Конспект урока по географии
план-конспект занятия по географии (9 класс) на тему
Цель урока: предложить пути решения проблемы экономии электроэнергии на 2014 -2016г.
Задачи урока: сформировать положительное отношение к проблеме экономии электроэнергии, расширить знания учащихся об одном из основных направлений научно-технического прогресса – развитии электроэнергетики и связанных с ним экологических проблем.
Оборудование:компьютер, выставка энергосберегающих бытовых приборов, раздаточный материал для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_energosberezhenie.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
Отдел образования Мичуринского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заворонежская средняя общеобразовательная школа
Большесосновский филиал
Конспект урока по теме:
«Энергосбережение»
по географии для учащихся 9 классов.
Работу выполнил:
Чибисов Алексей Александрович,
учитель биологии, I категории.
Мичуринск, 2014
Цель урока: предложить пути решения проблемы экономии электроэнергии на 2014 -2016г.
Задачи урока: сформировать положительное отношение к проблеме экономии электроэнергии, расширить знания учащихся об одном из основных направлений научно-технического прогресса – развитии электроэнергетики и связанных с ним экологических проблем.
Оборудование:компьютер, выставка энергосберегающих бытовых приборов, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока.
Последние 5-7 лет в крупных городах России основным двигателем роста энергопотребления стали сфера услуг и население. На долю населения пришлось 84% прироста электропотребления, а доля потребления электроэнергии населением и коммунально-бытовым сектором в суммарном потреблении выросла до 63%. При этом, по расчетам специалистов, именно жилой, коммерческий, офисный, а также бюджетный секторы способны на 30-40% снизить электропотребление без ущерба для комфорта.
Мероприятия по энергосбережению широко распространены во всех странах мира, особенно – в развитых странах и в странах с интенсивно развивающейся экономикой.
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Потребность в электроэнергии постоянно увеличивается. Удовлетворить её можно двумя способами, числом электростанций. Однако их строительство требует времени и затрат. Кроме того, на ТЭС возрастает потребление невозобновляемых природных ресурсов: угля, нефти и газа. Одновременно эти станции наносят большой ущерб экологическому равновесию. Передовые технологии позволяют удовлетворить потребности в электроэнергии другим способом. Приоритет должен быть отдан увеличению эффективности использования электроэнергии, а не росту мощности электростанций.
А сейчас мы более подробно познакомимся с типами электростанций, изучим их преимущества и недостатки.
Гидроэнергетика (ГЭС).
Достоинства: не загрязняется атмосфера; создаются новые водоемы; увлажняется атмосфера, меняется микроклимат; гидроресурсы не надо добывать или как-то обрабатывать.
Недостатки: затапливаются огромные пространства, создаются водохранилища; разрушается естественная среда обитания флоры и фауны; отчуждаются плодородные пойменные земли; плотины отрицательно влияют на ценные породы промысловых рыб.
Теплоэнергетика (ТЭС)
Достоинства: под станции используют небольшие площади; высокая удельная теплота сгорания топлива; простота хранения угля, пригодность к непосредственному использованию угля, нефти и газа.
Недостатки: сильно загрязняют атмосферу сернистыми и азотистыми соединениями, углекислым газом, создают парниковый эффект, кислотные дожди и т.д.; используется большое количество площадей для добычи угля, рельеф портится шахтами; с охлаждающей водой ТЭС в ближайшие водоемы сбрасывается большое количество тепла, повышающее температуру водоема; вместе с различными газами ТЭС вырабатывает в атмосферу и некоторые радиоактивные вещества.
Атомноэнергетика (АЭС).
Достоинства: небольшая площадь под АЭС; при отсутствии утечек – никакого загрязнения атмосферы; относительная независимость от местоположения сырья.
Недостатки: образуются радиоактивные отходы; дорогое строительство.
А сейчас мы более подробно познакомимся с нетрадиционными типами электроэнергии, изучим их преимущества и недостатки.
Гелиоэнергетика.
Солнце – источник всех остальных видов энергии на планете. Так как абсолютно чистой атмосферы нет, до поверхности Земли доходит лишь 50% энергии. И даже это количество грандиозно и превышает все другие виды энергии. Всю солнечную энергию использовать нельзя – часть ее переходит в тело морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть идет на фотосинтез. Кроме того, 30% отражается поверхностью Земли и возвращается в космос.
Достоинства: СЭС не загрязняет атмосферу; солнечные киловатты бесплатны.
Недостатки: проблема связана с циклическим характером поступления; под солнечные батареи используется большая площадь Земли; КПД солнечных установок пока очень низок (около 10%); плотность солнечной энергии низкая, требуются большие средства на ее улавливание и хранение.
Ветроэнергетика.
Достоинства: используется даровая энергия; экологически чисты, не влияют на тепловой баланс атмосферы.
Недостатки: низкая интенсивность, поэтому они занимают большие площади; работа ветровых установок неблагоприятно влияют на работу телевизионной сети; источник шума; портят ландшафт; если наступает затишье, ветровая энергия становится равной нулю.
Приливные электростанции.
Энергия морских приливов огромна. Однако практическое использование затруднено, поэтому моря и океаны могут удовлетворить только 1% мировой энергопотребности.
Достоинства: минимум поверхности на суше, не загрязняется атмосфера, даровой источник.
Недостатки: в море занимает очень большие пространства, опасно для судоходства.
Геотермальная энергетика.
Геотермальная энергия – это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли).
Достоинства: практическая неиссякаемость и полная независимость от условий окружающей среды, времени года, суток.
Недостатки: необходимость обратной закачки отработанной воды – это исключает сброс этих вод в природные водоемы, расположенные
А теперь, учащиеся предложите способы уменьшения расхода энергии у себя дома.
1. Вместо обычных кастрюль использовать скороварки – борщ получается столь же вкусным, а расход энергии сокращается в 3-4 раза (добавлю из опыта туристской кухни: плотная, накидная крышка котелка при спокойном, отрегулированном костре – это вот оно: вода не испаряется, каша не пригорает, варится быстрее и получается вкуснее).
2. Продукты из морозильника доставать заранее и оттаивать без нагрева на плите или в микроволновке (опять же, добавлю: лично я вечером выкладываю, что нужно, из морозильника в обычную камеру – к утру продукт потихонечку оттаивает, а ушедшая на замораживание энергия наружу из холодильника не выносится).
3. Наливать в чайник не больше воды, чем потребуется на один раз, отмеривая, например, полулитровой банкой, и кипятить, уже садясь за стол – это непосредственно относится к современным «тефалям»: вода там закипает мгновенно, не успеешь бутерброд приготовить, а остывает очень быстро (многие рассуждают так: «Я с утра кипячу полный чайник, так как мне удобно, чтобы до вечера не доливать»).
4. Не нужно сразу использовать все конфорки на электроплите для разогрева обеда: сняв нагретый суп, поставить второе на ту же конфорку (которую, кстати, зачастую можно выключить: тепловой инерции хватит на нагрев сковородки).
5. Выстиранное белье перед сушкой встряхнуть, расправить, чтобы было легче гладить, а перед глажением по-умному подготовить рабочее место, чтобы все было под рукой.
6. В холода поднимать шторы с батарей отопления, подтыкая на подоконнике к рамам – и батареи больше тепла отдают, и окна уплотняются.
Мы не можем повлиять на климатические условия. Но у нас есть возможность значительно сэкономить на отоплении. Не облицованные радиаторы отопления не всегда эстетично выглядят, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20 процентов тепла. На ночь необходимо закрывать шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна. Установка современной системы регулирования отопления с автоматическим снижением температуры по ночам обходится недорого, однако она поможет сэкономить много денег и энергии. В помещении необходима внутренняя теплоизоляция (утепление окон, дверей, стен). Термостатные вентили на радиаторах должны в обязательном порядке устанавливаться даже в старых системах отопления. Проветривать помещение лучше короткий промежуток времени, открывая широко окно.
А теперь, давайте в качестве закрепления выполним несложный тест.
1. Какие виды электростанций вы знаете:
1) гидроэлектростанции (ГЭС) 2) атомные электростанции (АЭС) 3) епловые электростанции и теплоэлетроцентрали (ТЭС, ТЭЦ) 4) ветровые электростанции 5) гелиевые станции 6) приливные электростанции 7) громовые электростанции.
Верный ответ будет состоять в одновременном перечислении первых 6 видов электростанций.
2. Какие виды электростанций на возобновляемых источниках энергии вы знаете:
1) гидроэлектростанции (ГЭС) 2) атомные электростанции (АЭС) 3) тепловые электростанции и теплоэлетроцентрали (ТЭС, ТЭЦ) 4) ветровые электростанции 5) гелиевые станции 6) приливные электростанции 7) громовые электростанции;
Верный ответ будет состоять в одновременном перечислении видов: 1, 4, 5, 6.
3. Какие виды электростанций наносят наибольший вред окружающей среде:
1) гидроэлектростанции (ГЭС) 2) атомные электростанции (АЭС) 3) тепловые электростанции и теплоэлетроцентрали (ТЭС, ТЭЦ) 4) ветровые электростанции 5) гелиевые станции 6) приливные электростанции
7) громовые электростанции;
Верный ответ будет состоять в указании вида 3.
4. В каких единицах обычно измеряется электроэнергия:
1) Кдж, Мдж, Гдж 2) Квт, Мвт, Гвт 3) Ккал, Мкал, Гкал 4) Квт · час, Мвт · час, Гвт · час
Верный ответ будет состоять в указании вида 4.
5. В каких единицах обычно измеряется тепловая энергия:
1) Кдж, Мдж 2) Квт, Мвт, Гвт 3) Ккал, Мкал, Гкал 4) Квт · час, Мвт · час, Гвт · час.
Верный ответ будет состоять в указании вида 3.
6. Какие виды сбережения электроэнергии вы знаете:
1) замена ламп накаливания на лампы дневного света
2) замена ламп дневного света на лампы накаливания
3) сведенное к необходимому минимуму использование электронагревательных приборов (электрочайников, утюгов и т.д.)
4) интенсивное использование электронагревательных приборов (электрочайников, утюгов и т.д.)
5) выключение электрического света, когда естественного света вполне достаточно
6) выключение электрического света при покидании пустого помещения.
Верный ответ будет состоять в указании видов: 1, 3, 5, 6.
7. Какие виды сбережения тепловой энергии вы знаете:
1) оклейка окон 2) замена окон двухслойного остекления на трехслойное;
3) утепление входных дверей 4) интенсивное использование электронагревательных приборов (калориметров, обогревателей, тепловентиляторов и т.д.) 5) рациональное регулирование подачи тепла в системе отопления при наличии регуляторов 6) теплоизоляция питающих систему отопления теплотрасс.
Итак, ребята, какой же вывод мы можем сделать изучив данную тему?
Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов.
Урок окончен, до свидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".
Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»
Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...
Конспект урока по географии 6 классс "Что изучает география?"
Конспект урока по географии 6 класс...
Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...