СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья по географии на тему
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_i_razvitie_ekologo-gumanisticheskogo_.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.М.Данилина. Учитель географии школы № 883 Москвы
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Изменения, происходящие в последние годы в разных сферах общественной жизни нашей страны, самым непосредственным образом касаются образования: корректировки его целевых установок, содержательных и методических аспектов, приоритетов и педагогических средств. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (2002 г.) и "Экологической доктрине Российской Федерации" (2002 г.) и соответственно в федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного (общего) и среднего (полного) образования последнего поколения усилен акцент на экологическое образование и создана сквозная система всеобщего экологического образования школьников. Это вызвано тем, что экологические проблемы – проблемы антропогенного нарушения структуры и функций природной среды (по Б.И.Кочурову) стали реальностью нашего времени.
Главная цель экологического образования и воспитания – формирование экологической культуры школьников, т.е. бережного эмоционально ценностного отношения к природе. Оно создается не только на основе фундаментальных экологических знаний о среде обитания человека, но и в процессе практического опыта детей в окружающей природной среде. В целом это позволяет детям устанавливать разумные взаимоотношения с природой и вырабатывает экологическое мышление, экологическое сознание и экологическую нравственность.
Зачатки экологического образования можно найти в трудах Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо и других педагогов, просветителей и естествоиспытателей. Русской цивилизации изначально было присуще воспитание в единстве с природой и высокая степень экологичности. Большое значение роли природы в формировании нравственных качеств личности детей придавали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, педагоги Т.В.Вахтеров и особенно А.Я.Гердт, который впервые в 70-х годах Х1Х века ввел в практику школьного образования экскурсии как метод обучения.
В последние годы ХХ века исключительно много внимания проблемам экологического образования уделял выдающийся мыслитель и общественный деятель Н.Н.Моисеев. Он отстаивал позицию непрерывности экологического образования и считал, что учащиеся сначала овладевают элементарными экологическими знаниями, а затем поднимаются до осмысления глобальных процессов и могут мыслить "глобально, а действовать конкретно и локально". Он ратовал за идею коэволюцции, т.е. сопряженного развития общества и окружающей природной среды. Н.Н.Моисеев писал: "Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру, как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим" (5, стр.22).
Большой вклад в осознание роли экологического образования и культуры внес ученый Д.С.Лихачев, который ввел в научную лексику понятие "экология культуры". Он писал: "Сохранение культурной среды – задача не менее почетная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной нравственной жизни". (4, стр. 82).
Академик РАО Г.А.Ягодин, одним из научных приоритетов которого является организация в России экологического образования в интересах устойчивого развития, пишет, что "экологическое образование предполагает не только обучение бережному отношению человека к окружающему миру, но и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого человека". (7, стр. 45).
В настоящее время экологическое образование детей (от дошкольников до подростков), наряду с экологическим воспитанием, стало в нашей стране всеобщим и комплексным.
Становление экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики происходило на рубеже ХХ и ХХ1 веков. При этом все программы экологического воспитания детей учитывали традиционные методы, базирующиеся на натуралистических наблюдениях, использовании народных традиций (фольклор, сказки, игры, приметы) и строились в значительной степени на основе развития у детей чувства воображения. Преемственность экологического воспитания между дошкольными учреждениями и школой наиболее ярко реализуется в системе учебно-воспитательных комплексов "детский сад – начальная школа".
В начальной школе экологическое образование и воспитание детей осуществляется в условиях учебного процесса и экскурсий в природу, т.е. уже определенно проявляется синтез двух начал: интеллектуального и духовного. На уроках детям дается пропедевтический курс о живой и неживой природе. Среди действующих программ и учебников наиболее удачным признан "Окружающий мир" А.А.Плешакова. Во время ознакомительных экскурсий в природное окружение дети наблюдают сезонные изменения растительного и животного мира, отчасти водоемов и рельефа и получают первые сведения о красоте и ранимости природы и необходимости ее беречь и защищать. При этом вспоминается деятельность В.А.Сухомлинского с его методикой пробуждения умственных способностей маленького человека, впервые переступившего школьный порог, в комплексе с воспитанием способностей эмоционального отношения к миру природы. Наблюдение детьми на первых порах простейших, а затем более сложных природных явлений, проникновение в их сущность он считал необходимыми ступеньками на пути научного мировоззрения и любви к природе. В.А.Сухомлинский писал: "Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение "Книги природы" было началом активного мышления, началом системы научных знаний" (6, стр.30).
В крупных городах базой для осуществления экскурсий с детьми в природу могут служить природные и природно-исторические парки. Они обычно расположены недалеко от школ и мест проживания детей, поэтому вполне безопасны для их жизни и здоровья и удобны с точки зрения транспортной доступности.
В средних классах школы экологическое образование осуществляется интегрированно в разных аспектах во всех школьных дисциплинах. Еще В.И. Вернадский предвидел, что в будущем ученые будут объединять свои усилия не по наукам, а по проблемам. В изучении и решении экологических проблем в среднем звене школы ведущая роль принадлежит биологии и географии. Но если в биологии применяется экосистемный подход при изучении тех или иных экологических аспектов, то в географии используется геосистемный подход, когда экологические проблемы привязаны к определенному месту. География является единственным школьным предметом, в котором изучаются взаимосвязи природных и социально-экономических систем. Универсальность географического знания делает ее базисной учебной дисциплиной для комплексного представления об окружающей среде, ее свойствах, проблемах и перспективах развития и тем самым основой для развития экологического мышления. География призвана формировать человека, обладающего "землемудрием", умеющего соизмерять практическую деятельность с законами природы и жить с ней в гармонии.
Весьма целесообразно на уроках географии иллюстрировать экологическую проблематику на примерах своего региона, а также дополнительно в качестве кружковой работы активнее использовать такую форму краеведческой работы, как полевой учебно-исследовательский практикум эколого-гуманистической направленности. Исследовательская деятельность школьников в природе носит в определенной степени условный характер, но она реализуется через личный опыт детей и позволяет делать им посильные практические выводы о конкретных природных комплексах, их экологическом состоянии, допустимом использовании и мерах по их охране.
Такой эксперимент с инициативной группой школьников средних и старших классов "Юные ландшафтоведы-экологи" был осуществлен на примере "Тушинского природно-исторического парка" Москвы. Полевая работа основывалась на принципах ландшафтно-экологического краеведения – изучения природных свойств ландшафтов и внутриландшафтных комплексов и их экологического состояния. (2). Главной целью краеведческой работы было, во-первых, формирование экологического мировоззрения подростков на объектах природы своей "малой Родины", поскольку "свое, близкое понятнее проще, яснее, чем чужое и далекое" и, во-вторых, достижение ими практического результата на основе собственных исследований в виде ландшафтной карты парка и на ее основе социально значимого проекта функционального зонирования парка, где выделены территории для разных видов отдыха (основное назначение парков), заповедные участки и депрессивная зона вдоль МКАД.(1).Кроме того, ими был разработан и апробирован на сверстниках проект ландшафтно-экологической тропы по Тушинскому парку (3). Результаты работы докладывались школьниками на Московской городской олимпиаде (2011г), различных (в том числе международной) конференциях и перед работниками парка и получили высокую оценку.
Использованная литература
1. Данилина А.М., Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Изучение культурных ландшафтов в процессе туристско-краеведческой деятельности со школьниками. // Проблемы региональной экологии, 2010, № 5.
2. Данилина А.М. Ландшафтно-экологическое краеведение – перспективное направление туристско-краеведческой деятельности со школьниками. Сб. Учитель 21 века. Современное естественно-географическое образование. М., МГПУ, 2011.
3. Данилина А,М., Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Ландшафтно-экологическая тропа Тушинского природно-исторического парка (школьный проект). Сб. Учитель 21 века. Современное естественно-географическое образование. М., МГПУ, 2011.
4. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.
5. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., ЮНИСАМ,1996.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
7. Ягодин Г.А., Третьякова Л.А. Проблемы экологического образования.// Вестник высшей школы, 1991, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника
Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...
Роль праздников в развитии речевой коммуникации и воспитании школьников.
Праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праз...
ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...
доклад для педсовета "Воспитание и социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина в учащихся, посещающих кружок «Азбука выживания»»
В своей внеурочной работе «Азбука выживания» руководствуюсь принципом «Выживание – это прежде всего деятельность разума». Необходимость подготовки в области выживан...
Краеведение как одна из форм гражданско - нравственного становления и развития школьников.
Выступление на педагогическом совете школы....
Историческое образование как основополагающий фактор духовного становления и патриотического воспитания школьников
Формирование патриотизма обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...