Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа 8 кл по географии, с учетом перехода на ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_rabochaya_programma_sentyabr_2014_obyazat_minimum.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для основного общего образования
(базовый уровень)
- Пояснительная записка
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ | НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
1 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ |
2 | Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». |
3 | Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. № 164 от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39 и от 31 января 2012 г. № 69. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»; |
4 | Письмо Министерство общего и профессионального образования РФ от 14 января 1999 г. № 27/11-12. «О примерном учебном плане вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения». (заочная форма обучения) |
5 | Учебный план МБОУ «Кош- Агачская вечерняя (сменная) ОШ» на 2014/2015 учебный год |
6 | Положение о рабочей программе МБОУ «Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Приказ № 833 от 10.12.2013 |
7 | Приказ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
8 | стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. |
9 | примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г |
10 | Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009 г. |
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Школьная география, особенно география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 144 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI в VII, VIII и IX классах — 36 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю. Из расчета 36 часов многие темы были объединены и сокращены. Также при изучении курса географии отводится темы для изучения родного края, республики Алтай. Учитывая контингент вечерней школы, практические работы предусмотрено только в 4 темах курса.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования в школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их, исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
Ученик научиться понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
ученик сможет научиться
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание тем учебного предмета по географии.
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Что изучает физическая география России. (3часа) Географическое положение РФ и Республики Алтай. Моря, омывающие территорию России. Россия на карте часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России | Географическое положение России Россия на картах мира и часовых поясов, как ориентироваться по карте России, как формировалась территория страны; вклад исследователей и путешественников в освоение территории России | Анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления страны, определять время часового пояса использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса. |
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (3 часа) Минеральные ресурсы России и развитие форм рельефа | Научиться определять природные ресурсы России, рельеф и формы рельефа, геологическое строение, тектоническую карту, геохронолгическую таблицу, эры, периоды, минеральные ресурсы России, бальнеологические ресурсы, Оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйств. | Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землятресений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования. |
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки Обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Тема 4. Климат и климатические ресурсы (2 часа) Отчего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и республики Алтай. Зависимость человека от климатических условий. | Научиться определять закономерности распределения суммарной солнечной радиации., факторы определяющие климат России, знать типы климатов России, циклонов и антициклонов, виды ветров, антропогенные фоздействия | Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия. |
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа) Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России и Республики Алтай | Выделять особенности внутренних вод России, понятия касающиеся работы реки, знать реки России, питание вод, распределение рек по бассейнам. | Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота. |
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Почва и почвенные ресурсы (3 часа) Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России и Республики Алтай | Определять факторы почвообразования, основные свойства почв, типы почв, вклады В. В. Докучаева, закономерности широтной зональности | Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. |
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки Обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Растительность и животный мир (4часа) Биологические ресурсы. Охрана растительного животного мира. Природно-ресурный потенциал России | Определять ареалы распространения растительного и животного мира России, особенности распространения растительного и животного мира, природных зон России | Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. |
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Природное районирование (4 часа) Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. | Описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах. | Выделять основные черты природного районирования, составлять характеристику природных зон и определять высотную поясность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. |
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Природа регионов России (12 часов) Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения. Восточно-Европейская равнин. Северный Кавказ. Урал. Западно-Сибирская низменность. Западная Сибирь-Республика Алтай природные условия и ресурсы. Восточная Сибирь. Жемчужина Сибири-Байкал. Дальний Восток. | Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения. |
Тема 10. Человек и природа (5 часов)
Название разделов и тем курса | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы обязательного минимума образования | |
Ученик научиться | Ученик сможет научиться | ||
Человек и природа (2 часа).Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Экологическая ситуация в России. Земля у нас одна. | Применять законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. | Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы. приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России. |
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка контрольно-измерительных и дидактических материалов
Критерии оценивания самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Календарно- тематическое планирование по географии 8 класс
№ п/п | Пл дата | Фак дата | Тема урока | Кол час | Тип урока | Характеристика деятельности ученика | Формы контроля | Практические работы | Основные понятия | Домашнее задание | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Введение. Географическое положение России. | 1 | Изучение нового материала | Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; | фронтальный | На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины | Виды гф-го положения России: физико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное положения. | §1 Стр1-12 | |||
2 | Моря, омывающие территорию России Как осваивали и изучали территорию России | 1 | Изучение нового материала | Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | сообщения | Нанести на контурную карту морей | Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования. | §2,4 стр. 12-29 | |||
3 | Россия на карте часовых поясов | 1 | семинар | определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения | Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. Определение поясного времени для разных пунктов России. | §3 стр. 20-23 | |||||
4 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | 1 | семинар | знать основные формы рельефа, Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; | Тестовая самостоятель ная работа | ПР №1 Установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий | Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. | §5 стр. 32-41 | |||
5 | Минеральные ресурсы России и развитие форм рельефа | 1 | семинар | показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства; оценивать условия добычи. | Фронтальный опрос | Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. | §7,8 стр. 42-54 | ||||
6 | Контроль знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы» | 1 | повторение | Зачет | ПР №2 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | Повторить | |||||
7 | От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай | 1 | Изучение нового материала | Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации, факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов. | Самостоятельная работа | Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны. | §9,10 стр. 55-69 | ||||
8 | Зависимость человека от климатических условий. | 1 | семинар | Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания. | Индивидуальный опрос | Климатические сезоны, их обусловленность и влияние на быт, хозяйственную деятельность и характер питания людей. | §11 стр. 69-71 итоговое задание по всей теме | ||||
9 | Разнообразие внутренних вод России и республики Алтай. Реки | 1 | Изучение нового материала | Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам. | Работа с картами | ПР №3 проанализировать и определить падение и уклон реки на выбор | Уклон, падение реки, устье, исток, режим питания реки | §12 стр.73-79 | |||
10 | Озера, болота, подземные воды, ледники многолетняя мерзлота Республики Алтай | 1 | практимук | Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты. | Самостоятельна работа | Болота, подземные воды, многолетняя мерзлота | §13 стр.80-85- | ||||
11 | Контроль по темам: климат и внутренние воды | 1 | повторение | зачет | Повторить | ||||||
12 | Образование почв и их разнообразие | 1 | Урок новых знаний | Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. | Географический диктант | Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии | §15 стр.90-95 | ||||
13 | Закономерности распространения почв. | 1 | практикум | Дать характеристику почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования | Проверочна работа | ПР№4 Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования | Типы почв, явление широтной зональности | §16 стр.95-97 | |||
14 | Почвенные ресурсы России Республики Алтай | 1 | Обобщающий | Знать основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. | зачет | Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. | |||||
15 | Растительный и животный мир России | 1 | Урок новых знаний | Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов | Работа с атласами, сообщения | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. | §18 Стр.102-111 | ||||
16 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | исследования | Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов. | сообщения | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. | |||||
17 | Природно- ресурный потенциал России | 1 | семинар | тестирование | ПР №5 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | Природные условия, природные ресурсы, особенности размещения природных ресурсов | §20 стр 115-119 | ||||
18 | Урок обобщающего повторения по теме «Общая характеристика природы России» | 1 | обобщающий | зачет | повторить | ||||||
19 | Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы | 1 | Урок новых знаний | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов. | тест | Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) –Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. | §21,22 стр . 122-129 | ||||
20 | Природные зоны России | 1 | практикум | Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. | Заполнение таблицы | Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны. | §23 стр . 129-139 | ||||
21 | Безлесные зоны на юге России | 1 | практикум | Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки. | Заполнение таблицы | Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования. | §25 стр . 139-144 | ||||
22 | Высотная поясность. Обобщающее повторение | 1 | обобщение | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах. | тест | Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. | §26 стр . 145-149 итоговое задание по всей теме | ||||
23 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы | 1 | Урок новых знаний | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов | Работа на к\к | Нанести границы на контурную карту | Балтийский щит, равнинность, Русь | §27 стр . 151-157 | |||
24 | Природные комплексы. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины | 1 | семинар | объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; | сообщения | Тундры, лесотундры, тайга , рекреационные ресурсы, рациональное использование | §28,29 стр . 158-168 | ||||
25 | Северный Кавказ: самые молодые и высокие горы России | 1 | семинар | Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию | сообщения | Работа с контурной картой | Центральный Кавказ, Казбек, Эльбрус, Черные горы, Кисловодск. | §30 стр.169-177 | |||
26 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | практикум | характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | Фронтальный опрос | Историческая справка | §31 стр.177-181 | ||||
27 | Урал: каменный пояс земли России | 1 | комбинированный | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; | Географический диктант | История освоения Урала, геологическое строение Урала, река Чусовая | §32 стр.182-186 | ||||
28 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | 1 | семинар | характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | сообщения | Кунгурская ледяная пещера, малахит, уральский самоцвет | §34 стр. 192-197 | ||||
29 | Западно-Сибирская низменность. природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения | 1 | Урок новых знаний | объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; | тест | Причины сурового климата, природные ресурсы равнины, Васьюгане и нарым | §35,36 стр.198-209 | ||||
30 | ГФ положение РА, природные условия и ресурсы | 1 | Урок новых знаний | Уметь показывать границы РА, районов. Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; | сообщения | Нанести на контурную карту границы РА итд | Сообщения | ||||
31 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | 1 | семинар | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; | Самостоятельная работа | Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, геологическая история | §37 стр.209-222 | ||||
32 | Жемчужина Сибири- Байкал | 1 | путешествие | характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | тест | §39 стр. 224-228 | |||||
33 | Дальний Восток: край контрастов | 1 | Урок новых знаний | характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | Географический диктант | Специфика географического положения, цунами, вулканология | §41 стр.234-246 | ||||
34 | Контроль знаний и умений по всем регионам России | 1 | обобщение | тест | ПР №6 сравнить природные условия и ресурсов одного из двух регионов (на выбор) | Повторить | |||||
35 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Экологическая ситуация в Росии | 1 | семинар | Знать: законы об охране природы Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; | беседа | §44 стр. 254-260 | |||||
36 | Земля у нас одна! Итоговый урок | 1 | Урок- диалог | сочинение | Повторить |
Перечень обязательной географической номенклатуры
8 класс
Тема: «Географическое положение»России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
8 класс
- Л. Н. Полякова «Сборник заданий и упражнений по географии» издательство «Экзамен» Москва 2009г
- В. И. Евдокимова Тесты по географии России 8-9 кл «Экзамен» Москва 2009г
- Тесты по географии 6-10кл. Дрофа 2001г
Описание учебно- методического и материально –технического обеспечения в преподавании географии
Используемый УМК:
1. И. И. Баринова, В. П. Дронов «География России»
2Атлас. География России. Природа. 8 класс.
3Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература:
Дронов, В. П., Ром, В. Я. Дополнительные главы к учебнику. -М: Дрофа, 2009,
Алексеев, А. И. и др. География России. Хозяйство. - М.: Дрофа, 2004.
Сиротин, В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 200
Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2006
Маеров Н.Ю. Уроки географии. 8-9 класы. – М.: Дрофа, 2006
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.
Список, используемых образовательных Интернет-ресурсов:
Ориентироваться во множестве ресурсов помогает Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет»- http://catalog.iot.ru- где собрано и классифицировано более 650 интернет-ресурсов по образованию.
Российский образовательный портал-http://www.school.edu.ru – обеспечивает открытый доступ ко всем ресурсам для учеников, учителей и родителей.
Единая коллекция ЦОР http://school-collection, edu.ru –базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей теме в различном формате: тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.
- Газета «География» http:// geo. 1 september.ru/
- Учитель года России http:// 2006.teacher.org.ru/
- Gismeteo.ru http:// www. gismeteo.ru /maps.htm
- Географическое общество России http://rgo.org.ru /
- Клуб журнала «GEO» http://www.geo.ru /
- Журнал «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.ru /
- Журнал «National geographic» http://www.national-geographic.ru /ngm/ngs/
- Великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru /
Национальное географическое общество http:// www.rusngo.ru/project/index.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...