Практическая работа в 10 классе по теме "Мы оцениваем мировые природные ресурсы"
тест по географии (10 класс) на тему
Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursoobospechennost.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».
1 вариант.
Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.
Ход работы: 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его районов.
2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.
3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.
4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».
5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).
Таблица 1.
Вид полезных ископаемых | Весь мир | В том числе | ||||
Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | Африка | Америка | Австралия и Океания | ||
Нефть, млрд т | 166 | 3,1 | 117,1 | 10,4 | 26,2 | 0,3 |
Природный газ, трлн м3 | 139,4 | 6,0 | 53,4 |
9,6 |
14,0 | 1,1 |
Уголь, млрд т | 1239 | 317 | 345 | 72 | 422 | 83 |
Таблица 2.
Территория | Вид топлива | На сколько лет хватит (примерный прогноз) |
Весь мир | Нефть Природный газ Уголь | |
Зарубежная Европа | Нефть Природный газ Уголь | |
Зарубежная Азия | Нефть Природный газ Уголь | |
Африка | Нефть Природный газ Уголь | |
Америка | Нефть Природный газ Уголь | |
Австралия и Океания | Нефть Природный газ Уголь |
10 класс
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».
3 вариант.
Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.
Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран , лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.
2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.
3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).
4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»
5. Сделайте вывод о соотношении запасов, добычи и ресурсообеспеченности нефтью и газом представленных стран.
НЕФТЬ
Название страны | Разведанные запасы, млрд т | Добыча, млн т | Ресурсообеспеченность (лет) |
Саудовская Аравия | 43,1 | ||
ОАЭ | 16,2 | ||
Кувейт | 15,7 | ||
Иран | 14,9 | ||
Венесуэла | 10,3 | ||
Мексика | 8,5 | ||
Россия | 6,7 | ||
Китай | 4,0 | ||
США | 3,8 | ||
Ливия | 3,8 |
Вывод:
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Название страны | Разведанные запасы, трлн м3 | Добыча, млрд м3 | Ресурсообеспеченность (лет) |
Россия | 48.0 | ||
Иран | 20.7 | ||
ОАЭ | 5.3 | ||
Саудовская Аравия | 5.1 | ||
США | 4.5 | ||
Алжир | 3.6 | ||
Венесуэла | 3.6 | ||
Канада | 2.2 |
Вывод:
Обеспеченность стран мира нефтью
страна | Запасы нефти (млрд т) | Добыча нефти (млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 96 |
Ирак | 16,7 | 55 | 304 |
ОАЭ | 16,2 | 120 | 135 |
Кувейт | 15,7 | 105 | 149 |
Иран | 14,9 | 185 | 80 |
Венесуэла | 10,3 | 175 | 59 |
Мексика | 8,5 | 170 | 50 |
Россия | 6,7 | 300 | 22 |
Китай | 4,0 | 160 | 25 |
США | 3,8 | 380 | 10 |
Как мы можем увидеть из таблицы, Саудовская Аравия является абсолютным лидером по запасам и добыче нефти. И хотя в других странах (Ирак, Кувейт, ОАЭ) запасов нефти хватит на больший срок, это выражено в основном недостаточно высоким уровнем её добычи в этих странах. Опасение вызывает несоответствие высоких темпов добычи с относительно небольшими запасами в таких странах, как США и Китай.
Таким образом, более обеспечены нефтью развивающиеся страны, но при таких высоких темпах добычи ресурс быстро иссякнет. Самые значительные запасы у Саудовской Аравии, а самый высокий показатель ресурсообеспеченности у Ирака. Стоит отметить, что странами – лидерами в основном являются страны Персидского залива, являющиеся ведущими членами ОПЕК. Можно передоложить, что с истощением нефти, цены на нефть будут зависеть от данной группы стран.
Уголь – самый распространенный в мире вид ископаемого топлива. Он обладает высоким значением чистого выхода полезной энергии и относительно дешёвый. Единой системы учёта запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов пересматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями.
Таблица 2
Обеспеченность стран мира углем
страна | Запасы угля (млрд т) | Добыча (млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
США | 445 | 1020 | 436 |
Китай | 296 | 1240 | 239 |
Россия | 202 | 250 | 808 |
ЮАР | 116 | 220 | 527 |
Австралия | 116 | 280 | 414 |
ФРГ | 106 | 250 | 424 |
Индия | 78 | 330 | 236 |
Украина | 47 | 75 | 626 |
Великобритания | 45 | 50 | 900 |
Казахстан | 31 | 70 | 485 |
Что касается добычи каменного угля (таблица 2), то она ведется очень неравномерно: несравненный лидер – США (40%), затем идет Китай (20%). Это неотъемлемая составляющая сталелитейной промышленности, а, следовательно, в этой отрасли данные страны и имеют наибольшие тенденции к удержанию лидерства. Россия занимает по уровню добычи каменного угля только шестое место (4,5%), уступая таким странам, как Австралия и Южно-Африканская республика.
Таким образом, обеспеченность углём достаточно высокая. Большая часть стран, имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля у США, но при таких размерах добычи показатель ресурсообеспеченности не самый высокий.Если сравнить с Россией, то запасов угля меньше, чем у США в 2 раза, а обеспеченность выше в 2 раза.
Таблица 3
Обеспеченность стран мира природным газом
страна | Запасы газа (трлн м3) | Добыча газа (млрд м3) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Россия | 48,1 | 550 | 87 |
Иран | 22,9 | 45 | 508 |
Нидерланды | 1,9 | 70 | 27 |
ОАЭ | 5,8 | 40 | 145 |
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | 120 |
США | 4,7 | 540 | 8,7 |
Венесуэла | 4,1 | 30 | 136 |
Алжир | 3,7 | 65 | 57 |
Канада | 2,2 | 170 | 13 |
Норвегия | 2,0 | 45 | 44 |
Наибольшие запасы газа у развивающихся стран. Самые большие запасы у России, но и самые высокие темпы добычи, поэтому ресурса хватит менее чем на 90 лет. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии. Самые низкие показатели у США – 8,7 лет
Таблица 4
Ресурсообеспеченность топливными ресурсами основных регионов мира
Регионы | Запасы топлива | Добыча топлива | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Нефть (мир в целом) | 140 млрд т | 3450 млн т | 40,5 |
Уголь (мир в целом) | 1100 млрд т | 4625 млн т | 238 |
Природный газ (мир в целом) | 150трлн м3 | 220 млрд м3 | 681 |
Природный газ (Зарубежная Европа) | 5,6 трлн м3 | 270 млрд т | 20 |
Природный газ (Зарубежная Азия) | 59,0 трлн м3 | 330 млрд т | 178,8 |
Нефть (Зарубежная Европа) | 2,5 млрд т | 330 млн т | 7,6 |
Нефть (Зарубежная Азия) | 98,0 млрд т | 1370 млн т | 71 |
Нефть (СНГ) | 98,0 | 350 млн т | 26 |
10 класс
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».
2 вариант.
Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.
Ход работы: 1.По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.
Таблица 1.
Виды топлива | Страна | Запасы |
Нефть, млрд т | Саудовская Аравия | 43,1 |
ОАЭ | 16,2 | |
Кувейт | 15,7 | |
Россия | 6,7 | |
Природный газ, трлн м3 | Россия | 48,0 |
Иран | 20,7 | |
ОАЭ | 5,3 | |
Уголь, млрд т | Китай | |
США | 397 | |
Россия |
2. По текстовым картам 24, 26, 27 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.
3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблицы 2.
Виды топлива | Страна | Запасы | Добыча | Ресурсообеспеченность (лет) |
Нефть, млрд т | Саудовская Аравия | |||
ОАЭ | ||||
Кувейт | ||||
Россия | ||||
Природный газ, трлн м3 | Россия | |||
Иран | ||||
ОАЭ | ||||
Уголь, млрд т | Китай | |||
США | ||||
Россия |
4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».
- Сделайте вывод по таблице (выделите наиболее ресурсообеспеченное государство среди тройки лидеров по видам топлива).
Вариант 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Добыча ( млн. тонн ) | Ресурсообеспеченность ( в годах ) | ||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 |
|
|
|
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 |
|
|
|
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 |
|
|
|
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 |
|
|
|
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 |
|
|
|
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 |
|
|
|
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 |
|
|
|
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 |
|
|
|
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 |
|
|
|
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 |
|
|
|
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 |
|
|
|
- Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
- выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
- сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Население (млн. человек) | Ресурсообеспеченность ( тонн на душу населения ) | ||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | ||
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 |
|
|
|
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 |
|
|
|
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 |
|
|
|
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 |
|
|
|
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 |
|
|
|
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1015 |
|
|
|
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 280 |
|
|
|
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 31 |
|
|
|
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 173 |
|
|
|
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 42 |
|
|
|
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 |
|
|
|
- Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где
Р – ресурсообеспеченность в годах,
З – запасы,
Н – численность населения страны.
- Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
- Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 3. Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира.
- используя карты атласа ( стр. 4 - 9 ) и текст учебника Максаковского В.П. ( стр. 26 - 37 ), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w - частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.
Обеспеченность отдельных стран некоторыми видами природных ресурсов.
Страна | Виды ресурсов | ||||||||
Минеральные | водные | Биологические | климатические | геотермальные | рекреационные | ||||
топливные | рудные | нерудные | лесные | рыбные | |||||
Россия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Швеция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Германия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Испания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Япония |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОАЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таиланд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ливия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЮАР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
США |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бразилия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Австралия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а
Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3 само...
Тема. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Тема урока. Семейство Крестоцветные. 6 класс
Урок в 6 классе по теме: растения семейства Крестоцветные. На уроке используются материалы ФЦИОР. Форма работы - групповая, самостоятельная с использованием ноутбуков. Подготовлен сп...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Урок по геометрии для 7 класса по теме: "Равнобедренный треугольник". Урок по алгебре для 8 класса по теме "Решение квадратных уравнений"
Надеюсь, что мои разработки пригодятся в вашей работе....
Урок по геометрии для 7 класса по теме: "Равнобедренный треугольник". Урок по алгебре для 8 класса по теме "Решение квадратных уравнений"
Надеюсь, что мои разработки пригодятся в вашей работе....