Новые подходы в моей педагогической деятельности
консультация по географии на тему
Статья раскрывает работу педагога в новых условиях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novye_podkhody_v_moey_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые подходы в моей педагогической деятельности.
Кремза И.М., учитель географии МБОУ СОШ №6 г. Краснодара,
заместитель директора по УМР.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. В течение последних лет школьное образование ассоциируется с реформированием. Реформы касаются содержания образования, появляются новые стандарты, внедряется процесс информатизации образовательной среды. Важным условием в повышении качества преподавания является правильный выбор учебников для своих учеников. На смену учебникам, долгое время являвшимися почти единственными источниками знаний, пришли учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочие тетради, методические разработки, электронные образовательные ресурсы. Большую роль в формировании информационной географической культуры играют новые УМК, которые формируют и вырабатывают у учащихся навыки и умения. Для своих учеников я выбрала учебно-методический комплект издательского центра «Вентана-Граф», который составлен таким образом, что позволяет применять самые различные методы и формы проведения урока. Это может быть как классический урок с демонстрацией иллюстраций на экране всему классу, так и нестандартные уроки, в том числе уроки-семинары, уроки-лекции, уроки – заочные экскурсии, а также различные формы самостоятельной работы учащихся. В инновационном обучении важное значение имеет компетентностный и системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Задача учителя, включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения знаниями. Как заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А учителю необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Новый подход включает кроме знаний, умений и навыков личностную ориентацию ученика – его мотивацию, при этом ученик выступает в качестве активного субъекта учебной деятельности. Специфика такого обучения заключается не в усвоении готовых знаний, а в выявлении происхождения их, в умении самостоятельно формулировать понятие.
Используемый мною учебно-методический комплект по географии предполагает комплексное использование как классических педагогических приёмов с учетом целей урока, его структуры и оптимальных методик проведения, так и новых методических подходов с применением современных информационных технологий и средств обучения. С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство передачи этих знаний, с другой – это комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности. Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узко предметной сфере.
Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я столкнулась с трудностями обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет «открытия» новых знаний, активности в учебной деятельности. Решением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД на уроке. География является не только учебным предметом, но и возможностью в реальной жизни сопоставить теоретические знания с практикой. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации и формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Это познание мира через деятельность, смысл которого заключается в том, что ребенок, добывает знания, реализуя исследовательский подход на практике в процессе своего труда.
Ученики учатся сравнивать явления, процессы, анализировать различные точки зрения, обобщать и делать выводы на основании текста учебника, карт атласа, статистических материалов. Активизируется мыслительная деятельность детей.
Исследовательская деятельность дает возможность реализовать потребности учащихся через проектную деятельность, уроки-практикумы, моделирование.
Выполнение модели изменяет ситуацию на уроке. Активно работает весь класс, даже учащиеся с низкими способностями. Моделирование – это один из приемов самостоятельного приобретения знаний, который способствует формированию творчества у учащихся, что является основой познания новых знаний. Большое значение необходимо уделять работе с текстом – этой основной составляющей любого предмета. Прием составления плана позволяет учащимся глубоко осмыслить и понять текст, найти в нем главные или ключевые слова, которые являются основой для восприятия информации. Прием комментирования прочитанного представляет собой самостоятельное рассуждение, где ученик учится анализировать, делать выводы. В педагогической практике важно использовать элементы технологии групповой деятельности: при проведении практических работ, где роли в группе распределяются учащимися самостоятельно; при групповом опросе при повторении и закреплении материала. Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Таким образом, создается продукт совместного труда.
Применение новых образовательных технологий, качественных традиционных методик, опираясь на современные УМК и творчество учителя, не только дает ребенку знания, но и обеспечивает его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружает таким важным умением, как умение учиться.
Но как в эту эпоху перемен оценивать результат труда ученика? Как на сложном переходе на ФГОС нового поколения, когда основной конечной целью учительского труда стоит формирование универсальных учебных действий, использовать традиционную систему оценивания? Критерии оценивания четко прописаны в программе. Для эффективного выполнения своих функций оценка должна быть объективной, дифференцированной и позволять прослеживать динамику учебной деятельности ребенка. Объективность предполагает независимость оценки от таких человеческих факторов, как настроение, личное отношение к ученику. Учащийся должен понимать, какое содержание вкладывается в оценку.
Современная пятибалльная система, на мой взгляд, уже давно изжила себя и не выполняет вышеуказанных функций, ведь вместо пятибалльной системы у нас давно уже трехбалльная и невозможно обозначить ту грань, которая показывает уровень усвоения программы учащимися.
Все мы знаем, что «пятёрка» или другая оценка, кроме цифрового обозначения имеет еще и массу эпитетов: сильная, твердая, слабая, натянутая, с минусом, с двумя минусами, но это «пятёрка» и только учитель знает, как она досталась ученику. Учащиеся сейчас получают одинаковые оценки за абсолютно разные знания и эти оценки явно не показывают реальные знания, потому что у учителя нет возможности развести их по баллам. Мы оцениваем умения, навыки, знания, действия. Но никто не оценивает количество вложенного ребенком труда. В конечном итоге важно: усвоен материал или нет. Поэтому я считаю, что одной из важнейших педагогических проблем, стоящих перед школой, является совершенствование имеющейся пятибалльной системы оценивания знаний учащихся. Задача учителя - поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания. В существующей 5-ти (3-х) балльной системе, ученик практически не имеет возможности вылезти из штампов, которые на него когда-то поставили. Человеческий фактор в оценивании не последний. Поэтому учителям необходимо помнить, а ученикам нужно донести, что отметка - это не цель, а лишь субъективное мнение конкретного человека (педагога), а он может и ошибаться.
Современное, инновационное обучение строится на гуманистической, антиавторитарной парадигме. Такое образование ориентирует учителя на бережное отношение к личности школьника, на развитие его познавательной деятельности и интеллектуальной активности. Основными целями такого учения является не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе самостоятельной учебной деятельности, умения слушать себя, быть самим собой, понимать другого человека. Поэтому каждый учитель должен осваивать новые технологии, пользоваться разнообразными методиками, не бояться экспериментировать, использовать в своей работе современные УМК, оценивать объективно не только результат, но и процесс. А для этого нужно в первую очередь перестроить себя и свои взгляды на образование.
Литература:
1.Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя.-2-е изд.-М.:»5 за знания», 2007.
3. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация о моей педагогической деятельности
Презентация о моей педагогической деятельности...
Эссе "75-летие алтайского края в моей педагогической деятельности"
Статья - эссе о педагогической деятельности учителя математики в алтайском крае...
Доклад "Новые подходы в организации педагогической деятельности учителей"
Под инновациями в обучении следует понимать: 1. Новые методики преподавания. 2. Новшества в организации содержания образования ( интегрированные - межпредметные - прог...
Самоанализ моей педагогической деятельности
Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использ...
Принципы моей педагогической деятельности
Технология коллективной мыслительной деятельности....
«Использование информационных технологий в моей педагогической деятельности»
выступление на педагогическом совете...
Анализ моей педагогической деятельности.
Данная методическая разработка представляет собой пример анализа десятилетнего педагогичесеого опыта и призвана помочь в разработке портфолио учителя иностранного языка....