КТП по географии
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. 3-е издание – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения)
Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-М.: Дрофа, 2012.-409с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения:
- Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. (Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1)
- Рабочая тетрадь. Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2012 г.
- Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
- Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
- Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
- Электронное приложение к учебнику.
Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)
Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Курс состоит из пяти разделов:
- что изучает география;
- как люди открывали Землю;
- земля во Вселенной;
- виды изображений поверхности Земли;
- природа Земли.
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Тема | Общее кол-во часов |
Что изучает география | 2 | ||
1 | Мир, в котором мы живем. Науки о природе | ||
2 | География — наука о Земле. Методы географических исследований | ||
Как люди открывали Землю | 3 | ||
3 | Географические открытия древности и Средневековья | ||
4 | Важнейшие географические открытия | ||
5 | Открытия русских путешественников | ||
Земля во Вселенной | 6 | ||
6 | Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса. | ||
7 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон | ||
8 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | ||
9 | Мир звёзд | ||
10 | Уникальная планета — Земля | ||
11 | Обощение знаний по теме | ||
Виды изображений поверхности Земли | 6 | ||
12 | Стороны горизонта. Ориентирование на местности. | ||
13 | План местности. Условные знаки. Горизонтали. | ||
14 | Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности. | ||
15 | Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте. | ||
16 | Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте. | ||
17 | Обощение знаний по теме | ||
Природа Земли | 18 | ||
18 | Как возникла Земля. | ||
19 | Внутреннее строение Земли | ||
20 | Землетрясения и вулканы | ||
21 | Путешествие по материкам.Рельеф Земли. Горы и равнины. | ||
22 | Обобщение знаний по теме | ||
23 | Вода на Земле | ||
24 | Мировой океан. | ||
25 | Воды суши | ||
26 | Реки | ||
27 | Обобщение знаний по теме | ||
28 | Воздушная одежда Земли.Состав и значение атмосферы. | ||
29 | Движение воздуха.Ветер (бризы, муссоны) | ||
30 | Облака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера. | ||
31 | Погода. Климат | ||
32 | Обобщение знаний по теме. | ||
33 | Живая оболочка Земли.Почва-особое природное тело. | ||
34 | Человек и природа. | ||
35 | Итоговый урок | ||
Всего | 35 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что изучает география (4 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практикумы. 1. . Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- приводить примеры географических объектов;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками
- (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию.
Как люди открывали Землю (3 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практикумы.2. Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником, диском.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Земля во Вселенной (8 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практикумы. 3. Самостоятельное построение простейшего плана.
4 . Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Природа Земли (9 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практикумы. 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.
6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.
7. Составление карты стихийных природных явлений.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- основами экологической культуры.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
- Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
- Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
- Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2006.
- Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная литература для учащихся:
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
- Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 1997.
Региональный компонент:
- Географическое краеведение: учебное пособие для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. \ Под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.
- Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: Мет. Пособие. – Ульяновск., Корпорация технологий продвижения, 2004
- Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под.ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск: Дом печати, 1997.
- Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. / А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО,2007
№ п/п | Дата | Тема | Опорные знания | Планируемые результаты УУД | Смысловые блоки (содержание учеб. материала) | Оборудование | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||
Что изучает география? (2 часа) | ||||||||
1/1 | Мир, в котором мы живем. Науки о природе | Объекты живой и неживой природы. Влияние человека на планету. Формирование научных знаний об окружающем мире. Материки и океаны Земли, крупные реки и горы России. | Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. | Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач. | Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе. | Сформировать представления о природе Земли и науках, изучающих ее объекты и явления. Пр.р1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, конструирование теории. | п. 1,2, иллюстрации, фотографии, электронное приложение) | |
2/2 | География-наука о Земле. Методы географических исследований. | Географическая карта, наблюдения за физическими и биологическими явлениями природы, профессии людей, ремесла, природные зоны России. | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации. Стремление к познанию того, что интересно. Определение значимости географических знаний в научно-профессиональной сфере человека и в быту. | Формировать и развивать компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и жизненных задач. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественные науки», «физическая и экономическая географии», «методы географических исследований». Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца, ориентирование. | Сформировать представления о науке «география». Развивать познавательный интерес к предмету, через понимание применения различных географ. методов. Уметь познавать объекты в окружающем нас мире, работать с простейшими моделями географических объектов (картой, глобусом, снимками и т.д) Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, конструирование понятий | п.3,4, иллюстрации, карты атласа, электронное приложение. | |
Как люди открывали Землю? (3 часа) | ||||||||
3/1 | Географические открытия древности и Средневековья | Представления древних о форме и размере Земли. Открытия Антарктиды Беллинсгаузеном Ф.Ф. и Лазаревым М.П., Северной Америки В.Берингом, Чукотки и Камчатки С.Дежневым. | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. | Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом. | Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никитина. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников | Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле. Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач. Пр.р.2. Как люди открывали Землю. Работа с контур. картой, учебником, диском. Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, урок-практикум | п.5, физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | |
4/2 | Важнейшие географические открытия | п.6, физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | ||||||
5/3 | Открытия русских путешественников | п.7, физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | ||||||
Земля во Вселенной.(5часов + 1 час обобщение) | ||||||||
6/1 | Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса. | Форма Земли, Земля - планета Солнечной системы, природные тела и явления, естественные и искусственные спутники Земли, космические тела и их влияние на жизнь нашей планеты, вращение земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, смена дня и ночи, времен года. Значение Солнца для жизни на Земле. Земля-шар. | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых. | Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов; | Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. | Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе в прогрессивном развитии человеческих знаний. Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации о развитии космонавтики в мире и России (Циолковский, Королев, Гагарин) Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, урок-открытий | п.8,9,15 (дополн.сообщения), карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | |
7/2 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон | Становление ответственным отношением к учебе, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; | Использование географ.знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников. | Называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты–гиганты. Уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц. | Движение планет по орбитам в Солнечной системе, их особенности: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Выделение особенностей Плутона как бывшей планеты. Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, поисковый урок. | п.10,11 (дополн.сообщения), карты атласа, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | ||
8/3 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации, анализ и синтез разрозненных знаний первоисточников. | Формировать умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; | Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами. | Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц, проводить наблюдения за небом. Комбинированный: урок панорама и моделирование, частично- поисковый, эвристическая беседа. | п.12 (дополн.сообщения), плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | ||
9/4 | Мир звёзд | Развитие ответственного отношения к учебе, опыта участия в социально значимом труде, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | Определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; | Сформировать представления об особенностях звезд и их многообразии, сформировать знания о названии созвездий, о Солнце – как источнике тепла для планет Солнечной системы. | Знать и объяснять признаки «звезд», «созвездий». Уметь наблюдать и анализировать результаты наблюдений. Комбинированный: эвристическая беседа, урок-путешествие. | п.13 (дополн.сообщения), атлас, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | ||
10/5 | Уникальная планета- Земля | Определение значимости географических знаний в научно-профессиональной сфере человека, в быту, в формировании основ экологической культуры. | Уметь выделять главное, существенные признаки понятий; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами, с графическими изображениями информации, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; | Описывать уникальные особенности Земли как планеты, ее форму размеры. Представлять модель Земли «глобус». Уметь работать с географическими картами и глобусом, находить и показывать главные линии и центры. Характеризовать влияние космоса на Землю и жизнь на планете. | Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противоположным меридианам»), движение Земли, их географ.следствие: продолжительность года, суток; неравномерность распределения тепла и света по поверхности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса». Комбинированный: урок формирования новых знаний, постановки проблем и их решения, частично-поисковый. | п.14 (дополн.сообщения), глобус, атлас, теллурий, плакаты «Земля в Солнечной системе»,»Географические следствия вращения Земли»,»Календарь погоды»,электронное приложение | ||
11/6 | Обобщение тематических знаний | Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленными учителем учебными задачами; участвовать в совместной деятельности. | Тематические знания общего раздела: « Что изучает география?», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной». | Урок – игра. | Повторение п.1-15 | ||
Виды изображения поверхности Земли.(5 часов + 1 час обобщение материала) | ||||||||
12/1 | Стороны горизонта. Ориентирование на местности. | Параллели и меридианы Земли, значение плана и карты, географическая карта, масштаб, северный и южный полюс, модели Земли, экватор. | Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. | Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам. | Сформировать представления о горизонте, сторонах горизонта, способах ориентирования. Уметь ориентироваться на местности с помощью объектов природы (Солнце, звезды, объекты местности) и приборов (компас). Комбинированный: эвристическая беседа, урок постановки проблем и их решения. | п.16, 17 (допол.сведения из личного опыта ребят) карты атласа, компас. | |
13/2 | План местности. Условные знаки. Горизонтали. | Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе. | Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение. | Знать понятие «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков. | Уметь работать с примерным планом местности в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной творческой деятельности при формировании заданий для одноклассников и их объективного оценивания. Комбинированный: урок конструирования теории, постановки проблем и их решения. | п.18, атлас, модели холмов. | ||
14/3 | Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности. | Сформировать основы саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность к коммуникативной образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности. | Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников | Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки». | Знать и использовать знания условных знаков, правила работы с приборами (компасом, линейкой, шагомером, рулеткой, планшетом) на местности для построения плана. Пр.р3. Самостоятельное построение простейшего плана. Урок- практикум, урок-экскурсия. | п16,17, 18, планшет, рулетка или шагомер, линейка, компас, карандаш и лист А4. | ||
15/4 | Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте. | Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты. | Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Объяснять значение понятий: «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин». | Находить и называть значение, сходства и различия в изображении элементов географической карты от плана местности (легенда, масштаб, градусная сеть, особенности ориентирования, неровности земной поверхности, условные знаки, внемасштабные знаки). Урок конструирование понятий, правил, закономерностей, гипотез. | п.18, физическая карта полушарий, карта России, политическая карта мира | ||
16/5 | Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте | Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, (совместное планирование общих способов работы, контроль и коррекция хода и результатов практической работы). | Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять глубины и высоты точек по географической карте. | Знать и наносить на контурную карту главные элементы градусной сетки, ориентировать заданные точки по сторонам горизонта на карте. Пр.р.4 Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Урок-практикум, урок постановки проблем и их решения. | п.18, физическая карта полушарий, карта России, контурная карта, цветные карандаши. | ||
17/6 | Обобщение тематических знаний | Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской и коммуникативной). | Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности. | Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли». | Поисковый урок | Повторение п.16-18. | ||
Природа Земли.(14 часов + 3 обобщения + 1 итоговый урок) | ||||||||
18/1 | Как возникла Земля. | Представление о форме Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о движениях земной коры в горных районах, о вулкане, о неровностях земной поверхности (равнинах и горах), о полезных ископаемых, используемых в хозяйственной деятельности человека. Работа с коллекциями горных пород и минералов. | Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, через осознанное уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывая их позиции, через различия взглядов и гипотез ученых разных эпох на возникновение Земли. Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Сформировать представления о развитии «гипотез» Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.Шмидта на возникновение Земли, и их роли в становлении мировоззрений сегодняшнего времени. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Знать суждения великих ученых прошлого о возникновении звезд и планет Солнечной системы, приводить примеры современных знаний по этому вопросу и подтверждать их фактами современных исследований. Урок – конференция по защите гипотез разных эпох. | п.19, иллюстрации, сообщения об авторах гипотез и о современных исследованиях космоса. | |
19/2 | Внутреннее строение Земли. Литосферные плиты. | Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использования в хоз. деятельности. Заложить основы экологической культуры | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли», умение организовывать свою деятельность и развивать эстетические качества при создании коллекции горных пород своей местности, модели конструктора литосферных плит. | Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород. | Знать и уметь использовать существенные признаки объетков и явлений: недра Земли, внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера-твердая оболочка Земли, способы изучения земных глубин, вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком. Комбинированный:эвристическая беседа, урок моделирования. | п.20,схема «Внутреннее строение Земли», «Классификация горных пород по происхождению»,«Процессы,происходящие в земной коре».Карта строения земной коры.Пластилин для построения модели, коллекции горных пород и минералов. | ||
20/3 | Землетрясения и вулканы. | Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях. | Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск и отбор информации, а также представлять ее с помощью информационных технологий. Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора районов землетрясений и вулканов. | Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район». Определять интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава», «гейзер»,виды вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы. | Давать характеристику и находить отличия и сходства между активными процессами земной коры. Показывать и характеризовать основные географ. объекты: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна. Места образования гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п-ов Камчатка. Наносить и правильно подписывать на к/к географические объекты. Пр.р.5. Обозначение на к/к районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. Комбинированный: урок конструирования понятий и закономерностей, моделирования, урок-практикум. | п.21,карта «Строение земной коры», иллюстрации, схема строения вулкана; презентация | ||
21/4 | Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины. | Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной поверхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания(влияние антропогенной деятельности на рельеф). Овладеть навыками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности. | Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. | Знать и объяснять признаки понятий «рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота». Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами. | Объяснять особенности строения рельефа суши Земли (низменности, возвышенности, плоскогорья-равнины; низкие, средние, высокие и высочайшие горы). Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот, показывать: Равнины: Западно-Сибирская, Амазонская, Восточно- Европейская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка). Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское. Горы: Кордильеры, Гималаи (Эверест), Кавказ (Эльбрус), Анды, Кордильеры, Альпы, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас. Комбинированный:урок конструирования теории, урок-путешествие. | п.22,Физическая карта полушарий, и России, топонимический словарь; фотографии, иллюстра-ции, презентация. | ||
22/5 | Обобщение тематических знаний. | Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя. | Обобщать тематические знания и умения по теме «Строение Земли» | Поисковый урок. | Повторение п.19-22. | ||
23/6 | Вода на Земле | Реки России, озера - краса Земли. Мировой океан и его части. | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания на примере знаний о воде и ее значении, общечеловеческих нравственных ценностей, бережного отношения к природе; | Развивать умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных | Объяснять значение понятий: «гидросфера», «круговорот воды». Показать состав водной оболочки и ее значение на Земли. | Давать характеристику состава и выявлять взаимозависимость этих частей в процессе круговорота воды на Земле. Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа | п.23, схема круговорота воды, физическая карта полушарий, презентация. | |
24/7 | Мировой океан. | Формировать ответственное отношение к учебе. Обладать осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к мнению другого человека, основами экологической культуры основанной на единстве вод Мирового океана. | Формировать умение планировать свою учебную деятельность под руководством учителя, составлять описание водных объектов. | Объяснять значение понятий: «море», «залив», «пролив», «материк»,«остров», «полуостров», «архипелаг», «волны»,«течение», «приливы и отливы».Сформировать идею о единстве Мирового океана, познакомить с его частями, свойствами воды, видами движения океана. Уметь работать с к/к: Пр.р.6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов. | Выделять части Мир. океана и объяснять их географ. отличия, знать основные причины происхождения разных видов движения в океане. Уметь показывать части океана:Моря:Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское,Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский Проливы: Берингов,Гибралтарский Дрейка, Малакский, Магелланов,Острова:Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея, Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали.Течения: Гольфстрим,,Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров. Урок конструирования понятий, практикум. | п.23, физическая карта полушарий, иллюстрации, контурная карта. | ||
25/8 | Воды суши | Сформировать осознанное понимание о разнообразии вод суши, установки на ответственное использование богатств гидросферы как части среды обитания(влияние антропогенной деятельности). Овладеть навыками работы по определению на местности водных объектов, бережного отношения к ним. | Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний объектов гидросферы, для объяснения происхождения географических названий, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). | Знать и объяснять значение понятий: «река»,«озеро», «ледники», «айсберги», «подземные воды»;уметь давать характеристику образования разных типов озер, ледников и подземных вод. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования внутренних вод, просачивания воды через разные горные породы. | Представлять и давать оценку особенностей и значения разнообразия вод суши: рек, озер, подземных вод, ледников. Находить на карте водные объекты: Озера: Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское, Танганьика, Аральское. Виктория, Верхнее Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер Урок эвристическая беседа, частично-поисковый | п23, карта полушарий, иллюстрации,презентации | ||
26/9 | Реки | Сформировать и развивать на знаниях о реках основу экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности; | Сформировать умение работать с предложенным планом, выделять существенное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами для формирования понятий темы. | Знать и объяснять значение понятий: «река», «исток», «устье», «пойма», «речная долина», «речная система», «левый и правый притоки», «пороги», «водопады». Показывать их на карте рек. | Представлять и давать оценку рекам: равнинным, горным, частям реки, значению рек в истории человечества. Уметь показывать на карте: Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы, Хуанхэ Урок частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. | п23, карта полушарий, иллюстрации, презентация | ||
27/10 | Обобщение знаний по теме | Закрепить глубокое осознание чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих знаний и ценностей. | Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в решении различных учебных задач, критически оценивать свою работу и работу одноклассников. | Уметь обобщать знания и умения по теме «Вода на Земле» | Поисковый урок игра, тестирование. | Повторение п.23, тетрадь | ||
28/11 | Воздушная одежда Земли.Состав и значение атмосферы. | Твердые, жидкие, газообразные вещества, состав и свойства воздуха, народные приметы погоды. | Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; | Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации. Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. | Знать и объяснять существенные признаки и значение понятия: «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «ионосфера», верхние слои, использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию и работе с метео-измерителями. | Объяснять особенности атмосферы Земли: размеры атмосферы, вещественный состав и строение. Уметь применять простейшие метеоприборы для составления общей характеристики особенностей атмосферы своей местности в виде «Календаря погоды». Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование. | п.24, схема строения атмосферы, простейшие метеоприборы: термометр, барометр, флюгер, осадкомер. | |
29/12 | Движение воздуха.Ветер (бризы, муссоны) | Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами) | Знать значение и объяснять особенности образования понятий «ветер», «бриз», «муссон», «анемометр». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с движением атмосферы. | Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, виды ветров в разных частях Земли. Урок разработки программы действий. | п.24, схемы образования ветра, муссона и бриза. | ||
30/13 | Облака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера. | Сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основы экологической культуры на примере изменения атмосферы, необходимость охраны атмосферного воздуха | Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения учебных задач; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Объяснять значение понятий и их особенности: «облака», «осадки», «гигрометр». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с явлениями в атмосфере. Уметь работать графическими методами обобщения географической информации. | Образование облаков и осадков в атмосфере, их виды и значение. Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере (град, гололед, изморозь, ливень, снегопад, гроза, молния и т.д.) Пр.р.7.Составление карты стихийных природных явлений. Комбинированный: урок конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. | п.24, схема образования облаков, дополнительные сообщения. | ||
31/14 | Погода. Климат | Уметь делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её научного содержания и возможностей реализации собственных знаний, жизненных планов и интересов; | Развивать готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; участвовать в совместной деятельности. | Объяснять значение понятий «погода», «климат». Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды». Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы своей местности. | Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеостанция Симбирска». Урок постановки проблем и их решения. | п.24, использование календаря погоды своей местности. | ||
32/15 | Обобщение знаний по теме. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности. | Обобщать знания и умения по теме «Воздушная одежда Земли» | Поисковый урок игра. | Повторение п.24, тетрадь. | ||
33/16 | Живая оболочка Земли.Почва-особое природное тело. | Ископаемые остатки организмов, природные зоны мира, известные знания о животных и растениях разных областей и океанов Земли, наблюдения природы, комнатные растения, Красная книга. | Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности, опытом участия в социально значимом труде. | Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний, умение отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Развитие практических умений работать с путеводителями и определителями. | Понимание существенных признаков понятия «биосфера», «почва». Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира. Составлять описание животных и растений. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. Создавать презентации биогеографического содержания, «Виртуально» изучать животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах», «Жизнь в тропическом лесу», «Жизнь в ледяном царстве» и т.д. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Урок-путешествие | п.25,26, таблица «Биосфера, ее границы», ископаемые остатки организмов, их иллюстрации. Карты природных зон с изображением растений и животных. Видеоматериалы, презентации. | |
34/17 | Человек и природа. | Сформировать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, основы экологической культуры, опыт участия в социально значимом труде. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы. | Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду. Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы. | Составлять в схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки ( плакаты) на природоохранные темы. Урок-конференция. | п.27, таблицы по охране природы. Презентация «Экологическая тропа» (на местном материале) | ||
35/18 | Итоговый урок | Сформировать ответственное отношение к учебе | Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей. | Актуализация знаний и умений за курс географии 5 класса. | Итоговое тестирование за курс 5 класса. | Повторение курса физической географии 5 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....