Внутренние воды Северной Америки
презентация к уроку по географии (7 класс) на тему

Петрова Анна Андреевна

Презентация структурирована по этапам урока, содержит интересные иллюстрации, необходимые схемы. Дополнена планом урока по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennie_vody_severnoy_ameriki.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Внутренние воды Северной Америки.

Цели урока: формировать знания об особенностях внутренних вод материка; развивать умение работать с дополнительной литературой и выделять главное; совершенствовать практические навыки работы с картами атласа; развивать умение работать в группах; способствовать появлению познавательного интереса к данной теме; развивать творческие способности учащихся.

Тип уроку: комбінований.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, презентация, контурные карты.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Мотивация.

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и путешествиях? На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по Северной Америке. Точнее по её рекам и озёрам. Тема нашего сегодняшнего урока «Внутренние воды Северной Америки». (слайд 1) Запишите в тетрадях число и название темы.

Северная Америка богата внутренними водами. Нам уже известно, что их особенности зависят от рельефа и климата. Поэтому, прежде чем начать знакомство с реками и озерами Северной Америки, давайте вспомним особенности рельефа и климата этого материка.

III. Актуализация.

1. Проверка домашнего задания.

Географический диктант (письменно)

  1. Назовите самый большой по площади остров мира, который находится у берегов Северной Америки. (Гренландия).
  2. В каких полушариях расположен материк? (северном и западном).
  3. Как называется крупная форма рельефа Северной Америки, соответствующая сейсмической области? (Кордильеры)
  4. Назовите древние горы материка. (Аппалачи).
  5. Какие полезные ископаемые залегают в пределах Примексиканской низменности? (газ, нефть).
  6. Назовите основные климатообразующие факторы. (солнечная радиация, циркуляция атмосферы, рельеф)
  7. Какие климатические пояса присутствуют на материке Северная Америка, но отсутствуют в Южной Америке? (Арктический, субарктический).
  8. Как называются ураганные ветры, господствующие на материке? (торнадо)

Передайте свой листок соседу по парте. Я назову правильные ответы. Взаимопроверка.

2. Давайте вспомним виды внутренних вод.

Составим схему (на доске и в тетрадях)

                                               

На материке имеются все виды. Северная Америка богата разнообразными внутренними водами. Кроме того много интересных и знаменитых на весь мир водных объектов: водопады: Ниагарский, Йосемите, каньон реки Колорадо, гейзеры в Йеллоустонской долине и т. д.

IV. Изучение нового материала.

  1. Общая характеристика рек материка.

Для того, чтобы убедиться в разнообразии внутренних вод Северной Америки и зависимости их размещения от рельефа и климата, давайте обратимся к физической карте материка.

Вопросы классу.

1. Какие крупные реки протекают по территории материка?

2. В какие океаны они несут свои воды?

3. Какие реки наиболее полноводны? Почему?

4. Какие реки материка замерзают и почему?

5. В какой части материка много озёр? Почему?

6. Какие типы питания рек преобладают? (слайд 2)

Реки Северной Америки относятся к бассейнам Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. (слайд 3).

Откройте учебники на стр. 146.

Класс делится на 3 группы. Каждая характеризует группу рек, принадлежащую бассейну определенного океана.

- название рек;

- характер течения;

- тип питания.

Проверка результатов – слайд 4.

  1. Основные речные системы.

Сообщения учащихся о реках Северной Америки (Миссисипи – слайд 5), каньоне реки Колорадо (слайд 6), водопаде Йосемите (слайд 7).

Самая большая река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури. «Великая река» так называли индейцы длинную реку Северной Америки ещё до прихода европейцев.

Миссисипи начинается в плоском невысоком озёрном крае к западу от озера Верхнего, почти у северной границы США, течёт на юг. В верхнем течении она несудоходна и используется только для сплава леса. Дальше на юг она становится

широкой, многоводной и судоходной. Миссисипи принимает много притоков, 54 из них судоходны. Крупнейшие притоки Миссури и Огайо. Слияние Миссисипи и Миссури представляет поистине величественное зрелище: два могучих потока шириной до километра каждый, сталкиваются друг с другом, образуя громадный водоворот. При этом грязно- жёлтая вода Миссури отделяется волнистой, непрерывно колеблющейся гранью от более светлой воды верхнего течения Миссисипи. Свыше 200 млн.м.3 песка, глины и ила выносит ежегодно Миссисипи в Мексиканский залив, поэтому дельта её постоянно растёт. Когда в Аппалачах тают снега или на Великих равнинах выпадают ливни, Миссисипи выходит из берегов, затопляя поля и селения. Но настоящая беда приходит когда, разлив на Огайо совпадает с дождями и таянием снега на Миссури и северной Миссисипи. Тогда созданные рекой равнины, становятся местом её разгула, разлив достигает 130 км. В эти периоды вода затопляет постройки, поля, дороги, мосты, унося всё, что оказывается ей под силу.

Реки, стекающие с восточных склонов Аппалачей, стремительны, полноводны, обладают большим запасом электроэнергии, на них построены гидроэлектростанции.

На севере материка течёт Маккензи. Название она получила в честь исследователя этих мест А. Макензи. Индейцы называют её Большой рекой. Огромная речная система Макензи раскинулась от Великих равнин на юге, до Северного Ледовитого океана на севере, от Скалистых гор на западе и почти до Гудзонова залива на востоке. За исток её принимают реку Атабаску, которая начинается со Скалистых гор и впадает в одноимённое озеро. Основную часть вод Макензи получает за счёт таяния снега. Много воды отдают ей болота и озёра. Большую часть года река скована льдом.

Короткие, стремительные реки текут с Кордильер в Тихий океан. Наиболее крупные из них Колумбия и Колорадо. Первая названа в честь корабля «Колумбия», на котором мореплаватель в 1792 году открыл устье этой реки. Вторую реку испанцы назвали Рио –Колорадо, что означает « красная река», так как цвет пород её обрывов красный. Обе реки начинаются в восточных Кордильерах, протекают по внутренним плоскогорьям, образуя глубокие каньоны и снова, прорезая горные хребты, отдают свои воды Тихому океану. Мировую известность приобрёл Большой каньон на реке Колорадо, протянувшийся по течению на 320 км.

3. Озера.

Озера Северной Америки имеют разнообразное происхождение. (слайд 8)

Огромную водную систему образуют Великие озёра и река Святого Лаврентия, (слайд 9) которая соединяет их с Атлантическим океаном. Котловины их образованы разломами земной коры и углублены ледником.

Сообщение учащихся «Великие озера»

Найдите эту водную систему на карте. Как называются озёра?

Сообщение учащихся «Ниагарский водопад» - слайд 10

В 1892 г. И.К. Айвазовский совершил путешествие в Северную Америку, где с большим успехом прошла выставка его произведений. Картина, написанная вскоре после возвращения из-за океана, радует свежестью колорита, прекрасно переданным ощущением влажного воздуха – слайд 11.

Рефлексия (почувствуйте себя капелькой воды, уносящейся в океан под звуки природы) – слайд 12

На равнинах Канады более 200 крупных озёр. Одно из живописнейших – Виннипег, что на языке индейцев означает «вода». Преимущественно ледникового происхождения (Большое Невольничье, Большое Медвежье).

В Кордильерах – озера вулканического и реликтового происхождения  (Большое Соленое озеро) – слайд 14.

4. Ледники, болота, подземные воды.

Ледники.

Для материка характерно современное оледенение, площадь которого более 2 млн. кв. км.

Причины современного оледенения Северной Америки: низкие температуры,

обильные снегопады. Слайд 15

Покровные ледники Гренландии, Канадского Арктического архипелага.

Горные ледники Кордильер, Аляски, Канады.

На севере материка распространена многолетняя мерзлота – слайд 16.

Болота.

На севере в условиях избыточного увлажнения есть болота.

Подземные воды.

Огромное значение для водоснабжения населенных пунктов Северной Америки имеют богатейшие запасы подземных вод, разведанных в центре материка.

V. Закрепление.

Вопросы на закрепление изученного материала. – слайды 17 - 18

1.  К бассейну Северного Ледовитого океана относится река:

А) Маккензи;

Б) Миссисипи;

В)  Колорадо.

2. Крупнейшей рекой материка является:

А) Миссисипи;

Б) Юкон;

В) Св. Лаврентия.

3. Какая река образовала Большой каньон:

 А) Колорадо;

 Б) Колумбия;

 В) Юкон.

4. Река Ниагара находится между озерами:

А) Верхнее и Мичиган;

 Б)  Мичиган и Гурон;

 В) Эри и Онтарио.

Работа с контурной картой – нанесение водных объектов Северной Америки.

Составить пять предложений о внутренних водах материка в тетради.

VI. Итоги урока. Оценивание.

Спасибо всем за активную работу на уроке. Слайд 20

VII. Домашнее задание.

- нанести на контурную карту водные объекты Северной Америки;

- составить рассказ «Я путешествовал по реке»;

- § 37 учебника. – слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Внутренние воды Северной Америки"

Вариант конспекта  урока по теме "Внутренние воды Северной Америки" по географии материков и океанов в 7классе...

Самостоятельная работа 7 класс. Климат и внутренние воды Северной Америки.

Проверка знаний  "Климат и внутренние воды Северной Америки" 7 класс...

Внутренние воды Северной Америки

Урок изучения рек и озер Северной Америки...

Внутренние воды Северной Америки

Продолжить Продолжить Продолжить знакомство учащихся с природными условиями Северной Америки...

Электронное приложение "Внутренние воды Северной Америки"

Представляю электронное приложение к уроку географии в 7 классе «Внутренние воды Северной Америки» как пример использования компьютерных технологий на уроке.  На данном уроке я ставила след...

Презентация "Внутренние воды северной Америки"

Подготовлена к уроку в 7 классе. имеет слайды с текстовой информацией и слайды с фото...

Номенклатурный диктант по теме: "Внутренние воды Северной Америки"

Данная проверочная работа предназначена для учащихся 7 класса и позволит проверить, насколько хорошо учащиеся запомнили местоположение рек и озер Северной Америки. Работа выполнена на 4 варианта....