Проект урока по теме "Горные породы,минералы,полезные ископаемые"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Майорова Наталия Владимировна

Тип урока: практическая работа.

Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли.

Методы обучения на уроке: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации урока: игровая.

Средства обучения: коллекция горных пород и минералов (каменный уголь, соль, гранит, песок, мел, бурый и магнитный железняки, кварц, мрамор), учебник географии «Природа и люди. 6 класс».

Форма организации работы в классе: индивидуальная, работа в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           

                                   МБОУ Основная общеобразовательная школа 116 имени В.П.Чкалова

Проект урока

по теме «Горные породы, минералы,

полезные ископаемые»

                                                                                                            Выполнила учитель географии высшей категории

                                                                                                            Майорова Наталия Владимировна

                                                                              Нижний Новгород

Тип урока: практическая работа.

Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли.

Задачи:

  1. образовательные:

- сформировать понятия «минерал», «горная порода», «полезные ископаемые»;

- раскрыть особенности происхождения горных пород;

- формировать умения определять, сравнивать, классифицировать виды горных пород по происхождению, свойствам и хозяйственному использованию;

- выяснить взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами, давать описание горной породы по её свойствам;

- осуществить межпредметные связи (природоведение и география);

  1. развивающие:

- развивать практические навыки учащихся при проведении работы с коллекцией горных пород (с натуральными объектами);

- развивать мелкую моторику рук (выбирать из коллекции горные породы);

- по плану уметь осуществлять последовательные действия чтобы описать свойства горных пород для формирования анализирующего, логического и обобщающего мышления;

  1. воспитательные:

- показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;

- осознание учащимися значимости полезных ископаемых в жизни человека и необходимости их рационального использования;

- продолжить формировать коммуникативные и поведенческие умения, самооценивание результатов своей деятельности;

Методы обучения на уроке: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации урока: игровая.

Средства обучения: коллекция горных пород и минералов (каменный уголь, соль, гранит, песок, мел, бурый и магнитный железняки, кварц, мрамор), учебник географии «Природа и люди. 6 класс».

Форма организации работы в классе: индивидуальная, работа в малых группах.

Хронометраж урока:

№ п/п

Этап урока

Структурные элементы

Время

1.

Мотивационно-ориентировочный

- организационный момент;

- мотивация;

- актуализация (выравнивание) знаний.

2.

Операционно-исполнительский

- постановка учебной задачи;

- формирование знаний и умений (выполнение практической работы «Изучение свойств горных пород и минералов, их использование человеком».

3.

Исполнительский

- рефлексия;

- первичное закрепление материала;

- закрепление материала в новой ситуации.

4.

Контрольный

- самоконтроль и самооценка;

- выравнивание эмоционального состояния;

- задание на дом.

Самоанализ урока

Поставленные задачи выполнены. В процессе работы учащиеся узнали свойства горных пород и минералов, научились составлять описание их по типовому плану, предложенному учителем, классифицировать их по происхождению и полезности человеку.

Уровень развития и сформированности учебных умений учащихся средний. Форма организации – практическая работа в форме игры. Используется самостоятельная работы учащихся, учитель выполняет направляющую роль. Такая форма организации занятий пробуждает интерес учащихся к данному уроку и предмету в целом.

Отбор содержания, его структурирование, а также подобранные методы (самооценивание, работа в группах, практическая работа, поисковая деятельность) позволили достичь поставленной цели.

Совершенствование, обобщение и систематизация полученных знаний продолжится на последующих уроках данной темы. Также продолжится развитие интеллектуальных, общеучебных, коммуникативных, поведенческих умений.

Этап, структурные элементы

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Мотивационно-ориентировочный:

1) Организационный момент;

2) Мотивация

3) Актуализация (выравнивание) знаний

Настрой на учебную деятельность.

Обеспечение стимула к работе на уроке и принятие учащимися цели учебно-воспитательной деятельности.

Выявить опорные знания.

Приветствие учащихся, фиксирование отсутствующих, проверка наличия УМК у учащихся.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с внутренним строением Земли. Посмотрите, что вы видите на своих партах?

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Да, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Запишите тему урока в свои тетради.

- Цель нашего урока: изучить свойства горных пород , полезных ископаемых и их использование  человеком.

- Чтобы перейти к новой работе, мы должны опираться на имеющиеся знания. Для этого выполним тест на соответствие фактов.

Раздаёт бланки теста (см. Приложение).

- Закончили?

- Проверим вместе, справились ли вы с заданием. Поменяйтесь листочками со своим соседом по парте.

Диктует правильные ответы. Знакомит с критерием оценки.

Приветствуют учителя. Подтверждают наличие УМК.

Смотрят на коллекции горных пород. Отвечают:

- Горные породы.

- Продолжать изучение горных пород.

Выполняют задание на соответствие знаний фактов

- Да.

Обмениваются листочками и под диктовку учителя проверяют работы и ставят друг другу оценки.

Готовность класса к работе на уроке.

Готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности.

Осуществление связи новых знаний с уже имеющимися.

Происходит актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

  1. Операционно-исполнительский

1) Постановка учебной задачи.

2) Формирование знаний и умений (выполнение практической работы «Изучение свойств горных пород и минералов, их использование человеком»).

Обеспечение восприятия знаний горных пород и полезных ископаемых, развитие познавательного интереса.

Учить умению описывать свойства горных пород и минералов осадочного, магматического и метаморфического происхождения, выделять их существенные признаки.

Активизация познавательной деятельности, осмысление знаний, полученных в результате формирования умений.

- Ребята, сегодня для работы вам нужно разбиться на группы по 5 человека и выбрать командира.

- В тетради начертите таблицу «Свойства горных пород и минералов» (см. Приложение)

Чертит на доске.

- Скажите, вы любите сказки?

- Я расскажу вам сказку о том, как Иван Царевич ключ Земли искал (см. Приложение).

Рассказывает 1 часть сказки.

- Ребята, кто поможет Ивану Царевичу объяснить надпись?

Рассказывает 2 часть сказки.

- Найдите в коллекции эти породы. Опишите свойства одной осадочной горной породы - песка. Для этого используйте рубрику учебника «Шаг за шагом – изучаем горные породы». Результаты занесите в таблицу в тетради.

Рассказывает 3 часть сказки.

- Ребята, найдите в коллекции магматические горные породы – бурый, магнитный железняки, гранит. Опишите свойства гранита.

Рассказывает 4 часть сказки.

- Почему трудно стало дышать нашему герою?

- Найдите в коллекции мрамор и гнейс.

- Прочитайте в учебнике на стр.80, как они образуются.

- Опишите мрамор. Продолжите заполнять таблицу.

Рассказывает 5 часть сказки.

- Давайте разгадаем загадки (см. Приложение).

Делятся на группы, выбирают командира.

Чертят таблицу в тетрадях.

- Да.

Слушают.

Дают определение:

Литосфера – это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии.

Слушают сказку.

Открывают учебники. Отбирают осадочные горные породы из коллекции.

Читают учебник. Определяют свойства песка.

Заполняют таблицу в тетради.

Слушают.

Находят в коллекции магматическую горную породу – гранит и описывают его свойства, используя учебник. Результаты заносят в таблицу в тетради.

Слушают.

- Потому что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура Земли.

Достают из коллекции мрамор и гнейс.

Читают учебник.

Устанавливают, что мрамор и гнейс - метаморфические горные породы.

Описывают свойства мрамора, заполняют таблицу.

Слушают.

Отгадывают загадки.

Активизируется познавательный интерес для формирования знаний и умений.

Заложили умения описания свойств горных пород. Делают умозаключения, работают сообща, взаимодополняют друг друга.

Усвоили свойства горных пород – цвет, состояние, блеск, твёрдость, и их применение.

  1. Исполнительский
  1. Рефлексия

  1. Первичное закрепление материала

  1. Закрепление материала в новой ситуации

Осознание учащимися своей деятельности на уроке.

Закрепить пройденный на уроке материал

Формирование умения описывать свойства полезных ископаемых самостоятельно работая индивидуально.

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Давайте подведём итог путешествия нашего героя. Для этого каждая группа зачитывает свои результаты из таблицы.

- Командир 1 группы – про осадочные горные породы (песок); 2 группы – про магматические горные породы (гранит); 3 – про метаморфические горные породы (мрамор).

- А почему гранит разных цветов?

- Ребята, а как называются горные породы, которые использует человек?

- Давайте запишем в тетради определение:

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек в хозяйственной деятельности

Составьте классификацию полезных ископаемых, используя текст учебника (стр.80-81).

- Опишите самостоятельно, не заглядывая в таблицу, на листочках полезное ископаемое – каменный уголь.

На выполнение работы – 5 минут.

Сдайте листочки мне на проверку.

- Описывали свойства горных пород и минералов, узнавали, где их применяют, вспоминали их происхождение.

Просматривают свои таблицы в тетради.

Командиры зачитывают по очереди свои записи.

- Гранит состоит из минералов – полевой шпат, слюда, кварц.

- Полезные ископаемые.

Записывают определен е в тетради.

Учащиеся составляют классификацию  полезных ископаемых на рудные, нерудные, топливные.

Выбирают каменный уголь из коллекции, описывают на листочках его свойства, не пользуясь алгоритмом.

Сдают свои работы.

Понимание учащимися значимости своей деятельности на уроке.

Устный рассказ каждой группы о результатах своей работы на уроке.

Усвоение умения самостоятельно описывать свойства  горной породы на примере полезного ископаемого - каменного угля.

  1. Контрольный

1) самоконтроль и самооценка.

2) Выравнивание эмоционального состояния.

3) Задание на дом.

Оценивание учеником своей деятельности на уроке.

Завершение урока.

Развитие навыков самостоятельной работы дома с учебником, творческих навыков.

- Ребята, оцените свою работу в группе, используя бланк контроля (см. Приложение).

- Ваша оценка будет складываться из оценки командира, вашей собственной оценки своей работы на уроке и оценки, которую поставлю вам я.

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Вы с удовольствием работали на уроке?

- Дома прочитайте §14, письменно ответьте на вопросы рубрики «Это я могу», задания 10, 11 на стр.82 (заполните таблицу «Как человек использует горные породы и минералы»). Подумайте, что произойдёт, если человек бездумно будет добывать полезные ископаемые. Ответ запишите.

Творческое задание: по желанию собрать коллекцию горных пород своей местности, сгруппировать их по разным признакам.

Критерий оценивания – см. Приложение.

Командир оценивает работу каждого ученика в своей группе.

Каждый ребёнок сам ставит себе оценку за работу на уроке.

Сдают бланки оценивания учителю.

- Да!

- Да!

Записывают в дневник домашнее задание. Задают вопросы по домашнему заданию.

Оценка деятельности учащихся на уроке с позиции командира группы, самого себя и с позиции учителя.

Правильное выполнение домашней работы согласно критериям учителя.

   Приложение

           

             Сказка «Как Иван царевич – ключ Земли искал»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царём».

Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шёл, коротко ли, дошёл до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись – «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.

 - Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что,

Мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» - отвечает царевич. «Есть – то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землёй, а стережёт его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.

Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец.. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались лёгкие, рыхлые: песок, мел, соль каменная.

 - Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.

                       

                     Таблица «Свойства горных пород»

План описания

Горная порода

Горная порода

Горная порода

1.Название

песок

гранит

мрамор

2.Происхождение

3.Свойства:

1.состояние

2.масса

3.цвет

4.блеск

5.твердость

4.Где используется

 

Глубже роет Иван, твёрже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, гранит.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твёрдые, крепкие горные породы встречает он на своём пути – мрамор, кварц.

Увлёкся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»

                                      Загадки

Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)

Белый, как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберёшься. (Мел)

Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (Соль)

2Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», - сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки."

Коспект урока по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки." 7 класс...

Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископ...

Презентация к уроку по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Презентация к уроку географии (7 класс) по теме: "Рельеф и полезные ископаемые Африки"...

Презентация по географии на тему: "Горные породы, минералы, полезные ископаемые" - 5-7 класс

Презентация предназначена к теме урока "Минералы, горные породы, полезные ископаемые" для 5-7 класса. В презентации приводится классификация горных пород с примерами, условиями образования г...