № 10 «Сравнение отраслей специализации Урала и ЗС».

Анализируют  тематические карты и наносят на к.к. изучаемых объектов Анализируют отрасли хозяйства

И крупные промышленные центры

Выполняют пр.р.

Презентация «Западная Сибирь – главная топливная база страны»

Физическая карта

Атлас

К.карты

58

Гео-исследовательская практика

Составление карты

Уметь составлять карту района

Составляют карту района

Работают с текстом учебника, тематическими картами  Составляют карту

Физическая карта

Атлас

59.

Восточная Сибирь

Урок изучения новых знаний

Оценка пр.условий и ресурсов. Озеро Байкал – объект Всемирного природного наследия

Проводить сравнительный анализ различных по содержанию физико-географических  и социально-экономических тематических, географических карт. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Беседа. Устный опрос

Практическая работа № 11. Сравнение пр.условий и ресурсов ЗС и ВС с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием  географических карт)

Работают с географическими  и контурными картами.

Анализируют текста учебника Оценивают природные условия и ресурсы

Наносят на к.к. изучаемые объект

Обсуждают презентации

Презентация «Байкал – памятник Всемирного наследия»

Географические карты, к.карты,

Атлас

Физическая карта

60

Норильский промышленный район

Комбинированный

Постиндустриальная ВС. Крупные города: Иркутск, Норильск, Красноярск. Проблемы и перспективы развития

Находить на карте крупные города и наносить на к.к.

Фронтальный опрос

Беседа

Практическая работа № 12 Создание (описание) образа ВС на основе материала параграфа и доп.литературы

Анализируют текст учебника и работают с тем. и к.картами, наносят крупные города

Обсуждают проблемы и перспективы развития  региона

Презентация «Крупные города Сибири»

Источники географической информации

Физическая карта

Карты атласа и к.к.

61.

Географическая исследовательская практика

Разработка туристического маршрута

Уметь разрабатывать маршрут путешествий

Беседа

Работают с текстом учебника, тематическими картами Разрабатывают тур. маршрут

Физическая карта

Атлас

Источники географической информации

ТЕМА 8. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – 4 часа.

62

Уникальность географического положения

Урок изучения новых знаний

Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района.

Вулканизм. ПИ. Уссурийская тайга уникальный природный комплекс

Выделять природные контрасты. Выявлять уникальность растительного и животного мира

Беседа

Анализ тематических карт.

Практическая работа № 13 Оценка географического положения ДВ и его влияние на хозяйство региона

Наносят на к.к. сейсмические районы месторождения ПИ и других объектов

Характеризуют  геологическую «молодость» района и уникальный природный комплекс – Уссурийская тайга. Выполняют пр.р.

Презентация «Уссурийская тайга – уникальный пр.комплекс»

Физическая карта

Карты атласа и к.к

63

Этапы развития территории

Комбинированный

Исследователи ДВ. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта

Анализировать взаимодействие природы и человека. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Беседа. Работа с тем. и к.картами

Практическая работа № 14 «Разработка и обоснование варианта прокладки новых ж.д. по Сибири и ДВ»

Фронтальный опрос

Наносят на к.к.

Крупные города ДВ. – Владивосток и Хабаровск.

Крупные промышленные центры и другие географические объекты

Выполняют пр.р.

Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация «Крупные города Дальнего Востока»

Физическая карта

Тем. и к.карты

Атлас  

64

Проблемы и перспективы развития ДВ

Комбинированный

ДВ – далекая периферия или «Тихоокеанский фасад России?». Внешние связи региона

Использовать средства информационных технологий

Устный опрос

Работа с тематическими картами

Беседа

Разрабатывают проект «Развитие ДВ в первой половине ХХ1 века» Анализируют внешние связи региона

Физическая карта

Атлас

Источники географической информации

65

Географическая исследовательская практика

Пишем реферат

Использовать навыки написания рефератов

Работа с доп. источниками географической информации

 Используют источники географической информации и пишут реферат

Источники географической информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 5 часов

66.

Соседи России

Урок изучения новых знаний

Соседи России и взаимоотношения с ними

Использовать навыки работы с картами и текстом учебника

 Беседа. Работа с политико-административной картой

Работают с тематическими картами и текстом учебника, к.к. Характеризуют уровень развития стран-соседей России и наносят государства и их столицы на к.к

Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация «Страны СНГ»

Политико-административная карта

Физическая карта

Атлас.

67

Место России в мире

Комбинированный

Россия в системе международного географического разделения труда

Оценивать по статистически данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда

Беседа

Работа со статистическими данными

Работают со стат. данными и дают оценку места и роли России в системе международного разделения труда

Статистические данные

Атлас

Физическая карта

68

Взаимосвязи России с другими странами

Комбинированный

Экономические, культурные, информационные, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья

Определять структуру внешней торговли

Фронтальный опрос

Беседа

Работа с тематическимикартами

Работают с текстом учебника и тематическими картами Выявляют экономические, культурные, информационные, торговые и политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья

Презентация «Соседи России»

Атлас

Физическая карта

69

Соотношение импорта и экспорта

Практикум

Внешнеторговые отношения современной России

Определять по статистическим материалам соотношение импорта и экспорта

Беседа

Работа со статистическим материалом

Работают с картами атласа и стат.материалом

Выявляют соотношение экспорта и импорта

Статистический материал

Атлас

70

Расширение внешних экономических связей с другими государствами

Обобщающий урок

Сфера влияния России

Выявлять особенности геополитического и экономического влияния России

Беседа

Работают  с учебником  и выявляют особенности геополитического и экономического влияния России

     В учебной программе на изучение курса географии отводится 70 часов, из которых 10 часов – резервное время. Считаю необходимым это резервное время отвести на изучение раздела «Нижегородская область», так как современные школьники должны иметь представление о своём родном крае. Изучение данного раздела считаю необходимым в теме «Центральная Россия» после изучения Волго-Вятского района, так как на территории данного района находится Нижегородская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда

рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...