Урок географии в 6 классе по теме "Горные породы" (с учётом требований ФГОС)
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задание:
Составьте технологическую карту урока по одной из дисциплин (химии, биологии, географии), по следующей схеме:
ФИО учителя (полностью) | Межулёва Раиса Михайловна | |
Место работы | МБОУ СОШ № 3 г. Брянска | |
Должность | Учитель географии и биологии | |
Предмет | география | |
Класс | 6 | |
Тема и номер урока в теме | «Литосфера», Горные породы, 3 урок | |
Тип урока | изучение нового материала | |
Базовый учебник | учебник географии для 6 кл. Т.П.Герасимовой и др., (М.: Просвещение, 2009г); |
Цели урока:
а) образовательные: ввести, сформировать понятие «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы.
б) развивающие
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии;
- совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
- стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность.
в) воспитательные формирование бережного отношения к объектам природы.
планируемые образовательные результаты:
личностные:. Осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
метапредметные: Организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Передача и презентация информации с помощью информационных технологий.
предметные: Изучить понятия: минерал, горная порода. Познакомиться с основными группами горных пород – магматическими, осадочными, метаморфическими. Выявить промышленное значение минералов и горных пород.
Методы обучения: репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.
Средства обучения: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Т.П.Герасимовой и др., (М.: Просвещение, 2009г); рисунки, схемы:»магматические горные породы», конверты с сигнальными карточками, коллеция горных пород, цветные карандаши, муз. центр, запись медленной классической музыки.
Плакат: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни.» К.Г.Паустовский.
Этапы Уроков | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организация начала занятия | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением- отразите его, заполнив цветодневник в начале урока.
| Подготовка класса к работе. Заполнение цветодневника цветными карандашами ( красный-хорошее настроение, зелёный - грустное, синий-безразличное) | Личностные: самоопределение; « я и другие люди»
регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания | отсутствует | ;
| |
3. Подготовка к основному этапу занятия | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. «Сегодня мы продолжаем изучение литосферы. Давайте определим ключевое слово темы урока с помощью кроссворда. ( см. приложение (породы) Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются живут и умирают ,как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя и трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них такие разные свойства? Проблема: Как свойства горных пород зависят от их происхождения? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выделяют ключевое слово темы урока, заполняя кроссворд на доске, отвечая на вопросы учителя. За правильные ответы получают жетоны. Формулируют (уточняют) тему урока: породы, слагающие земную кору. Ставят цели: изучить происхождение горных пород и как от этого будут зависеть их свойства. | Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Читая каменную книгу времени, учёные пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения. Устанавливает осознанность ситуации. Задание: найдите в каждом понятии родовое слово. Что общего, а в чём различие? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). слушаем сообщения учащихся о магматических, осадочных, метаморфических горных породах. Составляют схемы на магнитной доске и в тетради. | Регулятивные: планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, и обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий | Устанавливает осознанность ситуации. Задание: найдите в каждом понятии родовое слово. Что общего, а в чём различие? Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Работа в группах. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах и охарактеризуйте их по плану: название, цвет, структура, твёрдость, вес, происхождение. Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы. План (раздаточный материл) учитель дополняет сведениями о практическом применении горных пород. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие – в их происхождении. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Закрепление знаний и способов действий | Проверка практической работы | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. При этом информация, даже если она не верна, не исправляется. ответов). | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа» |
7. Обобщение и систематизация знаний | Итоговое сравнение с эталоном работы | ||
8. Контроль и самопроверка знаний | Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует как класс справился с заданием ( учащиеся ,не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный квадрат. 2 ошибки- зелёный. 3-4- синий) в зависимости от ошибок получают дифференцированное домашнее задание: | Самоконтроль по ключу (раздаточный материал) (учащиеся сверяют свои ответы с данными таблицы, которая помещена на доске и фиксируют количество неверных ответов). | |
9. Подведение итогов занятий | Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского: « В природе шагу не ступить, чтоб тот час, так ли сяк, ей чем-нибудь не заплатить за этот самый шаг…»
Рисунки уч-ся вывешиваются на доску Ребята, что вы узнали на уроке? Какой этап урока вам больше понравился?
За урок все учащиеся получают по 1 оценке (за характеристику горной породы в практической работе), некоторые получают ещё одну оценку за устный ответ и за кроссворд | Рассказ ученика о минеральных богатствах нашей страны. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но. добывая их, человек не должен забывать о том, что всё в природе необходимо привести в порядок, то есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады и пруды. Иначе природа начнёт « мстить» человеку. Тогда на него начнут обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т.п. они как бы напоминают человеку, что он является частью природы, а не её хозяином.
Учащиеся заполняют цветодневник, по которому учитель может сделать вывод об изменении настроения к концу урока. Результаты выполнения школьниками задания « человек из горной породы» (рисунки).
| Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование |
10. Рефлексия | Организует рефлексию. Последнее, что нам предстоит сделать , выполнить творческое задание, учитывая характеристику горных пород, которую вы уже составили. Творческое задание: « человек из горной породы» представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при её изучении.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Звучит музыка, учащиеся выполняют на отдельных листах творческое задание.
| |
11 Информация о домашнем задании | дифференцированное домашнее задание: выучить новые понятия; -выучить новые понятия и № 3 стр.56 (устно). - выучить новые понятия и стр.56 №1 (письменно). |
Примечание: Количество этапов в уроке зависит от типа урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС
С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."
Разработка урока географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы." Урок получил Диплом III степени на ...
Урок природоведения в 5 классе на тему: "Горные породы".
Урок природоведения в 5 классе на тему: "Горные породы"....
Конспект и технологическая карта открытого урока английского языка в 6 классе по теме Family в соответствии с требованиями ФГОС (УМК Комаровой Ю. А.)
Данный урок 5-й в разделе «Meet my family». Урок разработан с учетом того, что обучающимся уже знакомы лексические единицы по теме. Данный урок построен таким образом, чтобы обучающиеся продемон...
Тест 5 класс по теме "Горные породы минералы и полезные ископаемые"
Выбери верное утверждение.......
презентация к уроку географии 8 класс по теме "Горный каркас России- Урал и горы Южной Сибири"
Цель урока: выявить особенности природы; географическое положение, черты сходства и различия геологического строения и рельефа,климата...