Разработки уроков
план-конспект урока по географии по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_9_klass.docx21.29 КБ
Файл test_po_teme_klimat_8_klass.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по географии 9 класс

Разработала учитель географии высшей квалификационной категории

Павленко Екатерина Александровна


Тема: Волго – Вятский экономический район. Народные промыслы района.


Цели урока:

Продолжить развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей Волго – Вятского района;

познакомиться с географией народных промыслов района, историей их создания и художественной ценностью;

продолжить формировать умение работать с тематическими картами атласа, статистическими материалами, умение обобщать и делать вывод.


^ Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма проведения урока: работа в группах.

Методы: наглядные, словесные.


План урока.


«И мир, где все было мертво,

задышит и придет в движенье,

лишь стоит брызнуть на него,

живой воды воображенья.»

^ Э. Александрова


  1. Организационный момент.



Класс сидит по группам (4-5 человек). На каждой парте: учебник 9 класса автор 

В.Я. Ром, Н.Н. Петрова, атласы 8, 9 класса, статистический материал, дополнительная литература.


  1. ^ Сообщение темы, целей и задач урока.


Учитель:

Добрый день! Сегодня мы с вами продолжаемся знакомится с одним из экономических районов Европейской России . ^ Тема нашего урока: Волго – Вятский экономический район. Народные промыслы.

Вопросы классу: какие знания мы получим, изучая тему урока? (дети определяют самостоятельно цели урока).

Учитель: Да правильно. Мы с вами на уроке продолжим развивать умения по характеристике района, используя типовой план, выявим особенности района. В ходе урока мы продолжим формировать умения работать с тематическими картами, статистическим материалом, а также умение обобщать материал, делать выводы.

^ На второй части урока мы познакомимся с народными промыслами района и продолжим работу над проектами.

Для работы на уроке нам будут нужны: атласы 8,9 класс, статистические материалы, учебник В.Я. Ром, Н.Н. Петрова 9 класс.


  1. ^ Изучение нового материала.


Учитель:

Мы знаем план характеристики района, поэтому давайте вспомним: с чего необходимо начинать изучение района? (дети отвечают: с географического положения района).

^ Задача, которую мы должны решать при изучении темы урока: в чем уникальность Волго – Вятского района?

Сейчас мы с вами самостоятельно работать в группах.

^ Задание группам:

Группа №1,2 определяет экономико – географическое положение района.

Для работы используем учебник Н.Н.Петровой 9 класс,пар. 23, стр 88. атласы.


^ Группа №3,4 дает характеристику населению района.

Для работы используем учебник 9 класса автор Ы.Я. Ром стр. 37, таблица 11., статистический материал табл.


Класс работает в группах, анализирует таблицы, атласы и дают у карты полные ответы на поставленные задания, подводят итог, делают вывод.


Учитель:

из уроков истории и географии 8класса вспомните: чем занимались люди, заселявшие данную территорию в далеком прошлом?

^ Как вы считаете, подходит ли пословица к народам, которые проживают в данном районе? 

«Вятский народ хваткий, из глины копейку лепит?»

Дети делают вывод о занятии народными промыслами народов, которые здесь проживали в далеком прошлом и проживают сегодня.

Учитель:

Какие природные предпосылки способствовали развитию народных промыслов? Для подсказки откройте атлас 8 класса, учебник 9 класса автор Н.Н. Петрова стр. 89, рис.28.

Дети дают полные ответы и делают выводы о природных особенностях территории района, которые способствовали занятиям народными промыслами населения района. 

Учитель:

А может ли район выжить, занимаясь только народными промыслами?

^ Давайте проанализируем, что определяет хозяйство района? Какими отраслями оно представлено? Сейчас вы самостоятельно продолжите работу в группах.

Для работы используйте атлас 9класса, статистический материал табл.1,5. Проанализируйте статматериал, примените умение по определению коэффициента специализации района (используя формулу), определите отрасли специализации Волго – Вятского района. 

Дети самостоятельно определяют отрасли специализации района, а затем называют их.

Учитель:

Как вы считаете: что способствовало в районе специализации именно этих отраслей?

Дети выделяют основные предпосылки, которые способствовали специализации района.

Учитель: 

Продолжаем работу в группах. Сейчас каждая группа должна дать краткую характеристику отдельным отраслям специализации. 

^ Группа №1 дает характеристику машиностроению – ведущей отрасли района. Используйте дополнительный материал, табл.12, стр. 91 учебник 9кл.,

Н.Н. Петровой., атласы.


^ Группа №2 дает характеристику лесной промышленности, используя учебник 9 кл., автор Н.Н. Петрова стр. 90, атласы.

Группа №3 характеризует химическую промышленность. Использует дополнительный материал по учебнику «Экономическая и социальная география» автор А.И. Алексеев стр. 452, атласы.

^ Группа №4 дает характеристику легкой промышленности, использует учебник «Социальная и экономическая география» под редакцией И.А. Родионовой, стр.482 

Каждая группа в ходе изучения своей отрасли, должна выделить:

главные центры производства, производимая продукция и сырье из которого производится продукция. (Особенности его доставки или имеется собственное).

Каждая группа выступает со своим сообщением у карты, показывают основные центры производства, отмечают производимую продукцию и какое сырье используется при производстве. В это время все учащиеся класса делают краткие записи в тетрадях в виде схемы или таблицы и т.д. (по своему усмотрению).

Учитель:

Вот мы с вами дали краткую характеристику отраслям специализации района. Какой вывод мы можем сделать? Для вас есть подсказка – пословица: «Глаза боятся, а руки делают».

Дети делают вывод о том, что в районе почти отсутствует сырье, а развиты такие отрасли специализации как машиностроение, химическая промышленность, используя при этом выгодное ЭГП, транспортное положение и другие факторы развития.

Учитель:

Мы охарактеризовали основные отрасли хозяйства района, установили причины их развития, но нужно также отметить, что особая роль в районе принадлежит развитию художественного и деревянного промысла.

Более подробно изучить нам эту тему поможет выставка народных промыслов, которая организована нашими учащимися класса и школы. Я приглашаю сделать экскурсию по нашей выставке Диму Ткаченко.

После обзорной экскурсии мы продолжим с вами знакомство с народными промыслами нашего района. Но вы должны, слушая выступления учащихся, делать краткие записи в таблицу


^ Народные промыслы


География


Время возникновения


Художественные особенности промысла












Учащиеся слушают выступления ребят, заполняя таблицу.

Учитель:

Но мы еще работали и над созданием проектов по народным промыслам. Сейчас мы приглашаем Аюпову Камилу с защитой своего проекта «Дымковская игрушка» и Боцулу Ольгу с проектом «Салфетка».

После их выступления оцениваем их работу над проектом (несколько оценочных высказываний одноклассников). 

Учитель:

У нас одна из групп занималась социологическим исследованием потребительского спроса на товары народных промыслов в нашем городе.

Сейчас вашему вниманию представляем итоги этого опроса и мы должны сделать вывод: а есть ли сегодня потребность у населения приобретать товары народных промыслов? Нужно ли сегодня возрождать, поддерживать традиции русских народов? Нужен ли этот промысел населению нашего города?

Вывод учащихся:

Из социологического опроса мы сделали вывод, что товары народного промысла пользуются большим спросом у населения и очень популярны.

Ведь народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Сегодня многие люди желают прикоснуться к таким произведениям декоративно – прикладного искусства, которые отражают не только окружающий нас мир, но и частичку нашей души, частичку самих нас. У людей есть желание возрождать традиции художественного мастерства, народного искусства.

Я считаю, что мы, изучая промыслы наших народов, сможем проявить живой интерес к профессии мастерицы народной вышивки, резчика по дереву, ювелира, мастера игрушки и т.д. Если у нас появиться возможность самим изготовить матрешку в домашних условиях, то мы сможем практически познакомиться с основами художественного ремесла. 

Учитель:

Так в чем же уникальность Волго – Вятского района?

Каждая группа ребят называет уникальность района.

Учитель:

Что понравилось вам, ребята, сегодня на уроке?

^ Что нового вы узнали на уроке?

Пригодится ли вам в жизни то, что мы сегодня изучили?

В заключении урока, я предлагаю вам послушать стихотворение , которое написала наша Суслова Кристина

Народные промыслы

Керамика, резьба и самоцветы..

Не перечислить нам все это,

Но будь то хоть платки, игрушки, шали,

Народных промыслов название им дали.


Берут начало промыслы все эти

В далеких уж от нас тысячелетьях.

Еще прабабушки для нас вязали,

Прадедушки игрушки вырезали.


И вот уж мы, достав их все творенья,

Не понаслышке, занялись ученьем.

Продолжим дальше мы занятья эти,

А после нас и наши дети.

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке..


4. Домашнее задание:

Известная пословица говорит: «Не место украшает человека, а человек место».

Вы, пожалуйста, к следующему уроку приготовьте сообщение о знаменитых людях, которые жили в районе:

Группа №1 – Патриарх Никон

Группа №2 – Преподобный Серафим Саровский

Группа №3 – в Н. Новгороде родился М. Горький

Группа №4 – «Болдинская осень» у Пушкина.



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по теме: «Климат» 1  вариант    8 класс

1.При движении с запада на восток количество солнечной радиации, получаемое территорией России:

а) увеличивается                б)  не изменяется                в) уменьшается

2. В антициклоне воздух движется:

а) по часовой стрелке                                б) против часовой стрелке        

3. На территории России субширотное протяжение имеют изотермы:

а) января                                                б)июля        

4. При устойчивой антициклональной погоде могут возникать стихийные бедствия:

а) засухи                        б) засухи и суховеи                        в) засухи, суховеи, наводнения        

5. При движении с юга на север увлажнение изменяется в России

а) от избыточного к недостаточному                б) от недостаточного к избыточному.              

6. Концентрация в воздухе загрязняющих веществ оказывается выше при погоде:

а) циклональной                        б) антициклональной

7. При движении от полюсов к экватору количество солнечного тепла, получаемое территорией:

а) увеличивается                б) не изменяется                в) уменьшается

8. К ветрам общей циркуляции атмосферы относятся:

а) западные ветры и пассаты        б) пассаты и бризы           в) бризы и западные ветры        

9. В субарктическом климатическом  поясе в течении года погода определяется свойствами ВМ:

а) арктической        б) субарктической      в)  умеренной     г)  умеренной и арктической

10. Самое холодное место в России……..

11. Минимальное количество осадков выпадает:

а) на Восточно – Европейской равнине                б) на Камчатке        в) на северо - востоке

12. Какой тип погоды описывает в строках Пушкина: « Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит…»

13. Если в климатическом поясе температуры января -15, господствуют ВМ западных ветров, выпадают осадки в виде снега и дождя, то это какой климатический пояс?

14. Какая  схема нагрева воздуха является верной?

а) Солнце – нагрев воздуха – нагревание земной поверхности

б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагревание воздуха        

15. Лето дождливое, зима холодная и ветреная, максимальное количество осадков выпадает летом, какой тип климата?

16. На большей территории России преобладает… перенос воздушных масс:

а) северный                        б) южный                в) западный                г) восточный      

17. Какое воздействие на погоду оказывает теплый фронт?

18. Из облаков выпадают атмосферные осадки:

а) только снег                        б) снег и дождь                        в) снег, дождь, роса        

        

        Итоговый тест по теме: «Климат» 2  вариант    8 класс

1. С холодным атмосферным фронтом связана погода:

а) тихая и солнечная           б ) облачная и безветренная      в) облачная, ветреная с осадками                

2. Ветреная, ненастная погода при циклоне объясняется:

а) восходящим движением воздуха                б) нисходящим движением воздуха

3. С удалением от Атлантического океана годовая амплитуда температур в России:

а) увеличивается                б) не изменяется                в) уменьшается                

4. Ясная,  солнечная погода при антициклоне объясняется:

а) восходящим движением воздуха                        б) нисходящим движением воздуха

5. Распределение температур июля на большей части территории России определяется в первую очередь:        

а) географической широтой        

б)циркуляцией воздушных масс

в) характером подстилающей поверхности                                                

6. При мощных циклонах могут возникать стихийные бедствия:

а) ураганы                б) ураганы и засухи                 в) ураганы, засухи, суховеи                        

 7. Максимальное количество осадков выпадает:

а) на Урале                б) на Камчатке        в) Кольском полуострове                                           

8. Распределение и направление  господствующих ветров по земной поверхности зависит:

а) от распределения поясов  давления

б)  от распределения поясов давления и отклоняющего действия вращения Земли.        

9. Какой тип климата отличается малым количеством осадков, низкими температурами, многолетней мерзлотой?

10. Тропические воздушные массы господствуют летом:

а) только в тропическом климатическом поясе        б) в тропическом и субтропическом

в) в тропическом, субтропическом и умеренном                                                

11. Прочитайте текст и определите тип климата и территорию, для которой он характерен.  « Холодные воздушные массы господствуют в течение всего года. Во время полярной ночи  температура может опуститься до -50 °С, а в полярный день воздух прогревается до +4 °С. Осадки в основном выпадают в виде снега».

12. Резко континентальный климат действует над территорией    а) Урала    б) Восточной Сибири  в) побережья Тихого Океана   г) Кавказа

13. Умеренные воздушные массы господствуют летом:  а) только в умеренном  климатическом поясе                б) в умеренном и субарктическом  в) в умеренном, субарктическом и субтропическом.                . 14.Летом при ясной погоде наименьшая температура воздуха наблюдается:  а) сразу после восхода Солнца        б) в полночь                в) перед восходом Солнца        

15. Непосредственно из воздуха выпадают:   а) только роса        б) роса и иней        в) роса, иней, дождь                16. Самый высокий снежный покров в России образуется:

а) на Камчатке     б) на Кавказе      в) на Урале        г) на Сахалине

17.  Самое жаркое место в России?

18. Какое утверждение об атмосфере является верным?

а) В умеренных широтах зимой воздух над сушей холоднее, чем над океаном

б) Озоновый слой находится в тропосфере

в) В арктических широтах преобладает пониженное атмосферное давление                

г) Среднее давление воздуха на уровне моря составляет 860 мм рт. ст.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...