Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Дёмина Елена Юрьевна

Рабочая программа по географии 7 класс (УМК "Полярная звезда")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klass2.docx110.89 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ» № 2

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

                «СОГЛАСОВАНО»            

Руководитель ГМО

_________________ Савченко Н.И.

Протокол № ____

от «___» сентября 2014 года

                «СОГЛАСОВАНО»            

                                                                                               Заместитель директора                                                                                                          

           по УВР _______________ Л.А. Бувина                                                                          

«___» сентября 2014 года

«УТВЕРЖДАЮ»

   Директор КУВК                                

«школа-лицей» № 2________________

                                         М.Г. Калашникова

Приказ № ____

от «___» сентября 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

7 КЛАСС

2014-2015 учебный год

Дёмина Елена Юрьевна

учитель высшей квалификационной категории,

«Старший учитель»

Срок реализации программы – 1 год

г.Красноперекопск

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012г. Рабочей программы предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию

программы

        1. Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ от 01.09.2013г. "Об образовании в Российской Федерации".

        2. Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

        3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МИН РФ от 17.05.2012г. № 413.

        4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

        5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

        6. Приказ Управления образования Красноперекопского городского совета от 05.09.2014г. № 488 об утверждении Положения «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)».

        7. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, утвержденная педагогическим советом Красноперекопского учебно-воспитательного комплекса «школа-лицей» № 2.

        8. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).

        9. Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011.

        10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Цели курса

КОМПЕТЕНЦИИ

Общеучебные

Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей.

Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Раскрыть закономерности землеведческого характера, единство в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности.

Воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

Предметно-ориентированные

Оценивать и прогнозировать: изменения очертаний материков и океанов, климатов земли в целом и на отдельных материках; оценивать природные условия, природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков.

Объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли; особенности компонентов материков; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, орудиях труда, видах хозяйственной деятельности, возникающие как результат адаптации человека к окружающей среде; основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке.

Применять понятия: платформа, рельеф, воздушная масса, водная масса, природная зона, климатообразующие факторы, режим реки, природный комплекс, географическая оболочка, зональность, высотная поясность.

Описывать: географическое положение объектов, круговороты вещества и энергии, природные зоны, страны мира, особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять: географическую информацию по картам различного содержания.

Место предмета в базисном учебном плане:

         Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения курса географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

 Формы организации образовательного процесса:

        Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, смотр знаний, конференция, урок-игра, зачетный урок.

        Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

        Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером, работа с тетрадями на печатной основе для практических работ.

Методы обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных, демонстрационных и презентационных), практические,  проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опроса, фронтальный опроса, выборочный контроль, работа с зачётными тетрадями на печатной основе, письменные работы.

Технологии обучения:

        Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), презентации.

Основные формы контроля:

        Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие задания.

Курс «География. Страны и континенты» формирует систему географических умений:

        общеучебные (работа с текстом, с нетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);

        интеллектуальные;

        практические (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами);

        оценочные (учащиеся учатся давать оценки: пространственно–временные, эстетические, географические, экологические, нравственные).

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.     

Критерии и нормы оценки ЗУН

 составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).

Нормы оценки знаний и умений по географии

          Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

        правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

        самостоятельность ответа;

        логичность, доказательность в изложении материала;

        степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок:

«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

«4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний:

«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии:

«5» - ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении.

«4» - имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию.

«3» - имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении.

«2» - присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления.

Содержание программы

ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ. 7 КЛАСС

7 класс. 70ч., по 2ч в неделю.

ВВЕДЕНИЕ — 3 ч.

Предмет изучения курса. Практическое значение географических знаний. Методы изучения. Источники географической информации. Классификация карт.

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 13 ч.

Тема 1. Материки и океаны на поверхности Земли. Материки и части света – 2 ч.

Географическое положение и размеры материков. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы. Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.

Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Тема 2. История формирования рельефа Земли. Особенности рельефа Земли – 3 ч.

Летосчисление Земли. Геологические эры. Возраст горных пород и современные методы их определения. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.

Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира. Крупнейшие равнины планеты.

Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана.

Практические работы: 1. Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.

Тема 3. Климатообразующие факторы. Климаты Земли – 3 ч.

Основные климатообразующие факторы и их влияние на климат: географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на планете. Виды ветров. Климатические карты мира.

Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов. Определение климата по климматограммам.

Практические работы: 2. Обозначение на контурной карте границ климатических поясов и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов.

Тема 4. Воды суши – 2 ч.

Влияние рельефа и климата на распределение режима и поверхностного стока. Различия в водообеспеченности материков.

Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Крупнейшие реки планеты. Речные водохранилища.

Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата.

Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники.

Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: 3. Составление сравнительной характеристики рек различных материков.

Тема 5. Мировой океан – 2 ч.

 Исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле.

Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.

Тема 6. Природная зональность – 2 ч.

Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане. Природные зоны материков, влияние на их климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные. Меры по сохранению природных комплексов.

Практические работы: 4. Анализ тематических карт с целью выявления особенностей  расположения географических поясов и природных зон Земли.

РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 6 ч.

Тема 1. Заселение человеком Земли. Расы. Народы, языки и религии мира – 1 ч.

Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.

Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.

Тема 2. Численность населения. Размещение людей на планете – 2 ч.

Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия.  

Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям.

Тема 3. Населённые пункты. Хозяйственная деятельность людей – 1 ч.

Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.

Тема 4. Страны мира. Историкокультурные районы мира – 2 ч.

Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.

Практические работы: 5. Сравнение демографических показателей на различных материках. Решение практических задач по населению.

РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРИРОДЫ ОКЕАНОВ И МАТЕРИКОВ — 47 ч.

Тема 1. Океаны Земли – 5 ч.

Особенности природы океанов. Тихий и Атлантический океаны. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов, хозяйственное освоение и проблемы.

Особенности природы океанов. Индийский и Северный Ледовитый океаны. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов, хозяйственное освоение и проблемы.

Практические работы: 6. Составление комплексной характеристики двух океанов (на выбор).

Тема 2. Африка – 9 ч.

Особенности природы материка Африка. Географическое положение, строение и рельеф, климат и внутренние воды, природные зоны и охрана природы.

Районирование Африки. Северная, Центральная, Южная и Восточная Африка: отличительные черты.

Население Африки. История освоения. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. Египет, Южно-Африканская Республика. Особенности географического положения и природы. Население и крупнейшие города. Хозяйственная деятельность человека.

Практические работы: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Африки. 8. Составление описания крупных форм рельефа Африки.

Тема 3. Австралия и Океания – 3 ч.

 Особенности природы  Австралии и Океании. Географическое положение, строение и рельеф, климат и внутренние воды, природные зоны и охрана природы.

Население Австралии и Океании. История освоения. Численность населения и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка и Океании. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Австралийский Союз. Особенности географического положения и природы. Население и крупнейшие города. Хозяйственная деятельность человека.

Практические работы: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Австралии.

Тема 4. Антарктида – 3 ч.

Особенности природы материка Антарктида. Географическое положение, строение и рельеф, климат, природные зоны и охрана природы.

Исследование Антарктиды. Открытие материка и Южного полюса. Современные исследования и их значение. Статус нейтральности материка.

Практические работы: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Антарктиды.

Тема 5. Южная Америка – 8 ч.

 Особенности природы материка Южная Америка. Географическое положение, строение и рельеф, климат и внутренние воды, природные зоны и охрана природы.

Районирование Южной Америки. Равнинный восток: Амазония, Равнина Ориноко, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Пампа, Патагония. Горный запад: Анды. Особенности природы и освоения.

Население Южной Америки. История освоения и заселения. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. Бразилия, Аргентина. Особенности географического положения и природы. Население и крупнейшие города. Хозяйственная деятельность человека.

Практические работы: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Южной Америки.

9. Определение особенностей природы одного из районов Южной Америки.

Тема 6. Северная Америка – 8 ч.

Особенности природы материка Северная Америка. Географическое положение, строение и рельеф, климат и внутренние воды, природные зоны и охрана природы.

Районирование Северной Америки. Равнинные районы: Северо-Американская Арктика, Центральные и Великие равнины. Горные районы: Аппалачи, Кордильеры. Особенности природы и освоения.

Население Северной Америки. История освоения и заселения. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. США, Канада, Мексика. Особенности географического положения и природы. Население и крупнейшие города. Хозяйственная деятельность человека.

Практические работы:  7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Северной Америки.

10. Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору в виде презентации или описания).

Тема 7. Евразия – 11 ч.

Особенности природы материка Евразия. Географическое положение, строение и рельеф, климат и внутренние воды, природные зоны и охрана природы.

Районирование Евразии. Граница между Европой и Азией. Районы Европы: Северная, Западная, Южная, Центрально-Восточная. Районы Азии: Северная и Северо-Восточная, Центральная, Восточная и Юго-Восточная, Южная, Юго-Западная. Особенности природы и освоения.

Население Евразии. История освоения и заселения. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. Великобритания, Германия, Франция, Италия, Индия, Китай, Япония. Особенности географического положения и природы. Население и крупнейшие города. Хозяйственная деятельность человека.

Практические работы:  7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Евразии. 11. Составление и описание маршрута путешествия по Евразии с использованием различных источников географической информации.

Тема 8. Общечеловеческие проблемы – 1 ч.

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.

Резерв времени — 2 ч.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений  обучающихся всех компонентов содержания географического  образования (знания, умения и навыки, опыт творческой  деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).        

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.        

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Процедура самооценки по курсу «География. Страны и континенты» включает в себя ряд элементов:

  • создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;
  • сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
  • создание учителем эталонов для самооценивания. Этому служит рубрика «Шаг за шагом» учебника, понятийный и фактический материал «Легкий экзамен», рубрика «Запомните», позволяющая проверить усвоение географического содержания, рубрика «Откройте атлас», позволяющая усвоить географическую номенклатуру.

Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (52) 13 оценочных.

        На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.

 Результаты обучения.

В результате изучения курса «География. Страны и континенты» обучающийся должен:

Уметь:

 - описывать природные зоны;

 - обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

 - выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;

 - показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;

Оценивать:

 - географическое положение материков и отдельных стран;

 - изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;

 - жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;

 - географические путешествия по материкам;

 - современные проблемы отдельных стран и материков;

 - виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

 - главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа,

 - особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

 - население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Знать/понимать:

 - материки, океаны – крупные природные комплексы земли;

 - особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;

 - виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

 - главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа,

 - особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

 - население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 7–го класса:

АВСТРАЛИЯ

Острова: Новая Гвинея, Тасмания, Новая Зеландия

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк

Заливы: Карпентария, Большой Австралийский

Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово

Проливы: Торресов, Бассов

Мысы: Йорк, Байрон, Юго-Восточный, Стип-Пойнт, Большой Барьерный риф

Реки: Муррей, Дарлинг, Куперс-Крик

Озёра: Эйр

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ОКЕАНИИ.

МЕЛАНЕЗИЯ: Независимые: Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы о-ва, Вануату.

                             Колония: Новая Каледония, Норфолк.

МИКРОНЕЗИЯ: Независимые: Федеративные штаты Микронезии, Маршалловы, Карабати, Тувалу, Науру.

                             Колония: Гуам, Северные Марианские о-ва.

ПОЛИНЕЗИЯ: Независимые: Тонга, Самоа, Новая Зеландия, Карибати.

                             Колония: Гавайские о-ва, о-ва Кука, Французская Полинезия, Американские Самоа.

АФРИКА

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский

Моря: Красное, Средиземное

Мысы: Рас-Энгела, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды

Суэцкий перешеек, Суэцкий канал

Полуостров: Сомали

Остров: Мадагаскар

Заливы: Гвинейский, Баб-эль-Мандебский

Горы: Атлас, Капские, Драконовы

Вулканы: Килиманджаро, Камерун

Вершины: Кения, Маргерита, Рас-Дашэн, Тубкаль

Нагорья: Эфиопское, Тибести, Ахаггар

Плоскогорья: Восточно-Африканское

Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо

Озёра: Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад

Водопады: Виктория, Ливингстона

Дельта Окаванго (крупнейшая в мире дельта - Калахари) 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ

Марокко (Рабат), Алжир (Алжир), Египет (Каир), Ливия (Триполи), Гвинея (Конакри), Мали (Бамако), Нигер (Ниамей), Чад (Нджамена), ДРК (Киншаса), Экваториальная Гвинея (Малабо), Ангола (Луанда), Судан (Хартум), Эфиопия (Аддис-Аббеба), Сомали (Могадишо), Кения (Найроби), Уганда (Кампала), Мозамбик (Мапуту), ЮАР (Претория), Мадагаскар (Антананариву).

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Моря: Карибское.

Заливы:Венесуэльский, Ла-Плата, Байя-Гранде.

Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал.

Мысы: Гальинас, Фроуард, Париньяс, Кабу-Бранку 

Острова:Малые Антильские, Тринидад, Фолклендские, Огненная Земля, Галапагос.

Горы: Анды.

Плоскогорья:Бразильское, Гвианское.

Вершины: Аконкагуа, Рорайма, Бандейра.

Пустыни: Атакама.

Озёра: Маракайбо, Титикака.

Реки: Амазонка, Ориноко, Парана.

Течения: Гвианское, Бразильское, Фолклендское, Перуанское.

Низменности: Ла-Платская, Ориноко.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.

Колумбия (Сантафе-де-Богота), Венесуэлла (Каракас), Гайана (Джорджтаун), Суринам (Парамарибо), Гвиана (Кайена), Эквадор (Кито), Перу (Лима), Бразилия (Бразилиа), Боливия (Ла-Пас), Парагвай (Асунсьон), Чили (Сантьяго), Уругвай (Монтевидео), Аргентина (Буэнос-Айрес).

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Моря: Чукотское, Бофорта, Баффина, Саргасово, Карибское, Берингово

Заливы: Гудзонов, Св. Лаврентия, Фанди, Мексиканский, Калифорнийский, Аляска

Проливы: Девисов, Берингов, Гудзонов, Панамский канал

Острова: Гренландия, Канадский арктический архипелаг, Виктория, Баффинова Земля, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Антильские, Ванкувер, Алеутские, Св. Лаврентия

Полуострова: Лабрадор, Аляска, Калифорния, Юкатан, Флорида

Горы: Аппалачи, Кордильеры, Скалистый хребет, Береговые хребты, гора Мак-Кинли, вулкан Орисабо, плато Колорадо, Мексиканское нагорье

Равнины: Великие, Центральные, Примексиканская низменность, Приатлантическая низменность

Реки: Юкон, Маккензи, Миссисипи (притоки Миссури, Огайо), Рио-Гранде, Колумбия, Св. Лаврентия, Ниагара

Озёра: Большое Медвежье, Большое Невольничье, Виннипег, Большое Солёное, Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

США (Вашингтон), Канада (Оттава), Мексика (Мехико), Белиз (Бельмопан), Гватемала (Гватемала), Гондурас (Тегусигальпа), Сальвадор (Сан-Сальвадор), Никарагуа (Манагуа), Коста-Рика (Сан-Хосе), Панама (Панама), Куба (Гавана), Ямайка (Кингстон), Гаити (Порт-о- Пренс), Доминиканская Республика (Санто-Доминго).

ЕВРАЗИЯ

Моря: Балтийское, Северное, Средиземное, Мраморное, Чёрное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Жёлтое, Японское, Охотское, Берингово

Заливы: Ботнический, Бискайский, Персидский, Бенгальский

Проливы: Ла-Манш, Гибралтарский, Босфор, Дарданеллы, Корейский, Малаккский, Берингов, Баб-эль-Мандебский, Суэцкий канал

Острова: Исландия, Великобритания, Ирландия, Сардиния, Корсика, Кипр, Крит, Сицилия, Шри-Ланка, Большие Зондские (Ява, Калимантан, Сулавеси, Суматра), Филиппинские

Полуострова: Малакка, Корея, Камчатка

Горы: Пиренеи, Альпы, Карпаты, Скандинавские, Кавказ( Эльбрус), Памир (пик Коммунизма),Тянь-Шань (пик Победы), Гималаи (Эверест), Уральские

Нагорья, плоскогорья: Тибести, Иранское нагорье, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье, плоскогорье Декан

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Месопотамская низменность, Индо-Гангская низменность, Прикаспийская низменность, впадина Мёртвого моря

Реки: Северная Двина, Обь с Иртышом, Енисей, Ангара, Лена, Колыма, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Инд, Ганг, Темза, Сенна, По, Рейн, Эльба, Дунай, Дон, Волга, Урал, Амударья, Сырдарья.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Балхаш, Иссык-Куль, Севан, Лобнор, Женевское, Каспийское, Аральское.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРАЗИИ

Европа: Финляндия (Хельсинки), Норвегия (Осло), Великобритания (Лондон), Франция (Париж), Германия (Берлин), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон), Италия (Рим), Греция (Афины), Албания (Тирана), Украина (Киев), Исландия (Рейкьявик), Польша (Варшава), Чехия (Прага), Словакия (Братислава), Венгрия (Будапешт), Румыния (Бухарест), Болгария (София), Литва (Вильнюс), Словения (Любляна), Хорватия (Загреб), Македония (Скопье), Белоруссия (Минск), Эстония (Таллин).

Азия: Грузия (Тбилиси), Армения (Ереван), Азербайджан (Баку), Казахстан (Астана), Киргизия (Бишкек), Туркмения (Ашхабад), Монголия (Улан-Батор), Китай (Пекин), Япония (Токио), Индонезия (Джакарта), Тайланд (Бангкок), Вьетнам (Ханой), Индия (Нью-Дели), Иран (Тегеран), Пакистан (Исламабад), Ирак (Багдад), Афганистан (Кабул), Турция (Анкара), Кипр (Никосия), Иордания (Амман), Израиль (Тель-Авив), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Объединённые Арабские Эмираты (Абу-Даби), Йемен (Сана).

Практические работы:

Практическая работа: 1. Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.

Практическая работа: 2. Обозначение на контурной карте границ климатических поясов и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов.

Практическая работа: 3. Составление сравнительной характеристики рек различных материков.

Практическая работа: 4. Анализ тематических карт с целью выявления особенностей  расположения географических поясов и природных зон Земли.

Практическая работа: 5. Сравнение демографических показателей на различных материках. Решение практических задач по населению.

Практическая работа: 6. Составление комплексной характеристики двух океанов (на выбор).

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Африки.

Практическая работа: 8. Составление описания крупных форм рельефа Африки.

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Австралии.

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Антарктиды.

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Южной Америки.

Практическая работа: 9. Определение особенностей природы одного из районов Южной Америки.

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Северной Америки.

Практическая работа: 10. Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору в виде презентации или описания).

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Евразии.

Практическая работа: 11. Составление и описание маршрута путешествия по Евразии с использованием различных источников географической информации.

Исследовательские практики и практикумы:

Введение

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Практикум. 1. Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира».

2. Определение на карте крупнейших городов мира.

3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

Тема 2. Природа Земли

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем.

 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков».

2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли».

3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса.

4. Изучение климатической диаграммы.

5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное).

2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

Тема 3. Природные комплексы и регионы

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».

2. Описание природных зон по плану.

Практикум. 1. Описание океана по плану.

2. Сравнение океанов (по выбору).

Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

Тема 4. Материки и страны

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д.

2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов.

3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года).

4. Описание Египта по типовому плану.

5. Работа с картами путешествий.

Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?»

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

Практикум. 1. Описание Амазонки по плану.

2. Описание страны (по выбору) по плану.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору).

2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору).

3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс

урока

Содержание материала

Кол-во часов

Дата

Вид учебной деятельности

Приме-

чание

Введение - 3 ч.

1.

 Как мы будем изучать географию в 7 классе.

Объясняют роль географии в освоении планеты, структуру географической науки.

Определяют «Страноведение» как науку о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара

Умеют находить  информацию в разных источниках и анализировать эту информацию.

Понимают, как использовать географическую карту для получения страноведческой информации. Умеют составлять характеристику географического положения территории, объяснять происхождение географических названий

2.

Учимся с «Полярной звездой». Географическая исследовательская практика 1: Анализ фотографий, рисунков, картин.

Практикум «Получаем информацию, изучая фотографии».

3.

Географические карты.

Практикум «Анализ карт географического атласа».

Раздел I: Население Земли - 6 ч.

4-5.

Народы, языки и религии.

Практикум «Анализ карты «Народы и плотность населения мира».

Знают внешние расовые признаки и особенности мировых религий. Выделяют признаки народа, читают карту народов мира.

Приводят примеры национальных особенностей, культурных ландшафтов

6.

Города и сельские поселения.

Практикум « Определение на карте крупнейших городов мира».

Знают различия сельского и городского образа жизни, экологические проблемы городов. Называют и показывают на карте крупнейшие города и агломерации мира;

объясняют причины их возникновения и размещения, различия в процессе урбанизации в разных странах

7.

Учимся с «Полярной звездой». Географическая исследовательская практика 2: Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Объясняют причины миграций (с древнейших времен до наших дней) и причины изменения численности населения.

Анализируют карту плотности населения,

объясняют особенности размещения населения.

Называют наиболее населенные страны и регионы мира

8.

Страны мира.

Практикум «Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

Приводят примеры стран с различным географическим положением, формой государственного правления и устройства; показывают географические объекты, классифицируют страны

9.

Обобщение по теме «Население Земли»

Раздел II: Природа Земли – 13 часов

10.

Развитие земной коры.

Называют отличия материковой коры от океанической.

Сравнивают особенности их строения.

Показывают крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма.

Объясняют суть гипотезы дрейфа материков.

Знают последствия и причины возникновения опасных явлений в литосфере

11.

Земная кора на карте.

Практическая работа № 1. Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.

Практикум « Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем».

Устанавливают соответствие между строением земной коры, ее возрастом, формами рельефа.

Делают выводы о влиянии рельефа на расселение человека по земному шару и на особенности ведения хозяйства.

Показывают на карте горы и равнины мира

12.

Природные ресурсы земной коры.

Практикум «Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых».

Устанавливают соответствие между строением земной коры, ее возрастом, формами рельефа и наличием полезных ископаемых.

13.

Температура воздуха на разных широтах 

Знают закономерности распределения температур воздуха.

Определяют по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур.

 Объясняют причины неравномерного распределения температур воздуха по поверхности Земли.

14.

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

Практикум «Анализ карты «Среднегодовое количество осадков».

Практикум «Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет».

Знают закономерности распределения атмосферного давления и осадков на земном шаре.  

Объясняют причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.

15.

Общая циркуляция атмосферы.

Знают основные типы воздушных масс и их свойства.

 Объясняют причины перемещения воздушных масс по сезонам года. Анализируют схему общей циркуляции атмосферы.

16.

Климатические пояса и области Земли.

Практикум «Анализ карты «Климатические пояса и области Земли».

Практическая работа: 2. Обозначение на контурной карте границ климатических поясов и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов по плану:

а) название;

б) положение относительно экватора и полюсов;

в) господствующие воздушные массы;

г) средние температуры января и июля;

д) годовое количество осадков;

е) климатические различия и их причины;

ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса.

Практикум «Изучение климатической диаграммы»

Знают особенности климатических поясов и их распространение. Определяют по климатическим картам особенности распределения на поверхности Земли температуры воздуха и осадков.

Объясняют различия между климатическими областями в пределах климатического пояса

17.

Океанические течения.

Практикум «Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану:

а) географическое положение;

б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое);

в) вид течения по происхождению;

г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное);

д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное)».

Знают причины образования океанических течений, основные поверхностные течения Мирового океана.

Объясняют различия свойств масс океана, влияние течений на климат материка.

18.

Реки и озера Земли.

Практическая работа: 3. Составление сравнительной характеристики рек различных материков.

Практикум «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли».

Знают происхождение озерных котловин.

Объясняют зависимость характера течения рек от рельефа, зависимость режима и водоносности реки от климата.

Показывают на карте крупнейшие реки и озера мира.

Делают выводы о влиянии хозяйственной деятельности людей на реки и озера.

19.

Растительный и животный мир Земли.

Учимся с «Полярной звездой».

Географическая исследовательская практика 3: Поиск информации в Интернете.

Знают основные географические понятия и термины.

Объясняют причины различий флоры и фауны материков.

20.

Почвы.

Знают основные географические понятия и термины.

Объясняют закономерности распространения почв на Земле.

21.

Природные зоны Земли.

Знают природные комплексы и географическую зональность. Умеют анализировать карту природных зон.

Объясняют особенности размещения природных зон на материках по картам атласа.

22.

Обобщение по теме «Природа Земли».

Раздел III: Природные комплексы и регионы. (8 часов)

23.

Природные зоны Земли.

Практическая работа: 4. Анализ тематических карт с целью выявления особенностей расположения географических поясов и природных зон Земли. 

Практикум «Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».

Практикум «Описание природных зон по плану».

Знают природные комплексы и географическую зональность.

Умеют анализировать карту природных зон.

Объясняют особенности размещения природных зон на материках по картам атласа.

24.

Океаны Земли. Тихий океан

Показывают на карте географические объекты.

Объясняют особенности природы. Описывают и объясняют виды хозяйственного использования океана

25.

Океаны. Атлантический океан

Практическая работа: 6. Составление комплексной характеристики двух океанов (на выбор).

Сравнивают особенности природы и хозяйственное освоение двух океанов, экологические проблемы. Составляют сравнительную характеристику океанов на основе разных источников информации: картографической, статистической, текстовой, визуальной

26.

Индийский океан

Показывают на карте географические объекты и

называют их особенности. Объясняют влияние океана на природу материков и особенности хозяйственного освоения. Предлагают пути рационального использования океана.

Составляют характеристику океана

27.

Северный Ледовитый океан

Практикум «Описание океана по плану».

Называют исследователей и результаты их работы.

 Показывают географические объекты.

Объясняют влияние географического положения на особенности природы и хозяйственного освоения Арктики. Составляют характеристику океана, моря

28.

Материки.

Практические работы: 5. Сравнение демографических показателей на различных материках. Решение практических задач по населению.

Практикум «Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника».

Анализируют картосхему «Материки и части света». Сравнивают размеры и положение материков.

Описывают географическое положение одного из материков по плану.

29.

Как мир делится на части и как объединяется.

Объясняют и приводят примеры взаимосвязи экономик разных стран

30.

Обобщение по теме «Природные комплексы и регионы»

Раздел IV. Материки и страны. (40 часа)

31.

Африка: образ материка.

Практическая работа: 7. Определение:

а) географических координат крайних точек Африки;

б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Африки.

Называют и показывают географические объекты.

Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют особенности природы материка.

Составляют характеристику ФГП материка по плану

32.

Особенности земной коры и рельефа материка. Рельеф. Полезные ископаемые.

Практическая работа: 8. Составление описания крупных форм рельефа Африки.

Называют и показывают крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Объясняют зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых

33.

Особенности климата и внутренних вод Африки.

Практикум «Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года)».

Объясняют причины разнообразия природных условий и влияние географического положения на особенности природы.

Анализируют карты атласа.

Показывают географические объекты и называют их особенности.

Выделяют и объясняют районы материка, наиболее пригодные для жизни людей и хозяйственной деятельности

34.

Африка в мире. 

Практикум «Работа с картами путешествий»

Называют исследователей Африки и результаты их работы.

Знают численность, плотность, особенности размещения населения. Объясняют типы и виды хозяйственной деятельности населения, особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях

35.

Северная Африка. Египет.

Практикум «Описание Египта по типовому плану».

Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики, причины появления пустыни Сахары.

36.

Западная и Центральная Африка

Показывают на карте  географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

Анализируют гербы государств. Сравнивают реки Нигер и Конго

37.

Восточная Африка

Учимся с «Полярной звездой»

Географическая исследовательская практика 4: Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Показывают на карте географические объекты. Обьясняют особенности природы и экономики.

Сравнивают растительный мир саванны и влажных экваториальных лесов, рельеф Западной, Центральной и Восточной Африки.

38.

Южная Африка.

Показывают на карте географические объекты.

Обьясняют особенности природы и экономики.

Сравнивают растительный мир саванны и влажных экваториальных лесов, рельеф Западной, Центральной и Восточной Африки

39.

Обобщение материала по теме «Африка»

40.

Австралия: образ материка.

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Австралии.

Называют и показывают географические объекты.

Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют особенности природы материка. Составляют характеристику ФГП материка по плану. 

Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождения материка и образования крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых

41.

Австралия. Природные особенности страны. Население.

Практикум «Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия»

Показывают географические объекты.

Называют объекты культуры, исследователей Австралии и результаты их работы.

Прогнозируют влияние ФГП на природу материка.

Выявляют влияние рельефа на климат.

Устанавливают связь между природными особенностями страны и размещением населения.

Сравнивают население Канады и Австралии

42.

Океания.

Показывают географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

Называют объекты культуры. Объясняют влияние Тихого океана на природу и хозяйственную деятельность

43.

Антарктида. 

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Антарктиды.

Показывают географические объекты.

Объясняют влияние географического положения на особенности природы и хозяйственного освоения материка

44.

Открытие материка. Особенности природы. Географическая исследовательская практика : Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?»

Называют исследователей и результаты их работы.

Показывают географические объекты.

Объясняют влияние географического положения на особенности природы и хозяйственного освоения материка

45.

Южная Америка: образ материка. ГП, история открытий и исследований.

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Южной Америки.

Называют и показывают географические объекты.

Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют особенности природы материка.

Составляют характеристику ФГП материка по плану.

46.

Южная Америка. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые

Называют и показывают крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Объясняют зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых

47.

Южная Америка. Климат и внутренние вод ы.

Практикум « Описание Амазонки по плану».

Географическая исследовательская практика: Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

Практическая работа: 9. Определение особенностей природы одного из районов Южной Америки.

Называют и показывают территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек.

Определяют температуру и количество осадков  по климатической карте.

Описывают «образ» одной из рек континента по картам и тексту учебника.

 Объясняют причины формирования типов климата на континенте.

48.

Латинская Америка в мире.

Называют исследователей Южной Америки результаты их работы.

Знают численность, плотность, особенности размещения населения. Объясняют типы и виды хозяйственной деятельности населения, особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях.

49.

Южная Америка: путешествие. Бразилия.

Практикум «Описание страны (по выбору) по плану».

Показывают на карте географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики,

Называют знаменитых людей и объекты культуры.

Составляют характеристику реки. Объясняют расположение природных зон, влияние природных условий на занятия населения

50.

Южная Америка: путешествие. Андские страны.

Ла-Платские страны.

Показывают на карте географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

Анализируют гербы государств. Называют знаменитых людей и объекты культуры.

Составляют характеристику высотной поясности

51.

Обобщение материала по темам «Австралия, Антарктида. Южная Америка».

52.

Северная Америка: образ материка. 

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Северной Америки.

Называют и показывают географические объекты.

Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют особенности природы материка.

Составляют характеристику ФГП материка по плану.

53.

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

Пр. работа №30: Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Называют и показывают крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Объясняют зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых

54.

Климат. Внутренние воды Северной Америки

Называют и показывают территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек.

Определяют температуру и количество осадков  по климатической карте.

Описывают «образ» одной из рек континента по картам и тексту учебника.

Объясняют причины формирования типов климата на континенте.

55.

Северная Америка: путешествие. Англо-Саксонская Америка. Канада и Гренландия

Практические работы: 10. Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору в виде презентации или описания).

Показывают на карте географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

 Называют известных людей и объекты культуры.

Определяют влияние океанов на природу Канады

56.

Соединенные Штаты Америки.

Практикум «Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору)».

Показывают географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

Определяют предпосылки для развития хозяйства.

Приводят примеры стихийных бедствий и их влияния на развитие хозяйства.

Оценивают характер береговой линии для хозяйственной деятельности. Сравнивают рельеф Канады и США

Называют известных людей и объекты культуры, особенности хозяйства США, благоприятные факторы для выращивания зерновых культур.

Изучают и сравнивают регионы США, используя разные источники географической информации

57.

Северная Америка: путешествие. Центральная Америка и Вест-Индия.

Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют известных людей и объекты культуры. Объясняют символику гербов государств, пользуясь различными источниками географической информации

58.

Обобщение материала по теме «Северная Америка»

59.

Евразия: образ материка. Особенности ГП

Практическая работа: 7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Евразии.

Знают имена путешественников и исследователей континента, географические рекорды Евразии. Составляют характеристику географического положения материка. Анализируют карты атласа.

Показывают географические объекты и называют их особенности.

60.

Евразия: образ материка. Строение земной коры и рельеф.

Называют и показывают крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Объясняют зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых

61.

Евразия: образ материка. Климат и внутренние воды

Называют и показывают территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек.

Определяют температуру и количество осадков  по климатической карте.

Описывают «образ» одной из рек континента по картам и тексту учебника. Объясняют причины формирования типов климата на континенте.

62.

Европа в мире.

Показывают по карте государства и субрегионы Европы.

Объясняют причины выделения субрегионов.

Называют особенности природы и экономики европейских стран.

63.

Европа: путешествие. Северная и Средняя

Европа. Германия, Франция, Великобритания.

Практикум «Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору)».

Показывают географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

Составляют маршрут путешествия, пользуясь разными источниками географической информации. Объясняют воздействие оледенения и приморского положения на природу и хозяйство.

Называют знаменитых людей и объекты культуры

64.

Европа: путешествие. Восточная Европа. Южная Европа.

Показывают на карте географические объекты.

 Объясняют особенности природы и экономики.

Определяют географические координаты.

Называют знаменитых людей и объекты культуры.

 Составляют характеристику природы и экономики стран. Объясняют выгодность центрального географического положения стран

65.

Азия в мире.

Практикум «Установление различий и плотности населения различных регионов Азии.

Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности средиземноморского типа климата, природы и экономики. Называют известных людей и объекты культуры.

66.

Азия: путешествие. Юго-Западная Азия. Центральная Азия.

Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют известных людей и объекты культуры.

67.

Юго-Восточная и Восточная Азия: путешествие. Практическая работа: 11. Составление и описание маршрута путешествия по Евразии с использованием различных источников географической информации.

Показывают на карте географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

Называют знаменитых людей и объекты культуры.

Анализируют размещение полезных ископаемых и перспективы развития хозяйства.

Составляют характеристику географического положения Турции, пользуясь разными источниками географической информации

68.

Учимся с «Полярной звездой»

Географическая исследовательская практика 5: Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Показывают на карте географические объекты.

Объясняют особенности природы и экономики.

Называют объекты культуры.

69.

Обобщение знаний по теме «Евразия».

70.

Обобщение по курсу география 7 класс

Учебно-методический комплект:

Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

Под редакцией А. И. Алексеева. М.: Просвещение, 2010

Атлас география, 7 класс, комплект контурных карт, география, 7 класс, «Рабочая тетрадь – мой тренажер» М.Просвещение 2008г.

«География. 6 – 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.

Методические пособия для учителя.

Примерная программа по географии для 6-9 классов, программы общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда», А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М.: Просвещение, 2011.

1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии, М.: Дрофа, 2003

2. Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2002.

3. В.В.Николина. География 7 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...