Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Здесь представлена рабочая программа по географии начального курса географии 6 класса по учебнику/ Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова, в которую включен раздел "География Брянской области" в количестве 17 часов. Весь курс рассчитан на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой группы Приказ от «____» ______________ 2014 г.
Протокол от «____» ______ 2014 г. №______ № ______
Руководитель ТГ ________________ Директор школы __________________
/ Поленок А.П. / /Горбачева С.А./
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колюдовская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Колюдовская СОШ)
Составитель Горбачева С.А.
учитель географии высшей
квалификационной категории
с. Колюды
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по географии:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. М.: Дрофа,. 2007.
- География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
- Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Брянской области, утверждённый приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 586 от 04.04.2014 г.
- Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015учебный год.
- Годовой календарный график образовательного учреждения на 2014 - 2015 учебный год.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности и в классе.
Следует отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно–следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура документа.
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план, где отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, виды учебных занятий, их методическое обеспечение, элементы обязательного минимума, место проведения; реферативное описание тем, в котором раскрывается содержание данной темы, раздела, урока; требования к уровню подготовки обучающихся по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»; в конце программы приводится список учебников и учебных пособий по данному учебному курсу, определенный в соответствии с п. 3 ст. 28 и п. 3 ст. 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Общая характеристика учебного предмета.
Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своей области, изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели.
Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии, можно сформулировать следующим образом:
показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Цели и задачи определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии. Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принципдоступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля».
Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ от 09.03.2004 г. № 1312) отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 6 классе, из расчета 1-го учебного часа в неделю и 35 часов учебного предмета «География» перенесены в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности.
Базисный учебный план общеобразовательных организаций Брянской области рекомендует этот час распределить следующим образом: в связи с тем, что программа учебного предмета «География» в 6 классе рассчитана, в основном, на 2 часа, 18 часов (0,5 часа в неделю) использовать на изучение предмета «География» и 17 часов (0,5 часа в неделю) – на изучение модуля «География Брянского края» для рассмотрения географических особенностей своей области, проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
В рекомендательном письме Департамента образования и науки Брянской области от 04 апреля 2014 г. № 3209-09-О «О разработке рабочих программ по предметам федерального компонента, включающим краеведческие модули, на уровне основного общего образования» отмечено, что порядок изучения учебного материала краеведческой направленности и осуществление текущего контроля успеваемости относится к компетенции образовательной организации. Основываясь на данных рекомендациях и учитывая то, что предмет «География» 6 класса и модуль «География Брянского края» очень близки по своему содержанию, контроль знаний краеведческого модуля необходимо осуществлять по пятибалльной системе и эти отметки учитывать при выставлении итоговых отметок за четверть и год. Для более качественного и полного усвоения материала родного края необходимо знание основ по начальному курсу географии, в связи с этим изучение модуля «География Брянского края» наиболее целесообразно перенести на конец учебного года и провести занятия комплексно, что позволит учащимся сформировать целостное представление о природе Брянской области, а также повторить и одновременно закрепить знания об общих географических особенностях земных оболочек.
В итоге, включая краеведческий модуль «География Брянского края», рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 учебных часа в неделю.
Оценочных практических работ – 9.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
При организации учебного процесса по географии в основной школе необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен:
- знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
- уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Начальный курс физической географии»
Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Введение. | 4 | --- |
План местности | 6 | 3 |
Географическая карта | 5 | 1 |
Литосфера | 7 | 2 |
Гидросфера | 10 | 2 |
Атмосфера | 10 | 1 |
Биосфера | 3 | --- |
Взаимосвязи земных оболочек | 1 | --- |
Население Земли | 2 | --- |
Влияние природы на жизнь и здоровье людей | 2 | --- |
География Брянского края | 17 | --- |
Резерв | 3 | --- |
Итого | 70 | 9 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема | № урока | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | § учебника | Элементы обязательного минимума образования | Ведущие понятия | Номенклатура | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведе--ния | ||
План | Факт | |||||||||||
ВВЕДЕНИЕ - 4 часа | ||||||||||||
Введение 4 часа | 1 | 1 | География как наука. | Урок изучения нового материала. | 1 | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. Географическое положение своей местности. | география | Знать: предмет изучения географии. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. | ||||
2 | 2 | Развитие географических знаний о земле. | Урок изучения нового материала. | 2 | часть света; путешествие | Евразия, Африка, Америка, Антарктида, Европа, Азия; Индия, Китай, Египет, Британия, Балканский п-ов, Малая Азия, Восточно-Европейская р-на, Персидский залив, Средиземное море. | Знать: основные этапы познания планеты. | |||||
3 | 3 | Земля – планета Солнечной системы. | Урок изучения нового материала. | 3 | Солнечная система, Солнце, планеты, астероиды, спутники, ось, полюса, экватор | Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю. | ||||||
4 | 4 | Осенняя экскурсия в природу родного края. | ||||||||||
Р А З Д Е Л I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (11 часов) | ||||||||||||
План местности 6 часов | 5 | 1 | Понятие о плане местности. | Урок изучения нового материала. | 4 | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | план местности; условные знаки; | Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности. | ||||
6 | 2 | Масштаб. | Урок изучения нового материала. | 5 | масштаб; численный; именованный линейный | |||||||
7 | 3 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа «Определе-ние на местности сторон горизонта, азимута, расстояний» | Практикум | 6 | азимут, горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта | |||||||
8 | 4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа «Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высот точек» | Урок изучения нового материала. | 7 | рельеф; горизонтали (изогипсы); абсолютная и относитель-ная высоты; отметки высот, бергштрихи. | |||||||
9 | 5 | Составление простейших планов местности. | Практикум | 8 | глазомерная съёмка; полярная съёмка; маршрутная съёмка; планшет, глобус; геоид, размер Земли географичес-кая карта; легенда карты; виды карт: физическая, экономичес-кая, контурная; генерализац. | |||||||
10 | 6 | Практическая работа «Составле-ние плана школьного двора» | Практикум | |||||||||
Географическая карта 5 часов | 11 | 1 | Формы и размеры земли. Глобус. Географическая карта. | Урок изучения нового материала. | 9 10 | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Масштаб, градусная сеть. Определение географических координат. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. | Знать: форму и размеры Земли, определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор, описывать по плану карту полушарий и России, называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности. | |||||
12 | 2 | Градусная сеть на глобусе и картах. | Исследова-ние | 11 | меридиан; параллель; градусная сеть | |||||||
13 | 3 | Географическая широта. | Практикум | 12 | Географичес-кая широта, географи-ческая долгота, географичес-кие координаты | |||||||
14 | 4 | Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа «Определе-ние географических координат и обозначение их на контурной карте» | Практикум | 13 | ||||||||
15 | 5 | Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт. | Урок актуализа-ции новых знаний. | 14 15 | отметки высот и глубин; горизонтали; послойная окраска; шкала высот и глубин, изобаты, аэрофотоснимки, карты погоды, экологичес-кие и электронные карты. | |||||||
Р А З Д Е Л II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (31 час) | ||||||||||||
Литосфера 7 часов | 16 | 1 | Строение земли. | Урок изучения нового материала. | 16 | Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Особенности рельефа своей местности. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. | литосфера; ядро земли; материковая и океаническая земная кора; магма, мантия | Кольский п-ов | Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, равнины своей области, правильно подписывать их на контурной карте. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану. Уметь работать с контурной картой. | |||
17 | 2 | Горные породы и минералы. | Исследова-ние. | 17 | минерал; горная порода; осадочные, магматичес-кие, метаморфические породы | Минералы и горные породы: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, торф, уголь, мел, известняк | ||||||
18 | 3 | Движения земной коры. | Урок изучения нового материала. | 18 | вертикаль-ные, горизонтальные движения земной коры; горст; грабен; землетрясе-ния; очаг; эпицентр; сейсмичес-кие пояса; сейсмограф | Скандинавский полуостров, Нидерланды, оз. Байкал, Тихоокеанский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморско-Азиатский) сейсмические пояса, Восточно-Европейская равнина | ||||||
19 | 4 | Вулканы, гейзеры, источники. | Урок актуализа-ции новых знаний. | 19 | вулкан, кратер, очаг, лава, действующие потухшие, уснувшие вулканы, гейзеры | Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Эльбрус, Эребус, Камчатка, Гавайские острова, Мауна-Лоа, Килауэа, Геркуланум, Стабию | ||||||
20 | 5 | Рельеф суши. Горы. | Урок изучения нового материала. | 20 | гора; горная долина; горный хребет; перевал; горная система, нагорье, горы (низкие, средние, высокие) | Гималаи - Джомолунгма, Анды – Аконкагуа, Кордильеры – Мак-Кинли, Альпы - Монблан, Кавказ – Эльбрус, Уральские –Народная, Алтай –Белуха, Памир – пик Коммунизма, Тянь-Шань- пик Победы | ||||||
21 | 6 | Равнины суши. Практическая работа «Определе-ние по физической карте географического положения, протяженности, средних и максимальных высот одной из равнин и горных систем». | Урок изучения нового материала. | 21 | равнина; плоская, холмистая равнины; низменность, возвышен-ность; плоскогорье; впадина, овраг; карьер, террикон | Амазонская низменность, Прикаспийская, Индо-Ганская, Месопотамская, Среднерусская, Валдайская, Аравийское плоскогорье, Тибет, Среднесибирское плоскогорье, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Бразильское плоскогорье. | ||||||
22 | 7 | Рельеф дна Мирового океана. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, гор, вулканов и сейсмоактивных зон Земли» | Практикум | 22 | эхолот, материковая отмель (шельф); материковый склон; котловина; желоб, срединно-океаничес-кий хребет, атоллы. | Марианский желоб, Срединно-Атлантический хребет, Восточно-Тихоокеанское поднятие, Перуанская котловина, Курильские, Канарские, Азорские о-ва, хребет Ломоносова, о-в Исландия | ||||||
Гидросфера 10 часов | 23 | 1 | Вода на Земле | Урок изучения нового материала. | 23 | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли | гидросфера, мировой круговорот воды | Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, характеристику вод своей местности, меры по бережному использованию и охране вод. Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера. | ||||
24 | 2 | Мировой океан и его части. Практическая работа «Обозначе-ние на контурной карте океанов, морей, заливов, островов». | Практикум | 24 | океан, море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг | Моря: Красное, Средиземное, Чёрное, Берингово, Саргассово, Балтийское, Баренцево, Карибское Заливы:Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Финский, Гвинейский, Гудзонов. Проливы: Берингов, Дрейка, Магелланов, Гибралтарский. Острова:Гренландия, Н.Гвинея, Мадагаскар, Н.Земля, Гавайские, Японские, Курильские, Сахалин Исландия, Филиппинские, Б.Б. риф. Полуострова: Камчатка, Аравийский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Балканский, Апеннинский, Пиренейский, Малая Азия. | ||||||
25 | 3 | Свойства океанических вод. | Урок актуализа-ции новых знаний | 25 | солёность; промилле; температура. | Балтийское море, Красное море, Персидский залив залив Фанди, Белое море | ||||||
26 | 4 | Волны в океане. | Урок изучения нового материала. | 26 | прилив, отлив, цунами, прибой, длина волны, высота волны, гребень, зыбь | |||||||
27 | 5 | Океанические течения. Изучение Мирового океана. | Урок актуализа-ции новых знаний | 27 28 | течение; тёплое течение; холодное течение. Акваланг, батискаф | Течения: Западных ветров, Гольфстрим, Северо-Атланти-ческое, Куросио, Лабрадорское | ||||||
28 | 6 | Подземные воды. | Урок изучения нового материала. | 29 | подземные, грунтовые, межпласто-вые, минеральные воды, источник, водопрони-цаемые породы, водоупорные породы, пещеры, водоносный слой | Большой Артезианский бассейн (Австралия), Западная Сибирь, Минеральные Воды. | ||||||
29 | 7 | Реки. | Урок изучения нового материала. | 30 | река, русло, пойма, исток, устье, приток, режим, паводок, половодье, пороги, водопад, водораздел, речная долина | Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Инд, Волга, Днепр, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш, Анхель, Ниагара, Виктория. | ||||||
30 | 8 | Озёра. Практическая работа «Описание речных систем мира, обозначение на контурной карте рек и озёр». | Практикум | 31 | озеро, озёрная котловина, болото, старица, тектоничес-кое озеро, вулканичес-кое озеро, сточное и бессточное озеро, карст. | Каспийское море, Аральское море. Озёра: Байкал, Балхаш, Мёртвое, Ладожское, Виктория, Чад, Эйр, Великие Американские озёра, Танганьика, Онежское. | ||||||
31 | 9 | Ледники. | Исследова-ние | 32 | Ледник, горный ледник, покровный ледник, морена, снеговая линия, айсберг, многолетняя мерзлота. | Антарктида, Гренландия, Килиманджаро. | ||||||
32 | 10 | Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы. | Практикум | 33 34 | каналы, водохрани-лища, пруды, плотины | Суэцкий, Панамский, Беломоро-Балтийский, Волго-Донской, Братское водохранилище, Рыбинское водохранилище. | ||||||
Атмосфера 10 часов | 33 | 1 | Атмосфера. Строение, значение, изучение. | Урок изучения нового материала. | 35 | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. | атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера | Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы). Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков. Определять: температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. | ||||
34 | 2 | Температура воздуха. | Практикум | 36 | Температура воздуха, амплитуда, max и min температура, средняя суточная, годовая, многолетняя. | |||||||
35 | 3 | Годовой ход температуры воздуха | Практикум | 37 | ||||||||
36 | 4 | Атмосферное давление. | Урок изучения нового материала. | 38 | Атмосферное давление, нормальное АД, барометр | |||||||
37 | 5 | Ветер. | Исследова-ние. | 39 | Ветер, бриз, муссон, роза ветров, флюгер | |||||||
38 | 6 | Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман. Облака. | Диалог. | 40 | Водяной пар, влажность воздуха, насыщенный и ненасыщен-ный воздух, туман, облака | |||||||
39 | 7 | Атмосферные осадки. | Диалог. | 41 | Осадкомер, снег, дождь, град | Владивосток, Аден, Абердин | ||||||
40 | 8 | Погода. Климат. Практическая работа «Описание погоды за день» | Исследова-ние. | 42 43 | Погода, типы погоды, элементы и явления погоды, воздушные массы, метеорологи-ческие центры Климат, диаграммы типов погод. | Москва, Вашингтон, Мельбурн | ||||||
41 | 9 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | Практикум. | 44 | Тропики, полярные круги, осеннее и весеннее равноденст-вие, зимнее и летнее солнцестоя-ние, пояса освещён-ности | 22 июня, 22 декабря, 23 сентября, 21 марта. 23 ° с. и ю. широты, 66,5 ° с. и ю. широты | ||||||
42 | 10 | Причины, влияющие на климат. | Практикум. | 45 | Географичес-кая широта, типы климатов | Калининград, Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Чита, Петропавловск-Камчатский, Черапунджи, Памир | ||||||
Биосфера 3 часа | 43 | 1 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Беседа. | 46 | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с др. сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. | Широтная зональность, высотная поясность | Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов на Земле, приводить примеры. Объяснять воздействие организмов на земные оболочки. | ||||
44 | 2 | Природные зоны Земли. Организмы в Мировом океане. | Урок изучения нового материала. | 47 48 | Природные зоны Планктон | Амазония, Гвинейский залив, Малайский арх., Сахара, | ||||||
45 | 3 | Воздействие организмов на земные оболочки. | Практикум. | 49 | Фотосинтез, почва, гумус, плодородие | |||||||
Взаимосвязи компонентов природы 1 час | 46 | 1 | Природные комплексы. | Урок изучения нового материала. | 50 | Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных комплексах. Географическая оболочка, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда. | Географичес-кая оболочка, биосфера, природный комплекс, природный компонент. | Объяснять понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах. | ||||
Р А З Д Е Л III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 часа) | ||||||||||||
Население Земли 2 часа | 47 | 1 | Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. | Беседа. | 51 52 | Человечество - единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. | Расы, расовые признаки Миграции | Европа, Юго-Западная Азия, Индия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия. | Знать: численность населения Земли и своего края, основные расы. Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран. | |||
48 | 2 | Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. | Урок изучения нового материала. | 53 54 | Сельские и городские типы населенных пунктов Ноосфера | |||||||
Р А З Д Е Л IV. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) | ||||||||||||
Влияние природы на жизнь и здоровье людей – 2 часа | 49 | 1 | Стихийные природные явления. | Беседа | 55 | Стихийные явления: землетрясе-ния, извержения вулканов, наводнения, смерчи, ураганы. | Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Называть меры по охране природы. | |||||
50 | 2 | Итоговый урок по курсу «Физическая география» | Урок-игра. | |||||||||
Р А З Д Е Л V. ГЕОГРАФИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ (17 часов) | ||||||||||||
География Брянского края – 17 ч | 51 | 1 | Физико-географическое положение Брянской области. | Практикум. | 1 | Особенности (преимущества и недостатки) физико-географического положения области, строение земной коры, особенности распространения и использования полезных ископаемых, крупные месторождения, факторы формирования и закономерности размещения современных форм рельефа, условия формирования климата, особенности погоды по сезонам года. Типы внутренних вод, распределение их по территории области, изменение их во времени, использование в хозяйстве и в быту. Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных районах, основные виды растительного и животного мира. Наиболее распространенные типы природных и антропогенных комплексов на территории области, изменения природы под влиянием жизни и хозяйственной деятельности человека. Типы охраняемых природных территорий и объектов, современная экологическая ситуация на территории области. Общие тенденции численности населения области и своего района, населенного пункта. | Физико-географичес-кое положение. | Страны: Молдова, Бельгия, Армения, Белоруссия, Украина Области: Брянская, Орловская, Курская, Смоленская, Калужская; Гомельская и Могилевская, Сумская и Черниговская. | Называть и показывать соседние государства и области, структуры земной коры, крупные формы рельефа, реки, озера и города области. Объяснять образование форм рельефа, размещение наиболее крупных месторождений полезных ископаемых, почвообразовательные процессы, зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных районах, образование антропогенных комплексов, экологические проблемы области. Называть климатообразующие факторы, особенности погоды по временам года, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, распределение рек области по бассейнам, зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных районах, основные виды растительного и животного мира, численность населения и крупные города области. | |||
52 | 2 | Особенности геологического строения. | Урок изучения нового материала. | 2 | Кристаллический фундамент, осадочный чехол, платформа, минералы, горные породы, антеклиза, месторожде-ние. | Восточно-Европейская платформа. | ||||||
53 | 3 | Полезные ископаемые. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 3 | Месторождения: Полпинское,Кожановское,КМА. | |||||||
54 | 4 | Рельеф. | Урок изучения нового материала. | 4 | Оледенение, морена, балки, овраги, карстовые воронки, дюны, эрозия. | Восточно-Европейская равнина, Среднерусская возв., Смоленско-Московская возв., Приднепровская низм., Придеснинскаянизм., Асельская гряда. | ||||||
55 | 5 | Особенности климата. | Урок изучения нового материала. | 5 | Тип климата, солнечная радиация, вегетацион-ный период, сумма активных температур, коэффициент увлажнения. | |||||||
56 | 6 | Сезоны года. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 6 | Времена года, метеорологические, фенологичес-кие, астрономические, календарные сроки сезонов года, радиационный баланс. | |||||||
57 | 7 | Особенности погоды. | Практикум. | 7 | Погода, типы погод. | |||||||
58 | 8 | Реки. | Урок изучения нового материала. | 8 | Водный баланс, бассейн реки. | Днепр, Сож, Десна, Ипуть, Беседь, Судость, Болва, Снов, Дороговша. | ||||||
59 | 9 | Озера и искусственные водоемы. | Урок изучения нового материала. | 9 | Типы озерных котловин: пойменные, карстовые, ледниковые. Водохранили-ща, пруды. | Озера: Бездонное, Круглое, Святое, Вьюнки, Ореховое, Бечено, Большой, Средний и Малый Жерон, Кожановское, Кузнецкое, Зыбкое, Солька,Карновское. | ||||||
60 | 10 | Болота и подземные воды. | Урок изучения нового материала. | 10 | Болота (низинные, переходные, верховые), подземные воды (грунтовые, минеральные) | Кожановское болото. | ||||||
61 | 11 | Почвы. | Урок изучения нового материала. | 11 | Почва, гумус (перегной), почвенный профиль, почвенный горизонт, типы почв (дерново-подзолистые, серые лесные, болотные, пойменные, черноземы оподзоленные, овражно-балочные), мелиорация. | |||||||
62 | 12 | Растительный мир. | Урок изучения нового материала. | 12 | Лесная, степная раститель-ть; луговые, болотные, водные сообщества. | |||||||
63 | 13 | Животный мир. | Урок изучения нового материала. | 13 | Представите-либеспозвоноч-ных и позвоночных животных. | |||||||
64 | 14 | Естественные и антропогенные ландшафты. | Урок изучения нового материала. | 14 | Естественные хвойно-широколиственные (ополья, предополья, моренные, предполесья, полесья), лесостепные. Антропоген-ные: сельскохозяйственные, лесохозяйст-венные, селитебные, водные, линейно-дорожные, промышлен-ные, рекреацион-ные, беллигератив-ные. | |||||||
65 | 15 | Охраняемые природные территории и объекты. | Семинар. | 15 | Заповедник, заказник, природный парк, памятник природы. | Заповедник «Брянский лес»; заказники: Клетнянский, Карачевский, Клинцовский, Деснянско-Жеренский; природные парки: «Соловьи», Жуковский, Белобережский, Снежетьский; памятники природы: овраг «Переторги», меловой склон «ДеснянскиеЖигули», озеро «Святое», родник «Мякишевский». | ||||||
66 | 16 | Современная экологическая обстановка. | Урок изучения нового материала. | 16 | Экологическая ситуация, природоохранная проблема, | Брянск, Дятьково, Фокино, Клинцы, Новозыбков. | ||||||
67 | 17 | Население и города. | Урок изучения нового материала. | 17 | Численность населения, плотность населения. | Города:Брянск, Карачев, Мглин, Погар, Севск, Стародуб, Трубчевск, Новозыбков, Дятьково, Жуковка, Почеп, Унеча, Злынка, Сураж, Сельцо, Фокино. |
3 часа – резерв.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (4 часа)
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Выдающиеся географические открытия и исследования. Современные научные исследования. Наблюдения в природе.
Земля - планета Солнечной системы.
Осенняя экскурсия в природу родного края.
РАЗДЕЛ I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (11 часов)
Тема 1. План местности (6 часов)
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Масштаб и его виды. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение плана. Составление плана местности.
Практическая работа «Определение на местности сторон горизонта, азимута, расстояний»
Практическая работа «Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высот точек»
Практическая работа «Составление плана школьного двора»
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Форма и размеры Земли. Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта и долгота. Географические координаты. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Изображение высот и глубин на физических картах. Определение абсолютных высот по карте. Значение планов местности и географических карт.
Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.
Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.
Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.
Практическая работа «Определение географических координат и обозначение их на контурной карте»
РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. (31 час)
Тема 1. Литосфера (7 часов)
Литосфера, строение земной коры. Внутреннее строение Земли. Изучение земной коры. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.
Движения земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Горячие источники, гейзеры.
Главные формы рельефа. Различие равнин и гор по высоте. Изменение гор и равнин во времени. Рельеф дна Мирового океана. Человек и земная кора. Геологическое строение и рельеф Брянской области.
Практическая работа «Определение по физической карте географического положения, протяженности, средних и максимальных высот одной из равнин и горных систем».
Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, гор, вулканов и сейсмоактивных зон Земли»
Тема 2. Гидросфера (10 часов)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Мировой круговорот воды. Части гидросферы: Мировой океан, воды суши. Части Мирового океана. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане: ветровые волны, цунами, приливы и отливы. Океанические течения. Изучение Мирового океана.
Воды суши. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод отколичества осадков, характера горных пород. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Речная система. Бассейн реки, водораздел. Питание и режим реки. Половодье, паводок. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады.
Озера. Озерные котловины. Хозяйственное значение озер, водохранилищ.
Ледники горные и покровные. Многолетняя мерзлота. Значение ледников. Загрязнение вод суши и Мирового океана. Охрана вод гидросферы от загрязнения. Внутренние воды Брянской области.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте океанов, морей, заливов, островов».
Практическая работа «Описание речных систем мира, обозначение на контурной карте рек и озёр».
Тема 3. Атмосфера (10 часов)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изучение атмосферы.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.
Ветер. Направление и сила ветра. Виды ветров: бризы, муссоны. Роза ветров. Водяной пар в атмосфере. Насыщенный и ненасыщенный воздух. Влажность воздуха абсолютная и относительная. Облачность, ее влияние на погоду. Виды облаков. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека.
Погода и причины ее изменения. Воздушные массы. Прогнозы погоды.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Тропики, полярные круги, пояса освещенности.
Климат, его характеристика, влияние на природу и жизнь человека. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Климат Брянской области.
Практическая работа «Описание погоды за день»
Тема 4. Биосфера (3 часа)
Биосфера: разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения растений и животных на Земле. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Организмы в Океане. Распространение организмов в Мировом океане. Воздействие организмов на другие оболочки Земли. Почва как особое природное образование. Плодородие почвы. Почвы, растения и животные Брянской области.
Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы (1 час)
Понятие «природный комплекс». Особенности взаимодействия компонентов природы. Географическая оболочка.
РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ. (2 часа)
Тема 1. Население Земли (2 часа)
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.
РАЗДЕЛ IV. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ
И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)
Тема 2. Влияние природы на жизнь и здоровье человека (2 часа)
Влияние природы на жизнь людей. Стихийные природные явления.
РАЗДЕЛ V. ГЕОГРАФИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ (17 часов)
Тема 1. География Брянского края (17 часов)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Физико-географическое положение Брянской области.
Особенности геологического строения, кристаллический фундамент, осадочный чехол, геологический профиль. Магматические, метаморфические, осадочные горные породы. Полезные ископаемые. Рельеф, эпохи оледенения, образование форм рельефа, абсолютные и относительные высоты.
Особенности климата, климатические пояса, типы климатов, климатообразующие факторы, солнечная радиация, коэффициент увлажнения, направления ветров. Сезоны года, радиационный баланс. Особенности погоды, причины изменения погод, типы погод.
Реки, питание, режим рек, водный баланс, годовой сток, основные речные системы. Озёра, происхождение озерных котловин. Искусственные водоёмы: пруды, водохранилища. Болота, типы болот. Подземные воды, типы подземных вод.
Почвы, почвенный профиль, типы почв, плодородие, мелиоративные работы. Растительный мир, зональная растительность, растительные сообщества, лекарственные и охраняемые растения. Животный мир, редкие и исчезающие животные, охотничье-промысловые ресурсы.
Естественные ландшафты: ополья, предополья, моренные, предполесья, полесья, эрозионно-денудационных возвышенных лессовых равнин, долинно-речные ландшафты. Антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, селитебные, водные, линейно-дорожные, промышленные, рекреационные, беллигеративные.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедник «Брянский лес», заказники, природные парки, памятники природы.
Современная экологическая обстановка, природоохранная проблема, виды экологических ситуаций. Население: древнейшие города, плотность населения, народы Брянщины.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. М.: Дрофа, 2007.
География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
УМК:
1. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 9 -е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
2. География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений / Под общей редакцией Ахромеева Л.М. – Брянск: Курсив, 2012.
3. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.
Дополнительная литература:
1. География. 6-11 классы: развернутое тематическое планирование / авт.-сост. Н.В. Болотникова, В.П. Комарова. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. География. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Н.П. Неклюковой «География. 6 класс».Издание 2-е / Сост. Т.Н. Воробцова. – Вологорад: Учитель – АСТ, 2002.
3. География. Тесты. 6-7 кл.: Учебно-метод. пособие / С.Е. Дюкова, Н.Н. Петрова, О.В. Чичерина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
4. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы / Сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2004.
6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / Сост. Н.Н. Петрова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
7. Пармузин Ю.П., Карпов Т.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994.
8. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод.пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
9. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь: Пособие для учащихся сред.и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1998.
10. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств:«Просвещение», «Дрофа», «Русское слово») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М: Издательство «Глобус», 2009.
11. Сиротин В. И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл. – М.: Дрофа, 2003.
12. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2008.
13. Элькин Г.Н. Физическаягеорафия. 6 класс: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2001.
14. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География / Авт. – сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В. Пузикова и др.; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997.
Краеведческая литература:
1. Брянщина, век ХХ: Историко-художественное повествование. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2003.
2. Брянской области 60 лет (1994-2004 гг.): Красногорский район. ООО «Типография «Александрия», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...