Рабочая программа по географии в 6 классе.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Мзокова-Марзоева Зоя Николаевна

Рабочая программа по географии в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_v_6_klasse.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                                                               

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета МКОУ СОШ        пос. Мизур                                     Протокол №_____ от __________2014г.

__________________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ _______________

 ____   ____________2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ п. Мизур

_________________ О.Н.Калоева

____   ____________2014 г.

География

6 класс

Составитель: учитель географии

Мзокова З.К.

                                                                           2013г.


Пояснительная записка

        

 Рабочая программа  учебного курса  «Физическая география»  для  6-го класса составлена на основе следующих документов:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004 г.
  • Учебник: Начальный курс географии, авторы: Т.П. Герасимова,   Неклюкова Н.П.. – М.: Дрофа, 2007г.

Цели и задачи курса

    Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

         

Содержание программы

 

ВВЕДЕНИЕ  

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Раздел I

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ  

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности  

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 1, 2.

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Определение азимута . Топографический диктант.

Тема 2. Географическая карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы. 3

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II

ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ  

Тема 1. Земная кора  

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 4, 5.

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  

Тема 2. Гидросфера  

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта    до    ближайшего     моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.  

Практические работы: 6, 7.

 Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта    до    ближайшего     моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности.

Тема 3. Атмосфера  

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 8

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера  

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Раздел III

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Тема 2. Человек и природа

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

 Народы мира. Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа.9

Крупнейшие страны мира – работа на контурных картах .

Раздел IV

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ключевые компетенции

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

1.        Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
  • форму и размеры Земли (длина окружности);
  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
  • части Мирового океана;
  • среднюю соленость вод океана;
  • воды суши подземные и поверхностные;
  • речную систему, речной бассейн;
  • компоненты ПТК;
  • правила поведения в природе;
  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
  • главную причину образования ветра;
  • главную причину образования облаков, осадков;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические координаты своей местности.

2.        Приводить примеры:

  •   характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
  •   связей между элементами погоды;
  •    изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  • меры по охране природы в своей местности;
  • горных пород и минералов, их использования человеком;
  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  • взаимосвязей: река — рельеф;
  • искусственных водоемов;
  • из истории географических исследований и открытий.

3.        Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
  • абсолютные и относительные высоты;
  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
  • по карте географическое положение объектов;
  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;
  • фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5.        Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

         

                                       

                                       График

 реализации рабочей программы  по географии в 6 классе

тема

Количество часов

уроков

Практические уроки

Контрольные работы

Введение

2

2

-

-

План и карта

7

План местности

3

1

2

Географическая карта

4

2

1

Оболочки Земли

22

Литосфера

6

3

2

1

Гидросфера

8

4

2

1

Атмосфера

7

5

1

1

Биосфера

1

1

-

-

Человечество на Земле

2

1

1

Заключительный урок

1

-

1

-

  

               Тематическое планирование по географии в 6 классе.

 Раздел. Тема.

Кол-во

час

Дата

Основные понятия, термины.

Планируемые результаты

Дом. задание.

 

Введение

3

 

 

 

 

1.

Что такое география?

1

 

География, методы получения и источники географических  знаний.

 Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение

§ 1.

2

Земля-планета Солнечной системы.

1

 

Солнечная система, Солнце, земная ось,

полюс, экватор,

полушарие Земли, магнитное поле.

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

§2

 

Раздел: «План и карта».

 

 

 

 

 3

План местности. Масштаб и его виды.

Практическая работа 1

7

 

Численный, линейный, именованный , масштабы. 

Измерять расстояния  с помощью масштаба.. 

§..3, 4 

4

Ориентирование по плану и на местности.

Практическая работа2

1.

 

Ориентирование, стороны горизонта, азимут

Определять направления, измерять расстояния на местности и плане..

§5.

5

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

 

Рельеф, относительная высота, абсолютная высота, отметка высоты, горизонталь, бергштрих.

Определять направления, измерять расстояния на местности и плане.

§6

Тема  2

Географическая карта.

4

 

.

.

 

6

Географическая карта Масштаб.

1

 

Географическая карты, виды карт.

Выделять основные свойства карт  

§9, 10

7

Географические координаты.

Практическая работа3

1

 

Географическая  широта и долгота, географические  координаты.

Определять географические координаты объектов на карте

§11,12

8

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

 

Отметки глубин и высот, шкала глубин и высот, послойное окрашивание, изобата.

.

§13

9

Урок обобщающего повторения по разделу

1

 

 

.

Раздел 2

 Земные оболочки.

23

 

 

 

 

 

Литосфера

6

 

 

 

 

 10

Внутреннее строение Земли. Породы, слагающие земную кору

1

 

Земная кора (материковая и океаническая),  мантия, ядро, сейсмология, геофизика. Минерал, горная порода, метаморфические, магматические, осадочные породы.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Название  горных пород и минералов

§14

11

Движения земной коры.

1

 

Землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмический пояс, горст, грабен, шкала Рихтера, сейсмограф.

Схема  землетрясения.

§15

12

Рельеф суши. Горы

Практическая работа4

1

 

Горы, горный хребет, горная долина, горная система, нагорье.

Определять по  картам  крупнейши горы  Земли, особенности их Г.П. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

§16

13

Равнины суши

Практическая работа 5

1

 

Плоские и холмистые равнины, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина.

Определять по  картам   крупнейшие равнины  мира и России, особенности их Г.П. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира

§17.

14

Рельеф дна Мирового океана.

1

 

Шельф, материковый склон, глубоководный желоб, ложе океана, котловина, срединно-океанический хребет, эхолот.

§18

15

Контроль знаний по теме  «Литосфера»

1

 

 

 

§14 -18

16

Гидросфера.

 Вода на Земле.

7часов

 

Мировой круговорот, гидросфера 

 

§ 19

17 

 МИРОВОЙ ОКЕАН. Части Мирового океана. П/р.

 Некоторые свойства океанической воды

 1

1

 

 Материк, остров, полуостров, архипелаг, залив, пролив.

Соленость, промилле, температура морской воды

Состав гидросферы, составные части Мирового океана

Понятия: соленость воды, промилле  

§ 20

 

 18

. Волны в океане Течения в океане

 1

 

Высота и длина волны, течение

 

§21

 19

 ВОДЫ СУШИ. Подземные воды

 

Подземная вода, водоупорный и водопроницаемый слои, пещера, грунтовая вода, межпластовая вода, источник, минеральная вода,

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. .  

§22

 20

Реки

Практическая работа

 

Русло, речная система, устье, речная долина, водораздел, бассейн реки, режим реки, питание реки, половодье, паводок, водопад, карст, старица 

Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для жизни человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение, правила обеспечения личной безопасност 

§23 

 21

Озера Ледники, искусственные водоемы

 1

 

Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные). Айсберги канал, водохранилище 

Знать крупнейшие озера мира и России. 

§ 24,25

 22

 Урок обобщения.

Контрольная работа по теме «Гидросфера»

 

 

 

 

 

23 

Атмосфера:

 Строение, значение, изучение атмосферы.

8 час.

 

Атмосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, тропосфера, экзосфера, метеорология.

 

Состав атмосферы. Ее структура. Изменение состояния атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды 

§26

 24

Температура воздуха.

Атмосферное давление.

Практическая работа

 

Атмосферное давление, барометр 

 

§27, 28

 25

. Ветер

 1

 

Ветер, бриз, «роза ветров 

 

§28 

 26

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки

 1

 

Влажность воздуха, туман, облака. Виды атмосферных осадков

Понятия: насыщенный воздух, ненасыщенный воздух, абсолютная влажность, относительная влажность, виды облаков,  

§29 

 27

Погода. Климат.

 

Погода, климат 

 

§30

28

 Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

Пояс освещенности  и тепловые пояса Земли

§31

29

 Причины, влияющие на климат

1

Причины и факторы, определяющие климат местности, различные типы климата

Причины и факторы, определяющие климат местности, различные типы климата

§31

30

 Контрольная  работа по теме «Атмосфера»

1

31

Биосфера.  1.

Разнообразие и распространение организмов на  З.

1

1

Биосфера, широтная зона распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане

§32

32

Географическая оболочка.

Природные комплексы Земли.

1

 Особенности распространения живых организмов в Мировом океане

§33

33

Население земного  шара. Численность. Расовый состав населения..

3

1

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы.

Численность населения Земли.

 Раса, негроиды, европеоиды, монголоиды

Население Земли, происхождение человечества, численность населения и его размещение. Выявлять внешние признаки людей различных рас.

§34

34

Страны земного шара.

.

1

§34

35

Практическая работа по темам «Биосфера» и «Население земного шара»

1

 

    Оценочные материалы

    Виды работ: практическая работа, контрольная работа.

тема

Вид контроля

Основные вопросы

дата

План и карта

Практическая работа 1

Условные топографические знаки. Ориентирование.

16.09.14

Практическая работа 2

Определение сторон горизонта по компасу. Определение азимута.

30.09.14

Практическая работа 3

Определение географических координат точек и  точек по географическим координатам.

28.10.14

Литосфера.

Практическая работа 4

Работа на контурных картах: обозначение гор и равнин  земного шара.

02. 12.14

Практическая работа 5

Описание равнин (гор) по физической карте по типовому плану.

09.12.14

Контрольная работа по теме: «Литосфера»

Термины: «горы», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье». Знание номенклатуры гор и равнин Земли.

16.12.14.

Гидросфера

Практическая работа 6

Работа на контурных картах -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    обозначение частей Мирового океана: морей, заливов, проливов.

20.01.15

Практическая работа 7

Характеристика реки по типовому плану.

10.02.15.

Контрольная работа по теме: «Гидросфера»

Понятия: «море», «залив», «пролив», «река», «озеро», «подземные воды». Знание номенклатуры Мирового океана.

24.02.15.

Атмосфера.

Температура воздуха.

Практическая работа№8

Контрольная работа по теме: «Атмосфера»

Понятия: «тропосфера», «стратосфера», «ветер», «погода», «климат». Причины, влияющие на климат.

28.04.15.

Человечество на Земле.

Практическая работа 9

Работа на контурных картах – крупнейшие страны мира.

19.05.15.

Заключительный урок.

Практическая работа 10

Географические игры на картах атласа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...