Урок Природные зоны Австралии
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Природные зоны Австралии.
Цели:
1.Познакомить учащихся с особенностями природной зоны.
2. Показать на примере природной зоны взаимосвязь природных компонентов.
3.Развивать навыки работы с источниками географических знаний (атласами, картами)
4.Привить любовь к природе.
Оборудование: атласы, карты: физическая Австралии, природных зон карта растений и животных мира.
Ход урока.
1.Оргмомент:
Один из героев Жюля Верна в романе « Дети капитана гранта» так описал этот материк «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!»
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней чем наводненье …
( Г. Усова).
Хочу предложить вам отправиться в заочное путешествие по Австралии.
Во время которого мы узнаем, чем отличается органический мир этого континента от других материков, откроем для себя нечто новое и интересное. - Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена. Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных в Австралии являются эндемиками. В Австралии встречаются сумчатые – 162 вида. Но не встречаются обезьяны и копытные, не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются больше нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы .Почему же??
Я уверена, что конце урока мы сумеем решить эту проблему.
Тема Природные зоны Австралии
Цель
Давайте вспомним определение природной зоны?
(Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).
Ну мы ж решили путешествовать..
С чего же начинается любое путешествие?
С изучения адреса материка, куда вы хотите отправиться. Не так ли? Поэтому расскажите о географическом положении Австралии?
Когда мы отправляемся в путешествие, нам необходимо знать прогноз погоды, в качестве которого мы используем знания о климате материка, полученные на предыдущем уроке. Вы уже знаете, в каких климатических поясах находится Австралия (учащиеся называют их) и можете самостоятельно охарактеризовать каждый из этих поясов.
(Характеристика климатических условий).
Откройте атласы, и попытайтесь определить какие природные зоны могут располагаться в том или ином климатическом поясе?
(в ходе работы они выявляют причинно-следственные связи между климатом и размещением природных зон).
Затем учитель просит открыть атласы и сравнить карты: климатическую и природных зон Австралии.
В результате сравнения учащиеся приходят к выводу, что на размещение природных зон в первую очередь влияют осадки. Границы природных зон почти полностью совпадают с границами среднегодового количества осадков. Это говорит о том, что существует тесная связь между климатическим областями и природными зонами.
По просьбе учителя перечисляют все природные зоны Австралии.
. Нанесите границы природных зон на контурную карту
Посмотрите какую мы видим закономерность: расположение природных зон в Австралии подчиняется закону широтной поясности?
Какая природная зона занимает большую площадь?
Проверить фронтально.
Ученик по просьбе учителя подводит итог: « Большую часть материка занимают тропические пустыни и саванны; в пределах Австралии смена природных зон подчиняется закону широтной поясности.»
Путешествие по Австралии начинается. Мы побываем с вами в разных природных зонах материка
Свои наблюдения мы зафиксируем в своих тетрадях,
которые послужат нам бортовыми журналами.
Ну что вы готовы? Тогда в путь!
1.Начнём с юго-востока Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников.
Перед вами лежат атласы, откройте их посмотрите, в каком климатическом поясе эта зона находится, и какие почвы в ней распространены? (данные записываются в таблицу).
Рассказ учителя
Итак, мы выяснили, что на юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы именно поэтому этот район материка наиболее заселён и освоен. Здесь преобладают эвкалиптовые леса, на крайнем юге встречается вечнозелёный бук. Но большинство этих лесов сведены с приходом европейцев и сейчас там произрастают: фруктовые деревья, дубы, тополя, хлебные злаки и другие виды. Много лесов погибло от пожаров, которые часто случаются здесь в засушливые периоды. Завезённые сюда животные: кролики, лисицы, крысы оттеснили или истребили местные виды животных. В целом, флора и фауна Австралии сильно изменены человеком, особенно в наиболее обжитых районах. Леса Австралии – родина зелёных попугайчиков, численность которых тоже сильно сократилась после того, как стало модным иметь их в европейских домах. Ученик эвкалипт
2.Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов, которая тянется вдоль восточных склонов Большого Водораздельного хребта. Еще эти леса называют дождевыми лесами.
Просмотр фильма.
Заполнение таблицы.
Дождевой тропический лес Австралии:
1. Этот лес несколько отличается от других лесов. Деревья высотой 40-50 метров, растут так близко друг к другу, что их листва образует плотный полог, закрывающий доступ солнечным лучам. Поэтому травяной покров здесь скуден, а вместо него на земле лежит толстый слой гниющих листьев, веток, стволов деревьев.
2. Ползучие растения обвивают ветви и стволы деревьев, мощные лианы свисают с них. Поражает изобилие эпифитных, папоротникообразных, орхидей, лишайников. Поваленные деревья как бы окутаны шерстяным покровом. Влажность очень высока.
3. Здесь растут сосна каури, араукария, красный кедр, клён, австралийский орех, эвкалипты, казуарины. Самым интересным деревом здесь является баньян. Его семена разбрасывают птицы, а они застревая в ветвях прорастают и пускают корни, которые сплетаясь опутывают своего хозяина и душат, занимая его место.
4. Здесь тоже встречаются коалы. Коала – отдалённая родственница вомбата, ещё более дальняя – кенгуру и опоссума: все они сумчатые животные. Коалы совершенно не пьют, поэтому название этого зверька переводится, как непьющий воду. Они питаются исключительно листвой определённых видов эвкалиптов. Жизнь у них проходит в основном в подвешенном состоянии, они достаточно ленивы и лишь изредка спускаются на землю. У коалы толстый, тёплый и очень ноский мех, из-за которого было истреблено огромное количество особей, и теперь они находятся под охраной государства.
Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу
Рассказ учителя:
3. Представьте, что следующую природную зону саванн и редколесий мы проедем на автобусе, а я выступлю в роли экскурсовода и вкратце расскажу о ней. А дома вы более подробно рассмотрите её с помощью атласа. Можете закрыть глаза, сесть поудобнее и немного помечтать, отдохнуть, пока я рассказываю вам, что мы могли бы увидеть из окна автобуса.
Главную роль в редколесьях играют вечнозелёные эвкалипты, в более сухих местах к ним примешиваются акации и казуарины. Деревья стоят на большом расстоянии друг от друга и поэтому не затеняют густой зелёный ковёр из местных трав: “голубой травы”, “митчелловой травы”, “кенгуровой травы”, “травы Флиндерса”. Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается, листья покрываются пылью, приобретая мертвенный оттенок. А с первыми дождями появляются сочная трава и яркие цветы. Густая трава вырастает до 1,5 метров и служит питательным кормом для животных. Главным представителем животного мира саванн и редколесий является кенгуру.
коала
4..И вот, наконец мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – зоны пустынь и полупустынь. Самостоятельно, пользуясь текстом и атласом заполните таблицу..
3/4 площади материка занято пустынями. С чем это связано? (учащиеся связывают это с засушливым климатом, выясняют, какое количество осадков выпадает в пределах этой зоны). В мире нет пустынь, подобных австралийским. Особенно своеобразны песчаные пустыни, образовавшиеся в результате разрушения древней ожелезненной материнской породы. Поэтому они красно-бурого цвета Склоны и вершины песчаных гряд поросли куртинами спинифекса – остролистного злака, кое-где встречаются колючие кусты акаций, эвкалиптов, казуарин. Поверхность же каменистых пустынь покрывают специфические австралийские виды лебеды и солянок, чередующиеся с густыми непролазными зарослями кустарников – скрэбами. (для более любознательных учитель записывает на доске название скрэбов из эвкалиптов и акаций). Растительность полупустынь несколько богаче: жёсткие дерновинные злаки, полыни и солянки, сплошные заросли кустарниковых акаций и эвкалиптов. Животный мир пустынь беден. Там лишь встречаются ядовитые змеи, плащеносная ящерица, насекомые, в полупустынях обитают различные виды кенгуру, страус эму, дикая собака динго, которая значительно повлияла на сокращение популяции кенгуру, также как и человек.
6. Закрепление знаний, полученных на уроке.
Учитель: А теперь я предлагаю вам послушать текст и найти в нем допущенные ошибки.
- Леса расположены в основном на западе Австралии, в них живут много видов обезьян, которые питаются листьями многочисленных эвкалиптов и хлебных деревьев. В лесах Австралии обитают попугаи. Совсем небольшую площадь на материке занимают саванны, полупустыни и пустыни. Среди сплошных зарослей кустарников медленно пробираются коалы. Пустыни кажутся не такими уж и безжизненными, так как оазисы там встречаются на каждом шагу.
Тест:
- 1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные.
+2. Коала питается только листьями эвкалиптов.
-3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев.
+4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.
+5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.
-6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.
-7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.
+8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.
+9. В Австралии много эндемиков.
+10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно.
Слово Учителя:
Заканчивая наше путешествие, прошу обратить внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии. Во-первых стремительно сокращается площадь лесов. Во - вторых 75% территории материка теперь подвержено опустыниванию. В-третьих некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. Растительный мир также пострадал от хозяйственной деятельности и внедрения человека в дикую природу этой уникальной части света. И несмотря на всё это, всего около 2% земельного фонда страны занимают охраняемые территории. До сих пор усилия защитников природы в этой стране находятся в постоянном конфликте с интересами монополий, и учёные Австралии высказывают опасения, что природа континента может быть принесена им в жертву!
Д. З.параграф
Оценки
Природная зона | Тип климата | Особенности климата | Растительность | Почва | Животный мир | ||
Tянв. | Tиюль | Сумма осадков | |||||
Постоянно влажные леса ФИЛЬМ | Тропический влажный континентальный и субтропический муссонный | +24 | +16 | 1000 | Эвкалипты, пальмы, древовидные папоротники, панданус, флиндерсия, орхидеи, араукария. | Красно-жёлтые ферралитные | коала, кускус,древесный кенгуру, сумчатые:вомбат, падемелоны, сумчатые тигровые кошки и карликовые поссумы. |
Саванны, редколесья и кустарники | Субэкваториальный континентальный и тропический континентальный | +24 | +16 | 500 | Эвкалиптовые редколесья, злаки, акации, казаурины | Коричневые, красно-бурые и бурые саванн | Сурок, ехидна, кенгуровые мыши, гигантский кенгуру, вомбат, сумчатый крот, страус эму. |
Пустыни и полупостыни САМ | Тропический континентальный | +24 | +8 | 250 | трава Митчелла, триодия, плектрахне, челнобородник | Пустынные песчаные и каменистые | Страус эму, плащеносная ящерица, змеи, кенгуру, собака динго |
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники Я + УЧЕН | Субтропический средиземноморский климат | +16 | +8 | 750 | Низкорослые виды эвкалиптов, заросли колючих акаций, солянка, селитрянка, лебеда | Коричневые |
|
составить тематическую викторину, кроссворд об уникальности флоры и фауны или более серьезные задания - тесты, географический диктант. Запишите выбранный вами вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Природные зоны Австралии".
На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:- Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных- Продолжить знакомство с работой с р...
Природные зоны Австралии"Презентация к уроку "
Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растительного и животного мира материка....
Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии"
Урок-исследование. Учащиеся работают в группах и самостоятельно с помощью карт и дополнительного матриала исследуют природу природных зон материка Австралия....
Конспект урока географии в 7 классе тема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»
Конспект урока географии в 7 классетема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»...
Интегрированный урок по географии и экологии «Природные зоны Австралии»
Разработка урока поможет всем, кто хочет интересно рассказать о Автралии своим ученикам....
Тема: Природные зоны Австралии. Урок для учащихся 7 класса с презентацией.
Конспект урока по теме: "Природные зоны Австралии" разработан на основе деятельностного подхода к обучению. Задуман как урок путешествие на воздушном шаре в ходе которого учащиеся знакомятся с природн...
презентация к уроку "Природные зоны Австралии"
Презентация содержит фотографии эндемичных животных и уникальных природных комплексов Австралии....