Проект урока по теме "Горные породы,минералы,полезные ископаемые"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Тип урока: практическая работа.
Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли.
Методы обучения на уроке: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации урока: игровая.
Средства обучения: коллекция горных пород и минералов (каменный уголь, соль, гранит, песок, мел, бурый и магнитный железняки, кварц, мрамор), учебник географии «Природа и люди. 6 класс».
Форма организации работы в классе: индивидуальная, работа в малых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект урока "Горные породы,минералы,полезные ископаемые" | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Основная общеобразовательная школа 116 имени В.П.Чкалова
Проект урока
по теме «Горные породы, минералы,
полезные ископаемые»
Выполнила учитель географии высшей категории
Майорова Наталия Владимировна
Нижний Новгород
Тип урока: практическая работа.
Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли.
Задачи:
- образовательные:
- сформировать понятия «минерал», «горная порода», «полезные ископаемые»;
- раскрыть особенности происхождения горных пород;
- формировать умения определять, сравнивать, классифицировать виды горных пород по происхождению, свойствам и хозяйственному использованию;
- выяснить взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами, давать описание горной породы по её свойствам;
- осуществить межпредметные связи (природоведение и география);
- развивающие:
- развивать практические навыки учащихся при проведении работы с коллекцией горных пород (с натуральными объектами);
- развивать мелкую моторику рук (выбирать из коллекции горные породы);
- по плану уметь осуществлять последовательные действия чтобы описать свойства горных пород для формирования анализирующего, логического и обобщающего мышления;
- воспитательные:
- показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;
- осознание учащимися значимости полезных ископаемых в жизни человека и необходимости их рационального использования;
- продолжить формировать коммуникативные и поведенческие умения, самооценивание результатов своей деятельности;
Методы обучения на уроке: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации урока: игровая.
Средства обучения: коллекция горных пород и минералов (каменный уголь, соль, гранит, песок, мел, бурый и магнитный железняки, кварц, мрамор), учебник географии «Природа и люди. 6 класс».
Форма организации работы в классе: индивидуальная, работа в малых группах.
Хронометраж урока:
№ п/п | Этап урока | Структурные элементы | Время |
1. | Мотивационно-ориентировочный | - организационный момент; - мотивация; - актуализация (выравнивание) знаний. | |
2. | Операционно-исполнительский | - постановка учебной задачи; - формирование знаний и умений (выполнение практической работы «Изучение свойств горных пород и минералов, их использование человеком». | |
3. | Исполнительский | - рефлексия; - первичное закрепление материала; - закрепление материала в новой ситуации. | |
4. | Контрольный | - самоконтроль и самооценка; - выравнивание эмоционального состояния; - задание на дом. |
Самоанализ урока
Поставленные задачи выполнены. В процессе работы учащиеся узнали свойства горных пород и минералов, научились составлять описание их по типовому плану, предложенному учителем, классифицировать их по происхождению и полезности человеку.
Уровень развития и сформированности учебных умений учащихся средний. Форма организации – практическая работа в форме игры. Используется самостоятельная работы учащихся, учитель выполняет направляющую роль. Такая форма организации занятий пробуждает интерес учащихся к данному уроку и предмету в целом.
Отбор содержания, его структурирование, а также подобранные методы (самооценивание, работа в группах, практическая работа, поисковая деятельность) позволили достичь поставленной цели.
Совершенствование, обобщение и систематизация полученных знаний продолжится на последующих уроках данной темы. Также продолжится развитие интеллектуальных, общеучебных, коммуникативных, поведенческих умений.
Этап, структурные элементы | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Мотивационно-ориентировочный: 1) Организационный момент; 2) Мотивация 3) Актуализация (выравнивание) знаний | Настрой на учебную деятельность. Обеспечение стимула к работе на уроке и принятие учащимися цели учебно-воспитательной деятельности. Выявить опорные знания. | Приветствие учащихся, фиксирование отсутствующих, проверка наличия УМК у учащихся. - Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с внутренним строением Земли. Посмотрите, что вы видите на своих партах? - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? - Да, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Запишите тему урока в свои тетради. - Цель нашего урока: изучить свойства горных пород , полезных ископаемых и их использование человеком. - Чтобы перейти к новой работе, мы должны опираться на имеющиеся знания. Для этого выполним тест на соответствие фактов. Раздаёт бланки теста (см. Приложение). - Закончили? - Проверим вместе, справились ли вы с заданием. Поменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Диктует правильные ответы. Знакомит с критерием оценки. | Приветствуют учителя. Подтверждают наличие УМК. Смотрят на коллекции горных пород. Отвечают: - Горные породы. - Продолжать изучение горных пород. Выполняют задание на соответствие знаний фактов - Да. Обмениваются листочками и под диктовку учителя проверяют работы и ставят друг другу оценки. | Готовность класса к работе на уроке. Готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности. Осуществление связи новых знаний с уже имеющимися. Происходит актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. |
1) Постановка учебной задачи. 2) Формирование знаний и умений (выполнение практической работы «Изучение свойств горных пород и минералов, их использование человеком»). | Обеспечение восприятия знаний горных пород и полезных ископаемых, развитие познавательного интереса. Учить умению описывать свойства горных пород и минералов осадочного, магматического и метаморфического происхождения, выделять их существенные признаки. Активизация познавательной деятельности, осмысление знаний, полученных в результате формирования умений. | - Ребята, сегодня для работы вам нужно разбиться на группы по 5 человека и выбрать командира. - В тетради начертите таблицу «Свойства горных пород и минералов» (см. Приложение) Чертит на доске. - Скажите, вы любите сказки? - Я расскажу вам сказку о том, как Иван Царевич ключ Земли искал (см. Приложение). Рассказывает 1 часть сказки. - Ребята, кто поможет Ивану Царевичу объяснить надпись? Рассказывает 2 часть сказки. - Найдите в коллекции эти породы. Опишите свойства одной осадочной горной породы - песка. Для этого используйте рубрику учебника «Шаг за шагом – изучаем горные породы». Результаты занесите в таблицу в тетради. Рассказывает 3 часть сказки. - Ребята, найдите в коллекции магматические горные породы – бурый, магнитный железняки, гранит. Опишите свойства гранита. Рассказывает 4 часть сказки. - Почему трудно стало дышать нашему герою? - Найдите в коллекции мрамор и гнейс. - Прочитайте в учебнике на стр.80, как они образуются. - Опишите мрамор. Продолжите заполнять таблицу. Рассказывает 5 часть сказки. - Давайте разгадаем загадки (см. Приложение). | Делятся на группы, выбирают командира. Чертят таблицу в тетрадях. - Да. Слушают. Дают определение: Литосфера – это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии. Слушают сказку. Открывают учебники. Отбирают осадочные горные породы из коллекции. Читают учебник. Определяют свойства песка. Заполняют таблицу в тетради. Слушают. Находят в коллекции магматическую горную породу – гранит и описывают его свойства, используя учебник. Результаты заносят в таблицу в тетради. Слушают. - Потому что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура Земли. Достают из коллекции мрамор и гнейс. Читают учебник. Устанавливают, что мрамор и гнейс - метаморфические горные породы. Описывают свойства мрамора, заполняют таблицу. Слушают. Отгадывают загадки. | Активизируется познавательный интерес для формирования знаний и умений. Заложили умения описания свойств горных пород. Делают умозаключения, работают сообща, взаимодополняют друг друга. Усвоили свойства горных пород – цвет, состояние, блеск, твёрдость, и их применение. |
| Осознание учащимися своей деятельности на уроке. Закрепить пройденный на уроке материал Формирование умения описывать свойства полезных ископаемых самостоятельно работая индивидуально. | -Чем мы занимались сегодня на уроке? - Давайте подведём итог путешествия нашего героя. Для этого каждая группа зачитывает свои результаты из таблицы. - Командир 1 группы – про осадочные горные породы (песок); 2 группы – про магматические горные породы (гранит); 3 – про метаморфические горные породы (мрамор). - А почему гранит разных цветов? - Ребята, а как называются горные породы, которые использует человек? - Давайте запишем в тетради определение: Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек в хозяйственной деятельности Составьте классификацию полезных ископаемых, используя текст учебника (стр.80-81). - Опишите самостоятельно, не заглядывая в таблицу, на листочках полезное ископаемое – каменный уголь. На выполнение работы – 5 минут. Сдайте листочки мне на проверку. | - Описывали свойства горных пород и минералов, узнавали, где их применяют, вспоминали их происхождение. Просматривают свои таблицы в тетради. Командиры зачитывают по очереди свои записи. - Гранит состоит из минералов – полевой шпат, слюда, кварц. - Полезные ископаемые. Записывают определен е в тетради. Учащиеся составляют классификацию полезных ископаемых на рудные, нерудные, топливные. Выбирают каменный уголь из коллекции, описывают на листочках его свойства, не пользуясь алгоритмом. Сдают свои работы. | Понимание учащимися значимости своей деятельности на уроке. Устный рассказ каждой группы о результатах своей работы на уроке. Усвоение умения самостоятельно описывать свойства горной породы на примере полезного ископаемого - каменного угля. |
1) самоконтроль и самооценка. 2) Выравнивание эмоционального состояния. 3) Задание на дом. | Оценивание учеником своей деятельности на уроке. Завершение урока. Развитие навыков самостоятельной работы дома с учебником, творческих навыков. | - Ребята, оцените свою работу в группе, используя бланк контроля (см. Приложение). - Ваша оценка будет складываться из оценки командира, вашей собственной оценки своей работы на уроке и оценки, которую поставлю вам я. - Ребята, вам понравилась сказка? - Вы с удовольствием работали на уроке? - Дома прочитайте §14, письменно ответьте на вопросы рубрики «Это я могу», задания 10, 11 на стр.82 (заполните таблицу «Как человек использует горные породы и минералы»). Подумайте, что произойдёт, если человек бездумно будет добывать полезные ископаемые. Ответ запишите. Творческое задание: по желанию собрать коллекцию горных пород своей местности, сгруппировать их по разным признакам. Критерий оценивания – см. Приложение. | Командир оценивает работу каждого ученика в своей группе. Каждый ребёнок сам ставит себе оценку за работу на уроке. Сдают бланки оценивания учителю. - Да! - Да! Записывают в дневник домашнее задание. Задают вопросы по домашнему заданию. | Оценка деятельности учащихся на уроке с позиции командира группы, самого себя и с позиции учителя. Правильное выполнение домашней работы согласно критериям учителя. |
Приложение
Сказка «Как Иван царевич – ключ Земли искал»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царём».
Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шёл, коротко ли, дошёл до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись – «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что,
Мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» - отвечает царевич. «Есть – то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землёй, а стережёт его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец.. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались лёгкие, рыхлые: песок, мел, соль каменная.
- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.
Таблица «Свойства горных пород»
План описания | Горная порода | Горная порода | Горная порода |
1.Название | песок | гранит | мрамор |
2.Происхождение | |||
3.Свойства: 1.состояние 2.масса 3.цвет 4.блеск 5.твердость | |||
4.Где используется |
Глубже роет Иван, твёрже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, гранит.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твёрдые, крепкие горные породы встречает он на своём пути – мрамор, кварц.
Увлёкся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
Загадки
Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)
Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
2Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», - сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки."
Коспект урока по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки." 7 класс...
Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископ...
Презентация к уроку по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Презентация к уроку географии (7 класс) по теме: "Рельеф и полезные ископаемые Африки"...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые
конспект урока...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Презентация к уроку...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Презентация по географии на тему: "Горные породы, минералы, полезные ископаемые" - 5-7 класс
Презентация предназначена к теме урока "Минералы, горные породы, полезные ископаемые" для 5-7 класса. В презентации приводится классификация горных пород с примерами, условиями образования г...