Деятельностный подход во владение стандарта на уроках географии.
учебно-методический материал по географии на тему
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход во владение стандарта на уроках географии.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.
Главная задача и цель курса географии - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно "прикоснуться" к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся должны понимать, как велик Мир в котором они живут, как важно знать, что нельзя получить сколько-нибудь целостный образ окружающего нас мира, если наблюдаемая территория не привязывается к определенной точке пространства, что людской мир очень сложный и в нем постоянно происходят явления, обусловленные физическими и химическими процессами, а растения и животные - результат биологических процессов; что человек не может жить вне природы, он в ней обитает и подвергается влиянию окружающей среды. В то же время человек сам влияет на эту среду, изменяет ее.
На уроках географии осуществляется попытка нетрадиционной подачи материала, реализуется деятельностный подход в обучении, базирующийся на концепции развивающего обучения. Это, во-первых, учебники, которые имеют большую практическую направленность, содержащие разнообразные многоуровневые задачи, богатые обширным иллюстративно-картографическим материалом, яркими описаниями особенностей природы материков и океанов, жизни и быта населяющих их народов.
Во- вторых, это экскурсионный опыт педагога, подтверждающий презентациями, с описанием географических и географо-исторических мест
Применяя развивающие методы обучения, происходит использование творческих работ, которые выполняются учащимися в формах: реферата, проекта, доклада. Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов, работа с топографическим словарем. Учащиеся должны не только знать содержание понятий, но и уметь различать их существенные и варьирующие признаки, классифицировать их.
Кроме понятийного материала предлагается обучаемым усвоить причинно-следственные связи, основные картографические умения. Такие задания развивают навыки работы с тематическими картами.
У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ГИА и ЕГЭ, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии. Большое внимание уделяется опросу обучающихся и их оцениванию, поэтому в своей работе применяю разнообразные карточки-задания.
Также наиболее эффективными с точки зрения познавательной деятельности являются уроки с использованием проблемно-диалогической технологии. При таком обучении учащиеся сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения.
Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно - аналитические способности: умения делать выводы и обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким образом, новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Учащийся перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом образовательной деятельности. Функциями же учителя становятся постановка задач, организация учебной деятельности, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия стандарту выполнения.
Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу, добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, учитель должен помнить, что существует два взаимосвязанных пути ее решения:
- через содержание учебного материала;
- через организацию учебной деятельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с использованием на уроках поэзии и художественных произведений.
Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование отдельных параграфов учебника или ответов товарищей; организация уроков - конференций, семинаров и диспутов.
Практическая ориентация и дифференциация работы на уроке строится на принципах вариативности, т.е. признания разнообразия содержания и формы учебного процесса. Разрабатывая проблему самостоятельной деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задает вопросы: «Как называется...?», «Что такое...?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют всестороннему развитию мышления. Следовательно, необходимо задавать и познавательные вопросы: «Как вы думаете …?», «Почему …?» которые активизацию мышления; отвечая, учащиеся повторяют и закрепляют знание законов природы, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесообразные заключения и выводы, ориентироваться в областях применения своих знаний.
Итак, главной задачей обучения географии в школе является обеспечение смены мировоззрения учащихся, воспитание людей гражданского общества через любовь к природе, своему краю, к своей стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход через использование ИКТ на уроках географии
Для реализации системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения необходимо использование ИКТ технологии. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деяте...
"Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов второго поколения" + презентация
Выступление " Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения" в рамках тематического педсовета "Организация образовательного процесса на ...
Сообщение "Системно-деятельностный подход - основа Государственного стандарта общего образования".
В сообщении излагаются основные принципы системно-деятельностного подхода в образовании....
Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения.
основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативный системно-деятельностный подход является ведущим средством для достижени...
Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения
Принципы деятельностного подхода:принцип субъектности; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;принцип сензитивных периодов развития;принцип определения зоны ближайшего развит...
Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения
Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения...
Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность на уроках истории и географии и научного школьного общества «ЛИС – лицейское интеллектуальное сообщество».
статья, опубликованная во Всероссийском научно- педагогическом журнале "Академия педагогических знаний"...