Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основании примерной программы для основного общего образования по географии и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.; на основе программы курса «География. Начальный курс» для 6-го класса, автор Т.П. Герасимова, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, а также авторской программы под редакцией Л.М. Ахромеева «География родного края. 6 класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_6_klass_2014-15.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г Брянска
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №26» _____________Э.Н.Потапкина «_____» сентября 2014г. |
Рабочая программа
по географии
для 6 класса
на 2014-2015 учебный год
учителя Кулешовой Ирины Юрьевны
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Соболь Н.В. «____» сентября 2014г. | «Рассмотрено» Протокол №____ Руководитель МО ___________ |
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании примерной программы для основного общего образования по географии и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.; на основе программы курса «География. Начальный курс» для 6-го класса, автор Т.П. Герасимова // География. – М.: Дрофа, 2011 – 63 ст., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, а также авторской программы под редакцией Л.М. Ахромеева «География родного края. 6 класс».
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Второй час перенесен в региональный «национально-региональный» компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
В 2012-2013 уч. году в него введен курс география Брянского края, рассчитанный на 17 часов на основании приказа от 23.03.2012 г. №552 Департамента общего и профессионального образования Брянской области. В 2014 – 2015 уч. году на основании приказа Департамента образования Брянской области от 04.04.2014 г. №3209 -09-0 «О разработке рабочих программ по предметам» в Федеральный компонент включен краеведческий модуль на уровне основного общего образования. В программе по предмету «География» 6 класс модуль «География Брянского края» внесен в объёме 17 часов. Таким образом. География в 6 классе становиться интегрированным курсом. Данный модуль вносится в течение всего года и распределен по определенным соответствующим темам.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Используемый УМК:
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
- А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
\
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ ( 3 часа )
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса географии.
Земля — планета Солнечной системы. Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Практические работы. На местности: 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу. 2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).
На контурной карте: 1. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Подписать названия материков и океанов.
Раздел I. Виды изображений земной поверхности ( 16 часов)
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, аэрофотоснимок, снимки из космоса.
Тема 1. ПЛАН МЕСТНОСТИ.
Понятие о плане местности. Условные знаки. Масштабы. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане.
Способы съемки местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке местности. Составление простейших планов местности. Особенности изображения населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.
Практические работы. 1. Ориентирование на местности. 2. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). 3. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
Тема 2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.
Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.
Физико-географическое положение Брянской области. Территория, границы. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Значение планов местности и географических карт. Использование географических карт в практической деятельности человека.
Практические работы. 1. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. 2. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе координат своей местности). 3. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность. 4. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки (46 часов)
Тема1. ЛИТОСФЕРА (12 часов)
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования.
Особенности геологического строения Брянской области. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Происхождение полезных ископаемых Брянской области.
Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение форм рельефа.
Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые). Различия гор по высоте. Изменение гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменение равнин во времени при взаимодействии внеп1них и внутренних процессов. Влияние человека. Значение равнин.
Рельеф Брянской области.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Особенности рельефа своей местности.
Практические работы. 1. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). 2. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. 3. Изучение рельефа своей местности. 4. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.
Тема 2. ГИДРОСФЕРА (8 часов)
Что такое гидросфера? Три основные части: Мировой океан, воды cyши, водяной пар в атмосфере. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель.
Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки, острова, полуострова. Деление Мирового океана на океаны. Моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение Мирового океана.
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки: элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.
Болота и подземные воды Брянской области. Реки, озера, искусственные водоемы.
Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники: горные, покровные. Многолетняя мерзлота.
Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Практические работы. 1. Характеристика карты океанов. 2. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. 3. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. 4. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.
Тема 3. АТМОСФЕРА (13 часов)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, туман и облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.
Особенности погоды Брянской области.
Климат, его характеристика. Распределение солнечного света и тепла по Земле. Тропики, полярные круги, пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Климат. Сезоны года в Брянской области.
Практические работы. 1. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). 2. Описание климата своей местности. 3 Ведение календаря погоды.
Тема 4. РАЗНООБРАЗИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ. Биосфера (2 часа)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растительный мир, животные, почвы своей местности.
Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
Тема 5. ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ, ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (1 час)
Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой географической оболочки, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.
Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.
Природные комплексы своей местности. Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области. Охраняемые природные и территориальные объекты. Заповедник Брянский лес. Заказники, природные парки и памятники природы.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. Современная экологическая обстановка в Брянской области.
Практические работы. 1. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года. 2. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
Раздел III. Население Земли (3 часа)
Тема 1. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ. РАСОВЫЙ СОСТАВ
Общая численность населения Земли. Человечество — единый биологический вид. Основные человеческие расы; равенство рас.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Городские поселения и сельские. Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность, города в Брянской области.
Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.
Тема 3. ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Воздействие человека на биосферу.
Календарно - тематическое планирование (68 часов, 2 часа в неделю)
6 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Практические работы, экскурсии | Форма урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные понятия на уроке, номнклатура | Виды и формы контроля | Дом. задание | ||||||
По плану | факт | |||||||||||||
I. Введение - 3 часа. | ||||||||||||||
Введение. Что изучает география.
| Пр.р. №1 Организация и обу-чение приемам учебной работы: наблюде-ние над погодой, фенологи-ческими явлениями измерение высоты солнца над горизон-том, орие-нтирова-ние по солнцу. | Урок изучения нового материала | Знать: География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса географии. Уметь называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности | География, Эратосфен, физическая, экономическая география, контурные карты. | Вводная беседа | §1 | ||||||||
Развитие географических знаний о Земле. | Пр.р. на конт. карте - маршруты путешествий Ф. Магел-лана, X. Колумба, подписать названия материков и океанов | Урок –путешествие, практикум | Знать Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли.Открытие материков и океанов. Современные географические исследования; формы их организации и методы. Уметь показывать маршруты путешественников и наносить их на КК | Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа. Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий. М. Бехайм, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Ф.Ф. Беллинсгаузен , М.П. Лазарев | Составление сводной таблицы, письменный контроль | §2 Работа с атласом | ||||||||
Земля-планета Солнечной системы. | Урок формирования новых знаний
| Знать Земля — планета Солнечной системы. Луна — спутник Земли. Времена года как следствие наклона земной оси. | Суточное и годовое движение Земли. | Выборочный , тематический контроль | §3 сообщен | |||||||||
Раздел I. Виды изображений земной поверхности ( 16 ч) | ||||||||||||||
Виды изображений земной поверхности. План местности. Условные знаки | Урок изучения нового материала | Знать: Понятие о плане местности. Условные знаки. Уметь определять различные виды изображений местности, читать условные знаки план. | Аэрофотоснимок, план местности, Съемки из космоса, масштаб | Фронтальный, индивидуальный контроль | §4, Зарис. усл. знак. | |||||||||
Масштаб плана | Изучение нового материала | Знать: виды масштаба, значение масштаба Уметь: определять масштаб плана, переводить численный масштаб в именованный и по нему строить линейный | численный масштаб, именованный , линейный, величина масштаба | Фронтальный, индивидуальный контроль | §4 карта, конспект | |||||||||
Стороны горизонта. Ориентирование по местности и плану. | Пр. р. №2 Знакомство с рабо-той и устрой-ством компаса. | Актуализация знаний и умений | Знать. Стороны горизонта на местности и на плане, понятие азимута Уметь. Ориентироваться по местным признакам, с помощью компаса, определять азимут | азимут, стороны горизонта, горизонт, устройство компаса. | Фронтальный, письменный | §5 Работа с атласом | ||||||||
Изображение неровностей земной поверхности. Относительная высота. | Изучение нового материала | Знать. Относительная высота местности. Способы изображений неровностей земной поверхности на план. | Относительная высота рельеф | Фронтальный, индивидуальный контроль | § 6, п 1-2 Сообщен | |||||||||
Абсолютная высота. Горизонтали.
| комбинированный | Знать. Абсолютная высота точки. Различие относительной и абсолютной высоты Уметь изображать формы рельефа с помощью горизонталей | Абсолютная высота. Горизонтали. Отметка высот, бергштрихи, абсолютный нулевой уровень. | Фронтальный, | §6 повтор | |||||||||
Составление простейших планов местности. | Пр. р. №3 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстоя-ний между ними | Изучение нового материала | Знать Способы составления простейших планов. Особенности изображения населенного пункта. Уметь Определять (примерно) местонахождения своей школы. Использовать планы местности в практической деятельности человека. | Глазомерная и полярная съемки. | Письменный контроль Отчет по пр.работе | §7 | ||||||||
Практическая работа на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности | практикум | Уметь определять на местности направление, расстояние, азимуты. Строить простейший план способом глазомерной съемки. | групповой контроль Отчет по пр.работе | § 8 план | ||||||||||
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. | Актуализа- ция знаний и умений | Знать Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Форма и размеры Земли. Уметь показывать на глобусе полюса, экватор | Глобус. Планета. Геоид, полюс, Экватор, радиус Земли. | Фронтальный, индивидуальный опрос | §9 | |||||||||
Географическая карта | Пр. р. №4 Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов | Актуализа- ция знаний и умений | Знать значение и виды геогр. карт, Уметь читать, понимать легенду карты по условным знакам, определять направления по картам, оформлять КК, делать надписи названий объектов. | Физическая, политическая, экономическая, контурная карты | индивидуальный опрос | §10 атлас | ||||||||
Градусная сетка | Пр. р. №5 Проведение на контур-ной карте меридианов и параллелей | Изучение нового материала | Знать Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели и их свойства. Определение направле-ний. Уметь составлять таблицу: признаки линий градусной сетки | Меридианы и параллели, градусная сетка | Фронтальный, индивидуальный Контроль КК | §11 | ||||||||
Географическая широта. | Изучение нового материала, практикум | Знать понятие о географической широте. Уметь определять геогр. широту на карте и глобусе. | Географическая широта | Письменный котроль | §12 Атлас + КК | |||||||||
Географическая долгота. Географические координаты. | Пр. р. №6 Обучение определению направлений по кар-те; опреде-лению географических коор-динат по глобусу и карте | Актуализа- ция знаний и умений практикум | Знать понятие о географической долготе, значении е геог. координат Уметь определять геогр. долготу на карте и глобусе, обозначать на КК местоположение своего нас пункта | Географическая долгота. Географические координаты. | Фронтальный, индивидуальный контроль | §13 доклад | ||||||||
Изображение высот и глубин на физ. картах. | Изучение нового материала практикум | Знать Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин, способы изображение рельефа с помощью послойной окраски Уметь определять по карте высоту суши и глубину океана | Шкала высот и глубин, послойная окраска | Фронтальный, индивидуальный контроль | §14 Сообщ. схема | |||||||||
Значение планов и карт. Физико-географическое положение Брянской области | Пр. р. №7 Характеристика карты своей местности | Актуализа- ция знаний и умений Презентация ИКТ | Знать использование человеком планов местности и геогр карт. Физико-географическое положение Брянской области. Территория, границы. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Уметь описывать ФГП Брянской области | Фронтальный, индивидуальный Контроль по карте | §15 Работа с Картой, Ст. 5-9 | |||||||||
Изучение форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов своей местности | Экскурсия | Уметь вести наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, делать их описание. | индивидуальный отчет по экскурсии | Повторить §4-14 | ||||||||||
Контрольная работа № 1 по теме «План и карта» | Урок развиваю-щего контроля |
| ||||||||||||
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки Тема1. ЛИТОСФЕРА ( 12 ч) | ||||||||||||||
Внутреннее строение Земли. Земная кора. Особенности геологического строения Брянской области | Урок формирование новых знаний | Знать Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследо-вания. Особенности геологического строения Брянской области. | Литосфера, геология, мантия, | Фронтальный | §16 доклад | |||||||||
Породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Брянской области | Пр. р. №8 Изучение свойств гор. Пород и минералов по образцам. | Изучение нового материала | Знать Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Полезные ископаемые Брянской области Уметь: определять горные породы и минералы по образцам, изучив их свойства. | Магматические, глубинные, излившиеся, неорганические, обломочные, химические, органические, метаморфические горные породы | Проверка практической работы | §17 сообщения | ||||||||
Движение земной коры. | Изучение нового материала, практикум | Знать Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Уметь объяснять образование гор, равнин | Горст, грабен | §18 Сообщ. Презента- ция ИКТ | ||||||||||
Землетрясения и их изучение. | Изучение нового материала Презентация на ИКТ | Знать причины возникновения землетрясений, районы их распространения, изучение землетрясений Уметь показывать по карте районы землетрясений. | Очаг, эпицентр, сейсмолог, сейсмограф, | Индивидуальный контроль | §19 Сообщ. | |||||||||
Вулканы, горячие источники, гейзеры. | Комбинированный урок | Знать причины извержения вулканов, строение и типы вулканов, районы их распространения и изучение. Районы распространения горячих источников и гейзеров, их значение для человека Уметь показывать вулканы на карте и наносить их на КК | Действующие, потухшие, уснувшие вулканы . очаг магмы, лава, жерло, кратер, Ключевская сопка, Везувий, Великан Аконкагуа, Гекла, Килиманджаро | Фронтальный | §19 доклад | |||||||||
Рельеф суши. Горы. Картографическое изображение форм рельефа. | Изучение нового материала Презентация ИКТ | Знать Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые вогнутые. Горы суши: их рельеф и строение .Различия гор по высоте. Изменение гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор. Картографическое изображение форм рельефа. Уметь: показывать формы рельефа, определять их высоту по шкале и отметкам высот. | Рельеф, гора, горный хребет, холм, гора , котловина, гребень,Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские. | Выборочный контроль | §20 сообщения | |||||||||
Практическая работа №9. Определение географического положения и высоты гор, равнин. | практикум | Уметь определять ГП по физической карте по отношению к основным природным объектам, протяженность гор и равнин в градусах и км | Проверка прак. работы | Сообщ. | ||||||||||
Равнины суши, значение равнин. Рельеф Брянской области | Пр.р. №10 Изучение рельефа своей местности(карта) | Изучение нового материала практикум | Знать: Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменение равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Значение равнин. Рельеф Брянской области. | Плоская, холмистая равнина, низменность. Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность | Индивидуальный контроль | §21 Сообщ. схема | ||||||||
Рельеф дна Мирового океана. Изучение рельефа дна. | Урок формирование новых знаний | Знать: Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана. | Материковая отмель, склон, шельф, котловина, срединно-океанические хребты , Марианский желоб. | Фронтальный | §22 доклад | |||||||||
Урок- зачет по теме «Рельеф суши». | Урок закрепления знаний и умений |
Уметь: показывать на физич карте мира и России основные формы рельефа. | Повтор. §18-22 | |||||||||||
Обобщающий урок по теме «Литосфера». | Пр.р. №11 Обозначение на контурной карте объектов рельефа. | Обобщающее повто-рение, практикум | Знать повторить тему | Подгот. к кк | ||||||||||
Контрольная работа №2 по теме «Рельеф Земли. Литосфера». | Урок развивающего контроля | Индивидуальный контроль | ||||||||||||
Тема 2. ГИДРОСФЕРА Мировой океан (8 часов) | ||||||||||||||
Вода на Земле. Гидросфера. Мировой круговорот воды и его значение. | Изучение нового материала | Знать: Что такое гидросфера. Три основные части: Мировой океан, воды cyши, водяной пар в атмосфере. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель уметь анализировать схему мирового круговорота воды | Гидросфера, Мировой круговорот воды | Фронтальный Индивидуальный контроль, | §23 | |||||||||
Части Мирового океана. | Комбинированный | Знать : Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки, острова, полуострова. Деление Мирового океана на океаны. Моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы Уметь показывать обекты гидросферы на карте | Моря окраинные и внутренние, заливы, проливы, архипелаг, остров. Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское. Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский. Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский | Иидивидуальныйфронтальный опрос | §24 доклады | |||||||||
Практическая работа №12-13 Определение географического положения моря. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. | Комбинированный, практикум | Уметь определять ГП моря, глубину океанов и морей, обозначать из на КК | Фронтальный. индивидуальный | §24 опред. Координат К.тч. | ||||||||||
Свойства вод Мирового океана. | Изучение нового материала, | Знать: Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Соленость и её причины, распределение температуры на поверхности и глубине Мирового океана. | соленость, промилле, | Фронтальный опрос | § 25 Работа с КК | |||||||||
Движение вод. Волны в океане. | исследование | Знать Движения вод -ветровые волны, строение ветровой волны, образование прибоя, причины возникновения цунами, приливов и отливов Уметь находить на карте расположение самых высоких приливов | Длинна волны и высота, залив Фанди | Фронтальный. Индивидуальный Контроль | §26 Работа с атласом | |||||||||
Течения в океане. | Практическая работа №14. Характеристика карты океанов. | практикум | Знать причины возникновения течений, теплые и холодные течения, схему поверхностных течений в МО. Уметь наносить течения на КК | Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское. | Письм. контроль | Повторить §27 | ||||||||
Изучение и охрана Мирового океана.
| Презентация ИКТ | Знать способы изучения океана, экологическую обстановку в океанах и морях. Способы защиты от загрязнения. | Скафандр, батискаф, акваланг, Жак Пикар, | Фронтальный, индивидуальный опрос | §28 Сообщ. | |||||||||
Урок-зачет. Части Мирового океана. | Урок развивающего контроля | Уметь показывать на физической карте мира части мирового океана. | Фронтальный, индивидуальный опрос | Повторить, схема | ||||||||||
ВОДЫ СУШИ (10 часов) | ||||||||||||||
Воды суши. Подземные воды. Болота и подзе-мные воды Брянской области. | Пр.р. № 15 Изучение подземных вод своей местности. | Изучение нового материала, практикум | Знать. Воды суши: подземные, поверхностные. Условия образо-вания подземных вод. Минеральные воды. Охрана их. Мин.воды Брянской области. | Подземные, грунтовые и межпластовые, поверхностные воды. | Фронтальный опрос, письменные контроль | §29 Карта, доклад | ||||||||
Реки и их строение. Бассейн реки, водораздел. | Комбинированный урок | Реки: элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Уметь рисовать схему строения реки. Находить на карте реки, их притоки. Показывать бассейн, водроаздел | Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы. | Индивидуальный опрос | §30 п.1-2 карта, сообщ. | |||||||||
Питание и режим рек. Реки Брянской области | Комбинированный урок | Знать Питание и режим рек. Реки равнинные и горные. | Дождевое, грунтовое, снеговое, ледниковое, смешанное питание рек. Десна, Снов, Судость. Болва, навля | фронтальный | §30 п1-4 Сообщения | |||||||||
Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. | Комбинированный урок путешествие | Знать. Характеристику горных и равнинных рек. Причины возникновения порогов и водопадов Уметь устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа | Порог, водопады Анхель, Виктория, Ниагарский. | Индивидуальный , фронтальный | §30 Пр. р. по конт. карте | |||||||||
Зачет «Реки Земли». | Урок закрепления знаний и умений | Уметь показывать по карте мира или России крупные реки и их притоки |
| Работа с картой, повторить | ||||||||||
Практическая работа №16. Определение географического положения реки. | Практикум | Уметь владеть приемами определения ГП реки, наносить реки на КК | Фронтальный опрос, письменные контроль | |||||||||||
Озера. Типы озер. Озера,искусст-венные водоемы Брянской области. | Изучение нового материала, практикум | Знать Происхождение озерных котловин, типы озер Уметь показывать озера и водохранилища на карте. | Озеро, старица, бессточное и сточное. Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр. Святое, Бездонное, Бечино, Ореховое | Индивидуальный опрос | §31 карта, сообщ. | |||||||||
Ледники. Многолетняя мерзлота. Искусственные водоемы. | Комбинированный урок. путешествие | Знать Ледники: горные, покровные. Многолетняя мерзлота. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Их значение . Уметь показывать на карте каналы, водохранилища | Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер. | выборочный | §32 Сообщения | |||||||||
Загрязнение и охрана вод. | Комбинированный урок. Конферен-ция | Знать. Использование и охрана поверхностных вод. Источники загрязнения. | Индивидуальный , фронтальный | §33 карте | ||||||||||
Обобщающий урок по теме. Контрольная работа №3 по теме «Гидросфера». | Контроль-нообо-щающий | Повторить и закрепить тему. |
| тестирование | §29-32 повторить | |||||||||
Тема 5. Тема 3. АТМОСФЕРА (13 часов) | ||||||||||||||
Атмосфера и её строение. | Изучение нового материала | Знать: Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы Уметь Давать характеристику слоям атмосферы | Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, | Фронтальный опрос | §34 Сообщ. | |||||||||
Значение и изучение атмосферы | Конференция | Знать Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы.
| радиозонды | Индивидуальный , фронтальный | §35 Сообщ | |||||||||
Атмосферное давление.
| актуализации знаний и умений | Знать Характеристики состояния атмосферы, изменение атмосферного давления с высотой, его измерение, приборы. Влияние А.Д. на человека. Уметь снимать показания с приборов для измерения А.Д., характеризовать климт.карту с распределением А.Д. по территории мира | Атмосферное давление, барометр, Анероид, высотомер (альтиметр), Нормальное А.Д. | Практикум, отчет | § 35
| |||||||||
Температура воздуха. | практикум | Знать правила установки термометра, изменение суточного хода температуры Уметь определять температуру воздуха, суточную амплитуду колебания Т. воздуха и среднесуточную Т | Термометр, метеостанция, термограф, амплитуда колебаний Т воздуха | Индивидуальный , фронтальный | §36 доклад Табл. | |||||||||
Годовой ход температуры воздуха. | практикум | Знать распределение Т. Воздуха по климатической карте Уметь определять среднемесячную Т, обрабатывать материалы наблюдений и делать вывод о годовом ходе температуры воздуха. | Годовая температура колебаний Т воздуха, средняя многолетняя Т | Индивидуальный , фронтальный | §37 Сооб. Табл. | |||||||||
Ветер. | Пр.р.№16. Построение розы ветров. | Изучение нового материала, практикум | Знать причины образования ветра, типы ветров, распространение муссонов, значение ветра Уметь определять направление и силу ветра, строить розу ветров за месяц | Ветер, бриз, муссон, роза ветров | Письменный контроль пр.работы | §38 Подг.к к.р. | ||||||||
Водяной пар и облака. | Изучение нового материала | Знать абсолютная влажность воздуха, воздух насыщенный и ненасыщенный водяным паром, отличие относительной влажности от абсолютной Уметь определять влажность по приборам и по климат карте, знать типы облаков | Относительная и абсолютная влажность, насыщенный и ненасыщенный воздух, гигрометр, гигрограф, кучевые, слоистые, перистые облака, облачность | §39 повтор
| ||||||||||
Атмосферные осадки. | Комбинированный урок | Знать. Причины образования осадков, измерение их количества, отчего зависит количество осадков Уметь определять кол-во осадков по климатической карте | Атмосферные осадки, осадкомер, | Индивидуальный , фронтальный | §40 Работа с картой Сообщ | |||||||||
Погода. Особенности погоды Брянской области. | Пр.р. № 17 Наблюдение погоды и обработ-ка собран-ных мате-риалов. Ведение календаря погоды | актуализации знаний и умений | Знать: Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Способы предсказания погоды. Уметь вести наблюдение за погодой и делать обработку собранного материала | Погода, элементы погоды, гидрометеоцентр. | Практикум, отчет | § 41 Прак.р. на дом
| ||||||||
Климат и его характеристика. Климат и сезоны года в Брянской области
| актуализации знаний и умений | Знать характеристику климата, причины его изменения, для чего нужны знания о климате Уметь характеризовать климат в данной местности, работать с картой | климат | Индивидуальный , фронтальный | §42 доклад Табл. | |||||||||
Распределение солнечного света и тепла на земле | Формирование новых знаний | Знать: освещение и нагревание поверхности Земли в течение года Уметь определять по глобусу и карте круги и пояса освещенности. | Тропики, полярные круги, пояса освещенности, полярный день, полярная ночь, умеренный пояс, дни солнцестояния и равноденствия | Индивидуальный , фронтальный | §43 схемы Сооб. | |||||||||
Причины, влияющие на климат своей местности.
| Пр.р. №18 Описание климата своей местности | Комбинированный урок практикум | Знать. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин. Уметь описывать климат своей местности | Морской климат, резко-континентальный, умеренно-континентальный, муссонный | Индивидуальный , | Повтор §34-44 Подг.к к.р. | ||||||||
Обобщающий урок по теме «Атмосфера». Контрольная работа №.4 | Контроль-но-обобщающий урок | Повторить тему, подготовиться к контрольному тесту | Повтор. | |||||||||||
Тема 4. РАЗНООБРАЗИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ. Биосфера. ( 2 часа) | ||||||||||||||
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Воздействие их на земные оболочки | Пр.р. №19 Описание растительного и животного мира, почв своей местности. | Изучение нового материала, беседа | Знать. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору Распространение организмов в океане. | Планктон, нектон, бентос, плодородие, гумус | Фронтальнй опрос | §45-46 Доклад, карта | ||||||||
Природные зоны Земли. Жизнь в океане. Растительный и животный мир Брянской области | Изучение нового материала, беседа | Знать.. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растительный мир, животные, почвы своей местности. Уметь показывать природные зоны на карте и их характеризовать | Тундра, пустыня, тайга, степь, смешанный лес | Фронтальнй опрос, индивидуаальный | §47 Сообщ. карта | |||||||||
Тема 5. ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ, ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ( 1 час) | ||||||||||||||
Природные комплексы. Воздействие человека на ПК. Круговороты в природе. Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области. | Пр.р. №20. Работа по плану мес-тности: найти природ-ные ком-плексы и комплексы, создан-ные чело-веком. | Презентация на ИКТ | Знать. Образование единой географической оболочки, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки. Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. Уметь характеризовать круговороты по схемам, описывать ландшафты | Природные комплексы, антропогенные ПК, ГО, биосфера, ландшафт | Выборочный опрос, работа по индивидуальным карточкам | §48 карта | ||||||||
Раздел III. Население Земли. Человек – часть биосферы. (3 часа ) | ||||||||||||||
Численность населения Земли. Расы. | Изучение нового материала, рассказ | Знать Общая численность населения Земли. Человечество — единый биологический вид. Основные человеческие расы; равенство рас. Уметь работать с картой плотность населения мира. | Расы, монголоидная, европеоидная , экваториальная ( негроидная) расы, Н.Н. Миклухо-Маклай | Фронтальный опрос | §49-50 карта, атлас | |||||||||
Государства. Населенные пункты. Население и города Брянской области. | Пр.р. №21 Составление полного описания географического комплекса своей местности. | Комбинированный урок, практикум | Знать Городские поселения и сельские. Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность Уметь показывать на карте крупные государства, города мира и Брянской области | Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио. Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония | индивидуальный опрос, практикум | §51 Доклад Карта, | ||||||||
Человек- часть биосферы Охраняемые природные и территориальные объекты Брянской области. Современная экологическая обстановка в Брянской области | Комбинированный урок | Знать Человек- часть биосферы. Его воздействие на биосферу. Охраняемые природные и территориальные объекты. Заповедник Брянский лес. Заказники, природные парки и памятники природы. Главные источники загрязнения, радиоактивное загрязнение Бр. области Уметь анализировать экологическую ситуацию Брянской области | Рентген, цезий, стронций, период полураспада, | индивидуальный опрос | §51-52, тетрадь | |||||||||
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Всего: контрольных работ – 4, зачетов- 2, практических работ – 21 (оценочных 17), практических работ на контурной карте -7,
Практическая работа на местности 1.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа | Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 20011. | |
Основная литература | Базовый учебник | Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2013. |
Методическое пособие для ученика |
| |
Инструмент по отслеживанию результатов работы |
| |
Учебно-методические пособия для учителя |
| |
Дополнительная литература |
| |
Электронные издания |
| |
ИИнтернет-ресурсы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...