Урок географии в 6 классе по теме "Горные породы" (с учётом требований ФГОС)
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Межулева Раиса Михайловна

Технологическая карта урока согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Задание:

Составьте технологическую карту урока по одной из дисциплин (химии, биологии, географии), по следующей схеме:

ФИО учителя (полностью)

Межулёва Раиса Михайловна

Место работы

МБОУ СОШ № 3 г. Брянска

Должность

Учитель географии и биологии

Предмет

география

Класс

6

Тема и номер урока в теме

«Литосфера», Горные породы, 3 урок

    Тип урока

изучение нового материала

Базовый учебник

учебник географии для 6 кл. Т.П.Герасимовой и др., (М.: Просвещение, 2009г);

Цели урока: 

а) образовательные: ввести, сформировать понятие «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы.

б) развивающие

- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии;

- совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;

- стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность.

в) воспитательные формирование бережного отношения к объектам природы.

 

планируемые образовательные результаты:

личностные:. Осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. Формирование эмоционально -  ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

  метапредметные: Организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск,  анализ,  отбор информации. Передача и презентация информации с помощью информационных  технологий.

 предметные: Изучить понятия: минерал, горная порода. Познакомиться с  основными группами горных пород – магматическими, осадочными, метаморфическими. Выявить промышленное значение минералов и горных пород.

Методы обучения:  репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.

Средства обучения: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Т.П.Герасимовой и др., (М.: Просвещение, 2009г); рисунки, схемы:»магматические горные породы», конверты с сигнальными карточками, коллеция горных пород, цветные карандаши, муз. центр, запись медленной классической музыки.

Плакат: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни.» К.Г.Паустовский.

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организация начала занятия

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением- отразите его, заполнив цветодневник в начале урока.

 

Подготовка класса к работе.  Заполнение цветодневника цветными карандашами ( красный-хорошее настроение, зелёный - грустное, синий-безразличное)

Личностные: самоопределение;

« я и другие люди»

 

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания

отсутствует

;

 

3. Подготовка к основному этапу занятия

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

«Сегодня мы продолжаем  изучение литосферы. Давайте определим ключевое слово темы урока с помощью кроссворда. ( см. приложение (породы)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они  рождаются  живут и умирают ,как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя и  трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы  вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них такие разные свойства?

Проблема: Как свойства горных пород зависят от их происхождения?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выделяют ключевое слово темы  урока, заполняя кроссворд на доске, отвечая на вопросы учителя. За правильные ответы получают жетоны.

Формулируют  (уточняют) тему урока: породы, слагающие земную кору. Ставят цели: изучить  происхождение  горных пород  и как от этого будут зависеть их свойства.

Регулятивные: целеполагание;

 

коммуникативные: постановка  вопросов;

 

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические- формулирование проблемы

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Организует учащихся по исследованию проблемной  ситуации. Читая каменную книгу   времени, учёные пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.

Устанавливает осознанность ситуации. Задание: найдите в каждом понятии родовое слово. Что общего, а в чём различие?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). слушаем сообщения учащихся о магматических, осадочных, метаморфических горных породах. Составляют   схемы на магнитной доске и в тетради.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

 

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство,   и  обоснование;

 

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Устанавливает осознанность ситуации. Задание: найдите в каждом понятии родовое слово. Что общего, а в чём различие?

Теперь мы должны выяснить, как  происхождение горных пород влияет на их свойства.

Работа в группах. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах  и охарактеризуйте их по плану: название, цвет, структура, твёрдость, вес, происхождение.

Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.

План  (раздаточный материл) учитель дополняет сведениями о практическом применении горных пород.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие – в их происхождении.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Закрепление знаний и способов действий

Проверка практической работы

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. При этом информация, даже если она не верна, не исправляется. ответов).

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 

личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа»

7. Обобщение и систематизация знаний

Итоговое сравнение с эталоном работы

8. Контроль и самопроверка знаний

Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует как класс справился с заданием ( учащиеся ,не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный квадрат. 2 ошибки- зелёный. 3-4- синий) в зависимости от ошибок получают дифференцированное домашнее задание:

Самоконтроль по ключу (раздаточный материал) (учащиеся сверяют свои ответы с данными таблицы, которая помещена на доске и фиксируют количество неверных

ответов).

9. Подведение итогов занятий

Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского: « В природе шагу не ступить, чтоб тот час, так ли сяк, ей чем-нибудь не заплатить за этот самый шаг…»

 

Рисунки уч-ся вывешиваются на доску

Ребята, что вы узнали на уроке? Какой этап урока вам больше понравился?

 

За урок все учащиеся получают по 1 оценке (за характеристику горной породы в практической работе), некоторые получают ещё одну оценку за устный ответ и за кроссворд

Рассказ ученика о минеральных богатствах нашей страны.

Наша страна богата полезными ископаемыми. Но. добывая их, человек не должен забывать о том, что всё в природе необходимо привести в порядок, то есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады и пруды. Иначе природа начнёт « мстить» человеку. Тогда на него начнут обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т.п. они как бы напоминают человеку, что он является частью природы, а не её хозяином.

 

Учащиеся заполняют цветодневник, по которому  учитель может сделать вывод об изменении настроения к концу урока.

Результаты выполнения школьниками задания « человек из горной породы» (рисунки).

 

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

познавательные: рефлексия;

 

личностные: смыслообразование

10. Рефлексия

Организует рефлексию. Последнее, что нам предстоит сделать , выполнить творческое задание, учитывая характеристику горных пород, которую вы уже составили. Творческое задание: « человек из горной породы» представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при её изучении.

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Звучит музыка, учащиеся выполняют на отдельных листах творческое задание.

 

11 Информация о домашнем задании

дифференцированное домашнее задание:

выучить новые понятия;

-выучить новые понятия и № 3 стр.56 (устно).

- выучить новые понятия и стр.56 №1 (письменно).

 Примечание: Количество этапов в уроке зависит от типа урока.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС

С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."

Разработка  урока  географии  6 класс  по  теме: "Горные  породы  и  минералы."  Урок  получил     Диплом  III  степени  на ...

Урок природоведения в 5 классе на тему: "Горные породы".

Урок природоведения в 5 классе на тему: "Горные породы"....

Конспект и технологическая карта открытого урока английского языка в 6 классе по теме Family в соответствии с требованиями ФГОС (УМК Комаровой Ю. А.)

Данный урок 5-й в разделе «Meet my family». Урок  разработан с учетом того, что обучающимся уже знакомы лексические единицы по теме. Данный урок построен таким образом, чтобы обучающиеся продемон...

презентация к уроку географии 8 класс по теме "Горный каркас России- Урал и горы Южной Сибири"

Цель урока: выявить особенности природы; географическое положение, черты сходства и различия геологического строения и рельефа,климата...