Урок в 6 классе "Природные зоны Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Люлина Виктория Николаевна

Учебник: Начальный курс географии. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.

Цель урока: сформировать представления о природных зонах Земли.

Задачи урока:

- предметные: сформировать понятие «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать представление о приспособленности растений и животных к среде обитания в разных природных зонах.

- личностные: развитие мышления и мировоззрения школьников через использование метода научного познания; развитие умений делать выводы, обобщать, сравнивать; развитие познавательного интереса, познавательной активности, коммуникативных, информационных компетенций учащихся.

- метапредметные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, устанавливать причинно-следственные связи; создание  условий  для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: проектор мультимедиа, презентация «Природные зоны Земли», карта «Природные зоны Земли», учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока442 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «Природные зоны Земли».

Класс: 6

Учебник: Начальный курс географии. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.

Цель урока: сформировать представления о природных зонах Земли.

Задачи урока:

- предметные: сформировать понятие «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать представление о приспособленности растений и животных к среде обитания в разных природных зонах.

- личностные: развитие мышления и мировоззрения школьников через использование метода научного познания; развитие умений делать выводы, обобщать, сравнивать; развитие познавательного интереса, познавательной активности, коммуникативных, информационных компетенций учащихся.

- метапредметные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, устанавливать причинно-следственные связи; создание  условий  для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: проектор мультимедиа, презентация «Природные зоны Земли», карта «Природные зоны Земли», учебник.

N п/п

Этап

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организационный момент

Диалог:

 учитель -  класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

2

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного

материала

Постановка познавательной задачи

Устное сообщение учителя, диалог

Заканчивая изучение земных оболочек, посмотрим на облик нашей планеты с высоты птичьего полёта. Этот внешний облик складывается благодаря смене разных природных зон. Поэтому темой нашего сегодняшнего урока будет «Природные зоны Земли».

Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: формирование представлений о природных зонах Земли.

Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

Объяснительно – иллюстративный

 Эвристический (частично-поисковый)

Раздает шаблоны таблиц.

Рассказывает о широтной зональности, природных зонах Земли, показывая уникальность и разнообразие каждой природной зоны, используя презентацию и видеофильмы. [1]

После изучения каждой природной зоны предлагает учащимся ответить на вопросы в гиперссылке «Работа с картой».

Рассматривают виды животных и растений каждой природной зоны, пользуясь гиперссылками «растения», «животные».

Особое внимание уделяет березе – символу русского леса. Рассказывает о красоте этого дерева, которую отражает картина художника Шишкина.

Записывают в тетрадь определение «природные зоны», зарисовывают схему.

По ходу просмотра презентации заполняют таблицу, делают выводы. (Приложение 1)

Работают с картой, отвечая на вопросы.

4

Динамическая пауза

Включает песню в исполнении Л.Зыкиной «Русская береза»

Выполняют элементы хороводного танца.

5

Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

Фронтальная беседа

Предлагает выполнить задания:

  1. О какой природной зоне идёт речь;
  2. Найди лишнее слово
  3. Приведите примеры приспособления растений и животных в различных природных зонах

Определяют природную зону по описанию; находят лишнее слово, объясняя свой ответ; приводят примеры приспособления растений и животных в различных природных зонах (приложение 2)

7

Рефлексия

Беседа

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …
  3. Я научился …

  Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

8

 Домашнее задание

§47; Используя материал параграфа и дополнительные источники, решите кроссворды «Природные зоны Земли» [2]. (приложение 3)

Использованная литература:

  1. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание. Начальный курс географии. 6 класс.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. М.: ВАКО, 2005

Приложение 1.

Пользуясь текстом учебника и полученной на уроке информацией, заполните таблицу.

Природная зона

Особенности климата

Растительность

Животный мир

Влажные экваториальные леса

 

 

 

Саванны

 

 

 

Пустыни тропического и умеренного поясов

 

 

 

Степи

 

 

 

Лесная зона умеренного пояса

 

 

 

По таблице сформулируйте выводы.

Приложение 2

Задание 1. О какой природной зоне идёт речь:

  1. Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)
  2. Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)
  3. Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи. (пустыни)
  4. Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)
  5. Занимают значительную территорию в умеренных широтах. Четыре сезона года.. Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны. (смешанные и широколиственные леса)
  6. Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев. (тайга)
  7. Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность. (тундра)
  8. Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (арктические и антарктические пустыни)

Задание 2. Найдите лишнее слово, объясните свой ответ.

А) черепаха, верблюд, ящерица, бурый медведь, змея.

Б) белый медведь, суслик, морж, пингвин, тюлень.

В) жираф, сайгак, сурок, суслик, койот.

Г) липа, дуб, береза, осина, баобаб.

Д) мох, сосна, лишайник, морошка, карликовая березка.

Приведите примеры приспособления растений и животных в различных природных зонах.

Приложение 3

Кроссворд «Зона пустынь»

 

Кроссворд «Полярная зона и зона тундры»

 

Кроссворд «Леса умеренного пояса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Уроки Природные зоны Земли

Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание  5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный мат...

Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.

В презентации на 19 слайдах  дается характеристика природных зон Земли:  Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"

Интегрированный урок (география, биология). Цели урока      • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...

конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

Конспект урока по географии...

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...