Урок географии в 8 классе на тему "Кавказ"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок с использованием межпредметных связей. ИКТ и ЛОС
Оборудование: физическая и климатическая карты Кавказа, географические атласы для 8-го класса, таблицы, мультимедийный проектор, презентация.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник И.И. Баринова, География России природа, учебник для общеобразовательных учреждений. «Дрофа», Москва 2013 г,
Планируемые результаты:
Предметные: создание образа Кавказских гор с использованием географических карт, учебника, литературных произведений, формирование знаний о рельефе, климате, высотной поясности, знакомство с новыми терминами и понятиями: лакколиты, бора.фён.
Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, схемами, текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими понятиями.
Личностные: воспитание чувства прекрасного, патриотизма, любви к Родине.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Повторение пройденного. Беседа. Что такое ПТК? Как взаимосвязаны природные компоненты? (составление ЛОС). Сколько ПТК выделяют на территории России? (показать на карте)
III.Формирование новых знаний.
1.Сообщение темы и целей урока. Учитель: –Сегодня на уроке нам потребуются ваши знания не только по географии ,но и по другим предметам, например по литературе.
Поэтому тему сегодняшнего урока мы определим строками из стихотворения В.А.Жуковского. Cлайд №3
И вдалеке перед тобой, Одеты голубым туманом, Гора вздымалась над горой, И в сонме их гигант седой, Как туча, Эльборус двуглавый Ужасною и величавой, Там всё блистает красотой.
Словарная работа: Сонм- (устаревшее, книжное.) Собрание, сборище, толпа.
-Кому автор посвятил эти строки? -В какой географической местности находятся эти горы? (показать на карте) . 2 .Кавказ в жизни великих русских поэтов.
-Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием. Заснеженные вершины Кавказских гор вдохновляли русских поэтов на создание поэтических произведений. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин., П.А. Катенин написал сонет «Кавказские горы» . Какие произведения, связанные с Кавказом вы читали или слышали? (А.С.Пушкин «Кавказский пленник»,М.Ю.Лермонтов «Мцыри» ) Каким образом эти великие поэты оказались на Кавказе? (А.С.Пушкин отдыхал и лечился на Кавказе. М.Ю.Лермонтов– В возрасте трёх лет потерял мать. Он жил и воспитывался у бабушки. Мальчик рос болезненным ребёнком, и бабушка часто возила его на Кавказ лечиться. Горы навсегда покорили сердце будущего поэта своей могучей красотой и величественностью, а горный воздух и минеральные воды укрепили здоровье.На Кавказе отбывал ссылку и на горе Машук. что недалеко от Пятигорска был убит на дуэли .)
Подготовленные ученики читают отрывки из стихотворений: А.С.Пушкин «Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени. Слайд 4
М.Ю.Лермонтов. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
Еще ребенком, чуждый и любви
И дум честолюбивых, я беспечно
Бродил в твоих ущельях, — грозный, вечный,
Угрюмый великан, меня носил
Ты бережно, как пестун, юных сил
Хранитель верный, (и мечтою
Я страстно обнимал тебя порою. Слайд 5,6,7. П.А.Катенин «Цепь пресловутая воспетого Кавказа,
Непроходимая, безлюдная страна,
Притон разбойников, поэзии зараза!
Без пользы, без красы, с каких ты пор славна?
Творенье божье ты иль чертова проказа?
Скажи, проклятая, зачем ты создана? Слайд 8
3. Географическое положение Кавказа ..
Практическая работа. Определение географического положения Кавказа. Слайд 9
а) По физической карте Кавказа определить географическое положение, ответив на вопросы:
– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам ? -----Определить высоту наивысших точек Кавказских гор (г Эльбрус-5642 м, г Дыхтау-5203 м,г Шхара-5068 м, г Казбек-5033 м, г Шхельда-4322 м.)
б) Обозначить условную границу Кавказа на контурной карте.
4. Геологическое строение, рельеф Кавказа
– Какие природные комплексы выделяют на Кавказе?( Составление ЛОС.) слайд 10
– Найти на карте атласа природные комплексы Кавказа. (К России относятся лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. В Закавказье располагаются Грузия, Азербайджан и Армения.) Слайд11
-Опишите вершины гор Кавказа. (вершины пикообразные, гребни острые, крутые склоны покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники.)
-О чём это говорит? (Кавказские горы молодые, вершины, покрытые снегом и горное оледенение свидетельствуют о значительной высоте гор.)
- Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость.На Большом Кавказе до сих пор происходят тектонические процессы, связанные с образованием землетрясений, обвалами. Здесь есть потухшие вулканы –Эльбрус и Казбек, горы-лакколиты -Машук и Бештау.
Словарная работа Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород. Слайд 12,13 Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым.
– Какими породами сложены Кавказские горы?
5. Полезные ископаемые Слайд 14)
Работа с картой.
– Найти на карте полезные ископаемые Кавказа. (месторождения полиметаллических, молибденовых, вольфрамовых, ртутных руд.нефть, газ, минеральные источники.)
– Почему такой набор полезных ископаемых?( Разнообразное геологическое строение территории. Рудные полезные ископаемые связаны с излиянием магмы, а газ и нефть – с осадочным чехлом плиты.)
– Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города –курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минводы.
6. Климат Кавказа.
– Кавказ одинаково удален от экватора и Северного полюса. Поэтому климат Кавказа переходный от умеренного к субтропическому. На большей территории он мягкий, тёплый. Температура воздуха летом + 20-25°С, а зимой – от – 10 до + 6°С. Основным источником влаги является Атлантический океан, поэтому больше осадков выпадает в западной части Кавказа, а на востоке осадков мало – до 250 мм.
Климат гор отличается от климата предгорных равнин. Чем выше в горы, тем меньше тепла. На высоте 2700 – 3800 м проходит граница «вечных льдов».
При движении воздуха вниз по склонам гор образуются местные ветры – фён и бора. Словарная работа: Фён – тёплый ветер, нисходящий с гор в долины. Образуется весной.
Бора – сильный и холодный северный ветер, образуется зимой, при переваливании через хребты. Иногда достигает ураганной силы.
7. Реки Кавказа. Слайд 15)
– Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус. - Какое течение имеют реки стекающие с гор? (горная река бурная, порожистая, обладает огромной разрушительной силой) Какой тип питания рек преобладает? Наиболее крупные из рек – Кубань и Терек. Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников, несут они свои воды вниз, на равнину, к берегам Каспийского моря. При впадении образуют плавни. Словарная работа: Плавни – заболоченные, покрытые камышом участки земли.
8. Природные зоны.
В горах Большого Кавказа отчётливо выражена высотная поясность. Природные зоны располагаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов:
до 1000 метров – располагаются горные широколиственные леса с преобладанием дуба. С севера – лесостепь. (Почему?)
- от 1000 до 2000 метров расположены буковые леса, которые постепенно переходят в смешанные, а затем в елово-пихтовые леса.
- выше 2000 м располагаются субальпийские луга с зарослями кавказского рододендрона, затем – низкотравные альпийские луга.
- выше 3000 метров – высокогорный пояс снежников и ледников.
- В Предкавказье расположена зона степей и лесостепей. Равнины заняты плодородными чернозёмами, поэтому большая часть территории распахана для сельского хозяйства.
Анализ схемы высотной поясности Кавказа..)
Виды природных зон Кавказа (беседа).
9. Поэты о Кавказе
а) Кавказский период в творчестве А.С. Пушкина..
Кавказские впечатления А.С. Пушкина служили темами для многих его произведений.
На Кавказе им написаны поэма «Кавказский пленник», который вызвал много восторгов, и пленительное «Не пой, красавица, при мне...»
После второго пребывания на Кавказе Пушкиным созданы «Кавказ», «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Меж горных стен несется Терек» и другие. Пушкин посвятил Кавказу не одно стихотворение, несколько поэм, задумывал большой роман.
К теме Кавказа поэт постоянно обращается в многочисленных письмах.
б) М.Ю.Лермонтов на Кавказе..
Результатом скитаний Лермонтова по Северному Кавказу и Закавказью стали такие произведения, как «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Дары Терека» и другие.
Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Тамара», «Листок», «Пророк».
IV.Итог урока.
– Сегодня на уроке мы имели возможность с помощью двух разных предметов: географии и литературы решать одну задачу.
– Какую общую задачу решали мы при помощи этих предметов?(создавали образ одного предмета исследования – Кавказа.)
– Какими методами при помощи географии и литературы решали мы поставленную задачу? (при помощи географии, оперируя фактами научных исследований, составили характеристику природы Кавказа, а при помощи литературы, используя произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, создали художественный образ Кавказа. )
V. Оценивание работы учащихся.
VI. Домашнее задание. Слайд 16 Проработать параграф. Составить рекламный проспект для туристов, желающих посетить Кавказ.
Использованные интернет материалы:
1.Катенин П.А. Стихотворения. http://az.lib.ru/k/katenin_p_a/text_0090.shtml
2.Сборник стихов.
http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov377.html
3. Стихи русских поэтов. http://stihi-russkih-poetov.ru/ poems/stihi-pushkina-o-kavkaze
4. Викисловарь. http://ru.wiktionary.org/
5. Учительский портал. http://www.uchportal.ru/load/65-1-0-31782 6.Видеоуроки в сети интернет .http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98676926 .
7.Кавказ фото. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8&lr=1094&csg=2366%2C8246%2C11%2C13%2C2%2C0%2C0.
МКОУ Тундутовская СОШ Малодербетовский район, Республика Калмыкия.
Урок географии
в 8 классе
на тему:
«Северный Кавказ».
Учитель Разумова Светлана Михайловна.
Апрель 2014 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....